Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

то, что ничего не надо готовить, ни к чему готовиться, ничего ожидать, а надо только служить по мере сил Богу. Яснее стало значение очень любимого мною стиха из Луки: «Отвергнись от себя, возьми крест свой на каждый день и следуй за мной». Боюсь только потерять это настроение: оно так разрешает все, дает такую свободу и радость. Удивляешься только почему всегда не жил так, почему все не живут так». (См. т. 88). Во время этой болезни Толстой «особенно часто вспоминал» упоминаемый стих из Евангелия Луки, IX, 23. См. воспоминания П. А. Буланже — «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 43.

18 августа. Стр. 108—110.

272. 1082. написал 2 памятки — Две статьи: «Солдатская памятка» (обращение к солдатам) и «Офицерская памятка» (обращение к офицерам), излагающие должное отношение христианина к военной службе. Были впервые напечатаны в изд. «Свободного слова» (Christchurch, 1902). «Солдатская памятка» была перепечатана во многих заграничных изданиях на русском языке, а в России распространялась в нелегальных гектографированных изданиях, выпущенных некоторыми революционными организациями. П. А. Буланже, в связи с работой Толстого над «памятками», вспоминает, что Толстой «весь, казалось, горел волнением и негодованием, как могли найтись люди, как Драгомиров, так кощунственно пользовавшиеся текстами Евангелия и извращавшие их для проповеди убийства и насилия». «Нет, вы посмотрите, — говорил он мне с особенным волнением и с характерной спазмой голоса, как будто рыдая, — можно ли это написать и без стеснения распространять рядом с трогательными словами Христа о любви, о братстве. Вы прочтите вот это!» — И Лев Николаевич показал мне место солдатской памятки Драгомирова: «Всегда бей, никогда не отбивайся. Сломался штык — бей прикладом; приклад отказал — бей кулаками; попортились кулаки — вцепись зубами»… „Нет, это ужасно, — говорил он, — это что-то до невероятия зверское… «вцепись зубами!»” («Минувшие годы» 1908, № 9, стр. 55).

Позднее Толстой написал краткое предисловие к обеим «Памяткам», но оно было впервые напечатано (с цензурными сокращениями) не вместе с «памятками», а лишь в 1908 году в упомянутых воспоминаниях П. А. Буланже (перепечатано в Б, IV, стр. 60—61). См. еще т. 34.

273. 1083. письмо Николаю. — Император Николай II. —Толстой еще в 1901 г. задумал написать ему о положении народа в России, но написано и закончено было это письмо только в январе 1902 года. См. прим. 303.

274. 1084. драма христианская — Подразумевается драма «И свет во тьме светит». См. прим. 95.

275. 1086. За это время решено ехать в Крым. — У семейных Толстого и у врачей, его лечивших, еще в начале июля 1901 г., когда он стал поправляться после тяжелой болезни, возникла мысль перевезти его в Крым для скорейшего восстановления здоровья и укрепления сил после этой болезни. Графиня Софья Владимировна Панина (известная петербургская общественная деятельница), узнав о возникновении такой мысли, предложила в полное распоряжение Толстого и его семьи свое имение Гаспра в Крыму.

276. 1087. Здоровье очень ослабело: — Весь июль и август Толстой «изредка только покидал постель. Припадки болезни и мучительной слабости чередовались с короткими периодами сравнительного улучшения». (Воспоминания П. А. Буланже — «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 44).

277. 10810. Маша здесь и Машинька. — Маша — Марья Львовна Оболенская, дочь Толстого. Машинька — гр. Марья Николаевна Толстая, его сестра, приезжавшая из Шамардинского монастыря, повидаться с братом перед его отъездом в Крым.

278. 10811—13. «Не выполняя….. его», говорит Рёскин. — Приведенное Толстым изречение вероятно заимствовано им из брошюры «Избранные мысли Джона Рёскина», перевод с английского Л. П. Никифорова, вып. 1, изд. «Посредник», М. 1899, стр. 7, мысль под № 23. Текст этой мысли в переводе Никифорова дословно совпадает с находящимся в Дневнике.

10 октября. Стр. 110—112.

279. 1106—7. Гаспра, на южн[ом] берегу. — Гаспра находится на южном берегу Крыма, в 12 верстах от Ялты и в двух — от мыса Ай-Тодор, в районе б. Ялтинского уезда Таврической губернии. Толстой поселился в имении графини Софии Владимировны Паниной, в доме, принадлежавшем первоначально князю А. Н. Голицыну (1773—1844), бывшему при Александре I министром народного просвещения и президентом «Библейского общества», и выстроенном в 1834—1837 гг. английским архитектором Вильямом Гёнтом (William Hunt).1588 — Рядом с Гаспрой, когда туда приехал Толстой, находились имения великих князей Александра Михайловича и Петра Николаевича, графа Воронцова-Дашкова, князей Юсуповых и др.

В письме к гр. С. Н. Толстому от 6 ноября 1901 г. Лев Николаевич писал: «Живу я здесь в роскошнейшем палаццо, в каких никогда не жил: фонтаны, разные поливаемые газоны в парке, мраморные лестницы и т. п. И кроме того, удивительная красота моря и гор. Со всех сторон богачи и разные великие князья, у которых роскошь еще в 18 раз больше». См. т. 73. В письме же к Чертковым, еще 14 сентября, он писал: «живем мы здесь 5: я с женой, Маша с Колей и Саша. Красота здесь удивительная, и мне было бы совсем хорошо, если бы не совестно». См. т. 88. — П. А. Буланже, в своих воспоминаниях, также отмечает первое впечатление, произведенное на Толстого роскошью дома Паниной.

«Поместился Лев Николаевич в нижнем этаже направо, в комнате, прилегавшей к зале и окнами выходившей на запад и юг, но с юга была крытая терраса, защищавшая от солнца. Это была не вполне подходящая комната, но самая покойная в нижнем этаже». («Минувшие годы», 1908, № 9).

280. 11012. Приехали сюда 8[-го сентября] с Булан[же], Машей и Колей. — Толстой выехал из Ясной поляны 5 сентября, в сопровождении Софьи Андреевны, Марьи Львовны, ее мужа Николая Леонидовича Оболенского, Александры Львовны и Павла Александровича Буланже. П. А. Буланже по своей инициативе выхлопотал для перевозки больного Толстого отдельный вагон. В Харькове к Толстым присоединился А. Б. Гольденвейзер. В Харькове на вокзале тысячной толпой, собравшейся по случаю проезда Толстого, ему была устроена грандиозная встреча. В Севастополе Толстой провел сутки и дальше поехал до Гаспры на лошадях. Приехал в нее 8 сентября, а не октября, как может быть понято из записи 10 октября.

Описание переезда из Ясной поляны в Гаспру см. в воспоминаниях П. А. Буланже («Минувшие годы», 1908, № 9) и в дневнике А. Б. Гольденвейзера — «Вблизи Толстого», т. 1, М. 1922, стр. 67—70.

ИМЕНИЕ ГАСПРА НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ КРЫМА

Дом гр. С. В. Паниной, в котором Л. Н. Толстой прожил с 8 сентября 1901 г. по 25 июня 1902 г.

Об отъезде Толстого в Крым решилась напечатать маленькую заметку только «Петербургская газета» (1901, № 246 от 8 сентября, отд. «По телефону из Москвы»), причем этот номер был немедленно запрещен министром внутренних дел Д. С. Сипягиным к розничной продаже. («Дневник А. С. Суворина», изд. Л. Д. Френкель, П. 1923, стр. 266).

281. 11013. Сережа. — Сергей Львович Толстой.

282. 11015. Умер Адам Вас[ильевич]. И очень хорошо. — Граф Адам Васильевич Олсуфьев (1 февраля 1833 — 9 сентября 1901), отставной генерал-лейтенант, с которым и с семьей которого Толстого связывало старинное знакомство. См. тт. 47 и 50.

По поводу смерти Олсуфьева Толстой писал гр. С. Н. Толстому, 6 ноября 1901: «Умер А. В. Олсуфьев, утром ходил, за 10 минут говорил, знал, что умирает, прощался со всеми, давал советы детям и часто повторял: «Я никак не думал, что так легко умирать». — У него была сахарная болезнь, которая понемногу изводила его». См. т. 73.

283. 11016. работаю над Религией. — Большая статья, законченная Толстым в феврале 1902 года и напечатанная под заглавием «Что такое религия и в чем сущность ее?» На этот вопрос Толстой отвечает определением: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками», «отношение человека к вечной жизни, к Богу, которое одно движет человечество вперед к предназначенной ему цели». Статья эта впервые напечатана за границей — в издании «Свободного слова» (№ 75, Christchurch 1902). См. еще т. 35.

24 октября. Стр. 112—113.

284. 1181—3. Еще надо написать о революц[ионной] брошюре, полученной от И[вана] Михайловича, — Иван Михайлович Трегубов (1858—1931), близкий знакомый Толстого, живший в то время за границей в эмиграции, прислал Толстому изданные в Женеве князем Дмитрием Александровичем Хилковым «Народные листки» революционного содержания: «Как попы поработили народ учением Христа», «О штунде», и «Об уличных беспорядках (Мысли военного)» (листки эти были написаны самим Д. А. Хилковым) и просил Толстого сообщить свое мнение о литературе подобного рода. В письме к И. М. Трегубову от 2 декабря 1901 г. Толстой подробно излагает свое резко отрицательное мнение о последней из названных брошюр (письмо это впервые напечатано в периодическом обозрении «Свободное слово», № 2, Christchurch, 1902); о первой же брошюре он отзывался положительно. См. т. 73. О Трегубове см. т. 52, комментарий к Дневнику от 23 декабря 1891.

285. 1183—4. и о праве иметь отношение с Богом, по случаю речи Ст[аховича]. — Михаил Александрович Стахович (см. т. 50, комментарий к Дневнику от 1 декабря 1888), бывший в то время Орловским губернским предводителем дворянства, при закрытии 24 сентября 1901 года состоявшегося в Орле миссионерского съезда, как сообщалось в «Церковных ведомостях», «обратился к полному его собранию с речью «о свободе совести», в которой бесцеремонно высказался и против результатов съезда и против миссионерства вообще. Он упрекнул Орловский съезд в том, что тот, «пренебрег краеугольным камнем» и пропустил в своей программе «ни разу не произнесенные здесь вековые слова: свобода совести». — Он утверждал: «нельзя и бесцельно карать за проповедь пред взрослыми, за совращение сознательных людей». — Поставив затем вопрос: кто запретил свободу совести в России и кто карает, Стахович обвиняет в этом гражданскую власть, государство, которое неподлежаще взяло на себя опеку над чуждою ему областью — областью духа и совести. «Церковь Божию святотатственной рукой приковали мы к подножию власти суетной». — Считая за несомненное, что область совести и веры есть исключительно область церкви (но не государства), Стахович предлагал миссионерскому съезду, во имя церкви, провозгласить и возбудить ходатайство «о необходимости свободы совести, о необходимости отмены всякой уголовной кары за отпадение от православия и исповедание иной веры». См. «Прибавление к Церковным Ведомостям, издав. при свят. Синоде», 1901, № 41, стр. 1511.

Речь М. А. Стаховича была напечатана впервые за его подписью под заглавием «Доклад М. А. Стаховича, читанный на Орловском миссионерском съезде» в «Орловском вестнике» (1901, № 254 от

Скачать:PDFTXT

то, что ничего не надо готовить, ни к чему готовиться, ничего ожидать, а надо только служить по мере сил Богу. Яснее стало значение очень любимого мною стиха из Луки: «Отвергнись