Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

от 19 июля, стр. 268, и Записи А. Б. Гольденвейзера, 2, стр. 136.

1860. 1902. отданных Ч[ерткову]. — Запись, повидимому, относится к трем листкам из Записной книжки № 4, которые были переданы В. Г. Черткову и датированы на конверте рукой А. П. Сергеенко: «13 и 14 июля». На этих листках Толстым было записано новое окончание рассказа «Благодарная почва». См. прим. 885, 1855 и 1857.

1861. 1903—4. «В Защиту человека». — «Защита человека» — ежемесячный журнал, издававшийся в 1910—1911 гг. в Петербурге Малахием Георгиевичем Болквадзе. В своих письмах Болквадзе просил Толстого принять участие в журнале. Первый номер журнала Толстой получил 20 июля 1910 г. и в тот же день написал отзыв о нем редакторy-издателю. См. письма 1909 и 1910 гг., тт. 80, 81 и 82. Как показывает комментируемая запись, Толстой намеревался послать в «Защиту человека» что-либо из своих писаний и хотел посоветоваться об этом с В. Г. Чертковым. Дальнейших материалов по этому вопросу не имеется.

1862. 1906. Заглавие: «Благодарная почва». — В. Г. Чертков 18 июля привез Толстому переписанное им с листков Записной книжки (см. прим. 1863) новое окончание рассказа Толстого, опубликованного в газетах под заглавием «Из Дневника» и, по словам А. П. Сергеенко, предложил новое заглавие «Благодарная почва», которое и было принято Толстым. См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 268, Записи А. Б. Гольденвейзера, стр. 138, прим. 885, 1855, 1857 и 1860.

1863. 1907. Черткову перо. — В письме к В. Г. Черткову от 29 июля Толстой писал: «Если можно, отданное мною вам ваше же перо для починки возвратите» (см. т. 89). Повидимому, речь идет о карманном самопишущем пере-ручке.

1864. 1908. «родится в деревне мальчик?» — Возможно, что Толстой читал в рукописи свою статью по рабочему вопросу «Где выход», написанную в 1898—1900 гг., которая начинается цитируемыми словами. Статья была впервые напечатана В. Г. Чертковым в «Листках свободного слова» 1900, № 18, стр. 1—14. См. т. 34.

1865. 18810. об экз[аменационном] сочинении. — Найти разъяснение этой записи не удалось.

1866. 19010. Достать Сандерлен[да]. — Запись относится к книге: И. Т. Сэндерленд, «Библия. Ее происхождение и отличительные свойства». Перевод с английского, под редакцией В. Черткова, изд. «Посредник», М. 1908. По словам Д. П. Маковицкого, Толстой желал выписать несколько экземпляров этой книги для рассылки ее своим корреспондентам.

1867. 19011. Ключ к заряжательнице пера. — См. выше прим. 1863.

1868. 19012. Мулла Абдул Вахид Кары — полное имя его Абду-Вахит-Кары-Абду-Рауф Кариев (р. 1859 г.), член второй Государственной думы от города Ташкента, мулла, учитель. Был выслан из Ташкента в Тульскую губ. на 6 лет. 24 сентября 1910 г. был у Толстого в Ясной поляне. См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 308—309.

Записная книжка № 4, стр. 191.

1869. 1902. 250000 в России. — К чему относится эта запись, в точности не установлено.

1870. 1903. 9 стр. Определение помешательства. — Определение сумасшествия см. запись № 2 в Дневнике от 4 сентября. Возможно, что запись в Дневнике развита из этой заметки в Записной книжке.

1871. 1904. Вестн[ик] Евр[опы] Июль 132—133 стр. Дарвин. — Запись относится к статье В. Вагнера «Ламарк и Дарвин, как типы ученых» — «Вестник Европы», 1910, 7, стр. 122—133, которую Толстой читал 24 июля (см. прим. 1077). На отмеченных Толстым двух последних страницах этой статьи говорится о взгляде Дарвина по вопросу о стремлении человека к совершенствованию. По мнению Дарвина, в основе стремления человека к совершенствованию находятся два фактора: стремление накопить собственность и оставить ее детям. «С другой стороны, дети недолговечных, стало быть, в среднем более слабых здоровьем и телом родителей, раньше начинают самостоятельную жизнь и раньше вступают в брак, нежели другие дети, оставляя большее число потомков, наследующих слабую организацию. Само по себе, однако, наследование собственности не составляет зло, так как без накопления капитала не могли бы развиваться искусства, а благодаря им цивилизованные расы распространялись и еще теперь увеличивают свои владения, вытесняя низшие расы. Также и умеренное накопление богатства не мешает процессу подбора… Существование известного числа образованных людей, не озабоченных добыванием насущного хлеба, имеет огромное значение. В самом деле, вся высшая умственная работа производится ими, а от этой работы зависит, главным образом, материальный прогресс всякого рода; не говоря уже о других высших преимуществах. Нет сомнения, что очень большое богатство превращает людей в бесполезных трутней, но число таких богачей никогда не бывает велико; притом оно нередко подвергается самопроизвольному сокращению, так как мы ежедневно видим, что богатые люди, вследствие расточительности или глупости проматывают всё свое состояние». Примечание: Дарвин, «Происхождение видов».

1872. 1915—9. 1) Все листовки выслать, ….. 5) о рабоч[ем] народе. Запись относится к просмотру Толстым 23 октября листовок и дешевых книжек, присланных «Посредником» A. Л. Толстой для раздачи народу. Толстой, рассматривая эти листовки и книжки, разбил их на 4 разряда. (См. прим. 1559.) 24 октября в письме к И. И. Горбунову-Посадову он писал, что «следовало бы плохие и отчасти посредственные книги заменить безразличными… самыми разнообразными, которые чередовались бы с книгами одного определенного направления, во избежание скуки, которая может получиться от однообразия подбора». Далее он писал: «…Книги эти я бы заменил, во-первых, простыми, веселыми, без всякого замысла рассказами, даже сборниками смешных, веселых, невинных анекдотов. Второе — практическими руководствами земледелия, садоводства, огородничества. Третий отдел — выбрал бы самые лучшие стихотворения: Пушкина, Тютчева, Лермонтова, даже Державина. Если мания стихотворства так распространена, то пускай, по крайней мере, они имеют образец совершенства в этом роде. Об этом еще придется подумать». См. письмо к И. И. Горбунову-Посадову от 24 октября 1910 г., т. 82.

Листы из Записной книжки, № 6, стр. 192—193.

1873. 1928. 5) Наследник большого дела фабрики. — Возможно, что Толстой делает эту запись под впечатлением своего разговора в дер. Любучанах 22 июня с местным фабрикантом А. П. Трегубовым. См. прим. 898.

1874. 19210 .. ловкий. — Затрудняемся в точности определить, кого имел в виду Толстой в этой записи.

1875. 19212. 9) Семинарист-религиози[ая] боръ[ба]. — Возможно, что Толстой вспомнил о письмах семинариста из Ставрополя-Кавказского Василия Фильчукова от 28 декабря 1909 г. и 29 мая 1910 г. Толстой ему отвечал 8 января и 3 июня. См. тт. 81 и 82.

1876. 19221. 16) Фере вицегубернатор. — Очевидно, В. Ю. Ферре. См. запись от 9 августа и прим. 1174.

1877. 19224. Царство господское. — Выражение крестьянина из Кочетов. См. прим. 1250.

Записная книжка, № 5, стр. 194—218.

1878. 2019—10. Повидимому, эта запись представляет собою вычисление Толстого, сколько на одного крестьянина придется из присланных Моодом 417 рублей, причем, вероятно, для округления взято 400 р. См. запись на стр. 203 прим. 1131 и 1880.

1879. 2023—17. Масарик писал….. злобной животной жизнью. — Запись эта послужила материалом к статье Толстого «О безумии». См. прим. 451.

1880. 2037—12. 1) Герасим….. по 3-60 на душу. — Яснополянские крестьяне: 1) Герасим Евдокимович Фоканов (р. 1864 г.), 2) Иван Родионович Кандауров (Ручкин. См. прим. 985), 3) Семен Влас[ов] [?], 4) Семен Яковлевич Ершов (1850—1916), 5) Никита Яковлевич Хролков (1861—1931). По записи Д. П. Маковицкого, 31 июля Толстой ходил к своему бывшему ученику, яснополянскому крестьянину Тарасу Карповичу Фоканову посоветоваться, кому из крестьян следует раздать 417 р., присланные Моодом (см. прим. 1131). На следующий день к нему приходили три крестьянина: Т. К. Фоканов, Д. Козлов и А. Житков, которые назвали четырех крестьян, которые не нуждались в семенах ржи. Возможно, что данная запись Толстого и относится к этим крестьянам.

В дальнейшей беседе крестьяне посоветовали Толстому, во избежание нареканий, ссор и зависти, распределить всем поровну. Может быть Толстой принял их совет, что и отметил в своей Записной книжке и поручил Александре Львовне взять у С. А. Толстой присланные Моодом 417 р. и разделить их по 3 р. 60 к. на каждого сеющего рожь. См. запись: на стр. 201 и прим. 1878.

1881. 20313. В 11/2 выехать с верховым. — Возможно, что эта запись относится к проводам В. Г. Короленко, который вместе с Толстым выезжал из Ясной поляны в экипаже 7 августа в 3 ч. дня. Проводив его, Толстой пересел на верховую лошадь, отправленную заранее с В. Ф. Булгаковым. См. прим. 1158.

1882. 2046—9. В письмо прибавить….. из двух верить? — Запись относится к письму А. Мирову от 11 августа 1910 г. См. прим. 1188, 1668, 1885 и т. 82.

1883. 20417. Самоотреч[ение]. — Повидимому, запись сделана после разговора Булгакова с Толстым 12 августа о значении самоотречения, как задачи жизни. «Лев Николаевич говорил: что самоотречение освобождает духовное начало в человеке; что бывает часто чувство, скорее, желание смерти, чем страха ее; что смерть и есть достижение идеала самоотречения». (Дневник Булгакова, стр. 293.)

1884. 20417.12 авг. К[руг] Ч[тения] Эпиктет. — В связи со своими мыслями о самоотречении (см. предшествующее примечание) Толстой отмечает помещенную им в «Круг чтения» на 12 августа мысль Эпиктета на эту тему, Эпиктет (р. около 60 г.) — римский мудрец из рабов, мысли которого высоко ценил Толстой.

1885. 20418. Ед[иную] З[аповедь] послать полную. — Подразумевается: послать — А. Мирову (см. прим. 1882), в письме к которому Толстой писал: «…Весь закон бога, как и сказал Христос в том, чтобы любить бога всем сердцем и душою, ближнего, как самого себя. И что в этом одном весь закон бога (Мф. XXIII, 36—40). Об этом самом подробно сказано в книжке «Единая заповедь», которую и посылаю вам». См. т. 82. «Единая заповедь» — статья Толстого, написанная в 1909 г., впервые опубликована в «L Юбилейном сборнике литературного фонда 1859—1909», Спб. См. т. 38.

1886. 20419. отделы в Предисловии. — Говорится о Предисловии к «Пути жизни». Приводим слова Толстого по записи В. Ф. Булгакова в его Дневнике, от 12 августа (стр. 293—294): «В предисловии я раньше начинал с сознания в себе духовного начала. Было так: вера, потом духовное в себе, потом — духовное во всех других существах, потом бог. И так было лучше. А после я «Бог» поставил сначала. И для этого я не имел оснований, потому что бога я определяю, как само в себе, сознаваемое человеком в своей душе и во всем живом. Между тем об этом сознании я еще не говорил. Поэтому нужно будет опять поправить».

1887. 20712—20919. Ехали кузены с няней….. М[ика.] Ни за что. — Запись представляет собою первоначальный набросок сказки, рассказанной Толстым 23 августа в Кочетах детям Тане и Мике, озаглавленной «Всем равно». См. прим.

Скачать:TXTPDF

от 19 июля, стр. 268, и Записи А. Б. Гольденвейзера, 2, стр. 136. 1860. 1902. отданных Ч[ерткову]. — Запись, повидимому, относится к трем листкам из Записной книжки № 4, которые