Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

произв[едения.]

2 Не лгать о зак[онѣ] Б[ога.]

3 Искать вину не внѣ себя, а въ себѣ

————————————————————————————————————

5 Aв. Ты хочешь служить другимъ, работникъ хочетъ работать. Но для того, чтобы съ пользой работать, нужно имѣть орудіе, и мало того — имѣть, надо чтобы орудіе б[ыло] хорошо. Что же ты съ своими свойствами, характеромъ, привычками, знаніями, представляешь ли ты изъ себя хорошее орудіе для служенія людямъ? Служить надо тебѣ не людямъ, но Богу, и служ[еніе] Ему ясно опредѣлено. Оно въ томъ, чтобы ты увеличивалъ въ себѣ любовь. Увеличивая же въ себѣ любовь, ты не можешь не служить людямъ и будешь служить такъ, какъ это нужно и тебѣ, и людямъ, и Богу.[668]

————————————————————————————————————

Несчастенъ не тотъ,[669] кому дѣлаютъ больно, а тотъ, кто хочетъ сдѣлать больно другому.[670]

————————————————————————————————————

Всякій человѣкъ всегда находится въ процессѣ роста, и потому нельзя отвергать его. Но есть люди до такой степени чуждые, далекіе въ томъ состояніи, въ к[оторомъ] они находятся, что съ ни[ми] нельзя обращаться иначе, какъ такъ, какъ обращаешь[ся] съ дѣтьми — любя, уважая, оберегая, но не становясь съ ними на одну доску, не требуя отъ нихъ пониманія того, чего они лишены. Одно затрудняетъ въ такомъ обращеніи съ ними это то, что вмѣсто любознательности, скромности дѣтей, у этихъ дѣтей равнодушіе, отрицаніе того чего они не понимаютъ, и главное, самое тяжелое — самоувѣренность.[671]

————————————————————————————————————

Сама же держится и распространяется толь[ко] благодаря этому правительству.[672]

————————————————————————————————————

Рѣдко встрѣчалъ человѣка болѣе меня одареннаго всѣми пороками: сластолюбіемъ, корыстолюб[іемъ], злостью, тщеславіемъ и, главное, себялюбіемъ. Благодарю Бога за то, ч[то] я знаю это, видѣлъ и вижу въ себѣ всю эту мерзость и все таки[673] борюсь съ нею. Этимъ и объясняется успѣхъ моихъ писаній.[674]

И[675] одуреніе это особенно сильно и неизлечимо, п[отому] ч[то] люди не видятъ, не хотятъ, не могутъ видѣть его. А не хотятъ, не могутъ видѣть, п[отому] ч[то] вполнѣ довольны собой, своимъ положеніемъ. Мы въ эволюціи, въ прогрессѣ. У насъ аэропланы, у насъ[676]…. подводныя лодки…. Чего же еще? Вотъ дай срокъ, и все будетъ прекрасно. И въ самомъ дѣлѣ, нельзя не восхищать[ся] — не мыслящимъ людямъ — аэроплан[ами] и т. [п.]…… Къ чему нибудь да появились они. А появились они, п[отому] ч[то][677] 0,99 рабовъ дѣлаютъ то, чтò велятъ 0,01 и, правда, что дѣлаются чудеса. И люди вѣрятъ, ч[то] чудеса эти нужны, и потому не могутъ, не хотятъ измѣнять жизнь, производящую эти чудеса. Чудеса поддерживаютъ дурную жизнь. Дурная жизнь производитъ чудеса. Развѣ можно улучшить жизнь, продолжая жить дурно. Одно нужно: поставить на первое мѣсто нравственныя требованія, а поставь на первое мѣсто нравств[енныя] требованія, и тотчасъ уничтожатся аэропланы и…..[678]

Масарикъ писалъ: Дѣло не въ томъ, что нѣтъ религіи, а есть глупая, ложная религія. — Религія прогресса. И пока она не уничтожит[ся], нѣтъ исправленія. Вѣра въ эволюцію, а потому «служить». Получаю письма. Самоувѣрен[ность] общая, здѣсь самоувѣр[енность] частная. Служить тому, что мы знаемъ и чего хот[имъ]. Религія же истинн[ая] въ томъ, чтобы служить тому, чего мы не знаемъ. А мы хотимъ служить, какъ мы хотимъ и какъ служимъ. И что дальше, то все хуже, но говор[имъ]: пройдетъ!

Намъ нужна вѣра въ эволюцію.[679]

————————————————————————————————————

Трудно себѣ представить тотъ переворотъ, к[оторый] произойдетъ во всей вещественной жизни людей, если люди не то что станутъ жить по любви, но только перестанутъ жить злобной животной жизнью.[680]

————————————————————————————————————

Если ужъ говорить о Б[огѣ], Богѣ Творцѣ, то Б[огъ], сотворившій по ихъ понятію человѣка, не могущаго понимать иначе какъ при ограниченіи пространства и времени, этотъ Богъ, по ихъ понятію, находится тоже въ пространствѣ и времени, т. е. вездѣсущъ (пространство) и вѣченъ (время).[681]

Оч[ень] хорошо.

————————————————————————————————————

Сначала кажется, что жить только передъ Б[огомъ] не твердо, мало, искусственно, неестественно. А только попытайся жить[682] такъ и увидишь, какъ легко и твердо и естественно. Вѣдь все такъ то.

Не для того ли и дана человѣку жизнь во времени, чтобы онъ могъ утвердить себя въ жизни въ Богѣ?

Развѣ не то же самое, когда люди живутъ только передъ людьми: политическ[іе] дѣятели, ученые, художнн[ки]. Какъ ни пусты всѣ эти дѣятельности, какъ ни сомнительны ихъ результаты, люди отдаютъ имъ всю жизнь. То какже не отдать всю свою жизнь на дѣятельность для души, всегда плодотворную, всегда свободную и всегда вознаграждаемую?[683]

1) Герасимъ

2) Кандау[ровъ]

3) Сем. Вл.

4) Ершовъ

5) Хролковъ

————————————————————————————————————

Сашѣ взять день[ги] и раздать по 3—60 на душу.

————————————————————————————————————

Въ 11∕2 выѣхать верховымъ.

————————————————————————————————————

Помоги мнѣ,[684] Источникъ нашей жизни, Духъ всемірный, помоги мнѣ хоть на послѣдокъ жить въ этомъ поганомъ моемъ тѣлѣ жить только передъ Тобой и для Тебя.[685]

————————————————————————————————————

Какъ легко простить кающагося, смиреннаго — и какъ трудно потушить въ себѣ rancune[686] недоброжелательство къ оскорбившему тебя самоувѣренному, довольному.[687] А[688] такихъ то и важно выучиться прощать.[689]

10 Авг. Въ первый разъ вчера, когда писалъ письмо Галѣ Ч[ертковой], почувствовалъ свою виноватость во всемъ и естественное желаніе просить прощенія (Фран[цискъ] Асиз[скій]) и сейчасъ, думая объ этомъ, живо чувствую «радость, эту почти, совершенную». Какъ просто, какъ легко, какъ освобождаетъ отъ тщеславія, какъ облегчаетъ отношенія съ людьми! Ахъ, если бы это не былъ самообманъ и удержалось бы![690]

Любовь есть сознаніе себя проявленіемъ всего — сознаніе единства себя и Всего — любовь къ Б[огу] и ближнему.[691] [692]

Если сознаешь себя смиреннымъ, то перестаешь быть смиреннымъ.[693]

Въ письмо прибавить:

1) о загробной жизни,

2) писаніе и разумъ.

Кому же изъ двухъ вѣрить?

————————————————————————————————————

Полезно практиковать, пріучать себя къ поступкамъ,[694] когда одинъ на одинъ, такимъ, к[отор]ые не сдѣлаешь при людяхъ — не убить муху, не обругать въ душѣ…. и такимъ, когда на людяхъ, к[оторые] желалъ бы скрыть отъ людей.[695]

————————————————————————————————————

асфальтъ

————————————————————————————————————

Богъ это сама въ себѣ та духовная сила, к[отору]ю я знаю въ себѣ.[696]

————————————————————————————————————

Самоотреч[еніе]. 12 авг. К[ругъ] Ч[тенія]. Эпиктетъ.

————————————————————————————————————

Ед[иную] З[аповѣдь] послать полную.

————————————————————————————————————

Измѣнить 2, 3, 4 отдѣлы въ Предис[ловіи.]

————————————————————————————————————

Суевѣрія половой любви, патріотизма.[697]

————————————————————————————————————

Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любитъ.[698]

————————————————————————————————————

Вмѣсто того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летаютъ очень скверно,[699] но перестаютъ учиться жизни любовной, только бы выучиться хоть кое какъ летать. Это все равно, какъ если бы птицы перестали[700] летать и учи[ли]сь бы бѣгать или[701] строить велосипеды и ѣздить на нихъ.[702]

[16 августа.] × Люди отдадутъ дѣтей въ гимнадзію, гдѣ ихъ учатъ З[акону] Б[ожію], т. е. въ корнѣ извращаютъ ихъ понят[iя] и развращаютъ ихъ нравственно, и родители эти потомъ наивно спрашиваютъ: что нужно дѣлать, чтобъ хорошо[703] воспитать дѣтей? Все равно, какъ если бы человѣкъ высѣялъ свои сѣмена на землю, заросшую сорными травами и спрашивалъ бы пот[омъ][704], что надо сдѣлать для того, чтобы хорошо возрастить эти, высѣянныя въ сорную траву сѣмена? Происходитъ это отъ того, что люди въ дѣлѣ воспитанія приписываютъ важность чему хотите — ореографіи, исторіи, пѣнію, латин[скому] языку, чему хотите, но только не тому одному, чтò одно важно, т. е. не катехизису и т. п., а истинному закону Божію, т. е. объясненію смысла жизни и установленiю вытекающаго изъ него нравствен[наго] руководства. Мало того, что не приписываютъ важности, но зная несомнѣнно, что все то, чтò обязательно преподается въ казенныхъ заведеніяхъ подъ именемъ З[акона] Б[ожія], есть явный обманъ и ложь, родители все таки отдаютъ дѣтей въ эти заведенія. Вообще главное правило въ дѣлѣ воспитанія не только у насъ, но и вездѣ, по моему, въ недѣланіи, т. е. въ томъ, чтобы воздерживаться насколько возможно отъ дѣятельнаго — не говорю уже насильствен[наго], но какого бы то ни было воздѣйствія на дѣтей,[705] какъ наприм[ѣръ], отдача ихъ въ казенное заведеніе или принудительное обученіе. Дѣятельность же воздѣйствія воспитатель долженъ позволять себѣ не по разсужденію, не по совѣтамъ чужихъ людей, не по теоріямъ, а только тогда, когда[706] они всѣмъ существомъ чувствуютъ, что не могутъ поступать иначе. Правило это, недѣланіе, само собой разумеется, допустимо только тогда, когда сами родители живутъ духовной жизнью, т. е.[707] сами нравственно совершенствуются.

Хожу и думаю о томъ, какое состоян[iе] у дѣтей Сухот[иныхъ], сколько шаговъ кругомъ парка. Буду ли сейчасъ по приходѣ пить кофе. И мнѣ ясно, что и моя ходьба, и всѣ эти мысли — не жизнь. Чтò же жизнь? И отвѣтъ я знаю только одинъ: Жизнь есть освобожденіе духовнаго начала — души отъ ограничивающая ее тѣла. И потому явно, что тѣ самыя условія, к[отор]ыя мы считаемъ бѣдствіями, несчасть[ями], про к[отор]ыя говоримъ: это не жизнь, что это самое только и есть жизнь или, по крайней мѣрѣ, возможность ея. Только при тѣхъ положеніяхъ,[708] к[оторыя] мы называемъ бѣдствія[ми] и при к[отор]ыхъ начинается борьба души съ тѣломъ и является возможность жизни и[709] самая жизнь, если мы боремся сознательно и побѣждаемъ, т. е. душа побѣждаетъ тѣло.

Временная жизнь въ пространствѣ даетъ мнѣ возможность сознавать свою внѣвременность, независимость[710] отъ времени и пространства. Если бы не было движенія во времени и[711] вещества въ пространствѣ, я бы не могъ сознавать свою безтѣлесность и внѣвременность — не было бы сознанія.

Только[712] сознаніе своего неизмѣняющагося, безтѣлеснаго[713] себя даетъ возможность постигать тѣло, движеніе, время, пространство. И только движеніе вещества во времени и пространствѣ даетъ возможность сознавать себя. Одно опредѣляетъ другое. (Не хорошо).[714]

————————————————————————————————————

Въ предисловіе Н[а] К[аждый] Д[ень] о Богѣ.

————————————————————————————————————

О разумѣ въ дѣлѣ вѣры.[715]

————————————————————————————————————

Внѣшній міръ есть только[716] вещество въ движеніи.[717]

Для того чтобы было движеніе вещества, необходима отдѣленность предметовъ вещества. Отношенія предметовъ вещества между собою опредѣляются мѣрами пространства. Отношенія движенія предметовъ опредѣляются мѣрою времени.[718]

————————————————————————————————————

Всѣмъ равно.[719]

Плохо коли богатымъ не стыдно, a бѣднымъ завидно. Хорошо тогда, когда богатымъ стыдно, a бѣднымъ не завидно.[720]

Я могу сознать то, что мнѣ хочется ѣсть, могу сознать и то, что мнѣ хочется сердиться.

Кто же сознаю[щій]?[721]

————————————————————————————————————

Ѣхали кузены съ няней, захватила мятель, заѣхали въ избу. Ребенокъ плачетъ, молока нѣтъ, другіе обступили. Няня поитъ дѣтей.

Н[яня] даетъ чай, молоко.

Дѣти не ѣдятъ.

Т[аня.] Не могу. М[ика.] И я тоже.

Таня отдаетъ свое и Мика тоже. Себѣ оставь. Т[аня.] Не хочу.

М[ика.] И я хотѣлъ сказать.

Н[яня.] Всѣхъ не накормишь.

М[ика.] A развѣ ихъ мн[ого]?

Хоз[яйка.] Да всѣ почитай.

Т[аня.] Не можетъ быть, всѣ голодны. Я хочу посмотрѣть.

Х[озяйка.] Да что смотрѣть. Вотъ они. (Входитъ баба, за ней ребята).

М[ика] и Т[аня] несмотря на протесты няни, отдаютъ и молоко, и хлѣбъ, и конфе[ты].

Т[аня.] Неужели всѣ такъ?

Х[озяйка.] А то какже? Гдѣ возьмешь?

М[ика] (къ нянѣ). Няня, это правда?

Н[яня.] Не наше это съ вами дѣло, а вы кушайте.

Т[аня] (энергично). Не буду, не буду, и дома не буду, пока у всѣхъ будетъ.

М[ика.] И я тоже.

Н[яня.] Всѣхъ нельзя уравн[ять]. Вамъ Богъ далъ.

Т[аня.] Отчего же онъ не далъ имъ.

Н[яня.] Это не намъ судить, такъ Богу угодно.

Т[аня.] Богу? Зачѣмъ же Ему такъ угодно?[722] (Со слезами). Злой Б[огъ], гадкій Б[огъ]. Не буду ему за это никогда молиться.

М[ика.] И я тоже.

Н[яня] (качаетъ головой). И

Скачать:TXTPDF

произв[едения.] 2 Не лгать о зак[онѣ] Б[ога.] 3 Искать вину не внѣ себя, а въ себѣ ———————————————————————————————————— 5 Aв. Ты хочешь служить другимъ, работникъ хочетъ работать. Но для того, чтобы