Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

некоего Красовского. В письме к сыну Льву Львовичу от 1—3? июня 1889 г. Толстой сообщает: «Мне рассказал Красовский, заведывавший сумасшедшим домом, что он раз вывел с собой на прогулку за ворота сумасшедших. Пройдя улицу они попросились назад: им неловко было не среди сумасшедших». (ГТМ). См. т. 64. О том же подробнее Толстой рассказывает в сочинении «Царство Божие внутри вас» (гл. X) — см. т. 28, и отдельное издание «Свободного слова», 2-е, Christchurch, 1902, стр. 97.

Сведений о враче-психиатре Красовском найти не удалось. Возможно, что в комментируемой записи Толстой ошибся. Быть может Красовский был смотрителем психиатрической больницы, и в действительности не был врачем. В 1889—1896 г. в Туле служил Матвей Иванович Красовский, состоявший смотрителем Исправительного приюта для малолетних. Весной 1890 г. он был у Толстого в Ясной поляне (см. т. 51, по указателю). Возможно, что он видался с Толстым и раньше, и что он рассказывал Толстому то, о чем Толстой написал сыну в 1889 г. и в Дневнике 1902 г.

342. 13710—18. 8) Социалисты видят в трёстах….. устроенные трёсты. — Возможно, что эта мысль о трёстах вызвана была чтением сборника статей и речей Жана Жореса. — Посетивший 8 сентября 1902 г. Толстого Поль Буайе (см. прим. 944) в своей статье об этом свидании с ним сообщает следующие слова Толстого: «На днях я читал статьи и речи Жореса, вышедшие отдельным сборником. Чего только нет в них! Тут и рабочий вопрос, и сахарная конвенция, и гаагская конференция. Тут решительно всё и ровно ничего. Должно быть, талантливый оратор этот Жорес. Мне кажутся забавными претензии социалистов провидеть будущее. Как будто теория, какая бы то ни было теория, хотя бы новейшая, дает возможность что-нибудь предвидеть. Я слышу говорят о трёстах, которым суждено облегчить социализацию средств производства; это возможно, но далеко не доказано. Лично я в трёстах не вижу ничего, кроме опасности страшного кризиса, который завершится возвратом к положению, мало чем отличающемуся от нынешнего. («Биржевые Ведомости», 1902, № 291 от 25 октября — «У Л. Н. Толстого», перевод статьи П. Буайе, напечатанной в «Temps» за 4 ноября н. с. 1902 г.) — Толстой вероятно читал книгу Jean Jaurès, «Etudes socialistes». Paris, 1902.

23 сентября. Стр. 139—140.

343. 1392. Писал немного «К Дух[овенству]». — В этом обращении «К духовенству» Толстой выразил свой взгляд на его деятельность. Датировано: 1 ноября 1902 г. Было впервые напечатано в изд. «Свободного слова» (Christchurch, 1903), в России же — в изд. «Обновление» (Спб. 1906). Еще см. т. 34.

344. 1394. письмо Галилову. — Константин Григорьевич Халилеев (1 марта 1865—26 июля 1903), сын крестьянина, с четырнадцати лет жил на свой заработок. Кончил Смоленскую гимназию и Петербургский университет. В 1889—1901 преподаватель математики и космографии в старших классах Омского кадетского корпуса. (Письмо М. В. Халилеевой к К. С. Шохор-Троцкому от 20 июля 1924, архив последнего).

Будучи безнадежно болен (туберкулезом) и сочувственно относясь ко взглядам Толстого, К. Г. Халилеев обратился к нему в письме от 11 сентября 1902 г. с вопросами духовного характера. Толстой ответил ему письмом от 23 сентября 1902 г., текст которого переписан в Дневнике после записи 26 сентября (стр. 142—143). Письмо это появилось в начале 1903 г. за границей во французском переводе, и затем в переводе с французского языка на русский напечатано в «Миссионерском обозрении» (1903, № 4), откуда перепечатано в «Русском слове» (1903, № 97, 9 апреля) и в Б, IV, стр. 79—80; эти русские публикации сделаны без обозначения адресата и даты и в несколько измененной редакции. Текст этого письма печатается с автографа и с комментарием в т. 73.

В подлиннике Дневника Толстой неправильно написал: письмо Галилову, вместо — Халилееву.

345. 1395—6. обдумывал статью о непонимании христианства и иррелигиозности. — Статья эта не была написана Толстым. В письме к А. К. Чертковой от 17 ноября 1902 г. Толстой писал: «Вы говорите о матерьялистическом антирелигиозном мировоззрении. Нынче с осени мне пришлось с разных сторон натолкнуться на это мировоззрение и я обдумывал и теперь иногда обдумываю статью об этом: о ничшеанстве, которое в сущности есть ничто иное, как последовательный вывод из матерьялизма. Хотелось бы это написать, но вероятно не придется, как не придется написать 20-й доли того, что хочется».

346. 13919—32. Говорят о том….. разобьют врага. — Сравни эту мысль с позднейшей ее редакцией в «Пути жизни» (см. «Путь жизни», глава XXI — «Неделание», отд. VI, мысль 3-я; изд. «Посредник», М. 1911, стр. 342. Еще см. т. 45). В этой последней редакции слова «миллионы мучеников» изменены на «тысячи мучеников», слово «Евреи» заменено словами «тогдашние насильники», и сделан еще ряд исправлений.

26 сентября. Стр. 140—143.

347. 1408—9. Написал пись[мо] Шмиту, посылаю деньги, — Ежен Шмит (Eugen Heinrich Schmitt, 1851—1916), живший в Будапеште немецко-мадьярский писатель, близкий Толстому по взглядам. О нем см. т. 52, комментарий к Дневнику от 18 августа 1894. С 1894 г. состоял в переписке с Толстым. Находясь в тяжелом материальном положении вследствие болезни, Шмит обратился ко Льву Николаевичу с просьбой помочь ему. Толстой послал ему триста рублей из духоборческих сумм (полученных за «Воскресение»), прося его впоследствии вернуть их. Позднее Д. П. Маковицкий, будучи в Будапеште, сообщил Шмиту, что Толстой и не ждет возвращения этой суммы. См. книгу «Leo Tolstoi. Die Rettung wird kommen… 30 unveröffentlichte Briefe von Leo Tolstoi an Eugen Heinrich Schmitt. Zusammengestellt von Ernst Keuchel», Hamburg, Harder-Verlag, 1926, стр. 59 и 191.

348. 1409—10. и одно[му] юношу [!], к[оторому] предстоит призыв. — Николай Вениаминович Ченцов (р. 1881), юный единомышленник Толстого, живший в Москве, обратился к Толстому с вопросами: «целесообразно ли погубить себя в молодости», отказавшись от военной службы, «если можно, находясь на военной службе, приносить и там посильную помощь и пользу путем проведения пропаганды великих идей Льва Николаевича», «целесообразно ли, погубив себя, причинить этим тяжкое огорчение своим родителям», — и с другими сомнениями того же рода. Отвечая ему обширным письмом от 26 сентября 1902 г., Толстой писал ему между прочим следующее: «Рассуждение о том, что во имя пользы, которую можно принести в будущем, можно совершить проступок, который сам считаешь дурным, совершенно ложно. Во 1-х потому, что соображения о пользе не имеют ничего общего с нравственными требованиями человека, и потому не могут влиять на них; во 2-х, и главное, потому, что будущее вне нашей власти и нам неизвестно, настоящее же одно важно и составляет сущность жизни. Всё это так, но этим не решается вопрос о том, как вам поступить. Решить этот вопрос может только ваше сознание. Сознание преступности участия в убийстве может быть так сильно, что вы будете чувствовать невозможность согласиться на такое участие. Если же есть сомнение, колебание, то лучше поступить в солдаты, чем по одному рассуждению отказаться от военной службы и потом раскаяться в своем хорошем поступке. Такое раскаяние хуже всего. Оно извращает мировоззрение человека. И потому мой совет: если вы можете поступить на военную службу — поступайте. Отказывайтесь же от военной службы только тогда, когда всем существом своим, — перед Богом, а не перед людьми, перед которыми вы хотите выказать себя, — почувствуете, что вы не можете этого сделать, как не можете поднять 30-ти пудов…» Закончено письмо словами: «Старайтесь решить вопрос только для себя, а не для людского мнения. Предположите, что никто не только не похвалит вас за ваш отказ, но все осудят вас. Как вы тогда решите? И это решение будет правильно. Помогай вам Бог». См. т. 73.

Получив от Толстого это письмо, Н. В. Ченцов вступил, как он сообщает, хотя и с душевными терзаниями, на военную службу, будучи на которой короткое время (был освобожден по слабости зрения), он занимался тайной пропагандой идей Толстого. Впоследствии стал специалистом в области счетоводных знаний.

349. 1423. Письмо к Халилееву. — О К. Г. Халилееве см. выше, в прим. 344.

350. 14332—33. интересные черниговские посетители — один желает отказаться от воинской повинности. — Толстого посетили трое: Сергей Иванович Листовский (20 сентября 1875 — 27 марта 1922), сын помещика Черниговской губ. (Ущерпье), единомышленник Толстого. Бывал у Толстого и переписывался с ним. Преследовался за распространение запрещенных его сочинений. О своей жизни осенью 1902 г. сообщил Толстому в письме от 4 ноября 1902 г. (АТБ). См. т. 73, письмо к Листовскому от 17 ноября 1902 г. — Афанасий Андреевич Корзиков (1866—1906), крестьянин села Ущерпье Суражского у. Черниговской губ. Тоже переписывался с Толстым (см. т. 75, письма 1905 г.) и преследовался за распространение его сочинений. — Евстафий (Остап) Тимофеевич Колбас (р. 1881), крестьянин с. Ущерпье, служивший несколько лет у Листовского. Намеревался осенью 1902 г. отказаться от воинской повинности, так как сочувствовал взглядам Толстого. Однако, намерения этого не исполнил и стал отбывать повинность. Узнав об этом, Толстой в письме к С. И. Листовскому от 17 ноября 1902 г. написал: «Что Остап поступил в солдаты гораздо лучше, чем если бы он не поступил и потом раскаялся». См. т. 73.

6 октября. Стр. 145.

351. 1451—2. Вчера начал поправлять и продолжать Фальш[ивый] купон. — Повесть, начатая Толстым еще в конце 1880-х годов. В 1902 году Толстой вновь взялся за эту повесть, затем работал над ней в конце 1903 и начале 1904 года, но так и не закончил ее. Напечатана впервые в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого», изд. А. Л. Толстой т. I, М. 1911. См. еще т. 36.

352. 1453. Был Горький и Пятницкий. — Константин Петрович Пятницкий, сын священника. Литератор, выдающийся популяризатор точных наук, основатель и главный деятель возникшего в мае 1898 года издательства «Знание», выпустившего серию сборников новых произведений молодых писателей начала двадцатого столетия. Редактор «Общедоступной научной библиотеки» издательства О. Н. Поповой (книги по астрономии и др.). Напечатал воспоминания: Конст. Пятницкий, «Освобождение Горького из нижегородской тюрьмы в 1901 году» — «Красная газета. Веч. вып.» Л. 1928, №№ 26, 33 и 37 от 27 января, 3 и 7 февраля. В статье этой рассказывается и об участии Толстого в хлопотах об освобождении Горького. — Еще Пятницкий напечатал полученные им «Письма Горького о Л. Н. Толстом» — «Красная газета. Веч. вып.», 1928, № 257 от 17 сентября. О Пятницком см. В. А. Поссе, «Мой жизненный путь», изд. «Земля и фабрика», М.—Л. 1929, стр. 23—24 и по указателю.

Горький и Пятницкий были в близких дружеских отношениях и вместе участвовали в

Скачать:PDFTXT

некоего Красовского. В письме к сыну Льву Львовичу от 1—3? июня 1889 г. Толстой сообщает: «Мне рассказал Красовский, заведывавший сумасшедшим домом, что он раз вывел с собой на прогулку за