Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

смерти, в письме к Генриху Ильгенштейну (автору книги «Wilhelm von Polenz», Berlin, 1904) написал 21 ноября 1903 г.: «Я был очень опечален известием о смерти Поленца. Это был большой писатель, соединивший в себе в равной степени все три свойства, нужные для писателя: всегда важное содержание, прекрасную технику и большую искренность, т. е. любовь к тому, что он описывал. Качества эти проявились в тех трех романах его, которые я читал: роман крестьянский, роман помещичий и роман религиозный», «Der Pfarrer von Breitendorf» [«Деревенский священник»]. Последний роман этот прекрасен и по форме, и по значительности содержания. — Очень жаль, что немецкая публика не оценила по достоинству этого замечательного писателя. Но если он не оценен современниками, то его оценят будущие поколения. Это один из тех писателей, которые, как Диккенс, Гюго, переживут несколько поколений, и будут оценены не одними соотечественниками». См. т. 74. — Почти все произведения Поленца имеются в русских переводах («Крестьянин» — в изд. «Посредник», «Жизнь и Знание», «Новая Москва», «Московский Рабочий»; «Деревенский священник» — в изд. «Посредник», перевод В. М. Величкиной, М. 1905; «Землевладелец» — в «Русской мысли» за 1903 г. и др.)

В ноябре 1901 года Толстой читал роман Поленца: «Der Grabenhäger» [«Землевладелец»], Berlin, 1899. О нем он писал В. Г. Черткову в письме от 30 ноября 1901 г.: «Хуже, [чем] «Büttnerbauer», но там есть нынче прочтенная мною глава, которая так и потянула меня к художественной работе. Теперь особенно, после того, как я кончил утомившую меня одностороннюю работу о религии». См. т. 88.

26 декабря. Стр. 115—117.

302. 11532—33. Поехал в Ялту ночевать и там заболел сердцем. Пробыл неделю у Маши. — В Ялте, на даче Иловайской, жили Марья Львовна и Николай Леонидович Оболенские. Толстой был в Ялте с 7 по 13 декабря. Об этом периоде жизни и болезни Толстого см. в воспоминаниях П. А. Буланже — «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 55—56; еще см. «Новости», 1903, № 347, 7 декабря (заметка об отношении к Толстому дачевладелицы).

303. 1163—4. и письмо Г[осударю] не очень хочется писать. — Письмо это к Николаю II было напечатано в периодическом обозрении «Свободное слово», № 14, Christchurch, 1904. В России оно впервые появилось в газ. «Обновленная Россия», 1905, № 19 от 15 декабря (доставил его редакции П. А. Сергеенко), а в 1917 г. напечатано, «с подлинника, бывшего в руках бывшего царя», в журнале «Былое», 1917, № 1, июль, и во многих других изданиях, между прочим, в сборнике «Лев Толстой и русские цари» (1862—1905), под ред. В. Г. Черткова, М. 1918. — Датировано оно: 16 января 1902 г. — См. еще прим. 306 и «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого (вып. 1, М. 1922, стр. 57 и 60). — Подлинник письма, переданный в 1917 году в Толстовский музей Библиотеки Академии наук, в настоящее время хранится в ИЛ.

304. 1168. ИсламИслам (т. е. «покорность богу») или магометанстворелигия, основателем которой был араб Магомет (или Мохаммед, 569—632). Священной книгой последователей ислама является Коран (см. прим. 210). — В письме к Фридуну Хану Бабалбекову (от 28 декабря 1908 г.) Толстой писал: «…Ислам, по моему мнению, содержит, как и все религии: браманизм, буддизм, конфуцианство и др., великие, вечные истины, но, как и все религии, перемешанные с суевериями, грубыми извращениями истины, обрядами и обманами» См. т. 78.

1902.

22 января. Стр. 118—119.

305. 1181—2. Почти все время болен, т. е. приближался к смерти. — В январе 1902 года, около 26-го, состояние здоровья Толстого настолько ухудшилось, что внушало серьезные опасения, и то и дело терялась надежда на выздоровление. В связи с этим органами высшей власти был запрещен прием телеграмм с запросом о состоянии здоровья Толстого и распоряжением Главного управления по делам печати (от 29 января 1902 г.) было предписано периодической печати «в случае кончины гр. Толстого» не касаться постановления Синода от 20—22 февраля 1901 г. и во всех известиях и статьях соблюдать «необходимую объективность и осторожность». См. «Дневник А. С. Суворина», изд. Л. Д. Френкеля, М.—П. 1923, стр. 280; еще см. сборн. «Русские ведомости. 1863—1913», М. 1913, стр. 185. Мало того, в конце января 1902 г., в связи с «вероятной вскоре кончиной» Толстого Синодом и Министерствами внутренних дел и путей сообщения были частью заготовлены, а частью даже даны секретные предписания: о запрещении панихид, о перевозе тела Толстого из Крыма в Ясную поляну, о воспрепятствовании каким-либо демонстрациям на пути его следования и т. п. Было распоряжение (от 10 февраля) «озаботиться приготовлением траурного вагона» для перевозки тела — «взять багажный вагон и обить внутри траурной материей — черным коленкором с белыми отводами». См. документы из «совершенно секретного» дела, хранящегося в Центрархиве Крымской АССР, напечатанные под заглавием «К биографии Л. Н. Толстого. (1901—1902 гг.)» в «Красном архиве», т. 63, М. 1934, стр. 126—130. Еще см. статью «Похороны Льва Толстого до его смерти (1902)» в журн. «Былое», 1917, № 2. — О распоряжениях Победоносцева на случай смерти Толстого, о решении семейных похоронить Льва Николаевича в Крыму и о присланном в Крым письме митрополита Антония к С. А. Толстой, см. в Б, IV, стр. 61—62, а также в воспоминаниях П. А. Буланже («Минувшие годы», 1908, № 9). Еще см. письмо митрополита Антония к С. А. Толстой от 11 февраля 1902 г. и ее ответ от 20 февраля в книге М. Б. «Антоний, митрополит с.-петербургский и ладожский», изд. О-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, П. 1915.

306. 1183—5. написал письмо Г[осударю] и послал через Н[иколая] М[ихайловича]….. Не знаю, передаст ли. — Николай Михайлович Романов, великий князь (1859—1918), сын вел. кн. Михаила Николаевича, двоюродный дядя Николая II, автор и издатель ряда исторических исследований (преимущественно по эпохе Александра I). Познакомился с Толстым в Гаспре.

В воспоминаниях своих об этих встречах Николай Михайлович рассказывает, что когда он пришел в Гаспру второй раз, то Толстой встретил его словами: «Очень рад вас видеть, я поджидал вас, меня мучила совесть, хочу спросить вас, подумали ли вы, что сделали, когда первый раз пришли ко мне. Ведь я — скарлатина, я отлучен от церкви, меня боятся, а вы приходите ко мне; повторяю, я — скарлатина, зараза, и у вас могут выйти неприятности ради меня, будут на вас косо смотреть, как вы посещаете политически неблагонадежного человека». (См. «Мои свидания осенью 1901 г. в Крыму с графом Л. Н. Толстым. 26 и 31/Х и 3/ХІ», Н. М. Романова — «Красный архив», т. 2 (21), 1927, Центрархив, Гос. изд., М.—Л., стр. 233—234). Несмотря однако на это предостережение, Николай Михайлович не отказался от общения с Толстым и переписывался с ним ряд лет.

Написав свое обширное письмо к царю (см. прим. 303), Толстой запросил Николая Михайловича, согласен ли он передать письмо по назначению. Ответ был получен утвердительный (см. прим. 721). Но, несмотря на это, посылая великому князю это письмо, Толстой в сопроводительном письме от 16 января 1902 г. опять писал: «Прилагаю письмо государю, к сожалению написанное не моей рукой. Я начал было это делать, но почувствовал себя настолько слабым, что не мог кончить. Я прошу государя извинить меня за это. Письмо посылаю незапечатанным, с тем что, если вы найдете это нужным, могли перечесть его и решить еще раз, удобно ли вам передать его. Письмо может показаться в некоторых местах резким — правду, или то, что считаешь правдой, нельзя высказывать наполовину — и потому вы, может быть, не захотите быть посредником в деле, неприятном государю. Это не помешает мне быть сердечно благодарным вам за вашу готовность помочь мне. В таком случае я изберу другой путь. Вы же пока оставьте письмо у себя». Это письмо Николаю Михайловичу, как и письмо с предварительным запросом, полностью напечатаны в Б. IV, стр. 57—58; комментарий биографа к ним ср. с примечанием к письму Толстого к царю в сборн. «Лев Толстой и русские цари», под редакцией В. Г. Черткова, М. 1918, стр. 27. Еще см. т. 73.

Исполнив поручение Толстого, вел. кн. Николай Михайлович телеграфировал ему 28 января 1902 г. из Петербурга: «Вчера передал лично. Как Ваше здоровье. Николай Михайлович». (ГТМ, архив С. А. Толстой). Позднее, в письме от 15 апреля 1902 г., он подробно сообщил Толстому о том, как 27 января он передал Николаю II письмо Толстого. См. прим. 840, а также ДСАТ, III, стр. 174.

307. 1185—6. Превосходная книга Мадзини — Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini, 1805—1872), итальянский революционер и мыслитель. В письме от 7/20 марта 1905 г. к Лучиано Мадзини Толстой писал: «Мадзини никогда не был оценен по заслугам вследствие его политической и патриотической итальянской деятельности, скрывавшей его значение, как философа и истинного пророка всех народов. Я всегда восхищался его писаниями и испытывал самое глубокое уважение к его благородной жизни» (перевод с французского). См. т. 75. — У Толстого долго хранилась записка Мадзини к Герцену, которую он выпросил себе у Герцена (см. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого», т. I, М. 1922, стр. 230).

В Дневнике Толстой упоминает книжку «Иосиф Мадзини. Об обязанностях человека». Перевод Л. П. Никифорова, изд. «Этико-Художественной библиотеки», М. 1902 (есть еще изд. 1918 г.). — Толстой включил в «Круг чтения» отрывок из Мадзини — «Воспитание» и много его мыслей.

В связи с чтением Толстым книги Мадзини в январе 1902 г. А. Б. Гольденвейзер вспоминает: «… конец ее Горький при мне вслух прочел Льву Николаевичу, который очень любит эту книжку. Пока Горький читал, Лев Николаевич, уже не раз перечитывавший отдельные места книги, очень взволновался — до слез. Мы за него испугались, так как он был нездоров». («Вблизи Толстого», т. I, стр. 80, запись 15 января 1902).

308. 1186. и мысли Рёскина. — Толстой вероятно читал «Избранные мысли Джона Рёскина», вып. 2, перевод Л. П. Никифорова, изд. «Посредник», М. 1902. См. еще прим. 278.

309. 1187. Нынче приехал Граубергер. — Федор (Иоганн-Фридрих) Христофорович Граубергер (23 апреля 1857—1919), из крестьян с. Верхней Кулалинки Усть-Кулалинской вол. Камышинского у. Саратовской губ., был сначала народным учителем, потом садоводом. Единомышленник Толстого, отличавшийся редкой прямолинейностью и последовательностью, горячий пропагандист. О нем см. в статье М. Агеева «Дубовские толстовцы» в журнале «Жизнь для всех», 1913, № 5, и в книге Вал. Булгакова «Одумайтесь, люди-братья!» Изд. «Задруга», М. 1922, стр. 43—44 и 208—213. — Вступил в

Скачать:PDFTXT

смерти, в письме к Генриху Ильгенштейну (автору книги «Wilhelm von Polenz», Berlin, 1904) написал 21 ноября 1903 г.: «Я был очень опечален известием о смерти Поленца. Это был большой писатель,