Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

парад же, руководимый импера[тором], вызывает так[ой] же восторг у люд[ей], казалось, образованных, просвещенных.

————————————————————————————————————

….445Спасет же непротивление п[отому], ч[то], приз[на]вая непр[отивление], люди не только не будут враждова[ть] с Р[оссией], А[нглией], П[ольшей], но не будут и участвов[ать] в насил[ии] над сам[ими] собой, как это происходит теперь.

Ведь властвую[т] теперь над поляк[ами] р[усские], а[встрийцы], п[руссаки] совсем не п[отому], ч[то] совершен так[ой] и такой раздел, а п[отому], ч[то] сами поляки, признавая противление, совершают сами над собой насилия.

Ведь де[ло] оч[ень] просто. Людей завоевывают, пото[м] учреждаю[т] так[ой] порядок, при к[отором] люди сами насилуют себя. И покоренные негодую[т] на покорител[ей], а не на себя.

Вот от этого-то заблужден[ия] спасает непротивлен[ие].

Спасает тем, ч[то] лишает пораб[отителей] возможности удерж[ивать] в рабстве покорен[ных].446

————————————————————————————————————

[7 сентября.] Молюсь: помоги мне, Господи, Бог, тот Б[ог], к[оторый] во мне. Помоги мне в том, чтобы делать только то, ч[то] Тебе угодно, а не дума[ть] о том, что обо мне скажут люди.447

————————————————————————————————————

1) A prendre ou à laisser:448 Любовь с непротивлением.449

2) 4 сорта работников Ц[арства] Б[ожия].450

3) Как не расчетливо для честолюбия, для спокойствия, для выгоды даже избрать служение людям, а не Б[огу] — министр двора или Б[ог]?451

————————————————————————————————————

Как с кем говорим — мы делаем вид, ч[то] мы друг друга понимаем, — вот те другие — те плохи. А сойдемся с теми плох[ими] — этот будет плох.

————————————————————————————————————

[9 сентября.] Стоит курит. А много ли прок[уришь?] Р[убля] 3? Не управишься. Так бросить надо. Да, н[адо].

Так брос[ай].

Скучно без ней, едят е[е] мухи. — Скуч[но], да нехорошо, и другие молод[ые] и сын, на тебя глядя. Да скучно, скуучно. Что тебе ск[учно]. А скучно — о душе подумай.

(Взглядывает.) Да, это так, это первое дело об душе. Первое дело это, спасибо, старичок. О душе первое дело. Это и бросить можно.

Я захлебнулся и ушел.452

————————————————————————————————————

Ищу радости, чтобы меня хвалили. Иногда получаю, иногда нет. А и когда получаю, не совсем доволен. Хочется еще. Когда же поднимется желание похвалы и подавишь его, всегда радостно, и больше ничего не хочется.453

————————————————————————————————————

Помоги, Г[осподи], не бояться суда людей и не судить их.

————————————————————————————————————

[11 сентября.] — Здравств[уйте], бр[атцы].

454— Спасибо на добр[ом] сл[ове].

— Ну как живете? Плохо? Зачем? Что ж так?

— Да делов нет, зем[ли] мало, народу расплодилось. Господа да бога[чи] прижимают. Жить нече[м].

— А я думал, вы богачи, деньгами дуром швыряет[есь].

— Да, богачи хорошие, по дням не емши сидим, во какие мы богачи. Во всем недостатки.

— Так, так. А вот у меня сын есть, так тоже всё на недостатки матери жалуется. Говорит, жить нечем, а [1 или 2 неразобр.] нын[че] в тракт[ире] 15 целк[овых] отдал, вчерась собак хороших купил, а всё недостатки.

— Ну да это господские водятся, наши дела собак не купляем, а жрать нечего.

— А я думал, вы бога[чи].

— Ну, буде шутить.

— Не, я взаправду. Я в газете отчет чит[ал]. Там показано разн[ого] дохода всего 1,500,000, а из них 750 с акци[за] с водки. Ну, я и счита[ю]: с акц[иза] 750 да сама она стала 500, ну вместе 11/2 милиарда. А кто ее пьет? Мужик[и]. Ну, я и думал, ч[то] они от богатст[ва] так деньгами швыряю[т], а вы вот говори[те], ч[то] они бедн[ы].

— Ну да скажем пра[вду], в водке добра не[т], а и брось ее, всё кормиться нече[м], и денег много, да и народа много. Главное дело зем[ли] нет.

— Как нет, вот она.

— Вот она, да не наша. Близок локо[ть], да не укусишь.

— Кто же вам мешает. Паши, сей да убирай.

— Да, попробуй. Тебя так-то уберут.

— Кто же?

— Известно кто, полк[овник].

— Что он, полк[овник], ходит, не пускает.

— Не он ходит, а его служащие.

— А служащие ч[то] они, как, из господ или попов? Слыхать, всё такие же, из ваш[их].

— Да, сунься, а то и солдат пришл[ют].

— А солдаты-то что, из татар, что ли, японцы как[ие]?

Солдат присяга[л].

— Да зачем же он присягал?

(Молчание.)

Нет, братцы, жаловаться не на кого, всё в тебе дело. — Живи по-бож[ьи], водки не пей, против своих на служ[бу] не иди, в солдаты не присягай. Живи по-божьи, и всё тебе будет. А то живе[м] по-дьявольски, пьем, ругаемся, деремся, чуть нас поманят денежками — готовы отца родного продать, а потом на людей жалуемся. Всё нам нехоро[шо]. Только одни мы хороши. А оглянись на себя: греха, всякой мерзости не оберешься. А живи по-божьи — никто тебе ничего не сделает.

Так-то, братцы, коли вам плохо, ни от кого нич[его] не ждите, окромя от себя. И защитники и помощн[ики] ваши не забастов[щики], не думники, не союзники, не минис[тры], не цари, а толь[ко] Бог да вы са[ми]. Если уж455 вам помощни[ков], так они не в думе, а больше по тюрьма[м], это те, ч[то] в солдаты не идут, в ложную веру не верят и за свою правду сидят по тюрь[мам] и не страдаю[т]. Вы вот на воле жалуетесь, а они в неволе радуются. На них надежда, им подраж[ать] надо. Стане[т] больше так[их] — и некому буде[т] с вас и пода[ти] брать, и землю отнимать. А буд[ете] такими — и жаловаться не буде[те].

К заблуждающимся людям не трудно вызвать жалость, но трудность в том, ч[то] забл[уждающ]иеся всегда вместе с тем и самодовольно-самоуверенные. Вот эту-то отталкивающую самоуверенность надо выучиться переносить так, чтобы она не мешала жалос[ти], т. е. любви. Но как? Where is a will is а way.456

————————————————————————————————————

Буде шутить-то. Это сытым впору шутки шутить, а нашему брату во куда дошл[о] (на гор[ло] показ[ывает]). И податься некуда: тут бар[ин], тут купец, ту[т] исправн[ик], али еще кто. Все на нас ездят. Только ленивый не ездит. Так-то.

— Какие шутки, ваши недостатки видны.

Вот так же сын у меня есть.

————————————————————————————————————

[13 сентября.] Приучаться помнить о Боге, а забывать о себе.457

————————————————————————————————————

458[15 сентября.] Рождение есть пробуждение от сна. Сновидения того сна почти все забыты, остается соединившаяся в одно вся жизнь та в виде реального характера в этой жизни, точно так же, как при пробуждении от сновидения всё виденное во сне сходится в одно. То же, надо предполагать, будет при смерти: всё пережитое сложится в одно, с чем вступишь в ту жизнь. Наши ежедневные засыпания и пробуждения — образцы переходов от одних жизней к другим.

Но все переходы?

Должно быть, так же складываются в одно, непостижимое одно.

————————————————————————————————————

Нет ли при таком пониман[ии] такой же бессмыслицы признава[ния] бесконечного?

Есть полное пробуждение — смерть, и есть неполное пробуждение в самой жизни. Я переживаю такое. Пробуждение выводит из себя — а выводя из себя, вводит в жизнь всего, а жизнь всего познается любовью. Любовь не есть Б[ог], начало жизни, а только признан[ие], сознание начала жизни, Б[ога].

————————————————————————————————————

Как выражение словами ослабляет сознание!

————————————————————————————————————

16 Июн. Амиель 3.

————————————————————————————————————

К разговору.

Жить по-божьи.

Не итти в хомут.

— Хорошо, кабы все.

Вот тут-то дело в том, что по-божьи жить значит для души.

А для души жить — не будешь спрашивать, хорошо ли, дурно будет телу.459

————————————————————————————————————

К письму царю.

Знаю, ч[то] если бы мы увиделись, взглянули в глаза др[уг] др[угу], по-братски поговор[или] бы, мы460 улыбнулись и по-бра[тски] пожали бы др[уг] др[угу] руку.461

————————————————————————————————————

Помоги мне, Г[осподи], жить не по воле Л[ьва] Н[иколаевича], а для Того, по воле кого живет Л[ев] Н[иколаевич].462

————————————————————————————————————

Притча: просят о том, ч[то] дано в изобилии, но они не употребляют его на то, ч[то] нужно.463

————————————————————————————————————

Индусу: Не смотреть на религию, как на средство исправления, а понять, ч[то] отсутствие религии — причина между проч[ими] бедствия[ми] и того матерьяльно[го], от к[оторого] страдаете. И пото[му] стараться установить религию не для достижения той или иной цели, а только для того, что религиозное понимание жизни есть первое и непременное условие жизни человече[ской], зная, что религиозное состояние дает человеку высшее благо и потому не совместимо ни с какими бедствия[ми] и дает высшую свободу. Но зная и то, что религия только тогда истинна, когда она не имеет никак[ой] мирской цели, а ищет только закона жизни.

————————————————————————————————————

Лира. Вера в том, ч[то], исполняя волю, «будет» и есть хорошо.464

————————————————————————————————————

Казн[ачеевская] Акулина Федорова Венвезева бумаги об убитом муже.

————————————————————————————————————

[29 сентября.] Я познаю мир, т. е. не я, прикосновением иллюзии вещества.465

————————————————————————————————————

Обдумываю письмо государю, и в перемежку с этими мыслями приходит мысль о том, что сказать С[офье] А[ндреевне] о желании И[льи] В[асильевича] получить прибавку жалованья. Одно дело «о благе рус[ского] народа», обсуждаемое с царем, другое: прибавка жалован[ия] лакею. Но второе важнее первого, п[отому] ч[то] оно требует моего участия и решения, первое же я сам предпринимаю.466

————————————————————————————————————

Но могут быть совсем другие способы отделен[ия].467

————————————————————————————————————

Зачем я буду платить подати, когда знаю, чт[о] распоряжаются ими на его зло, зачем …………………………….468

Правда, есть люди, прояв[ля]ющие преданн[ость] царю и: всему устро[йству], но люди эти, С[оюз] Р[усского] Н[арода], во-первых, известны, как люди невежеств[енные], безнравственные и проявляющие не столько преданность царю, сколько под предлогом преданнос[ти] ненависть ко всему просвещ[енному], свободно[му], разумному, назыв[ая] почему-то всё это жидовством; люди, к[оторые], не веря ни во что, под видом веры в тот самый обм[ан], к[оторый] проповедуется, как свящ[енная] истина, вызывают людей на убийство.

И разве может народ з[ем]ледельч[еский], всегда признававш[ий] землю даром Б[ожиим], д[аром], общим всем людям, не ненавидеть тех люд[ей], к[оторые] не только нарушают, но в то время, когда земельная нуж[да] дош[ла] до после[дней] степени, утверждаю[т] зло, новую [1 неразобр.]469

————————————————————————————————————

[30 сентября.]

В[ладимир] Ник[олаевич], Прош[ение] крест[ьянина] Тар[аса] Ф[окинова], просит о своем сыне, подлежащем суду.

————————————————————————————————————

1) Недостатки.

2) Да ведь заведены праздники, сватьбы. То же и у помещика заведено земли подороже отдавать.

А только живи для души.470

Да как же это не показано. Хорошо бы, кабы все.

П[рохожий]. Есть такие, ч[то] одни.

К[рестьянин]. Ну что ж, и пропадают.

П[рохожий]. Пропадают, да только ими мир сто[ит]. И живи не для пользы, а для души.

К[рестьянин]. Известно, первое дело для души.

П[рохожий]. Так и давай так жить.

К[рестьянин]. Известно, хорошо бы.

П[рохожий]. Ну и давай.

К[рестьянин]. Заговорил[ся] с ва[ми], пойти скотине корму задать.

————————————————————————————————————

П[рохожий]. Нынче скот[ина], завтра вода или что, а жизнь и прошла, и смерть пришла. Нет, о душе сейчас думать на[до].

К[рестьянин]. Останавливается. Хорошо ты говоришь, да только мы мало слух[аем], мало таки[х] речей слыш[им].

Кабы почаще так говори[ли] на[м], а то ч[то] мы зн[аем], что слыши[м]? Придут и ребята из города — учен, а станет говори[ть] — слушать неч[его], одни пустяки. Ты говоришь, ч[то] не ходи в солд[аты], подати не давай — и земля будет, и разбогатее[м].

Пр[охожий]. Нет, я не то: я гово[рю], ч[то] плоха жизнь ва[ша] от того, ч[то] не по-Бож[ьи] живете. А если и для души жить, неизвестно, будет ли земля и разбогатеешь ли. Это все дело Божье. Забери хоть всю зем[лю] и все деньги,

Скачать:TXTPDF

парад же, руководимый импера[тором], вызывает так[ой] же восторг у люд[ей], казалось, образованных, просвещенных. ———————————————————————————————————— ....445Спасет же непротивление п[отому], ч[то], приз[на]вая непр[отивление], люди не только не будут враждова[ть] с Р[оссией], А[нглией],