Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

1233 и т. 38. В записи Дневника от 23 августа сказано: «Наметил сказку».

1888. 20924—25. В «Всем равно»….. девочку под хлороформом. — Обе записи являются сюжетами задуманного Толстым произведения в виде отдельных очерков под общим заглавием «Всем равно». См. записи в Дневнике, от 23 и 24 августа под № 8, прим. 1233.

1889. 2105—21127. Был царь молодой, красивый….. что он стал песни петь. — Запись является до сих пор совершенно неизвестным наброском художественного произведения Толстого, публикуемого впервые.

1890. 2126—10. К сказке….. запел песню. — Запись относится к вышеприведенной «сказке о молодом царе, ушедшем в работники». См. стр. 210—211 и прим. 1889.

1891. 21211—2138. Странная моя судьба… боятся истинной веры. — Запись является черновиком первой главы второго варианта рассказа «Нет в мире виноватых». См. прим. 525 и 1840.

1892. 2139—10. Торговля женщин[ами]….. десятки тысяч. — 29 августа Толстой прочитал в газете «Голос Москвы», 1910, № 197 от 27 августа заметку из Сосновиц, о пограничной торговле женщинами между Пруссией и Россией. Д. П. Маковицкий в «Яснополянских записках» от 29 августа сообщает, что, прочитав эту заметку, Лев Николаевич «записал себе в Записную книжку для статьи о самоубийстве и безумии современного общества».

1893. 214—14. Отец мой бог, помоги со всеми людьми на свете. — Запись эта является текстом «Молитвы детям. (Для Танички Сухотиной)», написание которой Толстой отметил 1 сентября в Дневнике, см. прим. 1275.

1894. 21514—15. Гаврил Мартынов, Яков Гаврилов. — Ктò они были, не установлено.

1895. 21525. Читает историю о Фуксе[?]. — Чтò отмечает Толстой этой записью, не выяснено.

Записная книжка № 6, стр. 219—223.

1896. 2194. Кто соблазнит един[ого] из мал[ых] сих. — Текст взят из «Евангелия» от Матфея гл. 18, ст. 6, где сказано, что соблазнившему ребенка «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».

1897. 2196–7. В[алентину] Ф[едоровичу]. Найти об угождении телу. Вегетарианство. — Запись относится к 21 июня. В. Ф. Булгаков в своем Дневнике от 21 июня на стр. 242 пишет: „Через Александру Львовну передал мне Лев Николаевич книжку «Угождение телу», чтобы я подобрал недостающие мысли о вегетарианстве и «вообще привел в порядок третий отделгрех объедения»“. Выпуск седьмой сборника «Путь жизни», который сначала назывался «Угождение телу», окончательно получил название «Излишество».

1898. 2197. Где Шопенгауера о собаке и зеркале? — В той же записи (прим. 1897) В. Ф. Булгаков отметил, что Толстой поручил ему найти в «Круге чтения» одну мысль Шопенгауера об осуждении, для включения ее в «Мысли о жизни». Эту мысль Шопенгауера см. т. 40, «Круг чтения» — на 28 марта, и т. 45, «Путь жизни» — глава «Смирение».

1899. 2198. В[алентину] Ф[едоровичу]. Передать книжечки. — Повидимому, поручение В. Ф. Булгакову: передать корректуры глав «Пути жизни» И. И. Горбунову-Посадову.

1900. 2199. Душану статисти[ку] самоуб[ийств]. — Возможно, что заметка обозначает: спросить у Д. П. Маковицкого статистику самоубийств, присланную Толстому в мае Масариком. См. письмо к Масарику от 2 мая 1910 г., т. 82. Статистика самоубийств нужна была Толстому для его работы «О безумии».

1901. 21911. немецкое письмо. — К какому письму относится заметка Толстого, не установлено.

1902. 21911. у Ч[ерткова] карточку. — Вероятно, пометка обозначает, чтобы Чертков, много снимавший Толстого, дал несколько снимков Толстому для раздачи посетителям.

1903. 21913—17. 1) Илья Ко[пылов]…. 5) Ник[ита] Хр[олков] — яснополянские крестьяне: 1) Илья Иванович Копылов — Кандауров (р. 1879 г.), 2) С. Я. Ершов — см. прим. 1883, 3) вероятно, Тарас Карпович Фоканов (1852—1924) — один из любимых учеников Толстого, 4) Г. Е. Фоканов — см. прим. 1881, 5) Н. Я. Хролков — см. прим. 1881. Повидимому, Толстой записал их имена в связи со своим намерением раздать присланные Моодом деньги беднейшим крестьянам, у которых пострадала озимь. См. прим. 1881.

1904. 21918. Душану Vedic Magaz[ine]. — 25 августа Толстой читал журнал «Vedic Magaz[ine]. См. Дневник от 25 августа и пр. 1248. Возможно, что он хотел передать его для прочтения Д. П. Маковицкому.

1905. 21919. что окон[чил]. — Пометка, чтобы A. Л. Толстая отправила И. И. Горбунову-Посадову для печати просмотренные автором главы «Пути жизни».

1906. 2202. Правда ли пр[екратили] газету? — Может быть, что эта запись относится к газете «Новая Русь», закрытой в мае 1910 г., в которой печатался «На каждый день». См. прим. 86 и 303.

1907. 2203—12. Китайца камнем убивают?….. Ангелы. — Может быть, записи относятся к рукописи крестьянина И. Чепурина, побывавшего в разных странах и описавшего по совету Толстого свою жизнь. И. Чепурин привозил свою рукопись к Толстому в Кочеты 27 августа. См. запись в Дневнике от этого числа и прим. 1251.

1908. 22013. Переписку о нравствен[ном] преподавании. — Толстой отмечает о своей переписке с А. Ф. Аншиной, о преподавании в школе «нравственных мыслей» по сборнику «На каждый день». См. письма к А. Ф. Аншиной от 24 августа и 31 августа — 1 сентября, т. 82 и Дневник от 1 сентября, прим. 1276.

1909. 22014—17. Ив[ану] Ив[ановичу]. Правда и перед самим собой. — 28 сентября Толстой работал над двадцать шестой главой «Пути жизни», озаглавленной «Правдивость». Начало комментируемой записи обозначает, чтобы И. И. Горбунов-Посадов, печатавший сборник, включил записанную мысль в главу «Правдивость». Запись о суеверии и была включена, как вводная мысль, в указанную главу.

1910. 22018—24. В книжке Смирения….. Если человек стремится….. совершенство бесконечно. — Записанная формулировка мысли включена в 25 главу «Пути жизни»: «Смирение», отдел II, № 1.

1911. 22025—27. Ив[ану] Ив[ановичу]: 1) Нельзя ли включить….. Вишну Пурана)….. (Эмерсон). — Просьба к И. И. Горбунову-Посадову: включить из «Круга чтения» на 29 августа, приведенную там, под № 2 цитату из индусской эпической поэмы «Вишну Пурана», о благодетельном значении отречения от гордости, в двадцать пятую главу «Пути жизни» — «Смирение». Изречение Вишну Пурана включено в отдел IV этой главы, под № 4. Далее, — о включении в главу двадцать шестую («Правдивость») мысли Эмерсона, помещенной в «Круге чтения» на 29 августа, № 8. См. «Путь жизни» — «Правдивость», отдел V, № 9. Вероятно, записи произведены 29 августа, когда Толстой читал «Круг чтения» на этот день.

1912. 22028. Душану о L’ère nouvelle — L’Ère nouvelle — анархистский журнал, издававшийся в Орлеане (Франция). В. Ф. Булгаков в своем Дневнике (стр. 297) приводит письмо Д. П. Маковицкого из Кочетов от 30—31 августа 1910 г., в котором Маковицкий сообщает, что Толстой, читая 30 августа «L’Ère Nouvelle», нашел, что они ничего не знают про отказы от воинской повинности в России и Болгарии, и поручил просить Булгакова и телятинскую молодежь составить книгу об отказах и сообщить в «L’Ère Nouvelle» выдержки из писем отказавшихся.

1913. 22029. Просить дать адрес Edward Р. — Возможно, что Толстой разумеет издателя журнала «L’Ère Nouvelle» Эдуарда Арманда и письмо Д. П. Маковицкого к Э. Арманду от 16 сентября 1910, по поручению Толстого (т. 82). В яснополянской библиотеке имеется книга: E. Armand, «Qu’est-ce qu’un anarchiste? Thèses et opinions». Editions de L’anarchie. Paris, 1908.

1914. 2211. Составить книгу об отказавшихся Булгак[ову]. — См. прим. 1912.

1915. 22118. Похлебкой мыла ребенка. — В. Ф. Булгаков в своем Дневнике, рассказывая про обед в Ясной поляне 24 сентября, на стр. 313 пишет: «Когда подали и разнесли суп, Лев Николаевич вдруг сказал: «Вот этой похлебкой нельзя ребенка вымыть! — И в ответ на общее удивление рассказал случай, который он слышал от фельдшерицы кочетовской больницы: у одной бабы только что родившей, не нашлось в хате горячей воды, чтобы вымыть ребенка; была только похлебка в печи, но такая пустая и жидкая, что ею и вымыли ребенка».

1916. 2212—2222. Хлебы меситьзакваска с вечера….. прусаки-тараканы. — Записи эти представляют наблюдения над крестьянской жизнью в окрестных с Кочетами деревнях.

1917. 2227. Дома сказку о Фук — К чему относится эта запись, редакцией не установлено. См. прим. 1895.

1918. 2228. Эпиграф к Д[етской] Мудр[ости] Мф. XI, 25, 26. — «Детская мудрость», опубликованная в 1911 в «Посмертных произведениях», т. II, изд. A. Л. Толстой, эпиграфа не имеет. Приводим эпиграф, намеченный Толстым из указанного места «Евангелия» от Матфея: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю тебя, отче, господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, отче! ибо таково было твое благоволение».

1919. 2229—10. К письму о непрот[ивлении]….. иго его благо». — Как видно Толстой предполагал включить в свое письмо к Ганди, от 7 сентября 1910 г., текст «Евангелия» от Матфея, гл. II, стр. 30. Текст этот в письмо к Ганди остался не включенным.

1920. 2237. Письма Поссе, Ч[ерткову] и К[опылу]. — По-видимому, Толстой отмечает свои письма: 1) В. А. Поссе от 10 сентября — ответ на его письмо с просьбой прислать что-либо для напечатания в журнале «Жизнь для всех»; 2) В. Г. Черткову от 10 сентября — по поводу получения его письма от 5—6 сентября, с письмом Черткова к С. А. Толстой (см. прим. 1317) и 3) Е. Копылу от 10 сентября — по поводу его «ругательных» писем (см. прим. 1292).

1921. 2238—9. Зло и смерть. — Запись относится к заглавиям двух выпусков «Пути жизни»: двадцать седьмому и двадцать восьмому. И. И. Горбунов-Посадов 23 сентября послал Толстому корректуры этих двух выпусков, прося утвердить заглавие: «Нет зла» и «Нет смерти». Толстой изменил эти заглавия на «Зло» и «Смерть». См. т. 45.

1922. 22310—11. О смысле жизни: Вступление и заключение. И тоже вступление и заключение. — По-видимому, запись относится к «Кругу чтения» на 19 октября, где во вводной и в заключительной частях помещены мысли о смысле жизни.

1923. 22312. Левит XIX, 18 и Галатам V. 14. — Ссылка на «Библию», третья книга Моисеева «Левит», гл. 19, стр. 18: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Последние шесть слов повторены в послании апостола Павла к Галатам, гл. 5, ст. 14.

Записная книжка № 7, стр. 224—234.

1924. 22417-18. баласт, к[оторый] только мешает….. он мог найти только в рел[игии]. — Запись эта представляет собою первоначальный черновик письма Толстого к К. Я. Гроту о его брате, философе Н. Я. Гроте. Дата его определяется по Дневнику. См. прим. 1327.

1925. 22319—20. От[че] Н[аш], и[же] ecu на небесех, глупая. — В пояснение этой записи приводим слова Толстого, записанные В. Ф. Булгаковым в его Дневнике от 24 сентября (стр. 309): … «И вот продолжается это ужасное

Скачать:TXTPDF

1233 и т. 38. В записи Дневника от 23 августа сказано: «Наметил сказку». 1888. 20924—25. В «Всем равно»..... девочку под хлороформом. — Обе записи являются сюжетами задуманного Толстым произведения в