Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

тебе хочется, так и человеку, всему существу его сказано: дам тебе благо, если будешь делать то, ч[то] я велю; не будешь делать, не будет тебе блага. Благо же твое в увеличении в себе любви. То же, что я велю, ты знаешь из того, что это одно дело, к[оторое] ты всегда можешь делать. Поняв же это, человек получает и самое несомненное знание521 не о всем общем всемирном божьем деле (это всегда скрыто от человека) и приемов достижения его, как думают знать это люди, предписывающие определенную деятельность, а получает несомненное знание об одном из подготовительных состояний к тому, неизвестному человеку, общему всемирному Божьему делу, к[отор]ое делается жизнью мира. Получается несомненное знание о том, что это подготовительное состояние, включающее в себе всё, что только могут придумать люди, делающие предположения о задачах жизни, состоит в увеличении всеобщей любви, увеличении,522

(К Сну.) «Приучить мужиков так же, как и вы, грабить».523

————————————————————————————————————

К Сну. Смешени[е] врем[ени] и последовательности. Лакей. Пробужден[ие] от того, что на старичка [1 неразобр.] княги[ня].524

————————————————————————————————————

окружающему его всему. А так как такое определение и неизбежно вытекающее из этого определения руководство в поступках есть необходимое условие, по моему мнению, разумной жизни, то я и не могу считать религию делом вредным. И потому совершенно не разделяю вашего взгляда на религию и притом, имея мало сил и времени и много дела, и не нашел нужным отвечать вам, за что еще раз прошу вас извинить меня.

————————————————————————————————————

К предисло[вию]. Смирение: мешает проявление любви к тебе.

————————————————————————————————————

Ведь это жизнь человеческая эти ваши бланманже и цветочки и тенисы. Девка идет чистить тенис, у ней рожь не довязана.

И тут случилось, что то, что теперь мне кажется необычайной новостью, показалось мне вполне естественным.525

————————————————————————————————————

Помни, что состояние твоего тела: желудок, похоть или успокоение ее, усталость, боль, все это изменяет — не изменяет, а повышает до высшей степени или понижает до низшей степени твое духовное состояние, твое отношение к жизни. То восторг радости, умиления от блага жизни, то тоска, уныние; то всех любишь, то всех не любишь или хотя удерживаешься, чтобы не любить. Помни это и не приписывай тому состоянию подъема или упадка значения настоящего твоего состояния. А состояние настоящее твоего духовного я есть центральное, среднее, то, по к[оторому] ты радуешься состоянию подъема и стараешься удержать его и не веришь состоянию упадка и стараешься победить его. Дорого то, чтобы эта центральная точка не переставая двигалась к подъему, а не к упадку. Слава Б[огу], это есть.526

————————————————————————————————————

Заблудших людей всегда больше, чем незаблуждающ[ихся] или мало заблужд[ающихся], и потому сила самая основная и могуществен[ная] всегда на стороне первых. При внешних успехах цивилиза[ции]: путях сообще[ния], печати, особенно ежедневной печати сила эта удесятеряется.

————————————————————————————————————

Только одни мужи[ки] земледельцы знают это: знают не потому только, что чуют это своими боками, не потому, ч[то] вследствие своей естеств[енной] жизни мировозрение их527 не развращено, как мировозрение рабовладельцев, а п[отому], ч[то] они одни живут разумной христиан[ской] жизнью, признавая всех людей братья[ми] и потому признавая за всеми одинако[вое] право жизни. И на этих-то людей, кроме того, что мы высасываем их, мы смотрим с высоты нашего величия, обучаем, образовываем, благодетельствуем их, стараемся до себя — до своей мерзости — поднять их.

И что же мы делаем вместо того одного, что мы бы должны сделать: понять свой грех и освободиться от него?

Мы вместо этого придумываем ввести всё то, что введено в Европе…528

Всё то, что я записал, я точно видел, слышал во сне. Правда, я часто и много думаю наяву о земельном вопросе, но то, ч[то] я слышал во сне, я не думал сам наяву, а услышал только во сне.

Записывая сон, я невольно изменил, прибавил, мож[ет] быть, что-нибудь в изложение в подробностях. Во сне всё б[ыло] проще, яснее, убедительнее, но сущность слышанного во сне записана мно[ю] верно.529

————————————————————————————————————

И что же мы делаем? Мы все, и прямые и посредств[енные] рабовладельцы, вместо того, чтобы, отменив зем[ельную] собствен[ность], понять свою вину и слезть с шеи того народа, к[оторый] мы держим в рабстве, мы или благодетельствуем ему, или еще брани[м], осуждаем его, как несмысленный или злой ребенок кусает ту грудь матери, к[оторая] нас кормит. Не осуждать, не учить надо нам, а покаяться и та[к] или иначе освободить не его, — как ни беден, ему лучше нашего, а себя освободить от того греха, в к[отором] погряз[ла] вся жизнь наша.530

————————————————————————————————————

Передай мою любовь и привет всем твоим добрым товаркам, монахиням и старцам и скажи им, что я прошу их простить меня.

————————————————————————————————————

Лев Рыжий б[ыл] прав, а я не прав. Он только не умеет высказать.531

————————————————————————————————————

Дун[аев] верит только в науку, в цивилиз[ацию]. Меня признает только п[отому], ч[то] меня признает цивилиз[ацией].532

[24 декабря.]

Что ни вспомню, всё дурно, всё стыдно. Слава Богу, ч[то] хотя всё в себе гадко и стыдно.

Буду стараться быть Его работником — хоть плохим, слабым, но все-таки работником.533

Возражение в представлении о весьма возможном завоеван[ии] японцами и китайцами и требовании участия в их насил[ии], поддерживаемом534 не только угрозой смерти, но пытками.

Ответ тот, что борьба должна быть, но борьба духовная. А смерть, страдания — только общий удел всего живого. —

А также и возражения Льва, ч[то] все делают, ч[то] им свойственно: делай свое, а их не суди.535

————————————————————————————————————

Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы.536

————————————————————————————————————

Я чувствовал смутно, что признание жизни в безвремен[ном] моменте настоящего имеет важное значение; <и действительно, такое признание уничтожает все грехи и соблазны и суеверия. Для настоящ[его] нет>537

————————————————————————————————————

Одно, но зато великое, истинное благо дано человеку: сознание себя проявлением Бога (духовного начала). Человек, сознающий себя Богом, прямо непосредственно служит Богу, живет Им и с Ним. Человек же, не сознающий себя Богом, а личностью, человеком, только посредственно служит Богу. Как — мы не можем знать, служит тем самым злом, к[оторое] он совершает, злом, к[отор]ое есть матерьял работы Бога.538

Движение жизни, сознаваемое человеком, различно, смотря по тому, сознает ли он себя духовным началом или телесной личностью. В первом случае он человек, его духовное я неподвижно, и всё, так же как и его тело, быстро и медленно движется помимо его. Он стоит на берегу, и река со всем, что есть на ней, движется мимо него. Во второ[м] случае человек движется вместе со всем и сознает свое движение потому только, что есть предметы, движущиеся медленнее его и совершенно неподвижные. Он плывет по реке и знает про движение только п[отому], ч[то] есть предметы, плывущие медленнее его и есть неподвижные берега.539

————————————————————————————————————

Тут говорившие замолчали и [1 неразобр.] уж только Ник[олай] Андр[еевич]. Замолчал и я, всё ждал, что кто-нибудь что-нибудь скаже[т], но все тоже молчали,540 и слышно было только, как Ник[олай] Андр[еевич]541 заохал, заахал совершенно так, как охал и ахал Н[иколай] Анд[реевич].542 Я ждал, что кто-нибудь что-нибудь скаж[ет], но все молчал[и] тоже. Н[иколай] А[ндреевич] опять заговорил совсем другим и строгим и убедительным голосом.

<Ведь вы играете в жи[знь], а они только> <Ведь живут толь[ко] они. Вы не живете, вы только портите жизнь себе и другим. Вы не жизнь, а наросты на жизни народа.>

————————————————————————————————————

Они растение, а вы вредные, ядовитые наросты543 на нем. Они знают, что придет время,544 п[отому] ч[то] рано или поздно он дождется или добьется своего. А добьется своего п[отому], ч[то] он решает вопрос… добьется сво[его] п[отому], ч[то] он545 нравственная духовная сила, великая сила, живущая не как вы, для своих детских, глупых, ничтожных целей, а для исполнения высше[го] религиозного назначения. И им торопиться некуда, они зна[ют], что их время придет, и что совершится то, что должно.546

————————————————————————————————————

Одно из высших свойств Бога есть высший разум. Как же странно, когда для того, чтобы убедить нас в существовании Бога, нам говорят, что он поступает противно разуму, т. е. делает чудеса.

КОММЕНТАРИИ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО ЗА 1909 год

Даты, основанием которых служит содержание настоящего тома, не документируются.

Январь 1

Перечитывание «Рассказа о семи повешенных» Л. Андреева, — «смелость, небрежность языка, всё сплеча, психологически неверно» (ЯЗ, 1 января).

По случаю Нового года в яснополянском доме елка для крестьянских детей. Толстой принимает живое участие в детском вечере (ЯЗ, 1 января; ЕСТ, 1 января).

Январь 2

Авторская дата статьи «Христианство и смертная казнь».

Январь 3

Запись в Дневнике: «Всё чаще и чаще думаю о рассказе» («Иеромонах Илиодор»)

Январь 4

Толстой посылает председателю Московского окружного суда Н. В. Давыдову свое заявление судебным властям о том, что ответственность за издание книги «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» должна быть снята с И. И. Горбунова-Посадова и возложена на него «как на главного виновника появления книги».

Январь 5

Работа над художественным произведением («Кто убийцы? Павел Кудряш») в драматической форме (Д; ЕСТ, 5 января).

Январь 7

Чтение в журнале «Минувшие годы» статей о рабочих организациях и о первом марта 1881 г., а также в «Вестнике Европы» статей: «Письма из Шлиссельбургской крепости» Н. А. Морозова и «Внутреннее обозрение» — «Статистика смертных казней» (ЯЗ, 7 января).

Январь 8, 9

Попытка продолжения рассказа «Кто убийцы? Павел Кудряш».

Январь 11

Свободный перевод из венской газеты «Wohlstand für Alle» (1909, № 2) диалога «Schwere Fragen» («Трудные вопросы») (письмо к Ф. Тарсакову от 11 января; Г, 1, стр. 240). Перевод послужил началом написанной Толстым серии диалогов «Детская мудрость».

Январь 14

Начата повесть «Иеромонах Илиодор».

Приезд в Ясную Поляну Ванды Ландовской.

Январь 17

Выход № 3 «Книжной летописи» с сообщением приговора Петербургской судебной палаты об уничтожении брошюры: Л. Н. Толстой, «О значении русской революции», изд. Врублевского, СПб. 1907.

Январь 18

Толстой написал вставку о царе в статью «Христианство и смертная казнь» «с тайной целью вызвать против себя гонения».

Январь 19

Письмо Толстого к командующему войсками Казанского военного округа генералу А. Г. Сандецкому с просьбой о помиловании шестнадцатилетнего юноши Г. Н. Ветвинова, которому грозила смертная казнь за участие в «экспроприации». Письма по этому же делу сенатору А. Ф. Кони, С. А. Стахович, Л. Л. Толстому.

Январь 20

Продиктована статья «Номер газеты» (запись Н. Гусева).

Приезд к Толстому тульского епископа Парфения в сопровождении духовенства и полиции.

Январь 21, 22

Исправление статьи «Номер газеты» (пометы на обложках рукописей статьи).

Январь 24

Задумана серия диалогов под названием «Детская мудрость».

Конфискация изданной «Посредником» в 1906 г. брошюры: Л. Н. Толстой, «О войне», содержавшей предисловие к «Севастопольским воспоминаниям» Ершова («Список новых изданий «Посредника» с 1903 года», стр. 8, ГМТ).

Январь 26—30

Пишется большое письмо Вруцевичу о революции.

Январь, конец

Чтение романа Степняка-Кравчииского «Андрей Кожухов» (ЯЗ, 30 января).

Январь 31

Чтение статьи М. П. Новикова «На войну!» (изд. «Свободное слово», Англия, 1905). Статья очень понравилась

Скачать:TXTPDF

тебе хочется, так и человеку, всему существу его сказано: дам тебе благо, если будешь делать то, ч[то] я велю; не будешь делать, не будет тебе блага. Благо же твое в