Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

1898 или 1899 году, в период напряженной работы над романом «Воскресение», в его третьей части, Толстой, быть может вспомнив этот замысел, попытался, правда вскользь, коснуться его. Отразилось это в черновых текстах, частично использованных при дальнейшей обработке тех глав романа, в которых изображается пребывание арестантов в этапной тюрьме. В беседу политических на этапе, в этих черновых, был введен рассказ Набатова о том, как к нему в камеру, в бытность его в Нижнем, вахтер привел старика старообрядца.

«Старичок вошел и в ноги мне.

— Что вы?

— Я тебе кланяюсь, потому узнал, что ты одной веры с вьюношем Синегубом. Правда это?

Правда.

— Ну вот я и кланяюсь, потому что видал, как везли его на шафот на казнь. Я вместе в остроге сидел — и видал я, как он прощался со всеми и Евангелие держал и все плакали, а он радостен был и как сияние от него шло…»1594

И просил старик Набатова открыть ему «свою веру», и не поверил его ответу.

В этом, отражающем «казнь в Одессе», наброске Толстой казненного называет Синегубом и характеризует его, как человека удивительного «по чистоте души, нежности и твердости убеждений до самой смерти».

В окончательную редакцию указанных глав «Воскресения» Л. Н. Толстой этот разговор о Синегубе не включил. Сюжет этот казался ему таким значительным и выдающимся по силе, что ему хотелось дать его во всей глубине, так чтобы близкий ему духовный облик казненного в Одессе юноши был достаточно ярко освещен.1595

Прошло еще около пяти лет и Толстой набросал, очевидно в один присест, на последних страницах тетради своего Дневника1596 печатаемый выше рассказ «Человеческое и Божеское». Набросок этот лег в основу рассказа «Божеское и человеческое», над которым Толстой напряженно и много работал в 1904 и 1905 гг.1597 Из внесенного в тетрадь Дневника наброска отрывок [I] вошел с некоторыми изменениями в главу I окончательного текста. [II] вошел в гл. II. [III] разросся в главы III и IV. [IV] вошел с изменениями в гл. VI. Отрывки [V] и [VI] вошли с изменениями в гл. VIII.

Кроме того, Толстой добавил: гл. VII (казнь Светлогуба), главы IX и X (революционер Меженецкий в Петропавловской крепости), гл. XI (Меженецкий в Красноярской тюрьме, встреча его с революционерами нового направления), гл. XII (Меженецкий вновь встречается, через семь лет, со «стариком-раскольником») и гл. XIII (Меженецкий в одиночестве, «старик-раскольник», умирает, а Меженецкий кончает самоубийством).

Прообразом Анатолия Светлогуба является казненный в Одессе революционный деятель 1870-х годов Дмитрий Андреевич Лизогуб (1849 — 10 августа 1879), сын черниговского помещика Андрея Ивановича Лизогуба (1804—1867) и его жены Надежды Дмитриевны (р. 1820), рожденной Дуниной-Барковской. О личности Лизогуба Л. Н. Толстой без сомнения немало слышал от лиц, хорошо его знавших. Кроме того, кто-то доставил Толстому сохранившуюся в его архиве переписанную на машинке копию статьи «Дмитрий Андреевич Лизогуб (биографический очерк)», напечатанной в газете «Народная воля» за 1881 г., № 5 (см. „Литература партии «Народная воля»“, изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, М. 1930, стр. 114—117). Автор этого очерка нам не известен, но без сомнения он принадлежал к числу близких товарищей Лизогуба революционеров-террористов. Помимо этой рукописи Толстому не могла быть неизвестна характеристика Лизогуба в очерках С. М. Степняка-Кравчинского «Подпольная Россия» (Лондон, 1893, изд. Фонда русской вольной прессы).1598

ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАПИСНЫМ КНИЖКАМ 1900—1903 Г.

К Записной книжке 1900—1901 г.

485. 21232. Рахманов В. В. — Владимир Васильевич Рахманов (1864—1918), врач, одно время близкий Толстому по взглядам. Познакомился с ним в 1886 г. О нем см. т. 50, Дневник от 26 ноября 1888 и комментарий к нему.

486. 2131. Сухомлинов. — Быть может Михаил Иванович Сухомлинов (1828—1901), академик, с 18 января 1899 года председательствующий в Отделении русского языка и словесности Академии наук. 9 мая 1900 г., в ответ на запрос академии, Толстой написал Сухомлинову письмо. См. т. 72.

487. 2141. Низиров. — Быть может единомышленник Толстого Николай Владимирович Назаров (ум. 1911), в начале 1900 года подвергшийся аресту (вместе с другими единомышленниками), по поводу которого Толстой писал Черткову и др. См. т. 88, а также т. 72, стр. 295—296.

488. 2143. И. Накашидзе. — Илья Петрович Накашидзе (1866—1923), грузинский журналист, единомышленник Толстого. Будучи выслан с Кавказа (за близость с духоборами), жил в то время с семьей в Москве. О нем подробнее см. т. 53, по указателю.

489. 21417—18. Тарус[ского] уезда….. Ор[лов]. — Когда Толстой давал малознакомым людям для прочтения свои, запрещенные в то время, произведения («Царство Божие внутри вас» и др.), то он обычно записывал об этом себе на память на случай возбуждения каких-либо преследований против этих лиц, по поводу обнаружения у них запрещенных изданий.

490. 21420. Крачковский. — Владимир Николаевич Крачковский, мировой судья в мест. Плунгяны Ковенской губ., автор рассказов и афоризмов (Спб. 1900). При письме от 18 января 1899 г. прислал Толстому свое сочинение «Смерть. 33 мысли». Не получив ответа, написал ему вновь 26 февраля 1900 г. На этом письме Толстой набросал ответ, сущность которого в том, что он не отвечал, найдя сочинение «очень плохим» и полагая, что его молчание будет понято именно так. Извиняется, если его молчание было неприятно. (АТБ). Ответила Крачковскому (3 марта 1900) по поручению Толстого О. К. Толстая. См. т. 72, стр. 327.

491. 21421. Коломийцов. — Быть может Даниил Васильевич Коломийцев, поэт и беллетрист, редактор и издатель газеты «Тавричанин». Свои стихотворения (Спб. 1894) он прислал Толстому с надписью. (В. Ф. Булгаков, Описание яснополянской библиотеки. (ГТМ).

492. 21431. В сборник в Смоленск[ое] общ[ество]. — Толстой имел в виду подготовлявшийся жившим тогда в Смоленске известным врачем-общественником Дмитрием Николаевичем Жбанковым (1853—1932) сборник, доход с которого предназначался «Обществу взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных, низших и средних учебных заведениях Смоленской губернии». Предполагалось построить общежитие для учительских детей. — В связи с изданием этого сборника Д. Н. Жбанков лично (в начале марта 1900 г.) и письменно обращался к Толстому, прося его поддержать сборник своим участием. Толстой обещал. Однако, по тем или иным причинам, ему не пришлось выполнить данное обещание. В письме к Жбанкову от 1 апреля 1903 г. Толстой писал: «Простите, что не исполнил просьбы о сборнике. Это совершенно невозможно. И я истинно сожалею об этом, п[отому] ч[то], уважая вас, желал бы сделать вам приятное». См. т. 74, а также письма Д. Н. Жбанкова. (АТБ)

493. 21433. Одна дурн[ая] женщина моя же[на]. — См. прим. 44.

494. 21514. Фадееву отдал Хр[истианское] уче[ние]. — Т. е. запрещенное в то время в России сочинение Толстого «Христианское учение» (изд. «Свободное слово», Christchurch, 1900). — О Фадееве найти сведений не удалось.

495. 21517. Ртищеву Ц[арство] Б[ожие]. Калуга. — Дмитрий Иванович Ртищев (28 сентября 1840 — 30 августа 1904), в то время земский деятель. Из старинного дворянского рода. Калужский помещик (с. Жуково Тарусского у.). Сначала состоял на военной службе, затем три года был участковым мировым судьей и шесть лет уездным предводителем дворянства. С 1892 г. до смерти четыре трехлетия был председателем Калужской Губернской земской управы. По направлению либерал. — С 1876 был женат на Варваре Николаевне Дьяковой (1846—1899). О Д. И. Ртищеве см. H. Н. Кашкин «Родословные разведки», I, Спб. 1912, стр 357—359.

Д. И. Ртищев впервые обратился к Толстому с вызвавшим его запись письмом от 27 января 1901 г. (АТБ). В начале письма он сообщил ряд сведений о себе, затем писал о постигшем его в феврале 1899 г. горе. — Смерть жены «под ножом хирурга» глубоко потрясла его («она была для меня всё!»), он заболел нервным расстройством. По совету родных и знакомых он съездил к Иоанну Кронштадтскому, затем к врачу, «пользующему гипнотизмом», затем к схимнику «отцу Варнаве» (близ Троицкой лавры), но удовлетворения, утешения нигде не нашел. Не помогло и обращение к спиритизму. Он хватается за мысль, что «бессмертие личности с сохранением всех индивидуальных особенностей существует» (Арман Сабатье «О бессмертии души»). Наконец, в раздумье «что делать при такой массе противоречивых выводов и заключений», ему пришла мысль обратиться к Толстому, как к человеку «с независимыми воззрениями», «много думавшему над вечными вопросами бытия». Он хочет узнать воззрения Толстого «на сверхъестественную божественную сторону евангельского учения». Он пишет: «Если беседа моя с Вами не может осуществиться в виду многочисленности Ваших занятий, я попрошу Вас не отказать мне по крайней мере в разрешении прочесть Ваши неизданные сочинения, напр. «Толкование Евангелия», «Исповедь» и др… В феврале мне, вероятно, прийдется быть в Москве. Таким образом я могу иметь случай прислать к Вам за книгами или зайти лично». Судя по комментируемой записи, Толстой хотел послать ему свое сочинение «Царство Божие внутри вас». Кроме того, по поручению Толстого Марья Львовна известила Ртищева, что Толстой примет его, когда он приедет в Москву, «вечером после семи часов». Как явствует из позднейших писем Ртищева, он мог приехать к Толстому только в начале марта и затем еще два раза в течение весны «имел величайшее удовольствие беседовать» с ним в Москве (Письма от 22 февраля и 28 июля 1901. АТБ). Толстой помог Ртищеву «избавиться от некоторых идей, гипнотически навеянных» с детства. (Сообщения Е. Д. Ртищевой. Архив К. С. Шохор-Троцкого).

495а. 21521—22. Ря[занск. губ.]…. д. Финяево. Мат[вей] Ст[епанович] Гришк[ин]. — Правильно: Феняевской вол., д. Феняево. Матвей Степанович Гришкин (р. 6 августа 1849), крестьянин названной деревни, из семьи крепостных кн. Гагарина. Неграмотный. Был у Толстого три раза в Хамовниках. Просил у него книжек для чтения для своего шестнадцатилетнего сына Василия и советовался с ним о дальнейшем обучении мальчика на казенный счет. Толстой дал ему двенадцать книг «своих трудов и других писателей» и двести рублей. О принятии сына на казенный счет в учебное заведение посоветовал обратиться к вел. кн. Сергею Александровичу, состоявшему тогда московским генерал-губернатором. Но последовал отказ. «Лично Лев Николаевич помочь в этом деле не мог. Мнение Толстого сводилось к тому, что «доступ к учению крестьянским детям трудный» и даже совсем недоступный в то время». (Сообщения М. С. Гришкина, записанные с его слов 20 октября 1934 и 16 апреля 1935 учителем

С. А. Сивцевым. Архив К. С. Шохор-Троцкого).

496. 21611—12. в Университ[етском] анат[омическом] т[еатре]. — «Анатомическим театром» называется помещение, в котором производятся вскрытия трупов и практические занятия студентов по анатомии. Возможно, что у Толстого были какие-либо вопросы об освидетельствовании трупов утопленников, ответы на которые он намеревался получить или получил от лиц, повидимому имевших связи с анатомическим театром. Сведения об освидетельствовании трупов могли быть нужны Толстому

Скачать:PDFTXT

1898 или 1899 году, в период напряженной работы над романом «Воскресение», в его третьей части, Толстой, быть может вспомнив этот замысел, попытался, правда вскользь, коснуться его. Отразилось это в черновых