Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 57. Дневники и записные книжки, 1909 г.

и девяти в Елисаветграде, о пяти смертных приговорах в Екатеринославе, трех в Харькове и одном в Варшаве.

26. 913. Нынче в 2 часа обещал быть у Ч[ертковых]. — В. Г. Чертков в то время жил на хуторе в деревне Телятинках, в 3 километрах от Ясной Поляны. 11 января Чертков провел со своим сыном Владимиром Владимировичем и его товарищами беседу о разумных и неразумных развлечениях. На это собеседование приехал Толстой (см. Г, 1, стр. 239—240).

12 января. Стр. 9—10.

27. 916–17. Вчерашняя музыка очень взволновала меня. — Вечером 11 января А. Б. Гольденвейзер сыграл в Ясной Поляне полонез, сонату, вальс, ноктюрн и мазурку Шопена (ЕСТ). А. Б. Гольденвейзер играл Шопена также и вечером 10 января. В этот вечер Толстой «был растроган, как никогда. «Превосходно, превосходно, прелестно, прекрасно», — повторял он…. «У него всё хорошо, ни звука не выкинешь. Слушая музыку приходят мысли, — не мысли, а представления». Потом сказал растроганным голосом: «Хорошо на свете жить!» (ЯЗ, запись 10 января).

28. 102. с С[оней] — Софья Андреевна Толстая, рожд. Берс (1844—1919), жена Толстого. См. т. 83.

14 января. Стр. 10—11.

29. 105. Вчера начал писать: не знаю, как озаглавлю. — Запись о рассказе «Иеромонах Илиодор». См. т. 37.

30. 106. Приезжает Ландов[ская], — Ванда Ландовская (р. 1881), клавесинистка, писательница по вопросам музыки и музыкальный педагог. В первый раз Ландовская приезжала в Ясную Поляну 24 декабря 1907 г.; игра ее не только очень понравилась Толстому, но и, как он сказал, доставила ему материал для подтверждения его взглядов на искусство (см. Г, 2, стр. 44—45, и статью «Ландовска у Л. Н. Толстого» — «Русская музыкальная газета», 1908, № 30—31, столб. 629—630).

Вторично В. Ландовская приезжала в Ясную Поляну 14 января 1909 г. и пробыла два дня. В третий раз Ландовская приезжала в последних числах декабря 1909 г. и уехала 1 января 1910 г. См. т. 58. См. также статью: Барон Май, «Яснополянская трагедия. Рассказ Ванды Ландовской» — «Раннее утро», 1910, № 257 от 1 ноября; «Ванда Ландовская о Л. Н. Толстом» — «Мир», 1918, № 33 от 12 сентября.

31. 107–8. Хочу И[вану] И[вановичу] мысли для детей собрать. — Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864—1940). См. т. 50. Записанные далее мысли предназначались Толстым для детского журнала «Маяк», издававшегося Горбуновым. Замысел написать для «Маяка» не был осуществлен.

15 января. Стр. 11—12.

32. 1127. приехала Ландовская. Впечатление слабое. — Ландовская играла персидские и французские народные песни и пляски, мазурки и вальсы Шопена, сонату Моцарта. См. письмо Толстого к М. С. Сухотину от 15 января (т. 79).

33. 1129. Письмо от Божьего Полка. — В письме к Толстому от 12 января И. Ф. Наживин сообщал о желании Ходзи Мухаммеда Гинанутдина Ваисова, руководителя основанной его отцом секты «Староверское общество мусульман Ваисовского божьего полка», повидаться с Толстым. К своему письму Наживин приложил и подлинник письма к нему Ваисова от 7 января 1909 г. Получив письмо Наживина, Толстой в тот же день, 15 января, написал Ваисову, что рад будет видеть его у себя в любое время. См. т. 79. Ваисов приехал в Ясную Поляну 12 февраля 1909 г.

16 января. Стр. 12.

34. 125. Как-то совестно за отношения с Ланд[овской], — Толстой чувствовал в отношении В. Ландовской к нему, как к знаменитому писателю, некоторую восторженность, что для него всегда было тяжело и стеснительно.

35. 127. Fais ce que dois… — Любимое Толстым французское изречение: «Fais ce que dois, advienne que pourra» [«Делай, что должно, и пусть будет, что будет»]. Упоминается Толстым в его последней предсмертной записи Дневника — 3 ноября 1910 г. (см. т. 58, стр. 126).

36. 128–9. Нынче посетитель…. поправился. — Повидимому, упоминаемый ниже Власов.

17 января. Стр. 12—13.

37. 1221. Прочел отчет об Альманахе — 13 января 1909 г. в Москве вышел в свет «Международный толстовский альманах», составленный П. А. Сергеенко, изд. «Книга». Толстой читал анонимную заметку об «Альманахе» в № 679 петербургской газеты «Слово» от 15 января.

38. 1224. Кр[уг] Чт[ения] нынешний — «Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении». Первое изданиеПосредник») вышло в двух томах в 1906—1907 гг. См. т. 40. Толстой имел обыкновение каждый день перечитывать относящиеся к данному дню «мысли» «Круга чтения».

39. 1310. Затеянная мною вторая вещь — «Иеромонах Илиодор». См. прим. 46.

40. 1315–16. был…. Шеерман. Оч[ень] хорошо беседовали. — Владимир Александрович Шейерман (1864—1939), бывший екатеринославский помещик. См. т. 55, прим. 464. В своей неизданной рукописи «Нечто о Толстом в связи с моими исканиями» (ГМТ) В. А. Шейерман рассказывает, что на вопрос Толстого о настроении крестьян в их местности (Шейерман жил тогда в Екатеринославской губ.) он ответил, что всё стихло после революции 1905—1906 гг. «Он очень удивился этой тишине, — передает Шейерман, — всё повторял: «Неужели всё стихло?.. Это странно… странно…» и задумчиво качал головой. Он чувствовал всем существом своим конец старой России и удивлялся тому, как всё продолжало держаться».

18 января. Стр. 13—14.

41. 1322. подчеркнутое — В записи от 17 января.

42. 1327. написал…. к статье о Cт-не, прибавку о царе, — Вставка в статью «Христианство и смертная казнь» была вызвана появившимся в газетах известием о том, что царь 19 декабря 1908 г. «даровал жизнь» 32 революционерам, приговоренным к смертной казни военным судом в Екатеринославе за «захват» Екатеринославской железной дороги в декабре 1905 г. Толстой в уже законченную статью написал вставку о царе Николае II, который, «имея возможность спасти от смерти тысячи людей, приговоренных к казни, в продолжение нескольких лет не делал этого, и только теперь, по ужасу перед приговором за раз тридцати двух людей, сделал это по отношению одной сотой тех, которые были убиты по его желанию или с его согласия» (т. 38, стр. 46—47). В действительности и эта «милость» не была полностью осуществлена: осужденным было предложено подать прошение о помиловании, и двадцать четыре человека подали такое прошение, а восемь человек от подачи прошения отказались и были казнены. См. С. Анисимов, «Дело о восстании на Екатерининской ж. д.», изд. Ц. К. Ж.-Д. 1926.

43. 145–8. Пришла в голову новая тема…. отсутствие человеческого достоинства. — Эта тема занимала Толстого с 1885 г. См. в Дневнике запись от 24 ноября 1888 г., т. 50, и «Воспоминания о Л. Н. Толстом» И. М. Ивакина, запись 11 августа 1885 г. (Центральный гос. литературный архив). Но только в 1909 г. Толстой взялся за исполнение этого замысла. 20 января он начал и 22 февраля закончил статью «Номер газеты». См. т. 38.

20 января. Стр. 14—16.

44. 1512–15. Очень хорошо бы ясно, пожалуй в образах… в мире от этого. — Замысел остался неосуществленным.

45. 1516. Вчера было много народа — 19 января в Ясной Поляне были: В. Г. Чертков с сыном, Ф. А. Страхов с женой и сестрой, Л. А. Авиловой, В. А. Шейерман (ЕСТ).

46. 1528–29. у меня на верстаке три работы. — Имеются в виду: 1) рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш»; 2) рассказ «Иеромонах Илиодор»; 3) статья «Номер газеты».

47. 1530. мой разговор с дурочкой Парашей — В усадьбе Толстых жила слабоумная яснополянская крестьянка Прасковья Тимофеевна Лохмачева. Упоминается также в Дневниках 1906 и 1910 гг. См. тт. 55 и 58.

48. 161. Вчера узнал, что архиерей хотел заехать ко мне. — Тульский архиерей, собираясь ехать в Крапивенский уезд на ревизию церковноприходских школ, говорил родственнику Чертковых, начальнику Тульского оружейного завода А. В. Куну: «А что, Толстой не прогонит меня, если я к нему приеду?» Об этом рассказал Толстому бывший у него 19 января В. В. Чертков.

49. 166–7. Кончаю тетрадь…. дописал. — Тетрадь Дневника, которую Толстой кончил этой записью, была начата им 30 июля 1906 г. На первой странице этой тетради Толстой тогда же записал: «Едва ли допишу тетрадь»; а 20 января 1909 г. пометил: «Дописал» и поставил дату (см. т. 55, стр. 433).

22 января. Стр. 16—17.

50. 1616. Вчера б[ыл] Архиерей, я говорил с ним по душе, — Тульский архиерей Парфений (Памфил Левицкий, 1858—1921) приехал в Ясную Поляну вечером 20 января в сопровождении полицейских чинов и двух священников. Разговор с ним Толстого касался религиозных вопросов. Кроме того, Толстой расспрашивал архиерея о некоторых подробностях монастырской жизни, которые были ему нужны для начатого им рассказа «Иеромонах Илиодор». О посещении Парфения см. Г, 1, стр. 242—243; С. П. Спиро, «Беседы с Л. Н. Толстым», М. 1911, стр. 3—12; H. Н. Гусев, «Толстой и церковники» — «Антирелигиозник», 1940, № 11, стр. 19—22.

51. 1621–22. Особенно неприятно, ч[то] он просил дать ему знать, когда я буду умирать. — Д. П. Маковицкий сообщает, что на вопрос Софьи Андреевны относительно похорон Льва Николаевича архиерей ответил, что постановление синода остается в силе, так что если Толстой умрет, его нельзя будет похоронить по церковному обряду, но прибавил: «А все-таки, графиня, известите меня, если Лев Николаевич опасно заболеет» (ЯЗ, запись от 4 февраля).

52. 174–5. читал…. ст[атью] Лукашевича о жизни. — И. Лукашевич, «Что такое жизнь (Биологический этюд)» — «Современный мир», 1909, № 1.

53. 1735. Читал Лодзинского. — Толстой читал присланные ему автором, Евгением Иустиновичем Лозинским, книги: «Что такое, наконец, интеллигенция?» (СПб. 1906) и «Итоги парламентаризма» (СПб. 1908), а также издававшийся Лозинским в 1907 г. журнал «Против течения». Первую из названных книг Толстой читал еще в 1907 г. (Г, 2, стр. 33—34).

24 января. Стр. 18.

54. 184. Хорошие письма. — См. т. 79, примечания к письмам Толстого от 23 января.

55. 185. читал Fellowship. — Журнал «Fellowship» («Содружество»). Edited by Benjamin Fay Mills. Los Angeles, California. В яснополянской библиотеке сохранились отдельные номера этого журнала за 1907—1909 гг.

56. 185. Бегаи очень интересны. — Бегаизм, или бабизм, — мусульманская секта, основанная в Персии в 1844 г. Али Могаммедом (р. 1820), прозванным Бабом.

57. 186. думал о двух: Детская мудрость — Прочитанный Толстым в журнале «Wohlstand für Alle» диалог «Schwere Fragen» (см. прим. 24) навел его на мысль об особой литературной форме — изложении своих взглядов по важнейшим вопросам жизни в форме разговоров между детьми и взрослыми. Так возник ряд диалогов под общим заглавием «Детская мудрость». Первая запись о работе над диалогами «Детская мудрость» была сделана Толстым 19 февраля 1909 г. (см. стр. 28).

58. 1818–19. Читал два дня Лодзинского…. Написал ему письмо. — Письмо к Е. И. Лозинскому от 26 января см. в

Скачать:TXTPDF

и девяти в Елисаветграде, о пяти смертных приговорах в Екатеринославе, трех в Харькове и одном в Варшаве. 26. 913. Нынче в 2 часа обещал быть у Ч[ертковых]. — В. Г.