Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

и законъ Его.

Суевѣріе науки, подобное суевѣрію церкви — въ томъ, что будто бы тѣ знанія, к[отор]ыя[565] пріобрѣтены тѣми немногими, освободившими себя отъ необходимаго для жизни труда людьми и суть тѣ самыя знанія, называемый ими наук[ой], к[оторыя] важны и нужны для всѣхъ людей.

————————————————————————————————————

Говорятъ, что нельзя безъ вина при покупкахъ, продажахъ, условіяхъ, а пуще всего на праздникахъ, на крестинахъ, на сватьбахъ, на похоронахъ.

————————————————————————————————————

Казалось бы, для всякой продажи, покупки, условія — хорошень[ко] подумать, обсудить надо, а не дожидаться спрыску, выпивки. Ну да это еще меньшее горе. А вотъ праздникъ. Праздникъ значитъ ручному труду перерывъ, отдыхъ. Можно сойтись съ близкими, съ родными, съ друзьями побесѣдовать, повеселиться. Главное дѣло, о душѣ подумать можно. И тутъ то замѣсто бесѣды, веселья съ друзьями, родными напиваются виномъ, и вмѣсто того, чтобы о душѣ подумать — сквернословіе, часто ссоры, драки. А то крестины. Человѣкъ родился, надо подумать, какъ его хорошо воспитать. А чтобы хорошо воспитать, надо самому себя получшить, отъ плохаго отвыкать, къ хорошему пріучать, и тутъ вмѣсто всего пьянство. Тоже и еще хуже на сватьбахъ. Сошлись молодые люди въ любви жить, дѣтей растить. Надо, казалось бы, имъ примѣръ доброй жизни показать. Вмѣ[сто] этого опять вино. А ужъ глупѣе всего на похоронахъ.[566] Ушелъ человѣкъ туда, откуда пришелъ, отъ Бога и къ Богу. Казалось бы, когда о душѣ подумать, какъ не теперь, вернувшись съ кладбища, гдѣ зарыли тѣло отца, матери, брата, к[оторые] ушли туда, куда мы всѣ идемъ и чего никто не минуетъ. И что же, вмѣсто этого вино[567] и все, что отъ него бываетъ. А мы говоримъ: нельзя не помянуть, такъ[568] стариками заведено. Да вѣдь старики не понимали, что это дурно. А мы понимаемъ. А понимаемъ, такъ и бросать надо. А брось годъ, другой, да оглянись назадъ и увидишь, что первое, въ годъ рублей 30, 50, а то и[569]вся сотня дома осталось, второе, много глупыхъ и скверныхъ словъ, а также и плохихъ дѣлъ осталось несказанными и не сдѣланньми; третье,[570] въ семьѣ и согласія, и любви больше, и четвертое, главное, у самого на душѣ[571] много лучше стало.

[Конец июня.] Ненависть снизу. И все держится только однимъ религіознымъ и научнымъ обманомъ.[572]

Суевѣріе зла. Зла нѣтъ. Жизнь благо. Если нѣтъ блага, то знай, ч[то] ты ошибся. И тебѣ дано время, чтобы исправить свою ошибку, чтобы имѣть радость (высшее благо) исправить свою ошибку. Только для того и есть время. Если же ты не исправишь свою ошибку, то[573] она исправится помимо твоей воли смертью.[574] Да, жизнь благо, зла нѣтъ. Есть только ошибки наши: общія и наши личныя, и намъ дана радость черезъ время исправлять ихъ. А въ исправленіи ихъ и высшая радость.

————————————————————————————————————

Мы не подвинулись въ религіозн[омъ] пониманіи. Тотъ же анимизмъ, тотъ же фетишизмъ.

Для того, чтобы понять это, человѣку нужно только понять, какія въ немъ требованія привычки и какія требованія его человѣч[еской] природы: разума и любви, и провѣрить то, что стало привычными требованіями своей природы.

[575]И не требованія разума и любви подчинять требованіямъ привычки, какъ это дѣлается теперь, а напротивъ на основаніи требованій разума и любви провѣр[ить] то, что привычно. И тогда….

Только представить себѣ свободн[аго] отъ привычки человѣка въ какомъ бы то ни б[ыло] положеніи людей нашего общества, — принадлежащаго [или] къ неимущему рабочему или, къ такъ называемому, богатому сословію… что бы увидалъ этотъ человѣкъ въ томъ мірѣ, въ к[оторомъ] мы живемъ, не видя, не чувствуя, не понимая всего ужаса, всего безумія нашей жизни.[576] [577]

Когда узнаешь[578] про поступокъ, а особенно когда видишь такой совершенный поступокъ, к[оторый] желалъ бы сдѣлать, то кажется, что это я самъ дѣлаю и испытываю радость совершенія, считаемаго[579] хорошимъ, поступка. Но такъ какъ поступки, к[отор]ые люди желали бы совершить, различны, то и впечатлѣнія, получаемые отъ описанія или вида поступка, также различны.

————————————————————————————————————

Есть фр[анцузская] поговор[ка]: Les amis de nos amis sont nos amis. [580] И потому, считая васъ близкимъ человѣ[комъ], радъ исполнить ваше желаніе.

Среди нашихъ чувствъ и убѣжденій есть так[ія], к[оторыя] соединяютъ насъ со всѣми людьми и есть такія, к[оторыя] разъединяютъ насъ. Будемъ[581] отдаваться тѣмъ чувствамъ и убѣжденіямъ, к[оторые] соединяютъ насъ всѣхъ и утверждать ихъ въ себѣ, [582] руководиться ими въ своихъ поступкахъ[583] будемъ строги въ мысл[яхъ] къ т[акимъ] ч[увствамъ] и уб[ѣжденіямъ], к[оторыя] раз[ъединяютъ], будемъ, напротивъ, сдерживать проявле[нія] вторыхъ въ словѣ и дѣлѣ.

Будемъ же[584] утверждать себя въ такихъ убѣжденіяхъ и чувствахъ и руководствоваться ими въ[585] поступкахъ и, напротивъ[586] сдерживаться въ тѣхъ чувствахъ и убѣжденіяхъ, к[оторыя] разъединяютъ[587] и съ осторожностью[588] руководствоваться ими въ своихъ словахъ и поступкахъ.

————

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 3.

Не любить Бога, а сознавать Бога въ себѣ и любить ближняго.

————————————————————————————————————

[19 июня.] Души Шарко. Ванны Келога.

Самъ себя не жертвую но и самъ не заб[ываю?], что [2 неразобр] на игрушечную.

А какже съ сказкой.[589] Забылъ и не могу разобрать.

————————————————————————————————————

Какъ смѣшно думать, что самое понятное и основа всего — матерія, вещество. Матеріи, вещества нѣтъ, есть только средст[ва][590] общенія раздѣленнаго самого въ себѣ духовнаго.

————————————————————————————————————

Какъ нѣтъ[591] или есть болѣе или мен[ѣе] рѣзкое дѣленіе между сномъ и бдѣніемъ, такъ нѣтъ тако[го] и между безуміемъ и разумной жизнью.[592] Приэнакъ одинъ: нравственное сознаніе и усиліе.[593]

————————————————————————————————————

Дѣленіе такое же, какъ и въ психіатріи, по 3 класа[мъ], съ подраздѣленіями, и потомъ всѣ подраздѣленія дѣлятся еще на безп[окойныхъ], полуспок[ойныхъ], спокойныхъ, испытуемыхъ (т. е. выздоравливающихъ или симулянтовъ).

Какъ пчела беретъ не для себя и этимъ самымъ разносить и оплодотворяетъ.[594]

————————————————————————————————————

Бросаешь чудные цвѣты, п[отому] ч[то] ихъ много. Тоже и съ цвѣтами жизни.[595]

————————————————————————————————————

3 молитвы: 1) не передъ людьми, а передъ Богомъ, 2) Сейчасъ, въ настоящемъ и 3) Благодарн[ости].[596]

Заблудился и сейчасъ 3 Молитвы: 1) передъ Б[огомъ]. 2) Сейчасъ, 3) умру здѣсь, и прекрасно.

————————————————————————————————————

«Не укралъ, а взялъ». Да, укралъ только тотъ, кто взялъ то, что принадлежитъ всѣмъ, а это берутъ всѣ землевладѣльцы, всѣ капиталисты, фабриканты, чиновники.[597]

Волюнтаристическій плюрализмъ, прагматизмъ

————————————————————————————————————

Сумашествіе всегда слѣдствіе неразумной и потому безнравственной жизни.[598]

————————————————————————————————————

Сумашедшіе всегда лучше, чѣмъ здоровые, добиваются своихъ цѣлей. Это отъ того, что для нихъ нѣтъ никакихъ нравственныхъ преградъ: ни стыда, ни совѣсти, ни истины, ни даже страха.[599]

————————————————————————————————————

? Раздѣленное само отъ себя духовное начало сознаетъ себя раздѣленнымъ тѣмъ, чтò намъ представляется тѣломъ. Сознаетъ же оно свое раздѣленіе тѣмъ, ч[то] намъ представляется движеніемъ. Тѣло нераздѣльно съ простраиствомъ, а движете съ временемъ.[600]

————————————————————————————————————

Операцію опухоли опасно нервъ перерѣзать. Году… въ Берлинѣ.

Читаю псалтырь по князю Хованскому.[601]

————————————————————————————————————

Видѣлъ во снѣ, что говорю съ Сер [ежей] и говорю слѣдующее:

Мы живемъ тѣмъ, что ищемъ блага. Есть блага тѣлесныя:[602] здоровье, похоти тѣла, богатство, половая любовь, слава, почес[ти], власть. И всѣ эти блага: 1) внѣ нашей власти, 2)[603] всякую минуту могутъ оборваться смертью и З)[604] не могутъ быть благами для всѣхъ. И есть другое благо духовное — любовь къ людямъ, к[оторое]: 1) всегда въ нашей власти, 2) не обрывается смертью: можно умирать любя и 3) нетолько возможно для всѣхъ, но тѣмъ болѣе радостно, чѣмъ больше людей живутъ ради этого блага.

Не совсѣмъ такъ видѣлъ во снѣ: короче и лучше. И во снѣ, когда кончилъ сказалъ: докажи, что это неправда. Вѣдь нельзя. И Сережа и всѣ замолчали.[605]

————————————————————————————————————

Кошка грязн[ая]. Нарушеніе

Ната [?].[606]

————————————————————————————————————

Отсутствіе всякого религіознаго пониманія жизни и вмѣсто него самое странное, ни на чемъ не основанное пониманіе жизни, не выдерживающее никакой критики и ничего не объясняющее. Пониманіе жизни, заключающееся въ томъ, что[607] законъ жизни человѣческой можетъ, долженъ быть выведенъ изъ законовъ, наблюдаемыхъ нами въ мірѣ природы. И какъ въ этомъ мірѣ происходятъ борьба, измѣненія видовъ — движете, прогрессъ, въ этомъ и законъ жизни людей. Т. е. въ сущности то, чтò то самое, чтò дѣлаютъ люди, то и должне дѣлаться. И вслѣдствіе этого удивительнаго безумія, еще болѣе свойственн[аго] всѣмъ душевно больнымъ, ничѣмъ непоколебимая самоувѣренность, самодовольство. —

Такъ что не только не существуетъ никако[го] разумнаго религіознаго пониманія жизни, но существуетъ и царствуетъ самое нелѣпое пониманіе жизни, совершенно исключающее возможность какого бы то ни б[ыло] истинно религіознаго пониманія жизни. Этимъ только и можно объяснить то, кажущееся снача[ла] непонятное[608] существованіе и даже возрожденіе разныхъ квази христіанскихъ, дикихъ для нашего времени вѣрованій католич[ескихъ], лютер[анскихъ], баптистскихъ и другихъ.[609] Люди съ болѣе чуткимъ самосознаніемъ[610] чуютъ нелѣпости и внутреннее противорѣчіе царствующаго пониманія жизни — эволюціи, прогресса, т. е. признанія хорошимъ и должнымъ все то, чтò дѣлается всѣ[ми], и faute de mieux[611] хватаются за самыя странныя, но все таки отвѣчающія на высшія требованія души, суевѣрія.

Большинство же все дальше и дальше завязаетъ въ этомъ всеобщемъ безуміи. И, раздѣляя общую всѣмъ безумнымъ черту упорства и непоколебимости въ своемъ заблужденіи, люди нашего времени недоступны никакимъ доводамъ и разсужденіямъ и по мѣрѣ все большаго и большаго обезумѣнія — становятся все болѣе и болѣе самоувѣренными и самодовольными.

————————————————————————————————————

Удивительное дѣло: мы менѣе всего понимаемъ то, чтò лучше всего знаемъ, или: лучше всего знаемъ то, чего совсѣмъ не понимаемъ: свою душу, можно сказать, и Бога.[612]

————————————————————————————————————

Мы живемъ безумной жизнью, продолжаемъ жить ею, но знаемъ въ глубинѣ души, не можемъ не знать, что живемъ безумно.[613]

————————————————————————————————————

То, чтò даетъ намъ жизнь и чтò мы знаемъ въ себѣ, ограниченное тѣломъ и потому несовершенное, мы называемъ душою. Тоже, ничѣмъ неограниченное и потому совершенное, мы называемъ Богомъ. Жизнь есть стремленіе и дѣятельность соединиться съ тѣмъ, отъ чего она отдѣлена, съ другими душами и Богомъ, съ Его совершенствомъ.[614]

————————————————————————————————————

Доказать и докажу. —

————————————————————————————————————

Въ первый разъ ясно понялъ все значеніе смиренія для жизни, для свободы, радости въ ней. —

Я плохъ и плохо прожилъ, не умѣлъ и не осилилъ устроить жизнь хорошо. Но, если ясно понялъ такъ, какъ, мнѣ кажется, другіе не понимаютъ, все зло — ошибки жизни, какже мнѣ хоть въ уплату за свою дурную жизнь не сказать этого. Мож[етъ] б[ыть] кому нибудь и пригодится.[615]

————————————————————————————————————

Вѣра всегда нетверда. Можно разувѣриться или повѣрить въ другое. Твердо только сознаніе. И не ожидай того, ч[то], когда тебя ударятъ по одной и ты подставишь другую, что бьющій опомнится, перестанетъ бить и пойметъ значеніе твоего поступка. Нѣтъ. Онъ, напротивъ того, и подумаетъ и скажетъ: вотъ какъ хорошо, что я побилъ его. Теперь ужъ, по его терпѣнію, ясно, ч[то] онъ чувствуетъ свою вину и все мое превосходство передъ нимъ.

Но знай, что несмотря на это, все таки лучшее для себя и для всѣхъ, что ты можешь сдѣлать, когда тебя бьютъ по одной щекѣ это то, чтобы подставить другую. Въ этомъ «радость совершенная». Только исполни. И тогда за то, ч[то] кажется горемъ, можно только благодарить.

————————————————————————————————————

Нынче 13 [іюля] во 1-хъ, освободился отъ недобраго чувства къ Льву и,

Скачать:TXTPDF

и законъ Его. Суевѣріе науки, подобное суевѣрію церкви — въ томъ, что будто бы тѣ знанія, к[отор]ыя[565] пріобрѣтены тѣми немногими, освободившими себя отъ необходимаго для жизни труда людьми и суть