Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

смысла в жизни». Но это неправда: жизнь в усилении, уяснении сознания. А это уясн[ение] может происходить только в мире временном и пространственном, к[оторый] сам в себе не имеет значения, но необходим для работы уяснения сознания. Магомет, кажется, сказал: Бог захотел не один наслаждаться благом жизни, а дал его и подобным себе существам.346

Пругавин пишет о религии, как пишут о разн[ых] увлечениях не умных людей: то много занимались балалайк[ой], то оставили, теперь опять взялись.

————————————————————————————————————

Стоит только освободиться от суеверий и понять, что то, ч[то] при вере в личного законодателя Б[ога] представляется одним из многих его повелений, есть единственное несомненное проявлен[ие] его, в к[оторое] одно нельзя (но верить и в к[отором] одном нельзя сомневаться), п[отому] ч[то] сам испытыва[ешь] его.

Стоит только освободи[ться] хоть на время от суевер[ия] для то[го], чтобы вера представилась так естеств[енна], что показалось бы, ч[то] всё это знал, тол[ько] забыл, и что и нел[ьзя] иначе понимать свою жизнь и начало и жизнь мира.347

————————————————————————————————————

А стоит только испытать то богоп[очитание] любви, к[оторое] вытекает из этой веры, чтоб по радостному спокойст[вию] убедиться, что одна вера и одно вытек[ающее] из не[е] богоп[очитание] истинны.348

————————————————————————————————————

28 И. Истинное знание только одно: знать, как жить. Большей частью же люди, знающие оч[ень] много, не знаю[т] этого и даже думают, что этого нельзя и не нужно знать. Ненужное знание мешает им узнать то, что нужно.349

————————————————————————————————————

Чудеса только п[отому], ч[то] нет основы разумной.350

————————————————————————————————————

Оч[ень] слабеют силы. Утром и вечером во мне два челове[ка].

————————————————————————————————————

30. Просить не о чем и некого. Для своего блага надо всё самому делать.351

————————————————————————————————————

Надо никакой общ[ины] не составлять, а итти к источ[нику].352

————————————————————————————————————

Сознание себя, т. е. возможность смотреть на себя как на что-то подлежащее моему наблюдению и направлению, показывает, ч[то] есть во мне составляющее мое истинное я, нечто другое, высшее первому «я», такое нечто, чего я не могу уже сознавать, т. е. наблюдать. Разница же этого высшего я от низшего, кроме того, что высшее может наблюдать низшее, но не наоборот, еще и та, что первое личное, второе же общее, всемирное. Первое признает желательным только то, ч[то] нужно для него одного, второе — высшее — то, ч[то] нужно и желательно для всех, признает нравственное, т. е. любовь, — признание желательным блага не одного себя, но всех так[их] же, как низшее я, существ.

————————————————————————————————————

5 [июля]. Сначала растет тело, потом дух.353

————————————————————————————————————

К С[татье]. Без машин прож[ить] хорошо мож[но], а без любви нельзя.

————————————————————————————————————

Не могу не удивляться, зачем избр[ал] такую гадину, как я, чтобы через меня говорить людям.354

————————————————————————————————————

Еще вред науки — приписыван[ие] важн[ости] этой жизни. Зас[орен?] исто[чник] жизн[и] люд[ей] и т. д.355

————————————————————————————————————

Надо знать, по че[му] распределять важность знаний. Юриспр[уденция]: уголовное право, междунар[одное], все военные, медиц[инские] науки, алопат[ия], гомеопатия.356

————————————————————————————————————

Цельпольза —никог[да] недоступна.357

————————————————————————————————————

Наука богатых и делает всё для богатых.358

————————————————————————————————————

Не мож[ет] б[ыть]359

10 И. Алексеевский.

————————————————————————————————————

9. Ехать в Стокгольм сказать, что корень солдатство, поставить дилему: войско или Хр[истианство]. Кто главный преступник? Не затем ли их окружают почестями, чтоб не презир[али]. В роде М. de Par[is].360

————————————————————————————————————

За хорошее ученье не будут награжда[ть], как за то, ч[то]бы человек принял хорошую пищу.361

————————————————————————————————————

What I think about vivisection is that if people allow themselves not only to take but to endanger life for the benefit of many there is no limit for their cruelty.362

Dear sir,

What I think about vivisection is that if people admit that they have the right to take or to endanger the life of living beings for the benefit of others there will be no limit for their cruelty.363

12. Начать с писем старых, пото[м] теперешних. Всё, ч[то] говор[илось] здесь, оч[ень] хорошо, но похоже на то: у нас у вс[ех] есть ключ,364 средство выйти, но мы не идем, а лом[имся] или, скорее, внушаем тому, кто нас держит, ч[то] ему надо нас выпустить.365

————————————————————————————————————

Разве не ясно, ч[то]

Мало того, мы выражаем всяч[еское] уваж[ение] этим, кому нужны эти солдаты не сто[лько] для войны, скол[ько] для продолж[ения] свое[го] насил[ия].

Если мы допуска[ем] солдатство, то у нас нет религии, нет нравств[енности], а без это[го] мы разбойники.

Так и надо знать.366

————————————————————————————————————

Сначала жутко, одиноко без суда лю[дского], а потом особенно твердо.

— Только в работе мысли нет протечения времени.367

————————————————————————————————————

Н[иколаю] Н[иколаевичу] написать 1) Скипетрову и ответи[ть] на письмо о наук[е].

————————————————————————————————————

[13—14 июля.] Познаем Б[ога] в 3-х видах: в Нем самом, в самих себе и в ближних. Познавать Б[ога] в Нем самом значит познавать Его волю и быть готовым исполнять ее. Познавать Б[ога] в самих себе значит познавать в себе волю Б[ога] — любовь. Познавать Бога в ближнем значит признавать в ближнем того же Б[ога], к[оторый] живет в н[ас], и любить его как самого себя.368

————————————————————————————————————

Одно дело важнее и нужнее всех дел на свете. Дело это в том, чтобы любить всех людей, какие бы они ни были. Важнее и нужнее это дело всего на свете от того, ч[то] дело это велено Богом.

Одно дело велен[о] Богом всем людям: то, ч[то]б[ы] быть в любви со всеми людьми, какие бы они ни были. Дело это трудное и ему надо учиться.

И потому хотите вы, люди народа, быть рабами, не идите в эту науку. А не пойдете в эту ложн[ую] нау[ку], будет наука настоящая — свободная, не поглощающая времени и т. д.369

————————————————————————————————————

Не будет науки о происх[ождении] видов, об астро[номии] и др. Да едва ли из-за нужн[ых] дел дойдут руки у людей, занятых наст[оящей] наук[ой], до наук об аэропланах…370 А нужных дел будет мн[ого], как только конча[тся] наст[оящие] одни, нач[нутся] др[угие] — и голод, и проститу[ция], и вр[ажда].

Что делать мне, чтоб не было голода, простит[уции], вражды народов, чтоб [3 неразобр.] и мн[огое] и мн[огое] др[угое]. А если и переделают люди эти дела, то едва ли займутся так[ие] люди и когда-нибудь теми дел[ами], что выдумывают теперь — аэропл[аны], грамофо[ны], подвод[ные] лод[ки], скоропечат[ные] машины и т. п. де[лами].371

Но если и так…372 —

Нет, не годится и эта отговорка для оправдания того, что у богатых людей называе[тся] наукой…373

И теперь есть настоящ[ая] наука, но она затмевается и запрещается.

Главная разница буд[ет] в том, что в свободной науке отпадет все ложное, но не то в насильствен[но] вводимой.374

————————————————————————————————————

17 Ил. Помоги мне, Бог мой, с любовью и уважением обойтись с этим проявлен[ием] Тебя. (Молитва при общении с людьми.)375

————————————————————————————————————

Тоскливое состояние, хочется помощи от Б[ога]. И помо[щь] одна — любовь и благодарн[ость].376

————————————————————————————————————

Нынче на молитве с новой стороны поня[л] слова: возьми крест — нa каждый день. Тем и важна молитва, ч[то] слова ее, раскрываясь с разных сторон, с разн[ых] сторон возвышают душу.377

————————————————————————————————————

Первая мысль при успе[хе] аэропланов — война, убийства.378

————————————————————————————————————

[20 июля.] Излишне говори[ть], зачем я пишу к вам всё это. Как ни странно просить человека, и доброго, хороше[го] челов[ека], о том, чтобы он сделал то, чего не может не жела[ть] его добро[е] человеч[еское] сердце, просить о том, чтобы он сделал то, что он должен сделать для себя, для своего истин[ного] блага, я прошу вас сделать то, что велит вам ваша совесть: избавить этого человека от смерти и его мать от ужа[сных] мук.

П[етр] А[ркадьевич], как ни дале[ки] мы по нашим взгляда[м] и по возр[асту], прошу, умоляю вас сдела[ть] то, ч[то] вы знаете, ч[то] вы должны сделать перед вашей совестью, то, чего требует ваше человеческое, добр[ое], любовно[е] сердце. Но это не одна моя просьба к вам.

Еще о другом, более важном, прошу, умоляю вас. Просьба эта — мое требова[ние] не от меня, а от Бога к вам — это то, чтобы вы, добрый, хороший чел[овек], спас[ли] самого себя, свою душу, пок[а]ялись бы в том, что вы до сих пор делали, и ушли бы из того ужасно[го], противного вам положен[ия], в к[отором] вы находитесь, забыв про воображаемое, сомнительное, неверное благо России, помнили бы о том верном благе своей высшей души, к[оторая] не переставая зовет вас к себе.

Бросьте свое положение, откажитесь от того, чего так желают так многие, открыто выйдя из своего положения и заявив миру про причин[у], к[оторая] застави[ла] вас бросить то ужасное пол[ожение], что считается столь важным и желательным людьми.

Это главная моя просьба, я меньше надеюсь на исполнен[ие] ее вами, но все-таки считаю своим долгом высказать ее вам. Вторая моя просьба это просьба этой несчастной женщины.

Третья моя прось[ба] это то, чтобы379 письмо это мое б[ыло] принято вами с тем искренним чувством, к[оторое] я испытываю теперь, дописывая это письмо: любви к вам не как к сыну моего друга, что все-т[аки] в мыслях всегда сближает меня с вами, а как к брату, к человеку, в к[отором] я признаю то же божеств[енное] начало, к[оторое] сознаю в себе и к[оторое] не могу не любить божеск[ой] любовью.

Л. Т.

21 Июля. Считать свою одну жизнь жизнью есть безумие, сумашествие.380

————————————————————————————————————

Всякий предмет в бесконечн[ом] времени и тако[м] же пространстве, т. е. в сущности вне врем[ени] и простр[анства], так как время бесконечно, т. е. нет времени. То же и с простр[анством].381

————————————————————————————————————

23 И. Усилие нужно только для того, чтобы открыть в свою душу доступ Б[ог]у. А вошел Б[ог] — он будет делать.382

————————————————————————————————————

В то время, как люди думают о том, как освободиться от собственности вообще и [1 неразобр.] на землю, у нас заботятся о утверждении чувства собственности. Вроде того, чтобы утверждать 100 лет назад чувство рабства.383

Ключ в фоногр[афе].

В особенности понравилась мне ваша глубоко верная мысль о различии положения людей, занятых денежн[ыми] предприятия[ми], и крестья[н]……384 и потому о несправедливо[сти] и жест[окости] применения к тем и др[угим] одних и тех же правил, мож[ет] быть имеющих смысл и оправдание при применен[ии] их к желающим обманывать, к ближним, но ужасным до жесток[ости], когда применяются к людям, желаю[щим] только кормить себя и свои семьи.

Слушали:…….,385 и во всех вызвал[о] одинак[овое] чувство возмущен[ия] и ужаса.386

————————————————————————————————————

26. Когда сознаю себя, я живу человеч[еской] жизнью; когда любовью сознаю жизнь других, я живу жизнью божеской.387

————————————————————————————————————

Кроме других хороших последствий от осуждения, клеветы, ругательств, самое благодетельное то, что отдаляет от заботы о славе людской и — главное — волей неволей пригоняет к Богу, к своей совести.388

————————————————————————————————————

30. О музыке!389

————————————————————————————————————

Нужны чудеса, чтобы верить в Бога. А нет чудес — (все атеисты) — нет Бога. А нет Бога, нет и в себе ничегокроме животного. И те и другие: верующие в Бога с чудесами и не верующие ни в како[го] Б[ога] не знают одного Б[ога], к[оторый] открывается нам, Бога в себе, Бога, требующего добро, Бога, выражающе[гося] законо[м] добра, совестью.

А не веря в Него,

Скачать:TXTPDF

смысла в жизни». Но это неправда: жизнь в усилении, уяснении сознания. А это уясн[ение] может происходить только в мире временном и пространственном, к[оторый] сам в себе не имеет значения, но