Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1900-1903 гг.

божественности Христа. См. т. 73.

567. 24212. <Андрееву> — Леонид Николаевич Андреев (9 августа 1871 — 12 сентября 1919), писатель. В юности на него, по его признанию, сильное впечатление произвела книга Толстого «В чем моя вера». В повести «Мои записки» изобразил Толстого в лице «профессора-отцеубийцы». См. В. А. Поссе, «Мой жизненный путь», изд. «Земля и фабрика», М.—Л. 1929, стр. 164—165. В 1908 г. посвятил Толстому свой «Рассказ о семи повешенных». В связи с этим Толстой написал ему письмо. См. т. 78. В 1910 году Андреев приезжал в Ясную поляну. См. т. 58, прим. 580; В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», 3 изд., М. «Задруга», 1920; Леонид Андреев, «За полгода до смерти» — «Солнце России» 1911, № 53 (93).

В декабре 1901 года Андреев прислал Толстому первый том своих рассказов (изд. т-ва «Знание», Спб. 1901), о которых Толстой сообщает ему в письме от 30 декабря 1901 года, что из них «многие очень понравились». См. т. 73. Оценку Толстым сочинений Андреева см. в статье А. Е. Грузинского «Ясно-полянская библиотека» — «Толстовский ежегодник 1912 года», стр. 141—142.

568. 24213. Шопову — Георгий Стоилович Шопов (р. 1879), болгарин, уроженец деревни Панагюрище, отказавшийся 24 апреля 1900 года от воинской повинности по религиозным убеждениям (в г. София, Болгария), за что 11 ноября того же года был приговорен в дисциплинарный батальон на три года. — Толстой, узнав о поступке Шопова, написал по этому поводу 29 мая 1901 года письмо к редактору болгарского журнала «Свободна мисъль» (см. т. 73), после чего у него завязалась переписка и с самим Шоповым (1901—1903). См. тт. 73 и 74. См. еще брошюру «Кратко извлѣчение из неиздаденого съчинение по отказа отъ военна служба на Георги Стоиловъ Шоповъ съ Прибавление нѣкой извадки изъ послѣсловието на Л. Н. Толстой Къмъ биографията на Ев. Н. Дрожина, сящо отказавши се отъ военна служба въ Русия и Приложение въ началото портрета на Шопова», София, 1903. — Еще см. журнал «Свободная мысль», Женева, №№ 5—б (1900), 12, 15 и 16 (1901), и периодич. обозр. «Свободное слово», № 1, Christchurch, декабрь 1901. По освобождении из заключения Шопов стал издавать журнал «Лев Толстой» (1903—1906), переводить на болгарский язык и издавать антицерковные и анархические работы Толстого. Будучи «горячим энтузиастом» и обладая ораторским талантом, Шопов сыграл в Болгарии большую роль в деле распространения идей Толстого. (Неизданная статья Христо Досева «Толстой и борьба за идею мира в Болгарии». Рукопись. Архив К. С. Шохор-Троцкого).

569. 24214. Поше — Павлу Ивановичу Бирюкову. Толстой написал 31 декабря 1901 года в ответ на его письмо от 31 декабря н. с. 1901 г. См. т. 73.

570. 24215. <Вегетар[ианцу] 5> — Александр Петрович Зеленков (27 июня 1850 — 6 апреля 1914), доктор медицины, гомеопат, убежденный вегетарианец, основатель первого в России «Петербургского вегетарианского общества», которое открылось 1 декабря 1901 года и устав которого он и доставил Толстому вместе со своими дополнительными сообщениями об основании этого общества. (Письмо от 20 декабря 1901 г. АТБ). В своем ответе от 30 декабря 1901 года Толстой, естественно, касается вопросов вегетарианства и алкоголизма. — О Зеленкове см. статьи проф. А. И. Воейкова и И. О. Перпера в «Вегетарианском обозрении» за 1914 г. (№ 4).

571. 24216. <Кочаров[скому]> — Карл Романович Кочаровский (или Качоровский), экономист-народник, народоволец, затем сотрудник прессы партии социалистов-революционеров, автор ряда работ, посвященных общинному землевладению, автор книги «Русская община (Опыт цыфрового и фактического исследования)», Спб. 1901. Жил постоянно в Симферополе. В настоящее время в эмиграции. — В октябре 1901 года прислал Толстому письмо, в котором сообщал о своих работах и выражал желание приехать. В ответе от 30 декабря 1901 года Толстой сообщал между прочим, что с его книгой знаком и «очень рад был ее появлению». См. т. 73.

572. 24217. 1) Арт[еменко]. Ответить, что может узнать из книг. — Макарий Исидорович Артеменко, крестьянин-старик, родом из Чигиринского уезда Киевской губернии, живший в то время в станице Котляревской Терской области. Толстой в письме к нему от 29 мая 1901 года писал: «Я про вас слышал и слышал про то, что вы хотите через Царя и вообще через людей предоставить спасение людям». О нем писал Толстому В. И. Скороходов, которому Толстой отвечал (1 февраля 1901): «Какой хороший киевский старик, подающий прошения. Этими людьми мир стоит. Он так решительно хочет уничтожить зло — ковшем море вычерпать — что зло испугается». См. т. 73. О нем же Толстой упоминает, как о «русском религиозном реформаторе» в статье «Что такое религия и в чем ее сущность?» (гл. XVI). Есть свидетельство, что в последний раз старик этот был в толстовской колонии близ Нальчика перед уходом своим к «персицкому царю», которого он тоже хотел поставить на христианский путь. См. А. Михайлов, «В «толстовской» колонии» — «Вестник Европы», 1908, № 10, стр. 461—462.

В письме к М. И. Артеменко от 29 мая 1901 года Толстой, между прочим, писал ему: «Приезжать вам ко мне, я думаю, не надо. То, что я знаю, я сказал в моих книжках…» Ответил Толстой ему на письмо от 16 мая 1901 года, в котором Артеменко писал, что не имеет «покою ни днем ни ночью видеть своими глазами и слышать дела беззакония, которые есть причина в жизни человеческой», просил утешить его «в такой великой скорби», выражал желание «утешиться советом» Толстого и упоминал о том, что весьма нуждается «в материальных средствах относительно поездки к вам» (АТБ). См. т. 73.

573. 24218—19. Школину….. не могу. — Адриан Адрианович Школин (р. 1881?), в то время молодой офицер, подпоручик 5 Восточно-Сибирского стрелкового полка, квартировавшего тогда в Китае (Шанхай-Гуань). Учился в кадетском корпусе, но из пятого класса был несправедливо (по его словам) исключен за поведение, после чего от него отказались родные и он стал жить трудом, сначала поступив железнодорожным рабочим, а затем давая уроки. Позднее кончил юнкерское училище. Но, как он писал Толстому, с тех пор как стал офицером «нет душе покоя»; между тем мать и сестры-институтки «радуются как дети и счастливы, что видят своего сына и брата Адриашу офицером». Он же хочет учиться, для чего «нужно выйти в запас, разрушить все радостные чувства родных, убить этим старуху мать». У него идет «страшная духовная борьба», он спрашивает себя, какое зло меньше: «выйти в запас, учиться и видеть горе родных, или лучше застрелиться и не видеть ихнего горя». Он кое-что читал из Толстого, жалеет, что сейчас не может достать его сочинений. Он просит дать ему совет, как сыну. Один из вопросов: «для чего мы живем?» Он «сейчас как челнок без руля», тоскует и не может «найти пристанища». Обращается к Толстому: «…не знаю как быть: быть ли офицером, учиться, и чему учиться? Быть ли простым рабочим-каменщиком, печником? (Я знаю кое-что, потому что уже будучи офицером я учился как делать печи). И я положа руку на сердце доверяю Вам себя и прошу совета и сделаю как Вы скажете. Не думайте, что это простая болтовня. Итак, Лев Николаевич, я жду… мне нужно скорее знать, что мне делать, как поступить: как просят родные или как совесть. Сейчас я еще глупый мальчишка, но хочу жить так, чтобы потом не каяться, и вот прошу Вас дать совет». (Письмо А. А. Школина с почтовыми штемпелями: Шанхай 17 ноября 1901, Кореиз 20 декабря 1901. АТБ). Кто ответил Школину по поручению Толстого не установлено. Толстой, повидимому, посоветовал ему прочесть свое сочинение «Христианское учение», напечатанное в то время только за границей.

574. 24320—21. Отстаивайте свои права, но не дурацкое право на работу у Жиро. — Т. е. на шелкоткацкой фабрике Жиро. Фабрика находилась в Москве, в Теплом переулке, и задним своим фасадом выходила в Хамовнический переулок напротив дома Толстых в Хамовниках. Принадлежала она французскому гражданину Клавдию Осиповичу Жиро.

575. 2446. через Бернштейн[а]. — Толстой хотел послать В. Г. Черткову «со случаем» обращение «Царю и его помощникам» и некоторые другие материалы, которые могли быть задержаны при пересылке по почте. См. т. 88, письмо Черткову от 26 марта 1901. — Об упоминаемом Бернштейне найти сведений не удалось. Быть может это Герман Бернштейн (Herman Bernstein, p. 1876), североамериканский поэт и журналист, впоследствии европейский и русский корреспондент нью-йоркской прессы, переводчик русских авторов, в том числе Толстого, на английский язык, автор статьи о Толстом («Leo Tolstoy» — в книге «Celebrities of our times», New York, 1924). Уроженец России, покинувший ее в 1893 году. Известно о посещении им Ясной поляны, но не о свидании с Толстым в Москве. Сохранилось несколько его писем к Толстому за 1902—1908 гг.

576. 2447. Список Солдат[енкову?]. — Козьма Терентьевич Солдатенков (10 октября 1818 — 19 мая 1901), московский купец, известный в качестве высококультурного мецената, издатель многих ценных книг. О нем см. «Календарь-альманах на 1887 г.» М. 1887, стр. 281—288; Я. Н. Колубовский, «Из литературных воспоминаний» — «Исторический вестник» 1914, № 4, стр. 137—138; «Книжная торговля. Пособие для работников книжного дела», под редакцией М. В. Муратова и H. Н. Накорякова, Гос. изд., М.—Л. 1925, стр. 123—124.

Солдатенков был лично знаком с Толстым, в 1899 г. передал ему 5000 рублей для духоборов, оказывал поддержку издательству Чертковых «Свободное слово» (через Толстого), собирался финансировать журнал, задуманный П. В. Безобразовым и Толстым (см. прим. 531). Из письма Толстого к Черткову от 21 мая 1901 г. явствует, что в марте или апреле Толстой посетил Солдатенкова в связи с издательскими планами. (См. т. 88). О каком списке упоминает Толстой неизвестно.

577. 2447. Письмо от Вяз[емского] — Кн. Константин Александрович Вяземский (1852—1903), с 1897 монах Киприан на Афоне (библиотекарь Пантелеймоновского монастыря), в 1901 инок (схимонах) Ксенофонт. Познакомился с Толстым в 1890 году. См. т. 51, Дневник от 11 июля 1890, и комментарий к нему. — В начале марта 1901 года Толстой получил от К. А. Вяземского письмоответ на полученное Вяземским письмо Толстого от 28 января. В своем ответе Вяземский сообщает «всей душой любимому» Льву Николаевичу, что «с великой радостью» получил его письмо и высказывает предположение, что Лев Николаевич «не вполне сознает его суждения», так как пишет, что взгляды их разнятся. Он пишет, что «в главном, в существенном» он придерживается вполне мнений Толстого, в частности «абсолютно» разделяет его взгляды в «вопросах нравственных». Он относит Толстого

Скачать:PDFTXT

божественности Христа. См. т. 73. 567. 24212. — Леонид Николаевич Андреев (9 августа 1871 — 12 сентября 1919), писатель. В юности на него, по его признанию, сильное впечатление произвела книга