Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

выражает свое сожаление о том, что «необдуманно высказался в письме к г-ну Morrison’y», и пишет: «Я не только не осуждаю ее, но всей душой сочувствую ее страданиям и желаю ей избавления от того навождения, которое овладело ею, и того успокоения, которое всегда возможно для человека, верующего в Бога и обращающегося к нему». В заключение Толстой обращается к В. Г. Черткову: «Так вот, если вы хотите мне сделать добро, успокоив хоть немного мою совесть, и вы согласны с тем, что письмо это может загладить мою вину, то пожалуйста исполните мою просьбу». См. т. 88. — Когда же опасение Толстого оправдалось и его письмо к Моррисону появилось в печати, он получил несколько осудительных писем от разных лиц по этому поводу и в связи с этим написал еще два письма: сотруднику газеты «Berliner Tageblatt» г. Гефкеру (Häfker) от 15 февраля (напечатано 7 марта н. с.) и в редакцию «Южного края» от 23 февраля (напечатано в № 7656 от 26 февраля 1903 г.) См. еще т. 74.

20 февраля. Стр. 157.

377. 1573—4. Вчера получил статью Поссе об обращ[ении] к Р[абочему] Н[ароду]. — Статья Толстого «К рабочему народу» (см. прим. 326) вызвала появление брошюры В. А. Поссе (см. прим. 112) «Граф Л. Н. Толстой и рабочий народ» (Женева, 1903), содержащей резкое опровержение взглядов Толстого, причем автором были допущены некоторые искажения в изложении этих взглядов, а также нападки на его жизнь. Поссе прислал свою статью Толстому, а И. М. Трегубов тогда же прислал ему статью В. Д. Бонч-Бруевича на ту же тему («Среди сектантов», — в журнале «Жизнь», Лондон, 1902, № 6, стр. 250—270). Отвечая Трегубову, Толстой писал 19 марта: «Отвечать ни на статью Поссе, ни на эту, разумеется, не стоит, но иметь в виду их заблуждения очень полезно. Мне истинно, непритворно жалко их. Они так тревожны, как бывают всегда люди, сознающие свою неправду. А кроме того, возражать им то же, что снимать фотографии с облаков. Вы только что наладили аппарат, а облако прошло или изменилось, и следа нет того, что было». См. т. 74.

1 марта. Стр. 157—158.

378. 15716—17. Читал статью Мечникова опять о том же: что если вырезать прямую кишку, — Илья Ильич Мечников (1845—1916), зоолог и бактериолог, сначала профессор Новороссийского университета, потом много лет директор Пастеровского института в Париже, где жил с 1880-х годов. — Написал о Толстом статью «Закон жизни. По поводу некоторых произведений гр. Л. Н. Толстого» («Вестник Европы», 1891, № 9, и в сборнике его статей «Сорок лет искания рационального мировоззрения», М. 1913). В 1909 году приезжал к Толстому в Ясную поляну. См. т. 57. Об этом посещении Толстого написал воспоминания: «День у Толстого в Ясной поляне» — «Русское слово» 1912, № 225 от 30 сентября. Еще см.: О. Н. Мечникова, «Жизнь И. И. Мечникова». Гиз. М. 1926, стр. 161—165.

Какую статью Мечникова Толстой читал 1 марта 1903 г. установить не удалось. За год перед тем, 10 марта 1902 г., он прочел в «Русских ведомостях» корреспонденцию из Парижа о прочитанных Мечниковым лекциях «о человеческой природе». Толстой читал эту статью и «возмущался» (см. стр. 301 и прим. 799). В этой корреспонденции, между прочим, сообщалось мнение Мечникова о том, что «червеобразный отросток слепой кишки совершенно ни на что не годен» и что «без толстой кишки человек может свободно обойтись» («Русские ведомости» 1902, № 65 от 7 марта).

379. 15728. От Маши нет писем. — Марья Львовна Оболенская с мужем Н. Л. Оболенским и его матерью Е. В. Оболенской 17 февраля 1903 года уехала за границу лечиться и прожила там до июля. Толстой, не дожидаясь от нее письма, первый написал ей вдогонку два письма от 23 и 26 февраля. См. т. 74. Общением с ней он так дорожил, что неполучение от нее писем в течение хотя бы лишь трех дней, было для него заметно и ощутительно. «Давно нет от тебя, — т. е. дня три, — писем», так писал он ей 6 мая 1903 г.

9 марта. Стр. 158—160.

380. 1587—8. Прекрасная философская статья поляка. — Генрик Илларионович Нусбаум (Henryk Nusbaum, p. 1849), польский еврей, житель Варшавы, доктор медицины (с 1872), специалист по нервным болезням, автор ряда трудов по медицине и психологии. С конца 1890-х годов стал выступать с книжками определенно идеалистического направления, в частности, написал философские очерки, вышедшие в свет под заглавием «Czem jestem?» [«Что я такое?»], Варшава, изд. Konstantego Treptego, 1902. В «Русских ведомостях» (1903, №№ 64 и 69 от 6 и 11 марта) в переводе В. М. Лаврова, появились выдержки из этой книги (I. Я; II. Время; III. Сверхчеловек; IV. Что такое я?). На другой день после напечатания этих выдержек в «Русских ведомостях», Толстой в письме к П. А. Буланже от 7 марта писал о Нусбауме: «Это — настоящий и сильный философ. (Верно еще молодой). Нельзя ли достать его книгу на каком-нибудь, кроме польского, языке?» См. т. 74. — В прочитанных Толстым выдержках имеются между прочим следующие мысли:

«Я — заслуживающий зависти участник великого движения любви. Ибо я — не только я, но и ты, и он, и всякий бывший, и всякий будущий, и лишь только этим воплощением любовью во всех я бессмертен, и лишь только выделением себя для себя, превыше всех и надо всеми, я обращаюсь в ничтожество, делаюсь бренным, тем более, что сознаю свою бренность…».

«…Ни на земле, ни на небе, ни под землею нет более зловредного фактора в сравнении с порожденной в человеческой душе ненавистью.

Кто бы мог измерить реки крови, потоки слез, океаны страданий, кто взвесил бы тяжесть скорби, кто мог бы поместить в своем воображении все отголоски отчаяния и всю безбрежную тишину немого отчаяния, родительницей которой и была и есть ненависть?

Сколько топоров затупила она, сколько куч пепла насыпала, сколькими тысячами увеличила население кладбища, сколько эшафотов воздвигла, сколько идеалов обманула эта ненависть?

Я — чудовище, если в своей душе питаю ненависть. Я — человек, если ее подавляю в себе, я — истинный сверхчеловек, если во всех атомах своего сознания я сумел преобразить порывы ненависти в дуновения любви, понимания и всепрощения». (Перевод В. М. Лаврова).

11 марта. Стр. 160—162.

381. 16015. Вчера приехал Лева. — Лев Львович Толстой приехал в Ясную поляну девятого марта. В своей записи, относящейся к этому свиданию с отцом, Л. Л. Толстой передает между прочим разговоры о скульпторе Паоло Трубецком, о Репине, о пьесе Л. Л. Толстого, о критике В. П. Буренине, о В. В. Розанове. См.: Граф Л. Л. Толстой, «Отрывок из моего дневника 1903 года (9-е марта)» — «Столица и усадьба», № 5, 15 февраля 1914, стр. 4—5.

382. 16019—20. Нынче был священник, — О том, кто был этот священник, не удалось найти никаких сведений.

13 марта. Стр. 162—163.

383. 16216—7. Опять все то, да не то. Надо сначала. — Это замечание относится к «определению жизни», которым заканчивается предыдущая запись 11 марта 1903 г.

384. 16217. Приех[али] Мимочка — Лидия Ивановна Веселитская (см. прим. 110). У Толстых ее часто называли «Мимочка» по имени героини трех ее повестей.

385. 16217—18. и Гольденв[ейзер]. — Александр Борисович Гольденвейзер (р. 1875), пианист, в то время профессор Московского филармонического училища, а с 1906 года — Московской консерватории. См. т. 53, комментарий к Дневнику от 27 ноября 1896.

В марте 1903 года А. Б. Гольденвейзер приезжал в Ясную поляну на один день. См. его книгу «Вблизи Толстого», т. I, М. 1922, стр. 104—105.

386. 16221—26. Второй раз встречаю в жизни незаслуженную, ничем не вызванную ненависть….. М[еньшиков], Л[ева]. — Можно предполагать, что Л. Н. Толстой считал, что в первый раз он встретился с такой «незаслуженной» ненавистью к себе в лице И. С. Тургенева, который в своих отношениях с Толстым, очень рано, вскоре же после первого знакомства, стал испытывать некоторую неприязнь к Толстому.

Кроме Тургенева, Толстой вряд ли мог иметь в виду кого-нибудь другого из литературной среды.

Называемые же им ниже (инициалами: М., Л.) лица, как литераторы, хотя и несоизмеримого ни с Тургеневым, ни с Толстым калибра, именно в течение последних лет (1900—1903) проявляли то стремление приблизиться к Толстому, то желание оттолкнуться, отойти от него. Об отношении Меньшикова к Толстому см. т. 53, Дневник от 16 мая 1896, с комментарием к нему, и в настоящем томе Дневник от 7 августа 1900, с комментарием (стр. 32 и прим. 75). Об отношении же Льва Львовича Толстого к Толстому ярко свидетельствуют такие его произведения как «Прелюдия Шопена» и др., а также его воспоминания «Правда о моем отце» (Прага, 1923).

14 марта. Стр. 163—167.

387. 16416. Читал Opinions sociales Anatole France’а. — Анатоль Франс (Anatole France, 1844—1924), французский писатель. Некоторые его сочинения Л. Н. Толстой ценил. Он включил в «Круг чтения» несколько его мыслей и рассказ «Crainquebille» («Уличный торговец») и говорил, что желал бы познакомиться с ним лично. См. записки H. H. Гусева «Два года с Л. Н. Толстым», изд. 2-е Толстовского музея, М. 1928, стр. 174. Еще см. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого, в. 2, М. 1923, стр. 44. — Отзыв Франса о Толстом («Hommages á Tolstoi») см. в «Les Annales», Paris, 27 Nov. 1910, № 1431, стр. 520. См. еще «Les Droits de l’Homme», 1911, 19 марта, и «Русские ведомости», 1911, № 53.

Упоминаемая в Дневнике книга Франса «Opinions socialistes» (2 т., Paris, Société nouvelle de libr., 1902) не переведена на русский язык. В Дневнике Толстой неверно написал ее заглавие.

388. 16432—1667. I. Жизнь есть сознание….. не начинается и не кончается. — Этот текст «определения жизни» был впервые напечатан под заглавием «О сознании духовного начала» в периодическом обозрении «Свободное слово», под редакцией В. Г. Черткова, № 7, сентябрь и октябрь 1903, Christchurch, стр. 16—18. См. еще прим. 436.

20 марта. Стр. 167—168.

389. 16710—11. Вчера и нынче писал письма. Написал их 26. — 19 и 20 марта 1903 года Толстой написал, как удалось выяснить, следующие письма: 19 марта — А. Н. Агееву — в Тульскую губернскую тюрьму, X. Н. Абрикосову по делу Агеева, Л. Ф. Анненковой, Вере Дашкевич в г. Нарву, К. И. Ландеру по поводу его столкновений с полицией, Л. И. и В. И. Надводским в Донскую область, И. П. Накашидзе о материалах к повести «Хаджи Мурат», В. В. Стасову, И. М. Трегубову по поводу статей В.

Скачать:PDFTXT

выражает свое сожаление о том, что «необдуманно высказался в письме к г-ну Morrison’y», и пишет: «Я не только не осуждаю ее, но всей душой сочувствую ее страданиям и желаю ей