главное, отъ жалости къ себѣ. Мнѣ надо только благодарить Бога за мягкость того наказанія, к[отор]ое я несу за всѣ грѣхи моей молодости и главный грѣхъ половой нечистоты при соединеніи съ чистой дѣвушкой. По дѣломъ…[616]
Можно только благодарить за мягкость наказанія. И когда знаешь, за что — нетолько легче нести, но не чувствуешь тяжести.[617]
ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 4.
солд[атка] Деменская была 12 іюля
————————————————————————————————————
Привычки есть тѣлесн[ыя], есть духовная.
Надо быть на сторожѣ особенно противъ духовной привычки.
————————————————————————————————————
<Да, какой ужасный обычный грѣхъ нашъ — насъ, людей, благодаря>
Да, какая чудная земля не переставая паруетъ, дожидаясь сѣмяни,[618] и заростаетъ сорными травами. Мы же, имѣющіе возможность отдать этому народу[619] хоть что нибудь изъ того, что мы не переставая беремъ отъ него, — что мы даемъ ему? аэропланы, дреднауты, 30 эт[ажные] дома, фонографы, синематогр[афы] и всѣ тѣ ненужныя глупости,[620] кот[орыя] мы называемъ науками и искусствами, и, главное, примѣръ пустой, безнравственной, преступной жизни. Да еще хорошо, если бы мы[621] за то, что беремъ отъ него, давали бы ему только одни ненужные, глупые и дурные примѣры. А то вмѣсто уплаты хоть части своего неоплатнаго долга передъ нимъ, мы засѣваемъ эту алчущую [1 неразобр.], жизни землю одними волчцами и терніями, запутываемъ этихъ милыхъ, открытыхъ на все доброе, чистыхъ, какъ дѣти, людей, коварными умышленными обманами.
Да, горе міру отъ соблазновъ но….
Не ждать вознагражденія за свое добро ни въ этомъ мірѣ, ни въ будущемъ уже тѣмъ хорошо, что утверждаетъ вѣру въ Бога, въ добро — само по себѣ и для себя. И съ другой стороны: вѣра въ Бога, въ добро освобождаетъ отъ заботы о послѣдстві[яхъ] поступковъ — о вознагражденiи. Благодарю Бога, начинаю чувствовать и сознавать и то, и другое. Плохо только то, что я замѣчаю это въ себѣ.
————————————————————————————————————
Чѣмъ глупѣе люди, тѣмъ они самоувѣренн[ѣе]и на оборотъ.[622]
————————————————————————————————————
<На память>
1) Хир[ьякова] письмо
3) Японцу: имъ легче п[отому] ч[то] вновѣ
————————————————————————————————————
спросить о дневн[икѣ]
————
[19 июля.] Докладъ въ Штокхоль[мъ.]
Выписать изъ листк[овъ] отданныхъ Ч[ерткову.]
Посовѣтовать[ся] съ Ч[ертковымъ] о томъ, что дать «Въ Защиту человѣка».
————————————————————————————————————
<Таню о Моодѣ>.
————————————————————————————————————
Заглавіе: Благодарная почва.
————————————————————————————————————
Черткову перо.
————————————————————————————————————
Было ли напечатано «родится въ деревнѣ мальчикъ»?[623]Таня чтобъ сказала объ экз[аменаціонномъ?» сочиненіи.
————————————————————————————————————
Достать Сандерлен[да].
————————————————————————————————————
Ключъ въ заряжательницѣ пера.
————————————————————————————————————
Мулла Абдулъ Вахидъ Кары.[624]
————
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 4.
7 стр.
250000 — въ Россіи
9 стр. Опредѣленіе помѣшательства[625]
————————————————————————————————————
[24 июля.] Вѣстн[икъ] Евр[опы] Іюль 132 133 стр. Дарвинъ
————————————————————————————————————
[23—24 октября.] 1)Всѣ листовки выписать, копѣ[ешные] и Зк.
2) Сборники анекдотовъ смѣшныхъ.
3) Образцы стихотв[ореній].
4) Огородн[ичество] садово[дство], земле[дѣліе].
5) О рабоч[емъ] народѣ.
————
ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 6.
21 июля Лѣто 1910 г.
1) Maman je vous adore.[626] Говоритъ[627] вздорь, веселый, горячій, добрый эгоистъ.
2) Художникъ музыкантъ, все для славы, никакого ни религіознаго, ни нравственнаго сознанія.
3) Кокетка. J’ai été admirable.[628]
4) Слабая чувственная распутная.
5) Наслѣдникъ большого дѣла фабрики.
6) Акуратный дѣятель.
7) Санька Кузьм подленькій ловкій
8) Тупой православ[ный.] Ach wenn es nur immer so bliebe.[629]
9) Семинаристъ религіозная борь[ба.]
10) Священ[никъ] грубый корысто[любивый.]
11) Духовн[ый] честолюбецъ.
12) Министръ достигъ положенія и держится.
13) Степен[ная] развратница.
14) Революц[іонеръ] всѣхъ ненавидитъ и ненавидитъ.
15) Револ[юціонеръ] думаетъ, что любитъ народъ.
16) Профессоръ вѣритъ въ науку.
15) Земскій дѣятель.
16) Фере вицегубернаторъ.
17) Губерн[аторъ] наглый и подлый.
1) Мастеръ на все, пьяница.
2) Ненавистникъ. Царство господское.
3) Суевѣріе науки.
4) Ищетъ правды.
5) Кутила весельчакъ.
6) Стенька Разинь.
7) Любитъ служить господ[амъ.]
8) Художникъ поэтъ.
9) Работникъ любитъ трудъ.
10) Мудрецъ фи[лософъ.]
11) Изувѣръ.
12) Властолюбецъ.
13) Корыстолюбъ.
14) Кокетка.
15) Блудниц[а.]
16) Мать.
17) Работница.
18) Художница.
19) Набожная.
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 5.
Идетъ неперестающая борьба о Левѣ: простить или отплатить словомъ жестокимъ, ядовитымъ. Начинаю яснѣе слышать голосъ добра. Францизскъ[630]
————————————————————————————————————
Какъ легко вымѣстить дѣломъ, словомъ… и какъ трудно простить.[631] [632]
————————————————————————————————————
Вѣра, то чему вѣрятъ, это суевѣріе. Люди предпочитаютъ вѣру сознанію, п[отому] ч[то] вѣра тверже, также твердо, какъ обычаи, обществ[енное] мнѣніе опредѣляетъ поступки, но сама вѣра не тверда и не движетъ духовной жизни. Она всегда неподвижна и задорна, нуждается въ обращеніи другихъ, т[акъ] к[ак]ъ основана на обществ[енномъ] мнѣніи. (Чѣмъ больше людей раздѣляютъ вѣру, тѣмъ она тверже.) Вѣра есть дѣло мірское, удобное условіе для тѣлесной жизни. Духовное сознаніе (всего человѣчества) — дѣло души, неизбѣжное условіе разумной, хорошей жизни.
Вѣра всегда stationaire[633]— неподвижна, дух[овное] сознан[іе] всегда движется. — Для «вѣрующихъ» движеніе совершается въ жизни тѣлесной, для духовныхъ движеніе въ жизни духовной.[634]
Не могу въ душѣ простить Вѣр[у] за ея паденія. Ясно понялъ сейчасъ всю безумную несправедливость этого, если только вспомнить свое мужское прошедшее, да и всѣхъ мущинъ. Да, видно, что обществ[енное] мнѣніе устанавливалось не женщинами, а мущинами.
Женщина ужъ потому менѣе, чѣмъ мущина достойна осужденія, что она несетъ всю великую тяжесть послѣдствій — роды, ребенокъ, стыдъ, позоръ. Мущина же ничего, «не уличенъ, не — воръ». Падшая женщина[635] и родившая дѣвушка, или какъ…… опозорена передъ всѣмъ міромъ, или прямо вступаетъ въ классъ презрѣнныхъ существъ б…..[636] Мущина же чистъ и правъ, если только не заразился.
Хорошо бы выяснить это.[637]
————————————————————————————————————
Вы спрашиваете,[638] какъ понимать такія и такія слова Ев[ангелія], Откр[овенія] или библіи, находя въ такихъ словахъ или противорѣчивое, или неясное, или просто нелѣпое. На это ваше недоумѣніе отвѣчаю слѣдующимъ: Читать надо Ев[ангеліе] и всѣ книги, признаваемыя Св. Пис[аніемъ], точно также обсуживая ихъ содержаніе, какъ мы обсуживаемъ содержаніе всѣхъ тѣхъ книгъ, к[оторыя] читаемъ и потому, встрѣчая противорѣчивое, неясное или нелѣпое, не отъискивать разъясненій, а прямо откидывать все таковое, приписывая важность и значеніе только тому, что согласно съ здравымъ смысломъ и, главное, нашей совѣстью.
Только при тако[мъ] отношеніи къ, такъ называемому, Св[ященному] Пис[анію], чтеніе его и въ особенности Евангелій можетъ быть полезно.[639]
————————————————————————————————————
Наука это богадѣльня или, скорѣе поприща успѣха среди голпы, открытыя для всѣхъ самыхъ умственно и нравственно гупыхъ людей. Занимаясь наукой, онъ можетъ, не сознавая того, что онъ дѣлаетъ, считая букашекъ или перечисляя книги и выписывая изъ нихъ, что́ подходитъ подъ избранную тему, можетъ или ничего не думать[640] или выдумать[641] въ томъ безжизненномъ, никому ни на что не нужн[омъ] соображеніи какую нибудь теорію и быть вполнѣ увѣр[еннымъ], что онъ дѣлаетъ самое важное на свѣтѣ дѣло.[642] —
————————————————————————————————————
1. Типъ ученаго
2. Типъ честолюбца
3. — корыстолюб[ца]
4. — вѣрующа[го] консерватора
5. Типъ кутилы
6. — разбойника въ принятыхъ предѣлахъ и
7. въ непринятыхъ
8. [643]правдиваго честнаго, но въ обманѣ
9) Славолюб[ца] писателя
10) Соціалиста рево[люціонера]
11) Ухаря весельча[ка]
12) Христіани[на] полнаг[о]
13) борющаго[ся]
14)…..[644]
Нѣтъ конца этимъ чувствуем[ымъ] мною типамъ.[645]
————————————————————————————————————
[27 июля.] Исторія наказанія есть постоянная его отмѣна.
Іерингъ.[646]Спасаясь отъ разбойниковъ случайныхъ, признаваемыхъ разбойниками, мы отдаемся въ руки раабойниковъ постоянныхъ, организованныхъ, признаваемыхъ благодѣтелями, отдаемся въ руки правительствъ.[647]
Человѣкъ сознаетъ себя Богомъ, и онъ правъ, п[отому] ч[то] Богъ есть въ немъ. Сознаетъ себя свиньей, и онъ тоже правъ, п[отому] ч[то] свинья есть въ немъ. Но онъ жестоко ошибается, когда сознаетъ свою свинью Богомъ.[648]
————————————————————————————————————
Старушка говоритъ, что міръ и человѣка сотворилъ Батюшка Царь Небесный, а ученый професоръ, что происхожденіе человѣка есть результатъ борьбы видовъ зa существованіе и что міръ есть тоже продуктъ эволюціи. Разница между эти[ми] двумя воззрѣніями, и явно въ пользу старушки, та, что старушка своими словами о творчествѣ Батюш[ки] Царя небеснаго явно признаетъ, какъ въ происхождении человѣка — его души, такъ и въ происхождении міра нѣчто непонятное, недоступное уму человѣческому; ученый же професоръ хочетъ своими крошечными наблюденi[ями] и выводами изъ нихъ, хочетъ прикрыть то основное, непонятное и недоступное, что должно быть признано и отдѣлено отъ доступнаго и понятна[го] для того, чтобы это доступное и понятн[ое] было дѣйствительно доступно и понятно.[649]
————————————————————————————————————
Мы не признаемъ законъ любви, свойственный человѣку, открытый намъ всѣми величайшими мудрецами міра и сознаваемый нами въ нашей душѣ п[отому], ч[то] мы не видимъ его на вещественныхъ явленіяхъ міра, а видимъ, видимъ въ вещественномъ мірѣ законъ борьбы, свойственный животному, и потому признаемъ законъ борьбы, приписывая его человѣку. Какое ужасное и грубое заблужденіе! А оно то считается міросозерцаніемъ, свойственнымъ самымъ просвѣщеннымъ людямъ.[650]
————————————————————————————————————
Хорошо спросить себя: что согласишься ли ты, дѣлая то, что ты считаешь дѣломъ Божіимъ — своимъ назначеніемъ, не говоря уже о личномъ счастьи, согласишься ли быть всѣми осуждаемымъ и презрѣннымъ? Хорошо спросить себя и отвѣтить: да, но къ счастью такого положенія, при к[отор]омъ человѣкъ, дѣлая дѣло Божіе, не нашелъ бы ни въ комъ сочувствія, такого положенія никогда не было и не можетъ быть.[651]
————————————————————————————————————
На 5-е августа.[652]
Привычка великое дѣло. Привычка дѣлаетъ то, ч[то] тѣ поступки, к[оторые] прежде всякій разъ требовали усилія борьбы духовн[аго] съ животн[ымъ], уже перестаютъ требовать усилія и вниманія, к[отор]ыя могутъ быть употреблены на слѣдующія въ работѣ дѣла. Это извеска, к[оторая] скрѣпляетъ положенные камни такъ, что на нихъ можно класть новые. Но та же благодѣтельная сторона привычки можетъ быть причиною величайшихъ[653] безнравственностей, когда борьба была рѣшена въ пользу животнаго: ѣсть людей, казнить, воевать, владѣть землей пользоваться проституціей и т. п.[654] [655]
————————————————————————————————————
Да, вѣра, суевѣрія, фанатизмъ даютъ большую силу самоотреченія въ жизни, но происходитъ это отъ того, что устанавливается одно главное, даже единственное возможное большей частью дѣло жизни, дающее исполненіе всего закона жизни —: исполненіе церковн[ыхъ] законовъ, оскопленіе, самосожиганіе, уничтоженіе невѣрныхъ и т. п. —
Безъ вѣры суевѣрія для исполненія закона Бога нужно не исполненіе чего либо одного опредѣленнаго, a рѣшеніе всѣхъ самыхъ различныхъ вопросовъ жизни на основаніи общаго закона Бога: — любви. И такая дѣятельность не даетъ такихъ яркихъ проявленій, какъ первая.[656]
Чѣмъ больше самоотреченія, тѣмъ труднѣе удержаться въ смиреніи, и на оборотъ.[657]
1 Ав. Слова умирающаго особенно значительны. Но вѣдь мы умираемъ всегда и особенно явно въ старости. Пусть же помнитъ старикъ, что слова его могутъ быть особенно значительны.[658]
————————————————————————————————————
Онъ бросился на колѣни, плакалъ, причиталъ, прос[илъ] Б[ога] научить, спасти его, но въ глубинѣ души чувствовалъ,[659] что это все вздоръ и никто не слышитъ его.[660],[661]
Какая ужасная или, скорѣе, удивительная дерзость или безуміе тѣхъ мисіонеровъ, к[оторые], чтобы цивилизовать, просветить «дикихъ», учатъ ихъ своей церковной вѣрѣ.[662]
————————————————————————————————————
То, ч[то] мы называемъ міромъ, слагается изъ двухъ частей: изъ сознанія и того, чтò сознается. Не б[ыло] бы сознанія, не б[ыло] бы міра; но нельзя сказать, что не б[ыло] бы міра — не б[ыло] бы сознанія. (Такъ ли?)[663]
————————————————————————————————————
Часто на словахъ говоришь, ч[то] съ человѣкомъ нельзя говорить о вещахъ, недоступныхъ ему, но на дѣлѣ не удержишься и часто совершенно безполезно тратишь слова и раздражаешься за то, ч[то] тебя не понимаетъ тотъ, кто не можетъ понять.[664]
[665]Жизнь вся эгоистическая, есть жизнь неразумная, животная. Такова жизнь дѣтей и животныхъ не плодящихся. Но жизнь вся эгоистическая, для человѣка взрослаго, обладающаго разумомъ, есть противуестественное состояніе — сумашествіе.[666] Таково положеніе многихъ женщинъ, жившихъ съ дѣтства законно эгоистич[еской] жизнью, потомъ эгоист[ической] семейной, животной любовью, потомъ эгоистич[еской] супружеской любовью, потомъ материнствомъ и потомъ, лишившись семейной внѣэгоистич[еской] жизни: дѣтей, остающих[ся] съ разсудкомъ, но безъ любви всеобщей въ положеніи животнаго. Положеніе это ужасно и оч[ень] обыкновенно.[667]
————————————————————————————————————
1 Деньги за