очевиденъ: такое совсѣмъ особенн[ое] отъ разсудочнаго познаніе, не нуждающееся въ опредѣленіи причинъ, каждый знаетъ въ себѣ, называя этотъ родъ познанія — сознаніемъ себя, своего «я» — или, не разбирая строго источника этого познанія, называя это[818] познаніе[819] въ отличіе отъ познан[ія] разсудочнаго, вѣрою, вѣрою хотя не прямо въ мое сознаніе, но въ выраженное другимъ лицомъ мое же сознаніе. Таковы всѣ вѣры отъ Браминской до новѣйшей теософской.[820] Сущность ихъ въ томъ, что они отвѣчаютъ на требованія выраженія основъ не разсудочнаго знанія (какъ бы ни казалось нелѣпо, съ точки зрѣнія разума, ихъ утвержденіе), выражая эти основы такъ, что они удовлетворяют требованіямъ воспринимающихъ.
————————————————————————————————————
Такъ что, по моему мнѣнію, главная причина того безобразн[аго], жестокаго, безнравственн[аго] состоянія всѣхъ европейскихъ, квази христіанскихъ, народовъ заключается въ этой воображаемой людьми возможности предвидѣнія[821] наилучшаго устройства одними людьми жизни другихъ людей. На этомъ основано порабощеніе и ограбленіе рабочего народа землевладѣльцами и капиталистами, на этомъ же развращеніе людей лживыми религіозн[ыми] ученіями и милитаризмъ, т. е. обращеніе[822] въ убійцъ всѣхъ здоровыхъ молодыхъ людей, дошедшихъ до полн[аго] возраста, на этомъ заблужденіи основано[823]все то зло, на ко[торое] указываютъ соціалисты и к[отор]ое сами увеличиваютъ, желая исправить его.
Сейчасъ въ дурномъ духѣ: все нехорошо, все мучаетъ, все не такъ, какъ бы мнѣ хотѣлось. И вотъ вспоминаю то, что жизнь моя только въ томъ, чтобы освобождаться отъ того, чтò скрываетъ мнѣ меня настоящаго, меня — любовь, и тотчасъ же все перестанавливается. Все, что мучало, представляется пустякомъ, не стоящимъ вниманія, тоже, въ чемъ жизнь и чтò даетъ ея радость, сейчасъ все передо мной. Только бери. И сейчасъ вмѣсто досады, недобраго чувства — спокойное обращеніе на себя, и все, что мучало, становится матерьяломъ, переработка котораго даетъ лучшую радость.[824]
Какой ужасный умственный ядъ современная литература, особенно для молодыхъ людей изъ народа. Во 1-хъ, они набиваютъ себѣ память неясной, пустой, самоувѣренной болтовней тѣхъ писателей, к[оторые] пишутъ для современн[ости]. Главная особенность и вредъ этой болтовни въ томъ, что вся она состоитъ изъ намековъ, цитатъ изъ самыхъ разнообразныхъ, самыхъ нов[ыхъ] и самыхъ древнихъ писателей. Цитируются словечки изъ Плат[она], Гегеля, Дарвина, о которыхъ пишущій не имѣетъ ни малѣйшаго понятія, и рядомъ словечки какого-нибудь Горьк[аго], Кнута, о к[оторыхъ][825] не стоитъ имѣтъ[826] какое нибудь понят[іе]; во 2-хъ, наполняя себѣ голову этой болт[овней], не оставляютъ себѣ ни досуга, ни мѣста въ головѣ для того, чтобы прочесть старыхъ, выдержавшихъ повѣрку не только десяти, но ста, тысячи лѣтъ.[827]
————————————————————————————————————
30 Сен. Богъ дышетъ нашими жизнями. Онъ и я одно и тоже. Какъ только понялъ, что я Богъ, такъ я и сталъ Богомъ.[828]
————————————————————————————————————
«Любить враговъ?» Не понимаю. Это афектація. И не можетъ понять.[829]
————————————————————————————————————
Матерьялистическое объясненіе жизни есть совершенно такой же признакъ невѣжества въ[830] области мудрости, какъ выдумываніе perpetum mobile въ области механики. Только знай подмазывай дегтемъ или масломъ, и[831] будетъ ходить.[832]
Богъ дышетъ нами и блаженъ.[833] Мы ищемъ блага, т. е.[834] хотимъ ли этого или не хотимъ, ищемъ Бога. Если мы ищемъ блага себѣ (тѣлесн[ой] личности), мы не находимъ его, но невольно примѣромъ, послѣдствіями служимъ благу другихъ людей (борьба, техническ[iя] усовершенствован[iя], научныя, религіозн[ыя] заблужд[енія]). Если же мы сознаемъ себя Богомъ, ища блага всѣхъ (любовь), то находимъ благо свое.[835] Если ищемъ Бога, находимъ благо; если ищемъ истинное благо, находимъ Бога.
Да, любовь есть послѣдствіе блага. Первое не любовь, а благо. Вѣрнѣе сказать, что Богъ это благо, чѣмъ то, ч[то] Б[огъ] есть любовь.[836]
————————————————————————————————————
Музыка вызываетъ потребность общенія.[837]
————————————————————————————————————
4 человѣка качаютъ.
————————————————————————————————————
Почему красота тѣла женщинъ, венера Милосская? Чувственность.[838]
————————————————————————————————————
Человѣкъ сознаетъ свою жизнь, какъ нѣчто такое, что есть и всегда было — и даже не всегда, п[отому] ч[то] «всегда» указываетъ на время, а что есть, и есть, и одно только и есть. Тѣло мое — да, изъ утробы матери, но я — совсѣмъ другое, я есмь.[839]
————————————————————————————————————
Спросить Серг[ѣенко] объ альманахѣ и о романѣ.
————————————————————————————————————
Сашѣ — бумажку.
————————————————————————————————————
Самый обыкновенны[й] упрекъ людямъ, высказывающимъ свои убѣжденія, тотъ, ч[то] они живутъ несогласно съ ними, и ч[то] поэтому убѣжденія ихъ неискренни. А если подумать серьезно, то получится совершенно обратное.
[840]Развѣ умный человѣкъ, высказывающій убѣжденія, съ к[оторыми] жизнь его не согласуется, можетъ не видѣть этого несогласія. Если же онъ всетаки высказываетъ убѣжденія, несогласныя съ его жизнью, то это показываетъ только то, чтò онъ такъ искрененъ, что не можетъ не высказать того, чтò обличаетъ его слабость, и не дѣлаетъ того, ч[тò] дѣлаетъ большинство: не подгоняетъ свои убѣждепія подъ свою[841] слабость.[842]
————————————————————————————————————
Религія есть такое установленіе своего отношенія къ міру, изъ к[отораго] вытекаетъ руководство всѣхъ поступковъ. Обыкновенно люди устанавливаютъ свое отношеніе къ началу всего Богу и этому Б[огу] приписываютъ свои свойства: наказанія, награды, желаніе быть почитаемымъ,[843] любовь, к[отор]ая въ сущности свойство только человѣческое, не говорю уже о тѣхъ нелѣпыхъ легендахъ, въ которыхъ[844] бога описываютъ, какъ человѣка. Забываютъ то, что мы можемъ признать, скор[ѣе] не можемъ не признать начало всего, но составить себѣ какое нибудь понятіе объ этомъ началѣ никакъ не можемъ. Мы же придумываемъ своего человѣческ[аго] Бога и за панибрата обращаемся съ нимъ, приписывая ему наши свойства. Это панибратство, это умаленіе бога болѣе всего извращаетъ религіозное пониманіе людей и большей частью лишаетъ людей какой бы то ни было религіи — руководства поступковъ. Для установленія такой религіи лучше всего оставить бога въ покоѣ, не приписывать ему не только творенія рая, ада, гнѣва, желанія искупить грѣхъ и т. п. глупости, но не приписывать ему воли, желанія, любви даже. Оставить бога въ покоѣ, понимая Его, какъ нѣчто совершенно недоступное намъ, а строить свою религію, отношеніе къ міру на основаніи тѣхъ свойствъ разума и любви, к[оторыми] мы владѣемъ. Религія эта будетъ таже религія правды и любви, какъ и всѣ религіи въ ихъ истин[номъ] смыслѣ отъ браминовъ до Христа, но будетъ точнѣе, яснѣе, обязательнее.[845]
2) Какое страшное кощунство для всякого человѣка, понимающего бога, какъ можно и должно, признаваніе одного Еврея Іисуса Богомъ![846]
Тайна: зачѣмъ тѣло? зачѣмъ пространство и время и причинность. Но вѣдь вопросъ: зачѣмъ есть вопросъ причинности. И остается тайна[847]
————————————————————————————————————
Спрашивать надо: не зачѣмъ я живу? а — чтò мнѣ дѣлать?[848]
————————————————————————————————————
Дѣло наше здѣсь все только въ томъ, чтобы держать себя, какъ орудіе, к[отор]ымъ дѣлается непостижимое мнѣ дѣло въ наилучшемъ порядкѣ — какъ ножъ, чтобы онъ б[ылъ] остеръ, а не тупъ, или какъ свѣтильн[икъ], чтобы онъ свѣтилъ, а не тухъ. Тоже, что дѣлается нашими жизнями, намъ не узнать, да и не нужно.[849]
————————————————————————————————————
Понятіе Бога въ самомъ даже грубомъ смыслѣ — разумѣется далеко не отвѣчающемъ разумному представленію о немъ — полезно для жизни тѣмъ, что воспоминаніе, представленіе о немъ переносить сознаніе въ высшую область, изъ к[отор]ой видны свои ошибки — грѣхи, заблужденія.[850]
————————————————————————————————————
Мысль Iosé Ingegnieros: когда революціонеры достигаютъ власти, они неизбѣжно должны поступать также, какъ поступаютъ всѣ властвующіе, т.е. совершать насилія, дѣлать прест[упленія], безъ чего нѣтъ и не можетъ быть власти.[851]
————————————————————————————————————
Наши любви къ близкимъ: дѣтямъ, братьямъ, женамъ, это обращики той любви, какую мы должны и можемъ имѣть ко всѣмъ, къ Богу въ людяхъ.[852]
Надо быть, какъ лампа, закрытымъ отъ внѣшнихъ вліяній — вѣтра, насѣкомыхъ, и приэтомъ чистымъ, прозрачнымъ и жарко горящимъ.[853]
————————————————————————————————————
1) Списокъ отказ[авшихся].
2) Фрукты.
3) Предислов[iе].
Представленіе міра вещественнаго въ пространствѣ и времени иллюзорно, п[отому] ч[то] не можетъ быть доведено до конца: пространство безконечно, а между тѣмъ вещество не можетъ быть понимаемо иначе, какъ ограничен[нымъ] — въ предѣлахъ. Время[854] опредѣляетъ[855] продолжительность явлений, а между тѣмъ оно — время — само по себѣ безконечно, и потому всякая[856] продолжительность по отношенію къ безконечному не имѣетъ никакого значенія, и всѣ такія мѣры представляютъ изъ себя x/∞ и потому равны, какой бы ни былъ x, а потому и не могутъ имѣть никакого значенія.
————————————————————————————————————
Безвоздушное пустое пространст[во] что такое?[857]
Не передъ Б[огомъ], а передъ самимъ собой, т. е. передъ Б[огомъ] въ себѣ.[858]
————————————————————————————————————
Солдатство вызываетъ потребность патріотизма. Патріотизмъ — потребность солдатства.[859]
————————————————————————————————————
Главное дѣло въ томъ, что какъ только устройство впередъ предрѣшенное, такъ оно должно быть устроено насиліемъ.
Большей же частью устраивается оно не для людей, а для себя.
9/10 бедствій человѣчества отъ этого суевѣрія и бѣдствій именно тѣхъ, отъ к[отор]ыхъ стараются избавить человѣчество соціал[истическія] ученія.
————————————————————————————————————
Не антимилитаризмъ a религ[іозно]-нр[авственный] законъ, вслѣдствіе к[отораго] человѣкъ не можетъ ни устраивать жизнь другихъ, ни подчиняться устройству, установленному другими, какъ только оно противно р[елигіозно]-н[равственному] закону. A насил[іе] всегда противно ему.
[27 октября]. [860]Сожалѣю о томъ,[861]что мой уходъ изъ дома[862] доста[витъ] тебѣ огорченіе,[863] пожалуйста прост[и] меня за это. Но пожалуйста пойми то, ч[то] я не могъ поступить иначе. Положеніе мое,[864] человѣка, сознающаго всю тяжесть грѣха моей жизни[865] и продолжающаго жить въ этихъ преступныхъ условіяхъ безумной роскоши среди нужды всѣхъ окружающихъ, стало мнѣ[866] стало невыносимо. Я дѣлаю только то, что[867] обыкновенно дѣлаютъ[868] старики, тысячи стариковъ, люди близкіе къ смерти, ухожу[869] отъ ставшихъ противными имъ прежнихъ условій въ условія близкія къ ихъ настроенію. Большинство уходятъ въ монастыри, и я ушелъ бы[870] въ монастырь, еслибы[871] вѣрилъ тому, чему вѣрятъ въ монастыряхъ. Не вѣря же такъ, я[872] ухожу просто въ уединеніе. Мнѣ необходимо быть одному. Пожалуйста не ищи меня и не пріѣзжай ко мнѣ, если узнаешь, гдѣ я. Такой твой пріѣздъ только утягчитъ твое и мое положенiе. Прощай, [873] благодарю тебя за твою честную 48 лѣтнюю со мною жизнь и за твои заботы обо мнѣ и о дѣтяхъ.[874] Прошу тебя простить меня во всемъ томъ, чѣмъ я б[ылъ] виноватъ передъ тобой, также я отъ всей души прощаю тебя во всемъ томъ, чѣмъ ты могла быть виновата передо мною, и оч[ень] прошу тебя помириться съ тѣмъ новымъ положеніемъ, въ к[оторое] ставитъ тебя мой уходъ изъ дома и не имѣть противъ меня, также какъ и я противъ тебя, ни малѣйшаго недобраго чувства.
Если захочешь что сообщить мнѣ, передай Сашѣ, она будетъ знать, гдѣ я, хотя я и взялъ съ нее обѣщаніе никому не говорить этого.
————————————————————————————————————
Знаніе одно истинная религія…
————————————————————————————————————
28 Ок. Письмо это переписалъ немного иначе и оставилъ Сашѣ для передачи С[офьѣ] А[ндреевнѣ]. —
[29 октября Оптина пустынь.] Давайте же, если мы[875] точно хотимъ уничтожить заблужденіе смерт[ной] казни[876] и, главное, имѣемъ то знаніе, к[отор]ое уничтожаетъ это заблужденіе, давайте несмотря ни на какія угрозы, лишенія и страда[нія] сообщать людямъ это знаніе, п[отому] ч[то] нѣтъ, по моему мнѣнію, другаго[877] средства борьбы съ[878] этимъ заблужденіемъ.
31 окт. 10 г. Богъ есть неограниченное все, человѣкъ есть только <проявленіе> ограниченное проявленіе Его.[879]
————————————————————————————————————
————
Мыло.
Ногтевая щеточка.
Блокъ-нотъ.
Кофе.
==============
1) Феодорит[ъ] и издохш[ая] лош[а]дь.
2) Священ[никъ] обращенный обращаемымъ.
3) Романъ Стр[ахова] Грушеньк[а] — экономка.
————
КОММЕНТАРИИ
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ЖИЗНИ Л. Н. ТОЛСТОГО ЗА 1910