Нельзя описать. Держался не очень дурно, но и не хорошо, не мягко.
24 Іюня. Яс. Пол. Много записать нужно.
Всталъ, мало выспавшись. Ходилъ гулять. Ночью приходила Соня. Все не спитъ. Утромъ пришла[192] ко мнѣ. Все еще взволнована, но успокаивается.
1) Вышелъ на прогулку послѣ мучительной бесѣды съ С[оней]. Передъ домомъ цвѣты, босоногія, здоровыя дѣвочки чистятъ. Потомъ ворочаются съ сѣномъ, съ ягодами. Веселыя, спокойныя, здоровыя. Хорошо бы написать двѣ картинки.
Перечиталъ письма. Написалъ отвѣтъ о запоѣ. Ничего особеннаго вечеромъ. Успокоеніе.
25 Іюня. Рано всталъ. Писалъ о[193] безуміи и письма. — И вдругъ С[оня] опять въ томъ же раздраженномъ истерическомъ состояніи. Оч[ень] б[ыло] тяжело. Ѣздилъ съ ней въ Овсянниково. Успокоилась. Я молчалъ, но не могъ, не съумѣлъ быть добръ и ласковъ. Вечеромъ Голд[енвейзеръ] и Николаева, и Мар[ья] Ал[ександровна]. Какъ то нехорошо на душѣ. Чего то стыдно. Ложусь спать, 12-ый часъ.
26 Іюня. Всталъ рано. Ходилъ, потерялъ шапку. Дома письма и только перечелъ «О сумашествіи» и началъ писать, но не кончилъ. Поѣхалъ верхомъ, дождь. Вернулся домой. Соня опять возбуждена, и опять тѣ же страданія обоихъ.
Помоги, Господи. Вотъ гдѣ мѣсто молитвы. 1) Только передъ Богомъ. 2) Все дѣло сейчасъ. И не дѣлаю. 3) Благодарю за испытаніе.
27 Іюня. Вчера говорила о переѣздѣ куда то. Ночь не спалъ. Оч[ень] усталъ. Ходилъ гулять и думалъ все о томъ же. Есть обязанно[сть] передъ Б[огомъ] и людьми, к[оторую] долженъ исполнить въ эти послѣдніе дни или часы жизни и потому надо[194] быть твердымъ. Fais ce que doit, advienne que pourra.[195]
[196]Читаю Психіатрію. Какая тупость и часто прямо глупо. Для того, чтобы объяснить сознаніе, говорится о субъективномъ и объективномъ, какъ будто слово субъективно есть что нибудь другое, какъ только дурное названіе сознанія. И такъ все. Записать:
1) Какъ смѣшно думать, что самое понятное и основа всего матерія — вещество, тогда какъ матерія-вещество есть только средство[197] общенія, раздѣленнаго въ самомъ себѣ, духовнаго начала (такъ у меня записано сначала). Надо бы прибавить: матерія-вещество есть только,[198] вмѣстѣ съ движеніемъ, средство общенія, раздѣленнаго въ самомъ себѣ, дух[овнаго] начала.
2) Какъ нѣтъ рѣзкаго дѣленія между сномъ и бдѣніемъ, такъ нѣтъ и такого дѣленія между разумной и безумной жизнью. Большее или меньшее приближеніе отъ сна къ бдѣнію и отъ безумной къ разумной жизни опредѣляется большимъ или меньшимъ пробужденіемъ сознанія, и потому возможности нравственнаго усилія.
3) Какъ человѣкъ, живущій не для себя, а для исполненія закона Бога, кромѣ послѣдствій того благого дѣла,[199] к[оторыя] онъ видитъ, онъ совершаетъ еще безконечно важнѣйшія послѣдствія, к[отор]ыхъ не видитъ. Какъ пчела, к[оторая] собирая медъ для семьи, оплодотворяетъ имъ растеніе, и тѣ самыя, к[оторыя] не только ея породѣ, но и тысячамъ другихъ породъ нужны.
4) Гуляя, срываю чудные цвѣтки и бросаю. Ихъ такъ много. Тоже и съ чудными духовными цвѣтами жизни. Не цѣнимъ ихъ п[отому], ч[то] ихъ такъ много.
5) Три ежечасныя молитвы: 1) хочу жить только для Тебя и передъ Тобою и 2) жить сейчасъ, въ настоящимъ, любовью и 3) благодарю за все, чего не заслужилъ и не стòю.— Думалъ объ этихъ молитвахъ, ходя по лѣсу и заблудился, и стало жутко. И вспомнилъ молитвы. Да, съ Тобою, и сейчасъ думаю только, чтобы быть съ Тобою, и радуюсь и благодарю, что заблудился, и сейчасъ стало хорошо.
6) Сумашедшій мнѣ все говорилъ: не укралъ, а взялъ. И онъ правъ. Укралъ можно говорить о томъ, кто беретъ то, что принадлежитъ всѣмъ: землю и трудъ другого.
7) Сумашествіе всегда слѣдствіе неразумн[ой] и потому безнравственной жизни.
Кажется вѣрно, но надо провѣрить, обдумать.
8) Сумашедшіе всегда лучше, чѣмъ здоровые, достигаютъ своихъ цѣлей. Происходитъ это отъ того, что для нихъ нѣтъ никакихъ нравственныхъ преградъ: ни стыда, ни правдивости, ни совѣсти, ни даже страха.
9) Отдѣльныя существа сознаютъ себя отдѣленными тѣмъ, что намъ представляется тѣломъ, веществомъ, немыслимымъ внѣ пространства[200] и движенія, немыслимымъ внѣ времени. (Не совсѣмъ уяснилъ).
28 Іюня. Мало спалъ. Съ утра прекрасное настроеніе Сони. Просила не ѣхать. Но письмо отъ Ч[ерткова]. Хорошее письмо Ч[ерткова]. Но она все таки возбуждена противъ него. Я поговори[лъ] съ нимъ и пошелъ къ Ясенкамъ вмѣсто Козловки. Ахнулъ и побѣжалъ домой. Ѣхали хорошо. Не было лошад[ей], не отослали телеграмму. Ждали часа три. Пріѣхали къ Сережѣ. Непріятный разсказъ газетчицы. Пріятные разговоры съ рабочими. У Сережи бездна народа и скучно, тяжело. Ходилъ къ дьячку и говорилъ съ бабами. Какъ мы можемъ жить среди этой ужасной, напряженной нужды?[201]
1) Какъ странно, что люди стыдятся своей нечистоплотности, трусости, низкого званія, но гнѣва не только не стыдятся, но радуются сами на себя, подхлестываютъ себя, усиливаютъ его, считая его чѣмъ то хорошимъ.
30 Іюня, 10 г. Я. П. Пріѣхали 29-го в Ясную. Ничего особеннаго дорогой. Пріятно прощался съ Таней. Вообще все впечатлѣніе очень хорошее. Соф[ьѣ] Андр[еевнѣ] лучше. Самъ не совсѣмъ здоровъ, хотя не пожалуюсь на дурное расположеніе духа. Слабость, болитъ голова. Утромъ получилъ французскую книгу «Законъ насилія, законъ любви», и нѣсколько хорошихъ писемъ.Читалъ съ большимъ интересомъ и, признаюсь, одобрилъ. Полезно перечитывать, чтобы не повторяться въ томъ, что пишешь. Надѣюсь, что не будетъ повторенія «О безуміи» и вижу, что стòить это писать, но не знаю, суждено ли. Говорю о своихъ силахъ. Много днемъ спалъ, и все спать хочется. Три посѣтителя, всѣ три очень интересные и важные. Первый Рѣпинъ жалкій, очевидно потерявшій умственную жизнь, но не могу смотрѣть на него, какъ на сумасшедшаго и вижу въ немъ такого же человѣка и брата, и радъ за то, что это мнѣ естественно.
Потомъ милый Сутковой, который очевидно стѣснялся, чтобы не помѣшать, и хорошо поговорили, я съ нимъ, онъ мало высказывался. Потомъ Чертковъ. Сильное волненіе С[офьи] Андреевны], но вижу, что обойдется. Записать:
Кромѣ книги «Законъ насилія, Законъ любви» получилъ брошюру француза Pollac’a «La politique de l’avenir prochain». Интересно читать, п[отому] ч[то], очевидно, ученый на уровнѣ самой послѣдней философской мысли и поразительная неясность и невѣрность пониманія. Довольно того, чтò три главныя дѣятельности человѣческой жизни это: удовлетворение чувства красоты — искусства, и удовлетворенія запросовъ разума — наука, и подъ конецъ, между прочимъ — и нравственность. Чѣмъ болѣе читалъ это, тѣмъ болѣе почувствовалъ необходимость окончить «О безуміи».[202]
[203]Записать. Конецъ Іюня 1910.
Суевѣріе церкви состоитъ въ томъ, что будто бы были и есть такіе люди, которые, собравшись вмѣстѣ и назвавъ себя церковью, могутъ разъ навсегда и для всѣхъ людей рѣшить о томъ, какъ надо понимать Бога и законъ Его.
Суевѣріе науки подобное суевѣрію церкви въ томъ, что будто бы тѣ знанія, которыя пріобрѣтены тѣми немногими, освободившими себя отъ необходимаго для жизни труда,[204] суть тѣ самыя знанія, называемыя ими наукой, которыя нужны для всѣхъ людей![205]
—————————————————————————————————————————————————
—————————————————————————————————————————————————
Говорятъ, что нельзя безъ вина при покупкахъ, продажахъ, условіяхъ, а пуще всего на праздникахъ, крестинахъ, свадьбахъ, похоронахъ. Казалось бы, для всякой продажи, покупки, условія— хорошенько подумать, обсудить надо, а не дожидаться спрыску, выпивки. Ну да это еще меньшее горе. А вотъ праздникъ. Праздникъ значитъ — ручному труду перерывъ, отдыхъ. Можно сойтись съ близкими, съ родными, съ друзьями, побесѣдовать, повеселиться. Главное дѣло о душѣ подумать можно. И тутъ то замѣсто бесѣды, веселья съ друзьями, родными напиваются виномъ и вмѣсто того, чтобы о душѣ подумать —сквернословіе, часто ссоры, драки. А то крестины. Человѣкъ родился, надо подумать, какъ его хорошо воспитать. А чтобы хорошо воспитать, надо самому себя получшить, отъ плохого отвыкать, къ хорошему пріучать и тутъ вмѣсто вино и пьянство. Тоже и еще хуже на свадьбахъ. Сошлись молодые люди въ любви жить, дѣтей растить. Надо, казалось бы, примѣръ доброй жизни показать. Вмѣсто этого опять вино. А ужъ глупѣе всего на похоронахъ. Ушелъ человѣкъ туда, откуда пришелъ, отъ Бога и къ Богу. Казалось бы, когда о душѣ подумать, какъ не теперь, вернувшись съ кладбища, гдѣ зарыто тѣло отца, матери, брата, который ушелъ туда, куда мы всѣ идемъ и чего никто не минуетъ. И что же вмѣсто этого. Вино и все, что отъ него бываетъ. А мы говоримъ: нельзя не помянуть, такъ стариками заведено. Да вѣдь старики не понимали, что это дурно. А мы понимаемъ. А понимаемъ, такъ и бросать надо. А брось годъ, другой, да оглянись назадъ и увидишь, что первое дѣло въ годъ рублей 30, 50, а то и вся сотня дома осталась, второе много глупыхъ и скверныхъ словъ, а также и плохихъ дѣлъ осталось несказанными и не сдѣланными, въ третьихъ, въ семьѣ и согласія, и любви больше, и четвертое, главное, у самого на душѣ много лучше станетъ.
Въ народѣ все растущая ненависть къ угнетателямъ, къ властямъ,[206] но онъ самъ служитъ угнетателямъ. Зачѣмъ онъ служить? A затѣмъ, что соблазненъ, обманутъ, религіознымъ и научнымъ обманомъ.
Суевѣріе зла. Зла нѣтъ. Жизнь благо. Если нѣтъ блага, то знай, что ты ошибся. И тебѣ дано время, чтобы исправить свою ошибку, чтобы имѣть радость (высшее благо) исправлять свою ошибку. Только для того и есть время. Если же ты не исправишь свою ошибку, то она исправится помимо твоей воли — смертью. Да, жизнь благо. Зла нѣтъ! Есть только ошибки наши: общія и наши личныя, и намъ дана радость черезъ время исправлять ихъ. А въ исправленіи ихъ величайшая радость.[207]
Мы не подвинулись въ[208] религіозномъ пониманіи. Тотъ же[209] анимизмъ, тотъ же фетишизмъ. Для того, чтобы понять это, человѣку нужно только понять, какія въ немъ требованія, привычки, и какія требованія его человѣческой природы: разума и любви, и провѣрить то, что стало привычными требованіями своей природы. И не требованія разума и любви подчинять требованіямъ привычки, какъ это дѣлается теперь, а напротивъ, на основаніи требованій разума и любви провѣрять то, что привычно. И тогда… Только представь себѣ свободнаго отъ привычки человѣка въ какомъ бы то ни было положеніи людей нашего общества, принадлежащаго или къ неимущему рабочему, или къ такъ называемому высшему богатому сословію…, чтò бы увидалъ этотъ человѣкъ въ томъ мірѣ, въ которомъ мы живемъ, но видя, не чувствуя, не понимая всего ужаса, всего безумія нашей жизни?[210]
1 Іюля 10 г. Ясная Поляна. 1) Раздѣленное само отъ себя духовное начало сознаетъ себя раздѣленнымъ тѣмъ, чтò намъ представляется тѣломъ. Сознаетъ же оно свое раздѣленіе тѣмъ, чтò намъ представляется движеніемъ. Тѣло нераздѣльно съ пространствомъ, а движеніе съ временемъ.
2) Видѣлъ во снѣ, что говорилъ съ Сер[ежей] и говорю слѣдующее:
Мы живемъ тѣмъ, что ищемъ блага. Есть блага тѣлесныя: здоровье, похоти тѣла, богатство, половая любовь, слава, почести, власть. И всѣ эти блага: 1) внѣ нашей власти, 2) всякую минуту могутъ оборваться смертью и 3)