Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

а заболеешь, помрешь — и всё ни к чему. Для души жить значит [не] для тела, а для души. Живи для души — так и помереть ради Христа — а для тела живи — не найдешь радости, а одни заботы да печали. Плохая жизнь только показывает, что вы про душу забыли.

А живи для души — и жизнь хорошая буде[т], может и не тебе, а детям, а може[т] внукам. Хр[истос] помер на кресте, а от его смерти наша жиз[нь] стала хорош[ей].

————————————————————————————————————

«…воры…»

Что ж, так и будем перекоряться. Пользы нисколько.

— Да кабы нас так учили, а то я неграмотн[ый].471 Где мы узна[ем].

Кабы охота была, узнал бы. Это всё не хитро. Долгогривых сам ругаешь, а их слухаешь, сам говоришь, о душе думать надо: не пить, не ругаться, не завиствовать, а что же делаешь?

К[отор]ы[х] отпускают, а какие помирают. Я к тому говорю, что делать дело Б[ожие] не загадыва[я], какая тебе польз[а] будет.

————————————————————————————————————

Просители радость, а не горе.

Эмбриология.

————————————————————————————————————

Озерск[ой] Гордей Сапогов просит об определении сирот двух деревни Нов[ая] Колпна Хохловых.

Мальчики 10 и 6 лет.

————————————————————————————————————

Жили бы по-бож[ьи] — и плохой жиз[ни] бы не было. Какая была бы жизнь, мы не знаем, один Бог знает, а только вер[ую], ч[то] живи по-бож[ьи] — и плохой жизни не будет.

————————————————————————————————————

Забастов[щики] говорят: дай вот этого да этого еще убьем — всё от него, тогда хорошая жизнь будет, а начальство говорит: дай вот еще тысячу, другую перевешаем, да по тюрьмам поморим, тогда уж совсем хорошие порядки пойдут. А неправ[да] это, что больше бьют да вешаю[т], жизнь всё только хуже да хуже становится.

Всё в табе.

————————————————————————————————————

Вставить об экон[омическом] революционном и нравствен[ном] вреде в испов[едь].

————————————————————————————————————

[2 неразобр.]472 Желтова.

————————————————————————————————————

Иноземцев.

Просит, смеется.

————————————————————————————————————

Главн[ый] Почт[амт] до востребован[ия].

————————————————————————————————————

Просит[ельная] молитва есть признак неверия в высший разум и любовь Бо[жью].473

————————————————————————————————————

Сознаний два: одно сознание тела, когда спраши[ваешь] себя: болит ли что, и сознаешь пятку, бедро, левую кисть руки и т. п., не болит ли, не чешется ли где, и другое сознание — хорошо ли я делаю, говорю, думаю, не ошибаюсь ли, делаю ли, что должно. Первое: хорошо ли телу, второе: хорошо ли душе.474

————————————————————————————————————

Чувствую освобождение от тщеслав[ия]. Хочется, чтоб мен[я] забыли, а не то, ч[то], как прежде, хочется напоминать о себе.

————————————————————————————————————

Знаю, что Ты еси. Радуюсь тому, ч[то] Ты и еси и я есмь. И что я и Ты одно, и благодарю.475

————————————————————————————————————

Всё больше и больше переходит в старости жизнь из прошедш[его] и будущ[его] в настоящее. Чем больше перенесешь усилие души в настоящее, тем свободнее, блаженнее.476

————————————————————————————————————

Помни, что ты только перед Богом.477

————————————————————————————————————

Ах, если бы люди перестали заботиться о благе других людей, а заботились бы только о своем истинном, духовном благе.478

————————————————————————————————————

Помнить, ч[то] нет меня (я), а есть только мои обязанности перед Ним.479

————————————————————————————————————

Я — иллюзия, я только один орган недоступного мне Всего. Мое дело служить Всему, как органклетка — служит телу. Вообразить себе, что я отдельное, независимое существо, верх безумия. Я только орган, дело «я» есть обязанность служения Всему. Служение возможно, только когда я в единении со Всем. Единение это дается любовью. Так что любовь не есть цель Всего, а только условие жизни Всего. И цель эта вне моего понимания. Моя же цель ясна: ч[тобы] служить Все[му], и этого я могу достигнуть только единением со Все[м], любовью. (Хорошо.)480

————————————————————————————————————

Как удивитель[но] заниматься Челпановым, когда есть просеян[ные] временем велик[ие] умы.481

————————————————————————————————————

С[офья] А[ндреевна] была бы в отчаянии, если бы была причи[ной] моего телесного страдания, но душевное она не видит и с спокойным духом в изобилии производит е[го].482

————————————————————————————————————

Есть самоотречение телесное: отдать то, чего себе хочется: еду, одежду…, и самоотречение духовное: отдать славу дела другому, прослыть дураком, дурным для того, чтобы сдел[ать] для души.483

————————————————————————————————————

Большинство обращающихся ко мне ищут не моего мнения, а только моего одобрения на их мнения.

————————————————————————————————————

Сомнения свящ[енника] утвердились после разговора с защитником церк[ви] и утвердил[ас]ь вера бабой со свечкой.484

————————————————————————————————————

Ч[ерткову] написать, ч[то] он ошибся: не близкое, а общее. Оправдание или хоть смягчение вины в том, ч[то] печень. Бывало, бы[ло] осуждение, а теперь только хочется уйти. Знаю, ч[то] не должно, но смягче[ние] вины.

————————————————————————————————————

То, ч[то] должно бы быть основой всех знаний, если не единственным предметом знания — учение о нравст[венности] — стало для некоторых не лишенным интереса предметом, для большинства «образованных» ненужной фантазией отсталых, необразованных людей.485

————————————————————————————————————

[15 ноября.]

Утонченное духовное наслажден[ие]: сделать добро, быть ласковым с оскорбившим. Вчера испытал (не совсем).486

————————————————————————————————————

Всё увеличивается тоска, почти отчаяние своей жизни в безумной роскоши среди недостатков первых потребностей. Всё не знаю, как помочь. Вот от этого хочется умереть.487

————————————————————————————————————

Работа последнего времени над собой в мыслях много, оч[ень] много подвинула меня. Но, как всегда, истинное движение в добре только всё больше и боль[ше] открывает свое несовершенство.488

————————————————————————————————————

[16 ноября.]

Просыпа[юсь]. Опять жить.489

————————————————————————————————————

В учении о том, что после смерти нет ничего, или хоть то, что мы ничего не знаем о том, что будет после смерти, нет ничего худого. Напротив; ничего не ожидая после смерти, человеку волей неволей приходится to make the best of it,490 а сделать из жизни благо можно только одни[м] средством: полагать свое благо в духовном совершенст[во]вании.

————————————————————————————————————

[17 ноября.]

Маша 10491 лет и492 Ваня 8-ми.

М[аша]. Отчего ж тебе скучно. Кататься ездили, вечером будет угощенье.

В[аня]. Как это ты не понимаешь. Веселье совсем не в этом.

М[аша]. А в чем же?

В[аня]. Вот если бы ты меня побила, как 3-го дня. Вот это б[ыло] бы мне веселье.

М[аша]. Зачем ты, Ваня, поминаешь про это, ведь ты простил меня. Я знаю, что я была виновата. Ты простил, ну что ж поминать.

В[аня]. Ах, как ты не понимаешь. Я не хочу тебе поминать, а я только говорю, что невесело.

М[аша]. Не понимаю.

В[аня]. Чего же тут понимать. Помнишь, как в прош[лое]

————————————————————————————————————

Хохловы Нов[ая] Колп[на] тро[е] сирот.

————————————————————————————————————

493воскресенье, дяденька П. И., как я его люблю.

М[аша]. Кто же его не любит. Мама говорит, что он святой. Это и правда.

В[аня]. Так помнишь прошлое воскресенье он рассказыв[ал] историю, как494 одного человека все обижали, а он тех-то и любил, кто его обижал, они его ругают, а он их хвалит. Они его бьют, а он им помогает. Дяде[нька] говорил, что если так делать, самое большое веселье. И я вот с третье[го] дня и стал так делать. И вот, когда ты меня побила, а я тебя стал целовать, и ты заплакала. Мне стало так весело. И с Колей и с нян[ей] так раз сдела[л]. И всегда весело. Лучше всякого катанья. А раз не удержался с Колей.

М[аша]. Так это от этого?

В[аня]. Да. От этого и скучно теперь.

М[аша]. Некому проща[ть]?

В[аня]. Да.

М[аша]. Так тебе хотелось, чтоб тебя кто-нибудь побил.

В[аня]. Даже очень бы хотелось.

М[аша]. Как ты был дурачок, так и остался.

В[аня]. Пускай совсем дурак, а только теперь мне никто ничего не сделает.

М[аша]. Отчего никто ничего не сделае[т].

В[аня]. Оттого, что мне всё хорошо.

М[аша]. Вот чудак.

В обществе людей, живущ[их] духовн[ой] жизн[ью], во главе люде[й], влияя на ни[х], естествен[но] станут люди, высшие по добродетел[и]. В обществе же людей, ж[и]вущих телесной жизн[ью], неизбежно всегда стан[ет] обратное.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г. № 2]

[1 июня.] К Н[икто] н[е] в[иноват]. Чертк[ов] приходит к Ст[олыпину] и говорит ему о 1000-х повешенных.

————————————————————————————————————

Неустр[оев] пишет народную литературу и програм[му] деятельности.

————————————————————————————————————

Профес[сор], священ[ник], губернат[ор]. Воен[ные] судь[и].

————————————————————————————————————

Черт[ков] в монастыр[е]. Выходи[т] в мир и упрека[ет] Ст[олыпина]. —

————————————————————————————————————

Неустр[оев] влюблен в Лину.

————————————————————————————————————

Статистик не имеет минуты свободной.

————————————————————————————————————

Мания величия — в будущем.

————————————————————————————————————

Так хоте[л] верить в самоотверж[ение] для народа, ч[то] верит.

————————————————————————————————————

Мысли Афан[асьевны]. Муж[ик] с коровой. Секретари П[олицейского] У[правления].

————————————————————————————————————

Но люди думают так <только> п[отому], ч[то] привыкли понимать под верою веру как нечто воображаемое, <что-нибудь> чудесное, передаваемое им из древности, богопочитанием же ясным и определенным считать в известных местах и с помощью определенных для этого лиц совершаемые действия, обряды, таинства, молитвы. Им кажется, что без чудесного не мож[ет] быть веры опред[еленной] и ясн[ой] всем, и без внешних обрядов не мож[ет] б[ыть] ни вер[ы], не мож[ет] б[ыть] тверд[ого] богоп[очитания]. Но это неправда. Вера495

————————————————————————————————————

Казанская важн[ее] Петрова дни. Сорока [1 неразобр.] копны.

————————————————————————————————————

10 Июл[я] 3 в эпигр[аф] к Е[диной] 3[аповеди] и 5 и 9.

————————————————————————————————————

Буланже о бабид[ах] и бахаистах.

————————————————————————————————————

Буланже sayings of Ramakrishna.496

————————————————————————————————————

О соли слишко[м] длинно. Что такое [1 неразобр.]

Selfishness497 [1 неразобр.]

Apple498 [2 неразобр.]

Теософия [1 неразобр.]

————————————————————————————————————

Советовал бы практич[еское] как соль [?]

Гигиеническое.

Воспитательное.

Изречен[ия].

————————————————————————————————————

Аджемов — фами[лия], преследовавшая меня во сне ночь с 25 на 26 Ноя[бря].

————————————————————————————————————

Сергей Макаров паспорт.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г. № 3]

У Саши: Кому отвечать?

Не судить ни на словах, ни в мыслях и потому тем менее заботиться о суждении людей. А то самое обыкновенно[е] — тот, кто весь живет заботой о мнении людей, осуждает почти всех людей, каких знает.

————————————————————————————————————

Помоги мне, Господи, ни на словах, ни в мыслях не судить людей, зато и не заботиться об их осуждении обо мне. Саше.

1) Послать письмо польке.

2) Отдать письмо пол[ьке] для Поссе.

————————————————————————————————————

Составить книжечку из всего Н[а] К[аждый] Д[ень] о государстве из 16.

————————————————————————————————————

Желание блага есть жизнь. Понял, что личность и все ее интересы — сон, и желание блага направляется на всё — любовь499.

————————————————————————————————————

Сон с своими периодами полной бессознательности и полупробуждениями сознания, дающими матерьял для запоминаемых сновидений, и наконец полным пробуждением — совершенное подобие жизни с бессознательными периодами, проявлениями сознания запоминаемыми, всё более и более ясными, и наконец смертью, полным пробуждением. Хотелось бы сказать, что жизнь до рождения, мож[ет] быть, была такая же, что тот характер, к[оторый] я вношу в жизнь, есть плод прежних пробуждений, и что такая же будет будущая жизнь, хотелось бы сказать это, но не имею права, п[отому] ч[то] я вне времени не могу мыслить. Для истинной же жизни времени нет; она только представляется мне во времени. Одно могу сказать: то, что она есть, и смерть не только не уничтожает, но только больше раскрывает ее. Сказать же, что было до жизни и будет после смерти, значило бы прием мысли, свойственный только в этой жизни, употреблять для объяснения других, неизвестных мне форм жизни.500

————————————————————————————————————

Главная причина непонимания жизни после смерти это невозможность представить себе жизнь вне пространства, вещества, времени и движения. Мы можем только сознавать ее, но не можем представить.

————————————————————————————————————

К Зап[искам] Лакея. Говорят о земле. Старик всё время молчит и начинает говорить только, когда его вызвали.501

————————————————————————————————————

Вальс, считающийся мои[м], не мой. Я давно солгал, выдав Зыбинский вальс за свой, и потом уже без стыда не мог признаться.

————————————————————————————————————

Необыкновенно странное, тоскливое состояние. Не мог заснуть 2 часа.

————————————————————————————————————

502Нет такого Б[ога], к[оторый] мог бы исполнять наши требов[ания], есть только такой, требования к[оторого] мы должны исполнять.

Не то, чего я хочу, а то, чего Ты хоч[ешь]. Перед Богом

Скачать:TXTPDF

а заболеешь, помрешь — и всё ни к чему. Для души жить значит [не] для тела, а для души. Живи для души — так и помереть ради Христа — а