Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

необ[ходимости] наказаний, и 393 и 394. 73, 74, 75. «И крепость». И 79. Духовенство. 86. 396 и 397 (223), 402, 403, 407 наказание.

414. О подлых людях.

417. Проповедь противления злу. —

420 (417) о рабах.

435. Послушай, братец.

————————————————————————————————————

9 Апр. Сознание божественности природы своей души — это метафиз[ическая] основа жизни. Любовь — это проявление этой сущности — сознания божественности — в жизни. Это религиозная основа жизни.

Воздержание от грехов, соблазнов, метающих любви, это вытекающая из сознания и любви добрая жизнь.271

————————————————————————————————————

15 апр. 1) Да, три сорта людей: воры, нищие, работники. Особенно живо чувствую последнее время всю тяжесть нищих. Все всего просят: денег, рекомендаций, советов и в письмах и лично. Да, vivre et laisser vivre.272 Просить почти так же дурно, как красть.273

2) Чем хуже, тем лучше, лучше для того, кто живет для души. (Как хорошо, просто, ясно, сильно это выражение.) Худое — только работа, и всегда полезная работа для души.274Оч[ень] слаб и оч[ень] возбужден и оч[ень] раздражен. Г[оспо]ди, помоги мне.

16 Ап. 1) К заповедям: не убий, не укради, не прелюбод[ействуй] надо прибавить: не проси.275

————————————————————————————————————

2) Чем нелепее вера, тем она тверже (искупление, бессмертн[ики], малеванцы). Чем разумнее, тем слабее как вера (всегда движется, уясняется).276

————————————————————————————————————

3) Всё, что живет, растет. Рост же всегда незаметен. Так и истинная вера.277

————————————————————————————————————

3 М. Мы не можем иначе понимать нашу жизнь здесь, как

в простр[анстве] и времени, но сознаем мы ее, насто[ящую] основу

жизни, вне пр[остранства] и вр[емени]. И пот[ому], говоря

о жизни вне условий этой жизни, мы не имеем права говорить

о прост[ранстве] и времени, т. е. где будет. Жизнь после смерти

перестанет быть такою, какая она есть здесь, т. е. пространственна и временна. Но как[ая] она будет — не знаю.278

————————————————————————————————————

Я говорю: я жил до рожд[ения] и буду жить после смерти, и жил в какой-то форме и буду жить в какой-то форме. Я не могу говорить иначе, но слова эти не имеют никакого значения по отношению жизни внепростр[анственной] и вневременной. Жизнь исти[нная] есть, потому всегда была и будет одна и та же.

————————————————————————————————————

Человечество переходит от одной поры (saison) к след[ующей], от зимы к весне. Сначала верба, потом береза, липа, а вот и дуб пробрался. А вот и цветы, а вот и плоды.279

5 Мая. Сержусь, досадую на нищих просителей, а только бы помнить, что это оселок для точения, повод для укрепления любви…280

6 Мая. Самоотречение! Разве можно отрекаться от себя,

когда я — только Я. Самоотречение есть отречение от того,

ч[то] я ошибочно считаю собою. — Самоотречение есть только

признание своей божественности, вечности.281

10 Мая. 1) Умирая просит, умоляет не заставлять его отрица[ть], осуждать обман церкви.282

2) Письмо С[оне]. Прости меня. Я прощаю, но не могу не сказать всё то, ч[ем] страдал от тебя. Пишу теперь из-за гроба, надеясь, ч[то] ты подумаешь о душе. В тебе я замечал это.283

3) Дневник не давать читать.

11 Мая. Всё дело в том, чего человек хочет достигнуть — идеал. Хочет чести, богатства, удоволь[ствий] — будет одна жизнь; хоч[ет] почитать, любитьбудет другая. Всё в идеале. Хоч[ет] бог[атства], поч[естей], удово[льствий] — будет……, хочет любви — будет 1)…..2)…. 3)….284

Любить Б[ога] значит любить проявлен[ия] Его. Проявлен[ия] его везде: в земле, в небе, но одни дальше от того проявления, какое во мне, друг[ие] — ближе. Чем ближе ко мне проявление, тем больше можно и должно любить. Самое близкое человек, потом животн[ое], потом растен[ие], потом такое, в каком я не вижу жизни: камень, земля, небо, звезды.285

Небо, звезды больше, чем камень, т[ак] к[ак] в камне я не вижу жизни, хотя я и познаю его всеми чувствами. Звезды я познаю только одним и могу предполагать, что не знаю, п[отому] ч[то] они не подлежат чувству слуха, осязания.286

————————————————————————————————————

Чувствую эти последние дни особенную радость. Неужели это от душевного состояния только, а не от телесного? Как бы это б[ыло] радостно!287

————————————————————————————————————

Главная ошибка в том, чтобы думать, ч[то] учение любви требует осуществления всей любви. Если бы это б[ыло] возможно, не б[ыло] бы жизни. Уч[ение] люб[ви] требует приближение постепенное к идеалу. И в нашей жизни это приближение выражается прежде всего отрицательно — недел[анием].288

————————————————————————————————————

Алек. Гаврил. Рыбин [1 неразобр.]

————————————————————————————————————

[13 мая.] Письмо это отдадут тебе, когда меня уже не будет. Пишу тебе из-за гроба с тем, чтобы сказать тебе, ч[то]для твоего блага столько раз, столько лет хотел и не мог, не умел сказать тебе, пока б[ыл] жив. Знаю, ч[то] если бы я б[ыл] лучше, добрее, я бы при жизни сумел сказать так, чтобы ты выслушала меня, но я не умел. Прости меня за это, прости и за всё то, в чем я перед тобой был виноват во всё время нашей жизни и в особенности в первое время. Тебе мне прощать нечего, ты была, какою тебя мать родила, верною, доброю женой и хорошей матерью. Но именно п[отому], ч[то] ты была такою, какою тебя мать родила, и оставалась такою и не хотела изменяться, не хотела работать над собой, идти вперед к добру, к истине, а напротив, с каким-то упорством держалась всего самого дурного, противного всему тому, что для меня б[ыло] дорого, ты много сделала дурного другим людям и сама всё больше и больше опускалась и дошла до того жалкого положения, в к[отором] ты теперь.

————————————————————————————————————

17 Мая. [1)] Чествование мое — плохой признак. Навело меня на эту мысль чествование Мечникова. Оба мы, очевидно, оч[ень] пустые люди, если так потрафили толпе. Утешает меня немного то, ч[то] меня ругают — не завистники, а серьезно ругают революционеры и церковники.289

2) Есть два очень грубые и распространенные суеверия: одно — то, что есть Бог, к[оторый] сотворил мир и человека и дал ему определенные, выраженные словами законы, другое — то, ч[то] мир, познаваемый нашими чувствами, действительно есть, и наша жизнь определяет наши отношения к этому миру. Первое суевер[ие] распространено среди масс и как ни грубо оно, оно все-таки менее грубо, чем суеверие так наз[ываемы]х образ[ованны]х, не признающих свое мировоззрение верой, тогда как основное отношение человека к миру — хочет ли он или не хочет тогоесть вера.290

18. 1) Изобрет[ение] вещей для богатых и 2) угождение богатым, а не улучшение средств жизни для всех.291

————————————————————————————————————

Богопочитание — в уважении и любви к каждому чел[овеку], молитва — в представлении себе высшего совершенства — Бога и в сравнении себя с ним. В покаянии о прежнем и в приготовлении к лучшей жизни.

————————————————————————————————————

19. 1) Не могу восстановить свою независимость от мира и сознание живой своей зависимости от одного Его.292

2) «В ч[ем] смысл жизни? Что добро, ч[то] зло? Ч[то] такое Бог? Ч[то] совершается смертью? Что дух, ч[то] материя?» Всё это спрашивает студент, воображая, ч[то] он один так умен, ч[то] мож[ет] ставить эти вопросы, на к[оторые] нет ответ[ов]. А он только невежда, знающий, сколько ног у какой козявки, а не имеющий ни малейшего понятия о том, ч[то] думали об этих вопросах величайшие умы мира.293

————————————————————————————————————

21. Мужч[ина] смешон, когда занят своим лицом и грацией, а женщинасилой и умом.294

————————————————————————————————————

22. Говорить о праве, когда есть право собственности на землю, всё равно, что говорить о праве на рабов.295

————————————————————————————————————

25 Мая. [1)] Особенно живо почувствовал то, ч[то] время есть только данная мне возможность участвовать и сознавать свое участие в деле Божием. Всё, что я сделал и делаю, всё это уже есть для Высшего Всего. И что бы я ни сделал, будет то, что должно быть и что уже есть для Него. Это подобно тому, что если бы каждая былинка посеянной хозяином ржи имела бы сознание того, ч[то] она может [принимать] влагу, и свет, и тепло солнца и может не принимать их. Хозяин же знал бы, что рожь вырастет. (Не то, а есть что-то, и очень важное.)296

————————————————————————————————————

Старой Колпны Гужона.

————————————————————————————————————

2) Любовь к родным и близк[им] — это образец того, какая долж[на] б[ыть] любовь ко всем.297

————————————————————————————————————

[29 мая.]

Я получил уже несколько писем, подобных вашему, в к[оторых] пишущие все одинаково недоумевают, отчего я как-то не так, как это им кажется я долж[ен] бы был сделать, распорядился с моим состоянием. Однообразие этих писем показывает, ч[то] они вызваны какой-нибудь враждебной мне газетной или журнальной статьей. Я сначала решил не отвечать на них, но письма эти повторяются, и я подумал, ч[то] мое молчание может быть соблазном для пишущих, и потому решил отвечать на все такие письма следующим письмом, к[оторое] и вам посылаю.

Объяснять неизвестн[ым] мне людям, как я распорядился моим состоянием и почему распорядился так, как я распорядился, считаю не только излишним, но и невозможным. Лица же, действительно желающие знать это, всегда могут узнать это помимо меня. Если же люди, не зная ничего ни о том, как я распорядился, и почему расп[орядился] т[ак], к[ак] р[аспорядился], предпочитают верить другим, считая меня лицемером, то самое лучшее, что они могут сделать, это то, ч[то]бы, жалея меня, стараться не иметь с таким лжецом, корыстол[юбцем] и обманщ[иком] никакого дела. Главное же то, ч[то] если я действительно нехороший человек, то то, что я говорю о жизни, о том, как надо жить людям, если оно справедл[иво], не становится от этого ложным и не требующим исполнения. Тем более, ч[то] то, ч[то] я говорю, я говорю не от себя, а только стараюсь разъяснять значение того, что говорил Христос, признаваемый среди нас Богом.

————————————————————————————————————

Почитать и любить его как себя и делать ему, чего себе хочешь.

————————————————————————————————————

1) Председ[атель] опеки, Заседат[ель], Секр[етарь].

2) Воинское присутствие.

3) Уездн[ый] съезд земск[их] нача[льников].

4) Земск[ое] собрание.

5) Тюремн[ый] комитет, Предв[одитель], Исправник, почетн[ый] Мировой, директора.

6) Губернатор.

7) Санитар[ный] комит[ет].

8) Училищ[ный] совет.

29 Мая. 1) Опять ошибся с тульскими просителями. Не думай о них, а об себе, и [не думай о] их мнении.298

2) Люди мало мыслящие и оч[ень] занятые своей целью не могут перенестись в другого — не могут.299

3) 1 Июн. Бога нельзя познать иначе, как так, что есть только одно сущее, одно, что действительно есть и помимо чего нет ничего, что ничто действит[ельно] не существует, кроме Его. Всё только кажется существующим, п[отому] ч[то] всё во времени и простр[анстве].300

————————————————————————————————————

Бога или совсем нет или есть только Он.

————————————————————————————————————

Вы спрашиваете, согласен ли я на то, чтобы вы отдали в печать мое прежнее письмоответ на ваши вопросы о женщинах. Думаю, ч[то] в том письме есть лишнее, не интересное для печати, и потому предпочитаю послать вам для печати это письмо, в к[отор]ом повторяю то же, что говорил и в первом, и более подробно. Для религиозного человека вообще и для

Скачать:TXTPDF

необ[ходимости] наказаний, и 393 и 394. 73, 74, 75. «И крепость». И 79. Духовенство. 86. 396 и 397 (223), 402, 403, 407 наказание. 414. О подлых людях. 417. Проповедь противления