Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

общение с Толстым в 1895 году. Письма Толстого к нему впервые напечатаны в газете «День», 1913, № 302 от 7 ноября (публикация А. С. Пругавина). — Неоднократно подвергался преследованиям. В 1915—1916 году был привлечен к суду по двум делам, связанным с распространением идей Толстого и открытым протестом против войны, и приговорен к заключению в крепости.

В написанном накануне приезда Граубергера письме к нему Толстой ему писал (20 января 1902): «Вас помню и люблю, и боюсь за вашу горячность». См. т. 73, а также т. 71.

23 января. Стр. 119—120.

310. 11929 Приехал Берт[енсон]. — Лев Бернгардович Бертенсон (29 июля 1850—11 декабря 1929), известный петербургский врач-терапевт и гигиенист. Приезжал к Толстому по приглашению Софьи Андреевны (см. ниже, прим. 727). Еще см. Л. Б. Бертенсон: 1) «Страничка к воспоминаниям о Л. Н. Толстом», Спб. 1911; 2) в «Сборнике воспоминаний о Л. Н. Толстом», изд. т-ва «Златоцвет», М. 1911; 3) то же в «Вестнике Европы», 1911, № 1; 4) «Как я лечил Толстого» — в еженедельнике «Красная панорама», 7 сентября 1928, № 36, стр. 22; 5) письмо в редакцию по поводу дневниковой записи Толстого от 23 января 1902 г. — «Летопись» 1917, I, стр. 326. — О нем см. «Современники. Альбом биографий» Н. И. Афанасьева, т. II, 1910.

Следующие за фамилией Бертенсона в Дневнике слова: Разумеется пустяки — относятся к заболеванию, которое казалось Толстому «пустяками».

311. 11930—34. Чудные стихи: Зачал старинушка….. да и в могилушку. — Толстой прочитал эти стихи из народной песни в фельетоне В. П. Буренина «Критические очерки. Разговор с разочарованным. Разговор третий» («Новое время», 1902, № 9294 от 18 января). По словам Л. Б. Бертенсона (см. прим. 310), Толстой, в разговоре с ним, применил эти стихи к себе и при этом прослезился. «Ему очень нравятся эти стихи и умиляют его», сообщает М. Л. Оболенская. (Письмо к Л. И. Веселитской от 24 января 1902, в книге В. Микулич «Встречи с писателями», Л. 1929, стр. 22). Еще см. ДСАТ, III, стр. 173, запись 26 января.

5 мая. Стр. 120—131.

312. 1207—8. Три с половиной месяца не писал. Был тяжело болен — За первые четыре месяца 1902 года Толстой сделал всего лишь две записи в свой Дневник (22 и 23 января), но тем не менее, вне тетради Дневника, им или его близкими велись записи как его мыслей, которые обычно диктовались им или записывались им самим в записные книжечки, так и внешних событий его жизни и о ходе его болезней. Из записных книжек большинство мыслей было переписано потом в тетрадь Дневника (см. выписки на стр. 120—131). Самые же записные книжки печатаются в этом томе, на своем месте, полностью. Что же касается записей о ходе болезни и о внешних преимущественно событиях, то они содержатся в Календарном блок-ноте, составляющем дополнение к Дневнику.

Мемуарная литература о крымской болезни Толстого, в частности о болезни его в первые четыре месяца 1902 года, довольно обширна и содержательна. На первом месте по ценности стоят воспоминания П. А Буланже («Минувшие годы», 1908, № 9) и «Наброски к воспоминаниям» доктора К. В. Волкова («Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 2, М. 1920), а также воспоминания писателя д-ра С. Я. Елпатьевского («Литературные воспоминания», изд. «Книгоизд-ва писателей», М. 1916). Кроме того, см. Б, IV, стр. 47—66 (ценны цитаты из писем Софьи Андреевны и Марьи Львовны), воспоминания д-ра Л. Б. Бертенсона (см. прим. 310) и др.

313. 12316—18. 1 Февр. 1902 г. П. Б[ирюков] как то писал в письме, что….. всем приятное. — В каком письме П. И. Бирюкова содержалась упоминаемая в Дневнике мысль, установить не удалось.

314. 12322—30. 2 Февраля 1902. Огонь и разрушает….. всей своей тяжестью. — См. воспоминания П. А. Буланже — «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 60—62. Еще см. мысль этой записи в обработанном виде в сборнике «Путь жизни» (изд. «Посредник», М. 1911, глава XXVII — «Зло», отд. IV, мысль 8-я). Еще см. т. 45.

315. 12421—27. (К письму). И потому вы приходите к убеждению….. все правительство. — Толстой был занят в то время письмом к вел. кн. Николаю Михайловичу в ответ на его возражения против проекта «единого налога» Генри Джорджа. См. прим. 843.

316. 12532—34. 8 март. Белинский без религии, из нижнего этажа. Гоголь религиозный — из верхнего. — Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), русский критик. См. т. 53, комментарий к Дневнику от 17 мая 1896.

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852), писатель. См. т. 50, комментарий к Дневнику от 22 августа 1889.

Сделанное Толстым в Дневнике сопоставление имен Гоголя и Белинского было вероятно вызвано юбилейными статьями о Гоголе (по поводу пятидесятилетия со дня его смерти), из которых Толстой мог прочесть и статью М. Н. Столярова «Гоголь и Белинский», напечатанную под псевдонимом С. Ашевский, в журнале «Образование», 1902, №№ 2—4.

317. 1261—2. Человек….. существо. Parerga [und] paralipomena. — Сочинение Артура Шопенгауэра (см. прим. 191), его афоризмы. Приведенное Толстым изречение не является буквальным переводом. Толстой вероятно читал второй том «Parerga und Paralipomena», где в § 114 имеются между прочим такие изречения Шопенгауэра:

«Человек, в сущности говоря, дикое, ужасное животное».

«Гобино назвал человека l’animal méchant par excellence,1589 что людям не понравилось, так как они чувствовали себя оскорбленными. Но он был прав: ибо человек — единственное животное, причиняющее другим страдания без всякой дальнейшей цели».

Там же Шопенгауэр сравнивает человека с тигром, гиеной и с подстерегающей в темных закоулках ядовитой жабой.

См. Arthur Schopenhauer, «Parerga und Paralipomena: kleine philosophische Schriften». Zweite, verbesserte und beträchtlich vermehrte Auflage, aus dem handschriftlichen Nachlasse des Verfassers herausgegeben von Dr. Julius Frauenstädt. Zweiter Band. Berlin 1862. Стр. 223—224, § 114. (Издание это имеется в Яснополянской библиотеке). Русское издание: «Собрание сочинений Артура Шопенгауэра», в переводе и под ред. Ю. И. Айхенвальда, т. XXIII, стр. 621, 623 и 826 (из этого издания заимствованы переводы вышеприведенных цитат).

Какое издание сочинений Шопенгауэра читал Толстой в 1902 г. неизвестно. Возможно, что он читал русское издание: Артур Шопенгауэр, «Афоризмы и максимы», т. I, изд. третье А. С. Суворина, Спб. 1892. В этом томе имеется перевод вышецитированных мыслей в отделе «В дополнение к этике», см. стр. 348—360.

318. 1263. «И охладеет любовь» — это последнее худшее бедствие. — Из Евангелия Матфея, XXIV, 12. — 23 марта 1902 года, в период некоторого улучшения его здоровья, Толстой между прочим писал Чертковым: «Видно приходится еще жить. Как нашему брату старику ясно, что единственный смысл этой, во всяком случае краткой, прибавки к жизни только один: делать то, чего хочет от меня Тот, Кто послал меня в жизнь, то, зачем Он послал. Как я счастлив, что знаю это и особенно ясно узнал во время болезни, — увеличивать любовь. Помните в предсказании конца мира сказано: будут войны, глады, моры, и последнее, как самое ужасное бедствие, — охладится любовь в людях». См. т. 88.

319. 1269. Мир Божий….. Шопенгауэр. — Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 1788—1860), немецкий философ, высоко ценимый Толстым. См. т. 50, комментарий к Дневнику от 25 ноября 1888.

В мартовской книге журнала «Мир божий» за 1902 г. (№ 3, стр. 106—134) помещено окончание статьи Фридриха Паульсена «Артур Шопенгауэр, как человек, философ и учитель» (переводе немецкого Т. А. Богданович. Отд. изд. — Киев, 1907).

На упоминаемой в Дневнике стр. 118 этой книги находится рассуждение Паульсена о том, что до сих пор человечество шло двумя путями: путем культуры, которым идут европейские народы, и путем искупления, которым идут индусы, которые «мечтают достичь мира и покоя посредством искоренения потребностей и отрицания естественной воли и естественного желания жизни». — Записанная дальше в Дневнике мысль вызвана этими строками статьи Паульсена.

320. 12613—14. Паульсен говорит…. а Христос. — Фридрих Паульсен (Friedrich Paulsen, 1846—1908), немецкий историк философии, профессор Берлинского университета. — Одну мысль Паульсена Толстой включил в «Путь жизни» (см. главу «Зло»).

В Дневнике Толстой имеет в виду его статью о Шопенгауэре (см. предыдущее примечание). Последняя глава этой статьи, озаглавленная — «Шопенгауэр, как учитель жизни», — заканчивается словами:… «Учителем должен быть не Шопенгауэр, не Ницше или какой-нибудь иной, созданный блуждающей во тьме верой, идол, а Учитель из Назарета» («Мир божий», 1902, № 3, стр. 134).

321. 12615—17. Вересаев пишет….. Он спрашивает: отчего? — В. Вересаев (псевдоним Викентия Викентьевича Смидовича, р. 4 января 1867), русский писатель, по образованию — врач, автор «Записок врача». Посетил Толстого 15 августа 1903 г. Напечатал о нем работы: «Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом)» в книге «Живая жизнь» (ч. I, М. 1911); «Художник жизни (о Толстом)», изд. «Дома печати», М. [1922]; воспоминания — «У Льва Толстого» («Красная нива» 1925, № 48, стр. 1170—1173); еще см. «Печать и Революция» 1923, № 5. Из сочинений Вересаева Толстому больше других нравилась повесть «Конец Андрея Ивановича» (Спб. 1900).

В 1902 г. Толстой прочел повесть Вересаева «На повороте», впервые печатавшуюся в журнале «Мир божий», 1902, № 1—3. К ней и относится дневниковая запись.

322. 12628—29. 21 марта 1902. Предстоят работы:….. 4) К молодежи. — Из этих замыслов Толстой исполнил третий (см. прим. 343) и начал четвертый — сохранился набросок обращения «К молодым людям, живущим нерабочею жизнью (К интеллигентной молодежи)». См. т. 35.

323. 1275. Говорят: вернитесь к церкви. — Эта мысль Толстого вызвана вероятно полученным Софьей Андреевной 15 февраля 1902 г. письмом от петербургского митрополита Антония. В связи с этим С. А. Толстая записала 15 февраля: «Вечером. Получила письмо от петербургского митрополита Антония, увещевающего меня убедить Льва Николаевича вернуться к церкви, примириться с церковью и помочь ему умереть христианином. Я сказала Лёвочке об этом письме, и он мне сказал, было, написать Антонию, что его дело теперь с богом, напиши ему, что моя последняя молитва такова: «От тебя изошел, к тебе иду. Да будет воля твоя». А когда я сказала, что если бог пошлет смерть, то надо умирать примирившись со всем земным, и с церковью тоже, на это Лев Николаевич мне сказал: «О примирении речи быть не может. Я умираю без всякой вражды или зла, а что такое церковь? Какое может быть примирение с таким неопределенным предметом?» Потом Лев Николаевич прислал мне Таню сказать, чтоб я ничего не писала Антонию». 25 февраля С. А. Толстая отметила, что и Толстой получил два письма с увещеваниями «вернуться к церкви и причаститься», и она, Софья Андреевна, получила письмо от кж. Мар. Мих. Дондуковой-Корсаковой с просьбой, чтобы

Скачать:PDFTXT

общение с Толстым в 1895 году. Письма Толстого к нему впервые напечатаны в газете «День», 1913, № 302 от 7 ноября (публикация А. С. Пругавина). — Неоднократно подвергался преследованиям. В