нелѣпъ, что мы отвергаемъ его, a нe думаемъ о томъ, что понятіе Бога духовнаго, Начала всего есть такое великое и необходимое понятіе, до котораго мы никогда не додумались бы, если бы оно не было открыто намъ мудростью величайшихъ сердецъ и умовъ. Это огромный шагъ человѣчества, а мы воображаемъ, что имѣя радій, аэропланы и электричество, можемъ жить и безъ Него. Да, можемъ, но только какъ животныя, а не какъ люди, какъ мы и живемъ въ нашихъ Лондонахъ, Парижахъ, Нью-Іоркахъ, Петербургахъ.
12 Мар. 1910.[427]
15 мар. Для того, чтобы понять какой бы то ни было вещественный предметъ, надо знать его происхожденіе и причину, и отношеніе къ другимъ предметамъ. A происхожденіе и причина скрываются въ безконечномъ времени. Отношеніе же къ другимъ предметамъ есть отношеніе къ [?] безконечно малаго къ безконечно великому, такъ что ни происхожденіе, ни причины предмета не могутъ быть намъ извѣстны (?), отношеніе ихъ къ другимъ предметамъ не могутъ быть намъ ни извѣстны, ни понятны. Время существованія не только моего тѣла, но существованіе нашей земли милліоны лѣтъ есть моментъ среди безконечнаго времени, и потому всѣ причины происхожденія ея не могутъ быть мнѣ извѣстны и понятны, и такъ и отношеніе меня и всего другого съ другими предметами. Я и земля суть безконечно малыя песчинки среди безконечнаго міра. Удивительна не эта безконечность времени и предметовъ въ пространствѣ, но хочется сказать, что удивительна глупость людей считающихъ матеріальные явленія самыми понятными, такими, к[оторыя] имъ безъ необходимости признанія чего нибудь духовнаго, объясняютъ жизнь.[428]
Дали человѣку то, чего лучше онъ ничего представить себѣ не можетъ.[429]
Мужикъ и интеллигентъ. Жизнь для мужика — это трудъ, дающій возможность жизни себѣ и даже помощи другимъ. Жизнь интеллигента — это средство и усиліе выдвинуться знаніемъ того, что считается нужнымъ и важнымъ въ ихъ праздной средѣ. Какъ же не будетъ много разумнѣе пониманіе жизни мужика.[430]
Въ духовномъ мірѣ есть больше сложности чѣмъ въ вещественномъ.[431]
Злой, глупый, ученый — все ничего не значущіе люди (?).
Значеніе и благо жизни мѣряется никакъ не временемъ, а качествами.[432]
Ты о людяхъ, а Богъ о тебѣ. Ты о себѣ, Богъ о людяхъ.[433]
2) Счастье, — удовольствіе для тѣла. Для души — благо. Удовольствіе и благо рѣдко сходятся. Удовольствіе подчиняетъ душу тѣлу; благо освобождаетъ ее.[434]
3) Спорятъ, спорятъ изъ за горшковъ — безумные. Спорятъ, спорятъ изъ за метлы (?), вещицы, изъ за домовъ, земли, — несчастные! Спорятъ изъ за царства, изъ за званія — бѣдные! Ужъ если за что спорить и ссориться, такъ изъ за того, что у меня отняли любовь. А этого то и нельзя, а если бы было можно, то я не могъ бы ссориться, потому что я самъ бы нашелъ у себя то, что мнѣ дорого.
Отношеніе къ людямъ наравнѣ какъ къ животнымъ, не презрительна (?), но одинаковая (?) любовь уважительна.
[29 марта.] Поступилъ къ намъ такой соціалистъ н ……. Онъ меня во всю науку произвелъ. Перечиталъ книгъ. Я станокъ могъ изобрѣсть.
Mиx. И ловокъ же, сук[инъ] сынъ, до всего дошелъ.
А. Ахъ, бонжуръ. Хороша, хформенная ты, ее не оправляй, она и такъ хороша. Въ годочкахъ, да что дѣлать.. Кабы у меня такая бы у меня была баба, любилъ бы ее (къ Марьѣ) Такъ, кума?
Ак. Напрасно такъ. A зачѣмъ она фордыбачитъ. Я могу понимать. Ты какъ мою старуху понимаешь? Я мою старуху во какъ уважаю.
Мар. Уважаешь!
Мих. А ее нак (?) просили у меня старуху (?) Одно слово. То-то и оно-то. На судѣ могли мнѣ такое слово: ты укралъ. Я говорю: я не укралъ, крадетъ воръ, а я экспропріаторъ. Ты и не моги мнѣ отвѣтъ дать. Да чтожъ имъ дѣлать. Только и сказали: веди въ тюрьму, значитъ въ заточеніе свободной жизни.
Что на смѣхъ поднимать.
Пр. Необразованіе одно.
Им.: Я, вѣдь, любя (2 сл. неразобрано) Я человѣка угостить хочу. Наливаетъ. Просимъ милости.
Пр. Потому, если я могъ экспропріацію сдѣлать….
Mиx. Ты мнѣ зубы не заговаривай, а слухай о чемъ говорить буду.
Мих. Это онъ вечоръ видно о себѣ говорилъ, что какъ выпьетъ, такъ и того…. То-то онъ Михайлѣ и голову повинную (?)…
Понятіе зла есть суевѣріе.[435]
Какъ легко усваивается то, что называется цивилизаціей, настоящей цивилизаціей и отдѣльными людьми, и народами. Пройти университетъ,[436] отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съѣздить за границу и готовъ самый цивилизованный человѣкъ.
Въ медицинѣ тоже, какъ и во всѣхъ наукахъ: ушла далеко безъ повѣрки, знанія нѣкоторыя ненужныя.[437]
Можно предположить, что процессъ развитія человѣчества по крайней мѣрѣ въ наше доступное историческое время, такой. Высшіе умы [сознаютъ] ту истину, которая нужна всѣмъ людямъ, истина эта соединяетъ отчасти людей, но все больше и больше извращается. Но въ извращеніи своемъ даже враждебные люди объединяютъ ихъ. И тогда новое объясненіе, высшее, силы жизни и опять земли (?) Нѣтъ и соедине… (?)[438]
На себѣ чувствую какъ благодѣтельно на душу дѣйствуетъ изученіе жизни народовъ, всѣхъ народовъ земного шара. Читаю Reville, Religion des non civilisés. Среди какихъ милліардовъ людей, жившихъ и живущихъ, и имѣющихъ жить живу я — ничтожное, исполненное всякихъ несовершенствъ — существо. Какъ мнѣ думать, что я,[439] что нибудь передъ этими милліардами милліардовъ существъ. Если я что нибудь, то только передъ Богомъ, передъ самимъ собою, на сколько я божественъ.[440]
У Ч[ерткова] спросить о «№ газеты».[441]
Помоги мнѣ, Господи, исполнять Твою волю. Что это значить? А во-первыхъ, то, что я личность могущая только мыслить въ пространствѣ и времени. Невольно представляю себѣ невидимое начало всего — личностью. Во вторыхъ, я хочу соединиться съ этимъ началомъ, хочу устранить все то, что мѣшаетъ этому соединенiю. (Не вышло). А думалось какъ хорошо.[442]
У Тани спросить о Дорикѣ и Вѣрѣ.
Крестьяне видятъ во всемъ ложь, и сами лгутъ, пот[ому] что ихъ пріучали ко лжи.[443]
Во мнѣ начало жизни всего. Я знаю это потому, что чувствую весь міръ, живу со всѣмъ міромъ, только чувствую его ограниченнымъ своимъ тѣломъ въ пространствѣ и времени. Себя въ предѣлахъ своего тѣла я чувствую вполнѣ ясно, другихъ людей менѣе ясно и по пространству и по времени, животныхъ еще менѣе, еще менѣе все неодушевленное. Но я не столько знаю, чувствую Моисея и Кордильеры.[444]
Пресерьезно описываетъ Табу и ужасается, кто же тотъ для кого собственность священна.[445]
Общаясь съ человѣкомъ, заботься не о томъ, чтобы онъ призналъ въ тебѣ любовное къ нему[446] отношеніе, сколько о томъ чувствуешь ли самъ къ нему истинную любовь. (Очень важно).[447]
[22 мая.] Ив[ану] Ив[ановичу] предисловіе. Все дѣло вѣдь очень просто. Завоеватели, убійцы, грабители подчинили рабочихъ… Имѣя власть раздавать ихъ трудъ <рабочихъ>, они для распространенія, удержанія и укрѣпленія своей власти призываютъ изъ покоренныхъ себѣ помощниковъ въ грабежѣ и за это даютъ имъ долю грабежа. То, что дѣлалось просто, явно въ старину <тоже дѣлается> ложно, скрытно, дѣлается теперь. Всегда изъ покоренныхъ находятся люди, не гнушающіеся участіемъ въ грабежѣ, частью, особенно теперь отъ солдата, жандарма до сенатора, министра и, очевидно, никакимъ другимъ способомъ не можетъ окончиться, какъ только во 1-хъ, пониманіемъ этого обмана, а во 2-хъ, настолько высоким нравственнымъ развитіемъ, чтобы отказаться отъ своихъ выгодъ тѣмъ, что не участвовать въ порабощеніи и страданіяхъ ближнихъ.
Члены парламента, банкиры, профессора, архіереи, палачи, тюремщики.[448]
1) Ищетъ истину и самъ находитъ. (Подраздѣленіе:)[449] Ищетъ истину и довольствуется тѣмъ, что нашелъ ее и не довольствуется, не переставая ищетъ ее. 2) Ищетъ истину, но не своимъ умомъ и[450] усиліемъ, а въ исканіи другихъ и смѣло слѣдуетъ тому, что открыли другіе. (Подр[аздѣленіе]): а) Держится[451] одного разъ навсегда б) перемѣняетъ. 3) Не ищетъ истины, но беретъ то, что придетъ въ голову и попадется, и держится того, пока не мѣшаетъ жить. 4) Не ищутъ ни того, что попалось, держится для приличія (подраздѣленіе): a) религіозное и научное. 5) Не признаетъ[452] никакой истины а) признаетъ это, не признаетъ именно потому, что онъ Христ[іанинъ?][453]
Въ первый разъ живо почувствовалъ случайности этого міра. Зачѣмъ я такой? Ясный[454] разумный простой, добрый въ этой безумной злой путаницѣ.[455]
Можетъ знать и знаетъ.
[27 мая.] Если бы только понимали эти несчастные — глупые, грубые, самодовольные злодѣи — если бы они только понимали то, чтò они дѣлаютъ, сидя зa своимъ столомъ и повторяя безсмысленныя слова, написанные и напечатанные въ позорящихъ человѣка книгахъ, которыя они называютъ законами, если бы они только понимали, что то, чтò они называютъ законами, тѣми законами, которые написаны въ ихъ совѣсти. — Люди въ крестахъ безъ всякаго недоброжелательства. Именно потому, что они христіане, ч[то] дѣяні[емъ (?)] мошенничествъ тысячей людей и «святыхъ отцовъ», христіанство изуродовано такъ, что оно поощряетъ убійства, а не запрещаетъ того, чтò запрещаетъ чувство, здравый смыслъ. На дняхъ былъ у меня солдатъ и онъ разсказывалъ, что стрѣлявшихъ (?) съ нимъ въ мѣстѣ, которое называлось священнымъ, зa кощунство приговорили къ каторжнымъ работамъ, а эти совершающіе самыя ужасныя кощунства, надругавшись надъ всѣмъ святымъ въ человѣкѣ, вс[ѣ] какъ только могутъ. Одинъ (?) человѣкъ душевно боленъ отъ того, что сдѣлалъ то, чему ему обманнымъ образомъ научили; а другой убилъ съ ненавистью къ убійству, а Царь обманываетъ невиннаго ребенка, развращая его обычными военными, т. е. оправданіями и поощреніями убійствъ. И дѣлаютъ это люди, даже добрые люди, какъ люди, и христиане. И какъ ни странно это сказать, дѣлаютъ все…..[456]
Все непріятное, дурное чувство къ с[ыну] Сергѣю, и даже внуку. Надо бороться. За то къ Сонѣ чувство измѣнилось — такое доброе. Раздраженіе отъ ея болтливости (?) само собой, а чувство само собой.[457]
Все не могу пріучиться жить только для себя передъ Нимъ. Желаю исполнить требованія Его. А Душа такъ переплелась съ тщеславіемъ, что никакъ не отдѣлишь одного отъ другого.[458]
Да, надо учиться любить, какъ учатся играть на скрипкѣ. Но какъ быть, когда онъ противенъ тебѣ всѣмъ существомъ да еще самоувѣренъ? Хочется презирать, но это противно любви. Избѣгать его? Да, но надо быть готовымъ полюбить. А для этого: 1) Поискать хорошенько, нѣтъ ли въ твоемъ отвращеніи чего нибудь личнаго, оскорбленнаго самолюбія…. 2) Не позволить себѣ вспоминать и думать недоброе о немъ.[459]
Сердце указываетъ что любить, а потомъ о чемъ думать и что изучать.[460]
Зло есть только отступленіе отъ закона, а тоже и смерть.[461]
Называя собою Я, это безтѣлесное Я. A безтѣлесное это то, чтò я себя знаю, знаю въ себѣ жизнь. Вотъ это то и есть духъ и этотъ духъ не можетъ пропасть. Вотъ этотъ духъ и живъ въ нашемъ тѣлѣ, и все дѣло нашей жизни въ томъ чтобы все больше и больше освобождать его; жить больше для духа, а не для