Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

мысли. День прошелъ смирно. Много посѣтителей пустыхъ.[231] Слабъ тѣлесно и на душѣ не хоро[шо], не добро.

5 Авг. Е. б. ж.

[5 августа.] Записать:[232] 1) Привычка — великое дѣло. Привычка дѣлаетъ то, ч[то] тѣ поступки, которые прежде всякій разъ требовали усилія, борьбы духовнаго съ животнымъ, уже перестаютъ требовать усилія и вниманія, которыя могутъ быть употреблены на слѣдующія въ работѣ дѣла. Это — известка, которая скрѣпляетъ положенные камни такъ, что на нихъ можно класть новые. Но та же благодѣтельная сторона привычки можетъ быть причиною безнравственности, когда борьба была рѣшена въ пользу животнаго: ѣсть людей, казнить, воевать, владѣть землей,[233] пользоваться проституцией и т. п.

2) Да, вѣра, суевѣрія, фанатизмъ даютъ большую силу самоотреченія въ жизни, но происходитъ это отъ того, что устанавливается одно, главное, даже единственное, большею частью возможное дѣло жизни, дающее исполненіе всего закона жизни: исполненіе церковныхъ законовъ, оскопленіе, самосожиганіе, уничтоженіе невѣрныхъ и т. п. — Безъ вѣры суевѣрія, для исполненія закона Бога нужно не[234] для чего либо одного, опредѣленнаго, а[235] для рѣшенія всѣхъ самыхъ[236] важныхъ вопросовъ жизни, на основаніи общаго закона Бога: — любви. И такая дѣятельность не даетъ такихъ яркихъ проявленій, какъ первая.

3) Чѣмъ больше самоотречения, тѣмъ труднѣе удержаться въ[237] смиреніи, и наоборотъ.

4) 1 Ав. Слова умирающаго особенно значительны. Но вѣдь мы умираемъ всегда и особенно явно въ старости. Пусть же помнитъ старикъ, что слова его могутъ быть особенно значительны.

5) «Онъ бросился на колѣни, плакалъ, причиталъ, просилъ Б[ога] научить спасти[238] его, но въ глубинѣ души чувствовалъ, что это все вздоръ и никто не спасетъ его».

6) Какая ужасная, или скорѣе, удивительная дерзость или безуміе тѣхъ[239] миссіоне[ровъ], к[оторые], чтобы[240] цивилизовать, просвѣтить «дикихъ», учатъ ихъ своей церковной вѣрѣ.

7) То, что мы называемъ міромъ, слагается изъ двухъ частей: изъ сознанія и того, чтò сознается. Не было бы сознанія, не было бы міра, но нельзя сказать, что не было бы міра, не было бы сознанія. (Такъ ли)?

8) Часто на словахъ говоришь, что съ человѣкомъ нельзя говорить о вещахъ, недоступныхъ ему, но на дѣлѣ не удерживаешься и часто совершенно безполезно тратишь слова и раздражаешься за то, что тебя не понимаетъ тотъ, кто не можетъ понять.

9) Жизнь вся эгоистическая есть жизнь неразумная, животная. Такова жизнь дѣтей и животныхъ, не плодящихся. Но жизнь вся эгоистическая для человѣка взрослаго, обладающаго разумомъ, есть противуестественное состояніе — сумасшествіе. Таково положеніе многихъ женщинъ, жившихъ съ дѣтства законно эгоистической жизнью, потомъ[241] эгоизмъ семейной животной любовью, потомъ эгоистической супружеской любовью, потомъ материнствомъ и потомъ[242] лишившись семейной, внѣэгоистической жизни: дѣтей,[243] остаются съ разсудкомъ, но безъ любви[244] всеобщей, въ положеиіи животнаго. Положеніе это ужасно и оч[ень] обыкновенно.

10) Ты хочешь служить другимъ, работникъ хочетъ работать. Но для того, чтобы съ пользой работать, нужно имѣть орудіе, и мало того — имѣть, надо, чтобы орудіе было хорошо. Что же ты съ своими свойствами, характеромъ, привычками, знаніями — представляешь ли ты изъ себя хорошее орудіе для служенія людямъ? Служить надо тебѣ не людямъ, но Богу, и служеніе Ему — ясно, опредѣленно. Оно въ томъ, чтобы ты увеличивалъ въ себѣ любовь. Увеличивая же въ себѣ любовь, ты не можешь не служить людямъ, и будешь служить такъ, какъ это нужно и тебѣ, и людямъ, и Богу.

11) Несчастенъ не тотъ, кому дѣлаютъ больно, а тотъ, кто хочетъ сдѣлать больно другому.

12) Всякій человѣкъ всегда находится въ процессѣ роста, и потому нельзя отвергать его. Но есть люди до такой степени чуждые, далекіе въ томъ состояніи, въ которомъ они находятся, что съ ними нельзя обращаться иначе, какъ такъ, какъ обращаешься съ дѣтьми — любя, уважая, оберегая, но не становясь съ ними на одну доску, не требуя отъ нихъ пониманія того, чего они лишены. Одно затрудняетъ въ такомъ обращеніи съ ними — это то, что вмѣсто любознательности, искренности дѣтей, у этихъ дѣтей равнодушіе, отрицаніе того, чего они не понимаютъ и, главное, самая тяжелая самоувѣренность.

5 Авг. Чувствую себя свѣжѣе, но суета не даетъ работать. Да и не надо. Поправилъ письмо священнику. Письма[245] мало интересныя. Американецъ globe trotter.[246] Ѣздилъ съ Душаномъ. С[офья] А[ндреевна] слаба, нервна. Былъ Фокинъ. Продолжаю сомнѣваться. His holiness хочетъ пріѣхать. Не знаю, какъ рѣшить. Радуюсь тому, что утромъ хорошо молился съ сознаніемъ любви ко всѣмъ. Ложусь.

6 Авг. Е. б. ж.

[6 августа.] Живъ. Ходилъ по елочкамъ. Прочелъ и написалъ письма. Думалъ писать о безуміи. Не захотѣлось. Лежа пришла важн[ая] мысль — забылъ. Пріѣхалъ Короленко. Оч[ень] прія[тный], умный и хорошо говорящій человѣкъ. А всетаки тяжело говорить, говорить.

7 Августа. Унылое состояніе. Попытался писать. О Безуміи. Ничего не могу. Королен[к]у пригласилъ походить со мной утромъ и хорошо поговорили. Онъ уменъ, но подъ суевѣріемъ науки. Потомъ ѣздилъ верхомъ. Измокъ. Сушился у Сухининыхъ. Дома Голденв[ейзеръ], и тяжело. Сашѣ дать выписать:[247]

1) Рѣдко встрѣчалъ человѣка болѣе меня одареннаго всѣми пороками: сластолюбіемъ, корыстолюб[іемъ], злостью, тщеславіемъ и, главное, себялюбіемъ. Благодарю Бога за то, ч[то] я знаю это, видѣлъ и вижу въ себѣ всю эту мерзость и все таки борюсь съ нею. Этимъ и объясняется успѣхъ моихъ писаній.

2)[248]И одуреніе это особенно сильно и неизлечимо п[отому], ч[то] люди не видятъ, не хотятъ, не могутъ видѣть его. А не хотятъ, не могутъ видѣть, по[тому] ч[то] вполнѣ довольны собой, своимъ положеніемъ. Мы въ эволюціи, въ прогрессѣ.[249]У насъ аэропланы, у насъ подводн[ыя] лодки….. Чего же еще? Вотъ дай срокъ, и все будетъ прекрасно. И въ самомъ дѣлѣ, нельзя не восхищаться немыслящимъ людямъ аэропланами и т. [п]…… Къ чему нибудь, да появились они. А появились они, п[отому] ч[то] 0,99 рабовъ дѣлаютъ то, чтó велятъ 0,01 и, правда, что дѣлаются чудеса. И люди вѣрятъ, ч[то] чудеса эти нужны, и потому не могутъ, не хотятъ измѣнять жизнь,[250] производящую эти чудеса.[251] Чудеса поддерживают дурную жизнь. Дурная жизнь производитъ чудеса. Развѣ можно улучшить жизнь, продолжая жить дурно. Одно нужно: поставить на первое мѣсто нравственныя требованія, а поставь на первое мѣсто нравст[венныя] требованія, и тотчасъ же уничтожатся аэропланы и….

3) Масарикъ писалъ: Дѣло не въ томъ, что нѣтъ религіи, а есть глупая, ложная религія. Религія прогресса. И пока она не уничтожит[ся] — нѣтъ исправленія. Вѣра въ эволюцію, а потому «служить». Получаю письма. Самоувѣрен[ность] общая, здѣсь самоувѣр[енность] частная. Служить тому, чтò мы знаемъ и чего хот[имъ]. Религія же истинн[ая] въ томъ, чтобы служить тому, чего мы не знаемъ, а мы хотимъ служить, какъ мы хотимъ и какъ служимъ, и что дальше, то все хуже,[252] но говор[имъ]: Пройдетъ! Намъ нужна вѣра въ эволюцію.

4) Трудно себѣ представить тотъ переворотъ, к[оторый] произойдетъ во всей вещественной жизни людей, если люди не то, что станутъ жить по любви, но только перестанутъ жить злобной, животной жизнью.

5) Если уже говорить о[253] Б[огѣ] Творцѣ, то Б[огъ], сотворившiй по ихъ понятно человѣка, не могущаго понимать иначе, какъ при ограниченіи пространства и времени, этотъ Богъ, по ихъ понятію, находится тоже въ пространстве и времени, т. е. вездѣсущъ (пространство) вѣченъ (время). Оч[ень] хорошо.

6) Сначала кажется, что жить только передъ Б[огомъ] не твердо, мало, искусственно, неестественно. А только попытайся жить такъ и увидишь, какъ легко, и твердо, и естественно. Вѣдь все такъ.[254]

Не для того ли и дана человѣку жизнь во времени, чтобы онъ могъ утвердить себя въ жизни въ Богѣ?

Развѣ не тоже самое, когда люди живутъ только передъ людьми: политическ[iе] дѣятели, ученые, художники. Какъ ни пусты всѣ эти дѣятельности, какъ ни сомнительны всѣ ихъ результаты, люди отдаютъ имъ всю жизнь. То какже не отдать всю свою жизнь на деятельность для души, всегда плодотворную, всегда свободную и всегда вознаграждаемую?

8 Авг. Только всталъ, выбѣжала С[офья] А[ндреевна], не спавшая всю ночь, взволнованная, прямо больная. Ходилъ, потомъ ее искалъ. Ничего не могъ писать. Ѣздилъ съ Булг[аковымъ]. Пришли Телят[инскіе] ребята. Но 5 человѣкъ, обѣща[вшіе] притти, не пришли. Все это похоже на подвохъ. Слава Богу, только жалко ихъ. Печень не дѣйствуетъ — мрачно тѣлесно, а душевно всетаки хорошо. Съ Соней хорошо поговорил[и]. Должно быть поѣду къ Танѣ. Она же пріѣзжаетъ. Теперь 12-й часъ. Ложусь.

9 Авг. Оч[ень] въ тяжеломъ серьезномъ настроеніи. Опять и думать не могу о какой нибудь умствен[ной ] работѣ. Много ходилъ. Ѣздилъ къ М[арьѣ] А[лександровнѣ]. Милый народъ. Дома ужасн[ый] Фере, ужасный по своей непроницаемой, наивной буржуазности. Потомъ Венгер[ъ.] Я былъ нехорошъ съ тѣмъ и другимъ. Саша опять столкнулась съ Сон[ей]. Пріѣзжаетъ Таня. Ложусь, 12-ый часъ.

10 Авг. Оч[ень] слабъ. Рано всталъ. Ходилъ съ трудомъ. Хорошо записалъ кое что. Письма. Ѣздилъ пріятно съ Душаномъ. С[офья] А[ндреевна] упала. Ночь не спала. Но спокойна. Вечеромъ были солдаты — Евреи три и одинъ политическій — хохолъ. Впечатлѣніе ненужное и скорѣе непріятное.

1) Какъ легко простить кающагося, смиреннаго и какъ трудно потушить въ себѣ rancune,[255] недоброжелательство къ оскорбившему, самоувѣренному, самодовольному! А такихъ то и важно выучиться прощать.

Въ первый разъ вчера, когда писалъ письмо[256] <солдату, почувствовалъ весь грѣхъ этого ужас[наго] дѣла. (Не то)>.

2) Любовь есть сознаніе себя проявленіемъ Всего — единство себя и Всего — Любовь къ Б[огу] и ближнимъ.

3) Стоитъ только сознать себя смиреннымъ и тотчасъ же перестаешь быть имъ.

[12 августа.] 11, 12 Авг.

Удивляюсь, какъ пропустилъ вчерашній день. Вчера б[ыло] письмо, оч[ень] интересное. Я отвѣчалъ нынче. Вчера и нынче ничего не писалъ. Только отвѣтилъ на важныя письма. Нынче не выходилъ. Все оч[ень] слабъ. Ложусь, сейчасъ 12-й часъ.

1) Полезно пріучаться, когда одинъ на одинъ, не дѣлать такіе поступки, к[отор]ые не сдѣлаешь при людяхъ: не убить муху, не разсердить[ся] на лошадь… и т. п., и дѣлать при людяхъ такіе поступки, зак[оторые] знаешь, что тебя осудятъ, но к[оторые] ты не считаешь дурными.

2) Богъ это само въ себѣ безъ ограниченія то духовное начало, к[отор]ое я сознаю своимъ «я» и к[отор]ое признаю во всемъ живомъ.

13 Авг. Е. б. ж.

[13 августа.] Здоровье немного лучше. Проливной дождь, ходилъ по террассѣ. Подошелъ въ одной рубахѣ промокшій человѣкъ. Я не покормилъ его, вообще не по братски обошелся съ нимъ. Пожалъ руку. Глупая демонстрація. Письма довольно интересныя, но всетаки нѣтъ охоты работать. И не надо. Хорошо на душѣ — добро. Была бывшая барыня, фельдшерица. Все тож[е] служеніе людямъ и половая любовь. Записать:

Какъ хорошо бы развѣнчать хорошенько эту[257] любовь. Показать суевѣріе этой любви.

14 Авг. Оч[ень] дурное состояніе С[офьи] А[ндреевны] съ утра. Мое же здоровье лучше. Письмо отъ Ч[ерткова] и мое къ нему. Ходилъ по елочкамъ, ѣздилъ верхомъ съ Душаномъ. Вечеромъ Хирьяковъ пріятиый, Голденв[ейзеръ], Димочка. Столкновеніе

Скачать:TXTPDF

мысли. День прошелъ смирно. Много посѣтителей пустыхъ.[231] Слабъ тѣлесно и на душѣ не хоро[шо], не добро. 5 Авг. Е. б. ж. [5 августа.] Записать:[232] 1) Привычка — великое дѣло. Привычка