Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

рад полюбить его». (См. т. 73). Об этом посещении Веригиным Толстого см. еще в Б, IV, стр. 72, и письмо П. В. Веригина в «Международном Толстовском альманахе. О Толстом», составленном П. А. Сергеенко, изд. «Книга», М. 1909, стр. 20—22. Еще см. т. 53.

359. 14626. Читаю Postscriptum de ma vie, V. Hugo. — Виктор Гюго (Victor Hugo, 1802—1885), французский поэт, писатель и борец против смертной казни, «великим поклонником» которого был Толстой, считавший лучшим его произведением «Les misérables» («Отверженные»). Это сочинение и «Les pauvres gens» («Бедные люди») Толстой называл в числе «образцов высшего искусства» (см. «Что такое искусство», гл. XVI), а позднее включил в «Круг чтения» отрывок из «Отверженных» — «Епископ Мириель» и «Бедные люди» (изложение). Высокого мнения Толстой был и о критических статьях Гюго 1830-х годов (см. т. 61, письмо к А. А. Фету от 10—20 мая 1866 г.). — Параллель между Гюго и Толстым см. в статье André Le Breton „La pitié sociale dans le roman — L’auteur des «Misérables» et l’auteur de «Résurrection»“ («Revue des deux Mondes», 15 février 1902, стр. 889—915; еще см. «Русские ведомости», 1902, № 48).

В октябре-ноябре 1902 г. Толстой читал издание Victor Hugo, «Oeuvres posthumes. Post-scriptum de ma vie» (Paris, Calman Lévy, 1901). Есть русский перевод: «Postscriptum моей жизни». Посмертное произведение Виктора Гюго», изд. ред. «Нов. журн. иностр. литературы», Спб. 1902. Эту книгу Толстой перечитывал в апреле 1908 г. и, оценив «глубину мысли, художественное изложение, сильный язык» (по записи Д. П. Маковицкого), тогда же перевел из нее и включил в «Круг чтения» (изд. 2-е, Сытина, т. III) два рассказа Гюго: «Un athée» («Неверующий») и «Guerre civile» (озаглавлен Толстым — «Сила детства»), которые он не мог читать без волнения и слез. (См. H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. 2-е, Толст. музея, М. 1928, стр. 104 и 126, и А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», т. I, М. 1922, стр. 208). Еще см. тт. 40—42. В читанном Толстым экземпляре книги Гюго «Post-scriptum de ma vie» имеется много пометок Толстого. (В. Ф. Булгаков. Описание Яснополянской библиотеки. ГТМ).

В комментируемом месте Дневника Толстой имеет в виду «Мысли о бесконечном», содержащиеся в этой книге.

360. 1484—16. 1) Сознать христианскую истину….. (Это программа драмы). — Толстой имеет в виду «христианскую драму» «И свет во тьме светит». — В письме к болгарину Г. С. Шопову от 13 декабря 1902 г. он писал: «Мне очень приятно видеть ваш энтузиазм и живую надежду на скорое торжество истины, но пройдя уже тот путь, который вы проходите, мне хочется сказать вам о тех опасностях, которые встречаются на этом пути. Я, по крайней мере, с тех пор, как родился к новой истинной жизни, перешел следующие ступени:

1) Восторг познания истины.

2) Желание и надежда осуществить ее сейчас.

3) Разочарование в возможности быстрого осуществления истины в внешнем мире и надежда осуществить ее в себе, в своей жизни.

4) Разочарование в возможности осуществления ее даже в своей жизни.

5) Попытки примирения истины с мирской жизнью, компромиссы.

6) Отвращение перед компромиссами и отчаяние или хотя сомнение в истинности учения,

и 7) наконец, сознание того, что ты не призван изменить мир во имя истины, не можешь даже в своей жизни осуществить истину, как бы тебе хотелось, но можешь, не заботясь о том, чтó делается в мире (это сделает Бог), не заботясь и о том, насколько ты представляешься последовательным людям, можешь по мере своих сил перед Богом осуществлять истину, т. е. исполнять Его волю.

И это одно дает полное спокойствие. Ступени эти, мне кажется, проходит каждый человек, возрождаясь к жизни. И опасности на каждой из этих ступеней вы увидите сами». См. т. 73.

361. 14820. Читал Мережковского об Эврипиде — Дмитрий Сергеевич Мережковский (р. 2 августа 1865), поэт, беллетрист, критик и религиозный мыслитель. С 1919 года за границей, примкнул к белой эмиграции.

В 1900—1902 гг. Мережковский напечатал обширное исследование «Л. Толстой и Достоевский», состоящее из трех частей — «Толстой и Достоевский как люди», «Толстой и Достоевский как художники» (или «Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского»), и «Христос и антихрист в русской литературе» (или «Религия Л. Толстого и Достоевского»), Сочинение это было напечатано сначала в журнале «Мир искусства» (1900, тт. III—IV, №№ 1—22; 1901, т. V—VI, №№ 1—12; 1902, т. VII, № 2), а затем в отдельных изданиях. Кроме этого сочинения Мережковский напечатал о Толстом статьи: «Лев Толстой и русская церковь» — «Новый путь», 1903, № 2, «Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1902—1903 гг.)», изд. Пирожкова, Спб. 1906, и сборн. его статей «В тихом омуте» Спб. 1908; «Лев Толстой и революция» — газ. «Речь» 1908, № 205 от 28 августа, и сборн. «В тихом омуте»; «Смерть Толстого» — «Речь» 1910, № 308 от 9 ноября, и в сборн. его статей «Было и будет. Дневник 1910—1914», изд. т-ва И. Д. Сытина, П. 1915, а также в сборн. «Последние дни Л. Н. Толстого», изд. «Воскресение», Спб. [1911], стр. 170—172; «Зеленая палочка» — в сборн. «Было и будет»; «Две России» — там же; и др. См. еще «Полное собр. соч. Д. С. Мережковского», М. 1914, тт. IX—XII, XVI и XVIII. Позднее Мережковский напечатал статью «Лев Толстой и большевизм» в сборнике «Царство антихриста», Мюнхен 1921.

В первом сочинении («Толстой и Достоевский») Мережковский высказал о Толстом ряд резких суждений. Одновременно с его печатанием Мережковский выступил в Петербурге, в Философском обществе, с докладами «Об отношении Л. Н. Толстого к христианству». Доклады эти содержали ряд выпадов против Толстого и были сделаны накануне отлучения его от церкви (8 и 16 февраля 1901). Они вызвали много возражений, ряд которых не попал в печать по цензурным условиям того времени (см. прения по поводу доклада Мережковского о Толстом — газ. «Россия» 1901, № 643). Позднее, в статье «Лев Толстой и русская церковь», написанной по поводу толстовского «антиюбилея», задуманного на Киевском миссионерском съезде в 1903 г., Мережковский выступил против травли Толстого церковниками и закончил статью словами: «… если вы отлучили от церкви Л. Толстого, то отлучите и нас всех, потому что мы с ним, а мы с ним потому, что верим, что с ним Христос». В день 80-летнего юбилея Толстого, Мережковский отметил, что «праздник Толстого — единственный в веках и народах» и писал о нем не только как о художнике-«тайновидце плоти», но и как о «лучезарном средоточии русской свободы», о «пророке русского и всемирного освобождения». (Статья «Лев Толстой и революция»). Смерть же Толстого вызвала со стороны Мережковского две взволнованные статьи. Тогда же он выступил в Петербургском религиозно-философском обществе с признанием несправедливости некоторых своих суждений о Толстом (см. его книгу «Было и будет. Дневник 1910—1914», изд. т-ва И. Д. Сытина, М. 1914). Позднее он посвятил статью Дневнику Толстого (1895—1899) под заглавием «Поденщик Христов» (в книге «От войны к революции. Дневник 1914—1917». К-во «Огни», П. 1917).

Д. С. Мережковский лично был у Толстого только один раз. Он посетил его в мае 1904 г. в Ясной поляне вместе с женой З. Н. Гиппиус-Мережковской. Об этом посещении Мережковский коротко говорит в своей «Автобиографической заметке» — см. «Русская литература XX века. 1890—1910» под редакцией С. А. Венгерова, кн. III, изд. т-ва «Мир», М. s. а., стр. 294. Еще см. повесть З. Гиппиус «Suor Maria» в журн. «Новый путь» 1904, № 11, стр. 158—165 (гл. IV), и ее статьи: «Слова Толстого» — «Русская мысль» 1910, № 12, стр. 106—108; «Благоуханье седин» — «Современные записки», XXI, Париж 1924, стр. 223—228. См. еще в настоящем издании т. 55.

В Дневнике своем Толстой имеет в виду речь Д. С. Мережковского, произнесенную в Александринском театре в Петербурге перед представлением трагедии Еврипида «Ипполит», напечатанную в «Новом времени» (1902, № 9560 от 15 октября) под заглавием «О новом значении древней трагедии». Говоря о двояком значении слова «любовь», языческом и христианском, Мережковский подчеркивал, что с древних времен и до Достоевского и Толстого идет всё та же борьба между признанием плотской и духовной любви. Приведя слова Позднышева из «Крейцеровой сонаты», он сказал: «Наши новые Ипполиты только несколько грубее и циничнее выражаются, чем древние; но сущность та же. И пока они бунтуют против злой похоти и рассуждают о прекращении рода человеческого и о том, как бы обойтись миру без женщин, — Афродита, «которой преодолеть нельзя», торжествует точно так же, как во времена Федры и Медеи, в убивающей себя Анне Карениной, в рождающей Кити…» Утверждая, что «оба начала (рождающей, но жестокой Афродиты и милосердной, по бесплодной Артемиды) одинаково божественны», он сделал вывод, что «предчувствие последнего соединения этих двух начал дано в христианстве».

Еврипид (485?—406? до н. э.) древнегреческий поэт-трагик.

362. 14821—22. Кому хочется христианство с патриотизмом (Побед[оносцев], — Константин Петрович Победоносцев (1827—1907), государственный деятель, обер-прокурор Синода. — Его письмо ко Л. Н. Толстому (1881 г.) см. в т. 63, стр. 58—59. Письмо Толстого к нему (1881 г.) см. там же, стр. 57 или в книге «Победоносцев и его корреспонденты», т. I, полут. I — факсимиле (Гос. изд., М. 1923, стр. 171). В этом же издании содержатся отзывы Победоносцева о Толстом (кроме того, см. отзывы в «Московском сборнике», изд. автора, М. 1901). — Толстой в романе «Воскресение», в типе Топорова, дал «художественно исполненный портрет» Победоносцева (см. об этом заметку В. И. Срезневского к дневнику T. Л. Сухотиной — «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 3, М. 1923). В письме же к царю (первая версия, см. прим. 179), в начале декабря 1900 г., Л. Н. Толстой написал: «Из всех этих преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам, злодеем, имя которого, как образцового злодея, перейдет в историю — Победоносцевым». См. т. 72. Еще см. прим. 220.

363. 14822. Славянофилы, — К некоторым из точек зрения ранних славянофилов Толстой относился сочувственно (см. т. 56, Дневник от 6 февраля 1906). В статье же «О Гоголе» назвал их учение «нелепым» и «напыщенным» (т. 38). Из славянофилов Толстой знавал лично А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, И. С. и К. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, М. П. Погодина (см. между прочим книгу А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», т. I, М. 1922). Еще см. т. 51, Дневник от 4 октября

Скачать:PDFTXT

рад полюбить его». (См. т. 73). Об этом посещении Веригиным Толстого см. еще в Б, IV, стр. 72, и письмо П. В. Веригина в «Международном Толстовском альманахе. О Толстом», составленном