Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

она «обратила Льва Николаевича к церкви и причастила». См. ДСАТ, III, стр. 183 и 185.

324. 12716—17. Изучайте древние религии не в том смысле, как разные ограниченные Летурно. — Шарль Летурно (Charles Letourneau, 1831—1902), французский этнограф и социолог, автор ряда книг по истории развития общественных учреждений и культуры вообще.

325. 12912—13. «Прежде чем был Авраам Я есмь». — Евангелие Иоанна, VIII, 58.

326. 12916. (К рабочему народу). — Заметка к статье (или «обращению») — «К рабочему народу», законченной Толстым в сентябре 1902 года. — Статья начинается словами: «Жить мне осталось немного и хотелось бы перед смертью сказать вам, рабочему народу, то, что я думал о вашем угнетенном положении и о тех средствах, которыми вы можете освободиться от него. Может быть, что-нибудь из того, что я думал и думаю (а думал я об этом много), пригодится вам. Обращаюсь я естественно к русским рабочим, среди которых живу и которых знаю больше, чем рабочих других стран, но надеюсь, что и рабочим других стран могут быть не бесполезны некоторые из моих мыслей». — Впервые статья появилась за границей в изд. «Свободного слова» (Christchurch, Англия, 1902). В приложении к ней напечатаны — в сокращенном переводе Толстого — проект «Японского общества возвращения земли рабочим» и проект Генри Джорджа. — В России статья полностью напечатана только в 1917 году. См. еще т. 35.

327. 13022—27. 11) Проведение хотя бы….. наилучшее оправдание. — К письму к вел. кн. Николаю Михайловичу (см. прим. 315).

22 мая. Стр. 131.

328. 13129. Тиф прошел. — Толстой между 27 апреля и 2 мая заболел брюшным тифом. Окончательный диагноз был поставлен 12 мая. — В письме к В. Г. Черткову от 27 мая 1902 г. он писал: «Я поправляюсь и от тифа. Идет 5-я неделя. Всё хорошо, даже два дня работаю, только не то, что ходить, но стоять не могу. Ног как будто нет. Погода была холодная, но теперь чудная, и я два дня в кресле выезжаю на воздух. Ждем поправления и укрепления, чтобы ехать в Ясную поляну…» См. т. 88. Еще см. прим. 844.

27 мая. Стр. 132.

329. 1328—9. грустное известие об аресте Суллер[а]. — Леопольд Антонович Сулержицкий (см. прим. 38) 9 мая 1902 года был арестован в Москве по обвинению в участии в транспортировке в Россию социал-демократического журнала «Искра» («Голос минувшего», 1918, № 4—6, стр. 292). Он просидел около двух месяцев в тюрьме, а затем был выслан до окончания дела в Подольскую губернию. Приговором суда, состоявшимся через полтора года после высылки, был оправдан. — Узнав об аресте Сулержицкого Толстой написал 28 мая П. А. Буланже: «Арест Суллера ужасно огорчил меня. Я боюсь за его душевное состояние. Как бы помочь ему? Вы, вероятно, да и Сережа [С. Л. Толстой] сделаете всё, что можно, чтобы облегчить его положение». Затем он добавил: «Надо главное установить сношения с Суллером, чтобы он чувствовал, что о нем заботятся» (см. т. 73). Впоследствии, в письме от 15 июля 1902 г. Толстой сообщил В. Г. Черткову: «А какая радость — Суллер выпущен и третьего дня был у нас». См. т. 88.

330. 1329—10. Был Персиянин разнощик….. бабист. — Бабиды (или бабисты) — персидская секта, основанная в 1844 году Мирза-Али-Мохаммедом (1814—1850), называвшим себя «Баб» (т. е. «врата» или «путь»). Он написал трактат «Biyаn» («Изъяснение»), в короткое время приобрел много последователей, подвергся преследованиям и был казнен в Тавризе. Продолжателем его дела был Мирза-Гуссейн-Али (1817—1892), прозванный «Беха-Улла» (т. е. «слава божия»), по имени которого бабидов называют также — бехаитами или багаистами. Продолжателем Беха-Уллы был его сын, Аббас-Эффенди (ум. 1922). Сущность учения бабидов состоит в признании основным законом жизни любви к ближнему и потому в отрицании всех человеческих установлений, противоречащих любви. Секта бабидов подвергалась со стороны персидского правительства жестоким преследованиям (за принадлежность к ней полагалась смертная казнь).

Толстой очень интересовался этой сектой и ценил «Таблички» бабидов, т. е. письма и изречения трех их вождей. См. И. Наживин, «Голоса народов», вып. I, М. 1908; М. Булановский, «Бэгаиты», изд. «Зеленая палочка», М. 1914; а также статью и переводы А. Веселовской — „Книга «Достоверности»” (в «Вестнике теософии», 1916, №№ 2, 4, 6 и 7). — См. еще тт. 74, 78 и 79 — письма Толстого к И. А. Гриневской от 22 октября 1903, к Ф. X. Бабалбекову от 28 декабря 1908, и к М. М. Крымбаеву от 16 марта 1909.

Сведений о побывавшем в Гаспре персе-бабиде найти не удалось.

3 июня. Стр. 132.

331. 13216. Поправляюсь, но вижу, что не надолго. — В начале июня 1902 года Толстой писал В. Г. Черткову: «Я встаю, провожу целый день на воздухе и, хотя и согнувшись по-стариковски, могу пройти шагов двадцать и тридцать… По секрету скажу вам, что несмотря на то, что я поправляюсь, я чувствую, что скоро уйду от этой жизни. И не то, что мысль эта не оставляет меня, но я не оставляю этой мысли, et je me trouve très bien.1590 Может быть, я ошибаюсь, но мне хотелось сказать это вам». См. т. 88.

1 июля. Стр. 132—134.

332. 13225—26. Три дня как приехали из Гаспры. — Толстой приехал в Ясную поляну из Крыма 27 июня 1902 года. Выехал он из Гаспры 25 июня. С ним вместе ехали Софья Андреевна, заболевшая в то время Александра Львовна, Сергей Львович. Сопровождали Толстых доктор Д. В. Никитин, Ю. И. Игумнова и выхлопотавший для перевозки Толстого отдельный вагон П. А. Буланже. До Ялты Толстой ехал на лошадях, в коляске Юсуповых, от Ялты в Севастополь на пароходе «Алексей», дальше — по железной дороге в специальном вагоне. Описание отъезда Толстого из Крыма см. в «Литературных воспоминаниях» С. Я. Елпатьевского (М. 1916, стр. 46) и в воспоминаниях П. А. Буланже («Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 67—68). В пути из Крыма Толстого приветствовали на остановках и знакомые из местных жителей и толпы незнакомых людей. В Харькове встретил его известный адвокат Ф. Н. Плевако, который много ему рассказывал. В Курске, благодаря съезду народных учителей и учительниц на губернские летние педагогические курсы, Толстого встретила на вокзале учительская масса. Ее депутацию возглавлял местный земский деятель кн. Петр Дмитриевич Долгоруков, которому позднее за допущение «демонстрации» пытался сделать «внушение» тов. министра внутренних дел (при Плеве) генерал фон-Валь. Возражая ему, Долгоруков сказал, что учителя не могли смотреть на Толстого «исключительно с полицейской точки зрения» и что они, действительно, махали стоявшему у окна писателю платками и крикнули «ура». Еще он сказал жандармскому генералу, что «по словам сопровождавших графа лиц, подобные встречи были во время остановок на всем пути из Севастополя» и что «если уж кто нарушил общественную тишину и спокойствие, то это именно жандармы, которые бросились в толпу с криками: „Кто вам приказал кричать «ура»? Нельзя без приказу кричать «ура»“. — Запись этого диалога напечатана под заглавием «Фон-Валь в роли литературного ценителя» в журнале «Освобождение», Штутгарт, № 8 (32) от 2/15 октября 1903, стр. 148. Еще см. ДСАТ, III, 197.

29 июня, в письме к брату, гр. С. Н. Толстому, Толстой сообщал: «Мы приехали третьего дня. Я доехал хорошо. Положение мое такое: ходить могу шагов 200 по ровному и согнувшись. Коленки и суставы в руках болят, сплю мало, но могу работать и всё понимаю и чувствую и могу сказать, что доволен… Очень мне после болезни стала близка смерть и я благодарю Бога за болезни, во время которых многое понял». См. т. 73.

333. 1338—9. я читал в Иене вывешенное у немца профес[сора] математики изречение, — Иенагород в Германии, в великом герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах. Славился университетом, в котором среди профессоров были знаменитые философы (Фихте, Шеллинг и др). — Толстой провел в Иене всего лишь один день — 15 апреля 1861 года. Упоминая в своем Дневнике того времени это мимолетное пребывание в Иене, Толстой между прочим отметил: «Шефер математикхарактерный тип». (См. т. 48, Дневник 1861 г. и комментарий к нему). Можно предполагать, что именно у Шефера Толстой видел вывешенным изречение, упоминаемое им в записи 1 июля 1902 года. Это же изречение, в несколько измененном виде, введено Толстым в речь Степана Аркадьевича Облонского (в разговоре с Левиным): «Какой-то математик сказал, что наслаждение не в открытии истины, но в искании ее». См. т. 18, «Анна Каренина», ч. 2, гл. XIV, стр. 171.

334. 1344—5. В книжечке прибавлено: хорошо. — См. Записную книжку 1902 г. — стр. 280, строка 22.

5 августа. Стр. 134—135.

335. 13429. 22 Июля послал к Ра[бочему] Н[ароду]. — Толстой послал статью-обращение «К рабочему народу» в Англию В. Г. Черткову для напечатания.

336. 13429-31. с тех пор писал Х[аджи] М[урата], то с охотой, то с неохотой и стыдом. — См. статью П. А. Буланже „Как Л. Н. Толстой писал «Хаджи Мурата»“ («Русская мысль», 1913, № 6), а также т. 35.

8 августа. Стр. 135—136.

337. 13531—33, 38. Очень тяжелый день….. <Желаю дурного.> — В этот день Толстой вероятно преодолевал желание уйти из дома. См. прим. 901.

338. 1361—2. Брошюра священника — больно. За что они ненавидят меня. — Трудно установить, какую брошюру Толстой здесь упоминает. Вероятно брошюра была прислана Софье Андреевне, так как 9 августа 1902 г. она записала в своем дневнике: «Священники мне посылают все книги духовного содержания с бранью на Льва Николаевича» (ДСАТ, III, 200). Она получила, быть может, имеющуюся в Яснополянской библиотеке статью московского лицейского священника Иоанна И. Соловьева «Послание Святейшего синода о графе Льве Толстом (Опыт раскрытия его смысла и значения, по поводу толков о нем в образованном обществе)». Оттиск из журнала «Вера и разум», М. 1901.

339. 1364. Здесь Машенька, Лиза; — Гр. Марья Николаевна Толстая и ее дочь Елизавета Валерьяновна Оболенская.

340. 1364. была Глебова. — Софья Николаевна Глебова (р. 4 сентября 1854), рожденная кж. Трубецкая, дочь кн. Николая Петровича Трубецкого и гр. Любови Васильевны Орловой-Денисовой, старшая сестра философа кн. С. Н. Трубецкого, жена В. П. Глебова (см. прим. 415), мать Александры Владимировны Толстой, жены Михаила Львовича. Напечатаны ее воспоминания о Толстом — Sophie Gleboff, «A trip to Jasnaia Poliana» — «Living age», Boston 1923, т. 317, стр. 590—594 (перевод с французского из «Le Figaro», Avril 21, 1923).

20 сентября. Стр. 136—137.

341. 13626—28. Доктор психиатр рассказывал….. своих больных. — Рассказ этот Толстой слышал вероятно еще в 1880-х годах от

Скачать:PDFTXT

она «обратила Льва Николаевича к церкви и причастила». См. ДСАТ, III, стр. 183 и 185. 324. 12716—17. Изучайте древние религии не в том смысле, как разные ограниченные Летурно. — Шарль