Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

с Тулой. По поводу поездки Толстого 11 января в контору лесничего, Д. П. Маковицкий в своих записках от того же числа сообщает, что Лев Николаевич ездил разговаривать по телефону с Б. О. Гольденблатом (см. прим. 269) по делу убийства трех крестьян, рубивших деревья в соседнем лесу помещика Николая Николаевича Фигнера (певец русской оперы, 1857—1918). Об этом деле см. прим. 99 и Дневник 1909 г. Маковицкий в связи с делом убийства крестьян приводит следующие слова Толстого: «Пошел в господский лес — взять одну тысячную долю того, что помещик украл у него и срубить, что выросло на божьей земле». Эту мысль Толстой развил в рассказе «Сон», над которым работал в это время.

70. 71. Читал «Coenobium». — См. прим. 58.

12 января, стр. 7.

71. 74—5. Наживин. — Иван Федорович Наживин (р. 1874 г.), писатель беллетрист, одно время разделявший взгляды Толстого. Автор ряда статей и воспоминаний о Толстом. Находится в эмиграции. Наживин несколько paз приезжал в Ясную поляну и был в переписке с Толстым. Подробнее см. Дневник 1904 г., т. 55.

72. 75 М[арья] А[лександровна] и Бул[анже]. — См. прим. 3 и 4.

73. 76. Поправил 2 и 3 день. — Второй день — «Живущие и умирающие», третий день — «Подати». См. прим. 20.

74. 77. Согрешил с бабой издалека — отказал. — Имеется в виду отказ в помощи одной из просительниц. Имя ее и дело, с которым она обращалась к Толстому, неизвестны.

75. 79. Буланже о Будде — Будда или Сакиа-Муни Сиддарта Готама (560—480 г. до н. э.) — основатель буддийской религии. Толстой имеет в виду статью, над которой в 1909—1910 гг. работал П. А. Буланже, выпущенную «Посредником» отдельной брошюрой: «Жизнь и учение Сиддарты Готаммы, прозванного Буддой (совершеннейшим), с приложением извлечений буддийских писаний». Составил П. А. Буланже под редакцией Л. Н. Толстого». 15—24 февраля 1910 г. Толстым было написано предисловие к этой статье, под заглавием: «О значении ознакомления с основами религиозных учений», в виде письма к редактору журнала «Жизнь для всех» В. А. Поссе, который впервые опубликовал работу Буланже в своем журнале «Жизнь для всех» 1910, 3. — См. письма к В. А. Поссе от 15 и 25 февраля 1910 г., т. 81.

76. 79—10. Записать что то есть, — т. е. переписать из Записной книжки. Очевидно, говорится о записях, сделанных 13 января под №№ 1 и 2.

77. 710. С[аша] с Душ[аном] в Туле на концерте. — А. Л. Толстая с В. М. Феокритовой и Д. П. Маковицким 12 января 1910 г. ездили в Тулу на благотворительный концерт приезжавшего из Москвы хора цыган.

13 января, стр. 7—8.

78. 712—13. Перечитал все Три дня. И, кажется, кончу. — «Три дня в деревне». (См. прим. 20.) Датой окончания «Трех дней в деревне» считается 15 января 1910 г. Дата эта стоит на подлиннике окончательного текста. См., т. 37.

79. 713. с Филиппом. — Филипп Петрович Борисов (Борискин) (1878—1918), служивший конюхом в Ясной поляне, с факелом провожавший Толстого до станции при его отъезде из Ясной поляны 28 октября 1910 г. (См. прим. 1596.)

80. 714. Баба, у которой муж убил ее насильника. — Вероятно, именно к этой женщине относится запись Д. П. Маковицкого в его записках, где говорится, что 9 февраля к Толстому приходила «баба 45 лет, принесшая обвинительный акт ее мужа, который одними руками убил старика 75 лет, «басурманившего с ней», который в пьяном виде лез к ней. — Оба были пьяны, — объясняла она Льву Николаевичу».

81. 721—31. 2) Комета захватит, землю и уничтожит мир… (Надо еще подумать). — В 1910 г. наблюдалось прохождение над землей «кометы Галлея», в связи с чем в народе была распространена молва о том, что комета при своем прохождении может зацепить землю, и наступит конец мира. Та же мысль выражена Толстым в письме к H. Н. Гусеву от 14 января 1910 г. (т. 81). Развитие мысли Толстого о значении пространства и времени см. в дальнейших записях Дневника: 14 января № 1, 21 января №№ 2 и 3, 11 февраля № 3, 15 марта № 4, 1 апреля №№ 1 и 2, 4 апреля № 1, 27 июня № 9, 1 июля № 1, 7 августа № 5, 24 августа №№ 2—6, 2 сентября №№ 1 и 2, 15 сентября № 5 и 19 октября № 1.

82. 733. Кабы Саша не читала написал бы ей приятное. — Это место следует понимать в том смысле, что, если бы А. Л. Толстая не читала Дневника Льва Николаевича, то он написал бы о ней «приятное».

83. 738—36. Взял у нее Горького. Оч[ень] плохо….. Надо видеть в нем одно хорошее. — Максим Горький, псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (р. 1868 г.). Подробнее о нем см. Дневник 1900 г., т. 54. Д. Н. Маковицкий в своих записках от 13 января 1910 г. сообщает, что вечером, в 7 часов Лев Николаевич сидел у дочери А. Л. Толстой и увидал у нее книгу рассказов Горького. Александра Львовна похвалила «Вареньку Олесову». За чаем Толстой говорил об этом рассказе Горького и других его рассказах следующее: «Не народный язык, фальшиво до невозможности. Bcё фальшиво: и описания природы и сравнения. Это у него выучился Краснов» (который на днях прислал Льву Николаевичу рукопись описания Ходынки [см. прим. 56]. Тут меня поражает отсутствие самокритики, фальшивые эпитеты, искусственные сравнения. Где ни раскроешь, например (и Лев Николаевич наугад раскрыл): «на них смотрели кудрявые вершины берез…» — Ведь не они [березы] смотрели, а они их видели. — Лев Николаевич открыл другое место, прочел и спросил: — «Как это обстановка похожа на кошмар? — Где ни откроешь, как только описаниевезде фальшиво». Толстой читал «Рассказы» М. Горького, т. 2, изд. «Знание», Спб., 1901 г. Экземпляр с его собственноручными карандашными пометками хранится в Яснополянской библиотеке. Приводим содержание отметок по описанию Булгакова: стр. 127. — Отчеркнуты последние 17 строк, против них, а также первой половины страницы, надпись: «какая фальшь». Стр. 128 — Отчеркнуты первые 23 строки, на полях напротив — надпись: «Фаль[шь] ужасн[ая)», подчеркнуто: «на них смотрели кудрявые вершины». Стр. 129 — отчеркнута вся, кроме первых пяти строк. Стр. 130 — отчеркнуты первые 11 строк, на полях надпись: «отвратите[льно]». Стр. 137 отчеркнуты первые 9 строк, на полях балл — «0». Стр. 149 — в четвертой строке снизу подчеркнуто: «вкусная (бабеночка)», на полях — «?». Стр. 373 отчеркнута вся, против первой половины надпись: «гадко», против второй — «оч[ень] гадко». Стр. 374 — отчеркнуты первые 18 строк».

84. 737. Отче наш — так начинается молитва Христа. Об отношении Толстого к этой молитве см. письмо к В. К. Заволокину от 8 января 1901 г., т. 73, в котором Толстой писал: «Христос дал нам образец молитвы в «Отче наш», и молитва эта, — напоминая нам сущность нашей жизни, состоящую в том, чтобы быть в воле отца и исполнять ее, и самые обычные грехи наши: осуждение и непрощение братьев, и главные опасности нашей жизни — искушения, — до сих пор остается лучшей молитвой и самой полной из всех, какие я знаю…» См. также Дневник 1890 г., запись от 21 июля, т. 51. Отрицательное отношение к этой молитве — см. Записная книжка, стр. 224.

85. 737. Кр[уга] Чт[ения], — «Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине жизни и поведении» в четырех томах (см. тт. 40, 41 и 42). Это произведение Толстого является попыткой изложения его миросозерцания в виде ряда ежедневных записей с еженедельными чтениями. Толстой работал над «Кругом чтения» в 1904—1908 гг. Впервые издан «Посредником», в 1906—1907 гг. Книги «Круг чтения» и «На каждый день» Толстой старался читать ежедневно, они были для него своего рода молитвой. В этом смысле и сделана им комментируемая запись.

86. 738. «На каждый день». — «На каждый день» является третьей и последней попыткой Толстого составления книги для ежедневного чтения на основе его миросозерцания» (Н. Н. Гусев, «Предисловие к сорок третьему и сорок четвертому томам» — т. 43, стр. VII). «На каждый день» отличается от «Круга чтения» тем, что в последнем содержание дней не было связано одно с другим; новый же «Круг чтения» [«На каждый день»] имел целью представить миросозерцание автора в стройном и систематическом порядке, почему и была выработана последовательность отделов. Число отделов сначала не было установлено; затем автор остановился на определенном числе — тридцать один — по числу дней месяцев, так что одна и та же последовательность отделов повторялась каждый месяц на протяжении всего года. В процессе работы автор неоднократно не только менял последовательность отделов, но и самое содержание их, исключая одни и вводя другие». (См. т. 44, стр. 465.) Начал Толстой работать над «Новым Кругом чтения», или как впоследствии была названа эта работа — «На каждый день», осенью 1907 г. и закончил в октябре 1910 г. «На каждый день» начал печататься отдельными книжками (по месяцам) с цензурными пропусками при жизни Толстого, в издании Сытина, в 1909 г., затем в 1909 и 1910 гг. частично печатался в газете «Новая Русь». Полностью появляется в печати лишь в настоящем издании, тт. 43 и 44.

87. 85 3)…. Твоим работником, — См. запись от 4 января, прим. 23.

88. 86—7. Помоги мне при всяком общении с человеком видеть себя в нем. — Формулировка молитвы при общении с людьми — см. прим. 22.

14 января, стр. 8—9.

89. 813—14. «И не надежен для Ц[арства] Б[ожия] взявш[ийся] за плуг и оглядывающийся назад». — Текст из «Евангелия» от Луки гл. 9, ст. 62: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия божия».

90. 815—23. Наше положение в жизни….. комета — См. запись от 13 января и прим. 81.

91. 91. сажусь за письма — Редакции известно 7 писем Толстого от 14 января 1910 г.: 1) ученику из Вятской губ. Владимиру Герасимовскому — о душе и о священном писании; 2) Н. Н. Гусеву — ответ на два его письма из Корепина; 3) Тобольскому крестьянину Павлу Калиновичу Дунаеву — о цели жизни; 4) пермскому крестьянину Ивану Федоровичу Зубареву — о значении денег; 5) В. Ф. Краснову — о его рассказе «Ходынка» (см. прим. 83); 6) английское письмо Доротее Несбит (Dorothea Nesbitt) — об идеале совершенства;

Скачать:TXTPDF

с Тулой. По поводу поездки Толстого 11 января в контору лесничего, Д. П. Маковицкий в своих записках от того же числа сообщает, что Лев Николаевич ездил разговаривать по телефону с