Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

огорчило Льва Николаевича.

2 декабря. Стр. 199.

469а. 19924—27. Все вожусь с Ш[експиром] и решил….. начать новое или драму, или о религии, или кончить купон. — Толстой вероятно намеревался вновь взяться за работу над драмой «И свет во тьме светит», о которой см. прим. 95 и 1180. Замысла какой-либо новой драмы, помимо вышеназванной и «Живого трупа», неизвестно. О статье о религии см. прим. 474, о повести «Фальшивый купон» — прим. 351.

7 декабря. Стр. 200.

470. 2003. Жозя, — Иосиф Константинович Дитерихс (1868—1931), родной брат А. К. Чертковой и О. К. Толстой, единомышленник Толстого, автор письма к Победоносцеву по поводу отлучения Толстого от церкви (см. прим. 588). Впоследствии специалист по шелководству.

В декабре 1903 года И. К. Дитерихс, незадолго перед тем приехавший из Англии, жил у О. К. Толстой в Таптыкове. Написал воспоминания о Льве Николаевиче («Толстой и о Толстом», сборн. 2, под ред. В. Г. Черткова и Н. Н. Гусева, М. 1926). — Подробнее об И. К. Дитерихсе см. т. 53, комментарий к Дневнику от 22 июня 1898.

471. 2003—4. Наташа О[боленская]. — Княжна Наталия Леонидовна Оболенская (р. 29 августа 1881), внучатая племянница Толстого, дочь его племянницы Елиз. Вал. Оболенской, впоследствии (16 февраля 1905) вышедшая замуж за X. Н. Абрикосова.

472. 2005. С Жозей поспорил о духоб[орах] — И. К. Дитерихс («Жозя»), незадолго до того (в 1902 г.) проживший около года в Канаде у духоборов, делился с Толстым своими наблюдениями и новыми для Толстого, отчасти отрицательными, впечатлениями от некоторых сторон жизни духоборов.

19 декабря. Стр. 200—201.

473. 2006—7. Андрюшины поступ[ки] огорчают меня. Стараюсь сделать что могу. — В связи с вопросом об обеспечении Андреем Львовичем оставленной им его семьи. См. т. 75, письмо к Андрею Львовичу Толстому от 18 января 1904.

474. 20010—11. начал о значении религии. Но написал два начала и оба нехороши. — Статья эта не была окончена Толстым. О ней он писал В. Г. Черткову 31 декабря 1903: «теперь хочется писать о религии, о значении ее, о том, что всё зло нашего мира от отсутствия религии. Кажется, что есть что сказать». См. т. 88. — В 1904 году Толстой продолжал писать статью о религии, называемую им то «Камень», то «Камень угла», то «Камень главы угла», то «Одна причина всего», то «Свет во тьме» и т. д. Он временами пристально работал над нею, то совсем бросал ее, не удовлетворяясь написанным, и, отбросив написанное, начинал сызнова. В 1905 году работа эта вошла в статью, озаглавленную «Единое на потребу» и законченную 17 июня 1905 г. Впервые эта статья появилась в издании В. Г. Черткова «Свободное слово», Англия, Christchurch 1905. В 1906 г. она была напечатана в России издательством «Обновление», но брошюра подверглась конфискации (несмотря на сокращение текста — издательство выпустило резкие отзывы об Александре III и Николае II). Также была конфискована в 1911 г. часть двенадцатая «Собрания сочинений гр. Л. И. Толстого» (изд. 12-е), в которую С. А. Толстая включила текст статьи «Единое на потребу» с аналогичными пропусками. См. еще т. 36.

475. 20015—16. Читал Ma[c]donald’a о развитии религиозного чувства в животных, в губке даже. — Гревилль Макдональд (Grevill Macdonald), сын писателя, известный лондонский врач (ото-ларинголог), автор книги «The Religion’s Sense in its Scientific Aspect». London, Holder and Stoughton, 1903. — Эту книгу он прислал Толстому с надписью: «То Leo Tolstoy honoured and bowed by the writer of this book».

476. 20016—17. Написал об этом Ч[ерткову]. — Об упомянутой книге Толстой писал В. Г. Черткову 31 декабря 1903: «Книгу Macdonald’a я по вашему письму отыскал и стал читать… Я и при первом получении не стал читать, заглянув в нее, потому что она меня не поманила. Теперь прочел конспект и первую часть и совершенно несогласен. Он пишет о том, чего не знает, как слепой о цветах. Religion’s Sense [религиозного чувства] никакого быть не может. Есть религиозное сознание, сознание в себе Бога и это сознание заставляет иногда человека поступать сообразно законам и самоотверженно, но не имеет ничего общего с служением обществу. Вообще и вопрос поставлен неверно и путанно, многословно, самоуверенно, ограниченно. Так что дочесть я никак не мог, и не могу ничего приятного сказать автору, кроме благодарности за присылку книги». См. т. 88.

477. 20132. (Тетинька Т[атьяна] А[лександровна].) — Татьяна Александровна Ергольская (1792—1874), троюродная сестра гр. Н. И. Толстого, отца Льва Николаевича, выросшая в семье Толстых и отдавшая этой семье всю свою жизнь. После смерти матери Толстого занималась воспитанием его и его братьев и сестры и впоследствии жила вместе с Толстым в Ясной поляне до самой своей смерти. — В своих «Воспоминаниях» Толстой писал о ней: «Тетенька Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви… Никогда она не учила тому, как надо жить, словами, никогда не читала нравоучений. Вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела, — и не дела — дел не было, а вся ее жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая не тревожной, любующейся на себя, а тихой, незаметной любовью». См. т. 35. Еще см. отзывы Толстого о ней в т. 47, Дневник от 11 и 31 июля 1856 и от 19 августа 1857; и в Записной книжке от 12 июля 1856.

20 декабря. Стр. 202.

478. 2024. В мормонстве — Мормоны или, как они себя называют, «Святые последних дней» («The Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints») — секта, возникшая в 1830 г. в Соединенных штатах Северной Америки. С 1852 года частью мормонов был принят новый догмат: полигамия (т. е. многоженство), которая так распространилась, что в 1862 году правительством был издан закон, карающий ее. Отвергнут был этот догмат в 1890 году. В 1901 году мормонов было около 300 тысяч, в том числе и в России. О них см. т. 50, комментарий к Дневнику от 11 января 1889 (в связи с чтением Толстым мормонской литературы).

30 декабря. Стр. 203.

479. 20310—11. Народный рассказ об ангеле, убившем ребен[ка]: — В июле 1904 года Толстой в разговоре сказал: «Я вспоминаю всегда удивительную легенду, которую мне рассказал один архангельский мужик еще давно. Мне давно хотелось ее написать; может быть я это и сделаю когда-нибудь. Я не буду ее вам рассказывать. Кончается она тем, что ангел, убивший ребенка, говорит родителям, чтобы они не горевали, так как если бы этот ребенок остался жив — он сделался бы величайшим злодеем. Никто не может знать, зачем нужна его жизнь или смерть». См. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого», т. I, М. 1922, стр. 138. — Упомянутый Толстым в этом разговоре архангельский крестьянин, это — известный в свое время сказитель былин, крестьянин Олонецкой губернии Василий Петрович Щеголенок (р. ок. 1805 — ум. ок. 1886). В 1879 году он был привезен Толстым в Ясную поляну из Москвы от профессора Н. С. Тихонравова. Со слов Щеголенка Толстой записал несколько легенд, сюжеты которых обработаны им в народных рассказах. Портрет и биографию В. П. Щеголенка см. в книге «Былины», под ред. М. Н. Сперанского, изд. М. и С. Сабашниковых, т. II, М. 1919. Еще см. т. 48, записи Толстого.

В 1905 году Толстой написал на упомянутый в Дневнике сюжет рассказ «Молитва», впервые напечатанный в «Круге чтения». См. т. 40.

480. 20311. О мужике, не ходившем в церковь. — Легенду «О мужике не ходившем в церковь» Толстой слышал еще в 1879 году. Он записал ее тогда же в записную книжку. См. т. 48. Ту же легенду, но в иной версии пересказывал Толстому и зашедший к нему 3 июля 1903 года слепой (ЕСАТ; А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», т. I, стр. 110). Содержание этой легенды Толстой рассказал однажды Гольденвейзеру, но опять в другой редакции (см. объяснение Гольденвейзера к факсимиле — в сборн. М. О. Гершензона «Русские пропилеи», т. 2, М. 1916, стр. 350). Возможно, что Толстой знал и текст той же легенды, напечатанный на украинском языке в сборнике «Малорусские народные предания и рассказы», изд. Юго-западного отдела Российского географического общества, Киев 1876, стр. 140, № 34. Этот текст перепечатан, в сопровождении русского перевода в статье К. Старынкевича «Религиозное движение на юге России» — журн. «Слово» 1880, июнь. Толстой был вероятно знаком и с этой статьей.

В апреле — июле 1907 года, когда Толстой работал над «Детским кругом чтения», он написал в числе других рассказов для детей и рассказ на тему «о мужике не ходившем в церковь». В этом рассказе [«Старик в церкви»] он подверг значительной переработке те редакции легенды, которые ему были известны раньше. См. т. 39. Еще см. Лев Толстой, «Неизданные тексты», редакция и комментарий Н. К. Гудзия и Н. Н. Гусева, Academia — ГИХЛ, 1933, стр. 291—292 и 410—413.

См. еще в настоящем томе стр. 340.

481. 20312. О раскольнике в тюрьме и революционере; — Сюжет этот Толстой начал вскоре обрабатывать, использовав для этой цели листы, оставшиеся в печатающейся в настоящем томе тетради Дневника после записи 30 декабря 1903 г. См. на стр. 204—208 рассказ «Человеческое и Божеское», позднее переименованный «Божеское и человеческое». В связи с этим сюжетом см. т. 42, а также материалы „К истории создания «Божеского и человеческого». Первоначальные наброски — I. «Разговор на этапе» из «Воскресения», и II. «Человеческое и Божеское»“, с вводной заметкой и примечаниями К. С. Шохор-Троцкого — в сборн. «Толстой. Памятники творчества и жизни», 2, под ред. В. И. Срезневского, «Задруга», М. 1920. Еще см. прим. 484.

482. 20312—13. Свое психическое, бестолковое слабое состояние; — См. и сравни этот же замысел, только в других выражениях, в записях 9 и 18 июня 1903 г. (стр. 177 и 178).

483. 20313—14. Что ты Иисусе, сыне Божий, пришел мучать нас. — См. и ср. этот же замысел в записях 9 и 18 июня 1903 г. (стр. 177 и 178). Еще см. прим. 417 и 1188.

484. 204—208. Человеческое и Божеское. — Еще в 1897 году, в списке сюжетов, намеченных им к разработке, Толстой поместил замысел «Казнь в Одессе» (см. т. 53, Дневник от 13 декабря 1897). В

Скачать:PDFTXT

огорчило Льва Николаевича. 2 декабря. Стр. 199. 469а. 19924—27. Все вожусь с Ш[експиром] и решил..... начать новое или драму, или о религии, или кончить купон. — Толстой вероятно намеревался вновь