Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

Н. Трубецкого, Софье Николаевне (см. прим. 340). Их дочь Александра Владимировна была замужем за сыном Толстого Михаилом Львовичем. См. прим. 211.

416. 17810—12. Решил Ник[олая] Павл[овича] оставить почти как [есть], а если понадобится, то писать отдельно. — См. т. 35, комментарий к повести «Хаджи Мурат». Еще см. статью П. А. Буланже „Как Л. Н. Толстой писал «Хаджи Мурата»“ — «Русская мысль», 1913, № 6. — В письме к В. Г. Черткову от 11 июня 1903 г. Толстой писал: «Кое что пишу в «Хаджи Мурате». — О Ник[олае] Павл[овиче] отдельную главу, которая, хотя и будет непропорциональна с целым, чрезвычайно привлекает меня». См. т. 88. В письме же к дочери, М. Л. Оболенской, он писал 3 июня 1903 г.: «Занят я Ник[олаем] Павл[овичем], и как будто уясняется то, что нужно. Это сделалось дня два тому назад. И мне приятно это. Это, понимаешь, есть иллюстрация того, чтó я пишу о власти». См. т. 74. — См. еще статью В. И. Срезневского „К истории создания «Хаджи Мурата»“ (см. прим. 401).

417. 17821—24. Крик теперешних заблудших людей….. святой божий. — Этот замысел не был выполнен Толстым. В другом месте он записал этот сюжет так: «Что ты пришел мучить нас» (см. выше, стр. 341, Список художественных сюжетов). Еще см. стр. 203, запись 30 декабря 1903 г.

Замысел Толстого связан с евангельским текстом: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, чтó тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю тебя, кто ты, святый божий». См. Евангелие Марка, I, 23—24.

418. 17825. В еврейский сборник. — Составители литературного сборника в пользу кишиневских евреев, пострадавших от погрома, обратились к Толстому с просьбой принять участие в этом сборнике. Толстой изъявил согласие (см. т. 74, письмо к редактору сборника в пользу пострадавших евреев С. Н. Рабиновичу (известному писателю Шолом-Алейхему) от 6 мая 1903 г.). Он предполагал дать в этот сборник один из своих новых рассказов. Сборник должен был появиться на идиш.1591Впоследствии Л. Н. Толстой предоставил для напечатания в нем написанные им летом 1903 года сказки (см. прим. 444) и, кроме того, свой перевод «прекрасной» сказки «Das bist du» («Это ты»), напечатанной в немецком теософическом журнале (см. прим. 375).

419. 17825—27. веселый бал в Казани, влюблен в <Ко[рейшу]> красавиц[у] дочь воинск[ого] начальника — Поляка, танцую с нею; — Эта запись Толстого дает важнейший материал для установления автобиографического элемента в его рассказе «После бала». Помимо слов танцую с нею подтверждает автобиографичность рассказа и то, что Толстой начал писать (и тут же зачеркнул) фамилию девушки, с которой танцевал.

Варвара Андреевна Корейш (24 октября 1828—5 мая 1880) в 1840-х годах, в бытность Толстого студентом Казанского университета, была молодой девушкой, веселилась в кругу казанской светской молодежи на балах, участвовала в представлении «живых картин». В апреле 1846 года она играла в «живой картине» «Сцена инквизиции» на вечерах «живых картин», состоявшихся в университетской зале. На тех же вечерах, но в других картинах, играл семнадцатилетний Толстой. (Афиша: «Повторение живых картин в четверток 25 апреля 1846 года в зале университета». ГТМ). Несомненно, что Толстой и В. А. Корейш, вращаясь в одном кругу, неоднократно встречались на балах, которые устраивались в те годы в домах Загоскиных, Боратынских, Мусин-Пушкиных, Депрейсов и др. (О казанском обществе Толстого см. Конст. Шохор-Троцкий, «Казанские знакомства Толстого» — сборн. «Великой памяти Л. Н. Толстого Казанский университет. 1828—1928», Казань 1928). Портрет В. А. Корейш в молодости имеется в Государственном Толстовском музее.

В 1851(?) году В. А. Корейш вышла замуж за тульского дворянина Николая Аврамовича Хвощинского (1824—19..) и впоследствии стала матерью большой семьи — у нее было семь дочерей.

Отец ее Андрей Петрович Корейш (ум. 1874) в 1840-х годах был воинским начальником в Казани и дослужился до чина генерал-майора.

Автобиографичность рассказа «После бала» подтверждается еще и тем, что, по свидетельству казанских старожилов (покойного А. П. Мертваго и др.), в рассказе этом с точностью описан путь от студенческой квартиры Толстого в Казани к Арскому полю, на котором происходила описанная в конце рассказа экзекуция. Самой процедуры экзекуции Толстой, по его свидетельству, непосредственно не наблюдал.1592 Тем не менее в его статье «Николай Палкин» (1886 г.) имеются следующие слова: «Что было в душе тех полковых и ротных командиров, — я знал одного такого, который накануне танцовал мазурку с красавицей дочерью на бале и уехал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонять на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». См. т. 26, или: «Толстой, Николай Палкин», изд. Толстовского музея в Петрограде, под ред. В. И. Срезневского, 1917, стр. 17. См. еще статью признающего автобиографичность рассказа «После бала» проф. Е. А. Боброва «Литературные заметки. Из студенческих лет Льва Толстого» (газ. «Кавказ», Тифлис, 1915, 22 окт., № 258). — По другим сведениям однако автобиографичность сюжета отвергалась: будто бы по семейным преданиям в дочь воинского начальника был влюблен не Лев Николаевич, а его брат, гр. Сергей Николаевич.

Этот сюжет был разработан Толстым вскоре (см. записи 8 и 20 августа 1903 г.) в рассказе «После бала», напечатанном впервые в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого», изд. А. Л. Толстой (т. I, М. 1911). — См. статью (Б. М. Эйхенбаума): «Как работал Толстой (Рассказ «После бала»)» — еженедельник «Красная панорама», 1928, № 36 от 7 сентября, стр. 18—19. Еще см. т. 34.

420. 17832—34. Описать себя….. в моей жизни. — Толстым этот замысел не был выполнен.

421. 17836. Разговор Никит[ина] — Дмитрий Васильевич Никитин (р. 14 сентября 1874), врач, познакомившийся с Толстым в 1900 году, в бытность свою ординатором Московской университетской клиники проф. А. А. Остроумова. С 30 марта 1902 по сентябрь 1904 года почти безотлучно жил у Толстых, состоя их домашним врачем. Неоднократно и позднее лечил Толстого и находился при нем в Астапове вплоть до его последних минут. Написал статью «Последние дни Л. Н. Толстого» — «Русские ведомости» 1911, № 256 от 6 ноября. — С 1904 по 1929 г. состоял заведующим земской (затем — народной) больницей в г. Звенигороде Московской губернии, а в последние годы (1933) работал в Московском Областном клиническом институте. Участвовал в редактировании «Руководства по острым инфекционным болезням» (Гос. Мед. изд. 1930). В 1932 г. был командирован в Сорренто к Горькому в качестве домашнего врача.

Упоминаемый Толстым разговор состоялся между Д. В. Никитиным и Хрисанфом Николаевичем Абрикосовым, о котором см. прим. 413.

422. 17913. (ц[арствие] б[ожие] силою берется). — Евангелие Луки, XVI, 16.

423. 18012. Ignorabimus. — Словом «Ignorabimus» («мы не будем знать») Дю-Буа-Реймон (см. прим. 189) закончил свой доклад «О границах познания природы», читанный в 1872 году на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Лейпциге (русск. пер. под ред. С. И. Ершова, изд. Н. В. Синюшина, М. 1900). В докладе своем он приходит к выводу, что есть проблемы, которые никогда не будут разрешены человеком.

19 июня. Стр. 180.

424. 18027—28. Перечел Франциска Ассизск[ого]….. к птиц[ам] — Франциск Ассизский (1182—1226), основатель монашеского ордена нищенствующих братьев (францисканцев). — Упоминаемое Толстым обращение Франциска к птицам он вероятно прочел в книге П. Сабатье «Жизнь Франциска Ассизского», изд. «Посредник», М. 1898, стр. 182—183. Другой перевод см. в книге «Цветочки Франциска Ассизского», М. 1913 (в лучшем переводе — в журнале «Новый путь», 1904, № 6, стр. 124—125; или в книге В. Конради, «Книга о святом Франциске», изд. «Огни», Спб. 1912).

425. 18028—29. А разговор его с frère Léon, о том, чтó есть радость?! — Разговор Франциска Ассизского с братом Львом по пути из Перузы к Порционкюлю Толстой прочел вероятно в книге П. Сабатье, на стр. 144—146 (см. прим. 424). Вскоре, 8 июля, Толстой послал П. А. Буланже разговор этот для включения в сборник «Мысли мудрых людей» (на 1 января), о котором см. прим. 432, а впоследствии поместил его и в «Круг чтения» (на 8 мая). См. т. 39 и 41. Как излагает Толстой, «радость совершенная, по словам Франциска Ассизского, в том, чтобы перенесть незаслуженный укор, потерпеть от него телесное страдание и не испытать враждебности к причине укора и страдания; радость в сознании настоящей веры и любви, такой, какую не может нарушить ни зло людей, ни свои страдания». См. т. 41, «Круг чтения», на 17 мая. Еще см. т. 58, Дневник от 11 июля 1910, мысль 3-я, и от 20 июля, мысль 1-я. См. также т. 74, письмо к Буланже от 8 июля 1903.

426. 18030. К тому же. — Подразумевается: к «определению жизни».

23 июня. Стр. 180—181.

427. 1812—4. Как Ю[рий] Самарин….. к математике — Юрий Федорович Самарин (1819—1876), писатель-славянофил и деятель крестьянской реформы. Толстой был лично с ним знаком (с середины 1850-х гг.) и относился к нему с большим уважением. См. т. 83, письма к С. А. Толстой, 1867 г. Еще см. т. 61, письмо к Ю. Ф. Самарину. — Комментируемую запись ср. с словами в письме к А. К. Чертковой от 9 июля 1890 г., т. 87.

27 июня. Стр. 181.

428. 18110—11. Написал письмо Л. А. Берс и вернул. — Елизавета Андреевна Берс (23 июля 1843—16 ноября 1919), рожд. Берс, свояченица Толстого, старшая сестра С. А. Толстой. Об отношениях ее с Толстым в молодости см. в воспоминаниях ее сестры, Т. А. Кузминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» (3 т., 2-е изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1927—1928). Е. А. Берс была замужем (вторым браком) за родственником своим А. А. Берсом (см. прим. 929). Она написала ряд книг: «О причинах разорения земледельческой России» (Спб. 1899), «Вопросы нашего времени» (Спб. 1906) и др. Подробнее о ней см. в тт. 47, 61 и 83.

Непосланное письмо Толстого к Е. А. Берс, написанное им 26 июня, касалось присланной ею тогда в рукописи статьи, в которой выражалась мысль, что «русский тариф нарушает правильность продовольствия всего мира хлебом», и которую Е. А. Берс просила Толстого переслать в Англию для перевода и напечатания. Он не счел возможным исполнить ее желание, найдя, что статья написана «неясно, неосновательно, небрежно и вообще дурно». См. т. 74. Толстой, повидимому, нашел другой способ и другую форму для передачи Е. А. Берс своего мнения об ее статье. В начале июля он получил эту статью в переработанном виде и нашел, что «статья стала лучше, но было бы еще

Скачать:PDFTXT

Н. Трубецкого, Софье Николаевне (см. прим. 340). Их дочь Александра Владимировна была замужем за сыном Толстого Михаилом Львовичем. См. прим. 211. 416. 17810—12. Решил Ник[олая] Павл[овича] оставить почти как [есть],