Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

школе по книжкам «На каждый день» (прим. 86).

112. 108—9. письма мало интересн[ые]. — От 19 января редакции известно лишь одно письмо к Вере Михайловне Зацепиной, о передаче религиозного учения детям (см. т. 81).

113. 109. и недурно сделал дни до 20-го. — Упоминается о работе по сборнику «На каждый день». См. прим. 86.

114. 109. с Таней, — Татьяна Львовна Сухотина, рожд. Толстая (р. 1864 г.), старшая дочь Толстого, в 1899 г. вышедшая замуж за Михаила Сергеевича Сухотина. (См. прим. 366.) Постоянно жила в имении своего мужа Кочеты Новосильского уезда Тульской губ. В Ясной поляне гостила вместе с пятилетней дочерью Т. М. Сухотиной (см. прим. 218) и мужем.

115. 1010. Сашей и детьми на свой круг по Засеке. — С. А. Толстая в своем «Ежедневнике» от 19 января 1910 г. отметила: «Лев Николаевич, Таня, Саша и внуки катались по лесам и очень веселились». «Свой круг по Засеке» см. прим. 93.

116. 1010—12. трогательная дама из Севастополя….. сказал, что мог. — О ком сделана эта запись, не установлено.

117. 1018. Н[а] К[аждый] Д[ень]. — См. прим. 86.

20 января, стр. 10.

118. 1015. работал над Н[а] К[аждый] Д[ень]. — См. прим. 86 и Дневник Булгакова, стр. 32—33.

119. 1016. Письма. — Писем Толстого, написанных 20 января, редакции известно три: 1) тамбовскому крестьянину Михаилу Андреевичу Ремневу «о бессмертии истины на земле» и о возможности гибели земли; 2) сассовскому крестьянину Ивану Андреевичу Хлоповскому о сочинениях Толстого и 3) фельдшерице Марье Ивановне Шидловской о переводе на язык эсперанто рассказа «Три смерти». См. т. 81.

120. 10l7—18. от К[узминского] глупое и гадкое. К стыду своему долго не мог победить недоброго чувства. — Александр Михайлович Кузминский (1845—1917) — двоюродный брат С. А. Толстой и муж ее сестры Татьяны Андреевны Кузминской (1846—1925), судебный деятель, первоприсутствующий первого и кассационного департаментов Сената. В ответ на письмо Толстого от 7 января 1910 г. (см. т. 81), с просьбою оказать содействие по делу Н. Б. Фельтена, который судился в Сенате за распространение сочинений Толстого (см. прим. 207), А. М. Кузминский прислал письмо от 17 января. В письме он писал, что в своей судебной деятельности «постоянно стремился оградить себя от всевозможных посторонних влияний» и потому просил Толстого не сетовать на него за то, что он не отвечал ему на письма о заступничестве по судебным сенатским делам. Полностью письмо Кузминского опубликовано в прим. к письму Толстого от 7 января 1910 г., т. 81.

121. 1018 Кончил Н[а] К[аждый] Д[ень]. — Запись относится к окончанию просмотра седьмой редакции января «На каждый день». В действительности Толстой не кончил просмотра и 22 января он вновь возвратился к этой работе, которая стала уже тяготить его. См. прим. 86, 92, 131 и запись от 23 января.

122. 1019. Была жалкая солдатка. — Не установлено в точности, какая именно была солдатка, которой Толстой дал ситца. Возможно, что та самая, которую он изобразил в своем рассказе «Живущие и умирающие» — «Три дня в деревне», см. прим. 20.

123. 1019. Дал ситца. — Ситец для раздачи нуждающимся был прислан Иваново-вознесенским фабрикантом Дмитрием Геннадиевичем Бурылиным (1854—1924) 17 января. См. письмо к нему от 17 января 1910 г., т. 81.

124. 1019. Был Б. — 20 января приезжал из Телятинок В. Ф. Булгаков. К нему ли относится запись, с уверенностью сказать нельзя.

125. 1021. гадок сам себе. — См. прим. 110.

21 января, стр. 10—11.

126. 1027—112 2) Нет более распространенного суеверия….. 3) пространство и материя….. не имеют никакого смысла. — О том же см. прим. 81.

127. 113—5. 4) Мы говорим о жизни души после смерти….. бессмыслица. Развитие той же мысли см. в записях: 24 января № 2, 26 января № 1, 4 февраля № 2, 11 февраля, 13 февраля № 2, 26 февраля, 27 февраля № 1, 1 марта, 11 марта № 1, 20 марта, 31 марта, 3 апреля, 20 мая № 6, 14 июня № 4, 4 сентября № 4.

128. 116—10 Проснулся….. не узнал детей….. Много спал и нынчеТолстой занемог с утра 21 января и весь день лежал; домашние предполагали, что он переутомился, долго занимаясь накануне. Д. П. Маковицкий по этому поводу пишет: «20 января Лев Николаевич особенно много сделал: переделал 12 дней из января и еще какие-то 2—3 числа (для Черткова), кроме того прочел 20 писем, отвечал и разговаривал с мужиками о их судебных делах. Эти совещания по судебным делам бывают Льву Николаевичу тяжелы». Утром встав, он встретил в столовой двух внуков — детей Андрея Львовича и не узнал их. Описание дня 21 января см. также в Дневнике Булгакова, стр. 33—36.

22 января, стр. 11.

129. 1112. жалкая девушка — Д. П. Маковицкий в своих записках от 22 января 1910 г. сообщает, что днем «была у Льва Николаевича девица за поддержкой. Каясь и плача, рассказывала свою жизнь».

130. 1112 Андрюша. — Андрей Львович Толстой (1877—1916) — пятый сын Толстого, приезжал из своего имения Таптыково. Об отношении Толстого к сыну Андрею, см. прим. 1085. Подробнее см. Дневник 1884 г., т. 50.

131. 1112—17. Читал интересные письма и многие ответил. Особенно одно замечательное….. религиозных утверждений, принятых им прежде. — Толстой, как сообщает Д. П. Маковицкий, получил 22 января около тридцати писем, из них ответил, по данным, имеющимся у редакции, на семь писем: 1) Михаилу Васильевичу Алиеву — автограф на конверте письма адресата; 2) Петру Алексеевичу Васильеву, просившему денег на учение; 3) Гранбергу из Юзовки о революционном насилии; 4) Петру Мельникову, бакинскому рабочему о боге и душе (письма этого не сохранилось); повидимому, к нему относится запись Толстого: «одно замечательное…»; 5) Марии фон-Молер по вопросу об ее личной жизни; 6) А. А. Силину об обмане в торговле; 7) Неизвестной (С. Ф.) по личному вопросу. См. т. 81.

132. 1119. Н[а] К[аждый] Д[ень]. — См. прим. 86.

23 января, стр. 11—12.

133. 1121—23. Милый Сер[ежа] Булыгин написал очень умно и серьезно свои мысли о боге, вызванные нашим разговором. — См. прим. 95. В. Ф. Булгаков в своем Дневнике (стр. 37—38) записал 23 января, что С. М. Булыгин «давал Льву Николаевичу прочесть изложенные им свои мысли о боге. Он говорил, что чувствует потребность признания бога не только из своего духа, который есть искра божия, но признания бога, как существа самого в себе, неопределимого, но такого, частью которого, как целого, мы являемся…». На вопрос, согласен ли Толстой с мыслями Булыгина, он ответил: «Конечно, согласен. Я всегда понимал так бога и чувствовал его, как непостижимое существоСейчас я веду спор со Шмиттом по поводу «О ложной науке». Так вот я ему отвечаю так, что представление мужика о том, что бог сотворил мир в шесть дней, гораздо правильнее, научнее, чем учение об эволюции…». См. прим. 32.

134. 1124. Приехал Бар[он]. Деликатный человек, и скоро уехал. — Д. П. Маковицкий в своих записках от 23 января 1910 г. сообщает, что к Толстому приезжал барон Шиллинг сорока лет и скоро уехал. Дополнительных сведений о бар. Шиллинге не имеется.

135. 1124. Письма. — 23 января Толстой ответил на 8 писем: 1) Неизвестному («Алчущему») о самоуправлении; 2) Болычеву о его стихах; 3) кишиневскому семинаристу П. С. Будьяну — ответ на его письмо с требованием от Толстого денежной помощи; 4) студенту петербургского политехнического института Петру Ивановичу Иванову о добре и о боге;. 5) тамбовскому крестьянину Григорию Матвеевичу Кускову о библии и священном писании; 6) В. Ф. Тотомианцу и 7) А. В. Голицыну о кооперации (см. прим. 136 и 137); 8) Георгию Соколову о непротивлении. См. т. 81.

136. 1125—26. Одно от Тотом[ианца] опять о кооперативах. Ответил плохо ему — Вахан Фомич Тотомианц (р. 1871 г.) — доктор общественных наук Брюссельского университета, приват-доцент петербургских высших учебных заведений, автор ряда трудов по теории и практике кооперации. См. т. 54. В. Ф. Тотомианц обратился к Толстому с письмом от 19 января 1910 г., в котором просил его высказать свой взгляд на кооперацию, с тем, чтобы ответ Льва Николаевича напечатать в журнале В. А. Иоссе «Жизнь для всех». 23 января Толстой ответил письмом, в котором писал, что кооперативное движение не может быть не сочувственно ему и что движение это в наше время есть «одна из лучших деятельностей». Письмо получило широкое распространение в печати. Текст его см. в т. 81.

137. 1126. и Голицыну. — Александр Владимирович Голицын (р. 1876 г.) — сын бывшего московского городского головы Владимира Михайловича Голицына, женат на Любови Петровне Глебовой, свояченице сына Толстого Михаила Львовича, врач, земский и кооперативный деятель, в настоящее время занимается врачебной деятельностью в Лос-Анджелосе. A. В. Голицын обратился к Толстому с письмом от 19 января 1910 г., в котором писал о кооперативной деятельности, как «об одном из главнейших средств, которое должно вывести Россию, да и все человечество из того экономического гнета, в котором оно находится». Толстой ответил ему письмом от 23 января 1910 г., по содержанию близким к письму B. Ф. Тотомианцу. См. прим. 136 и т. 81.

138. 121—2. После обеда работал над опротивевшим мне Н[а] К[аждый] Д[ень]. — См. прим. 86.

24 января, стр. 12.

139. 124. письма. — См. письма от 24 января 1910 г., т. 81: 1) Стефану Кондратьевичу Александрову о руководстве в жизни; 2) Владимиру Велигоцкому о его стихах; 3) заключенному в «Бийском тюремном замке», отказавшемуся от военной службы по религиозным убеждениям Петру Никитичу Давыдову; 4) чернорабочему со ст. Хадабулак Забайкальской ж. д. Василию Казанцеву о Евангелии о чудесах и об его словах, написанных в письме: «жальчее галку убить, чем человека, потому что у галки взять нечего, а у человека хоть рубль»; 5) к политическому ссыльнопоселенцу в с. Нижне-Илимском Иркутской губ. С. И. Мунтьянову о революции и насилии; 6) Михаилу Фельдману о книгах, которые следует читать.

140. 128—11. нечто….. и в моей душе и в самом себе. — Развитие этой мысли (представления о боге) см. в записях: 26 января № 1, 12 марта № 1, 17 марта № 6, 27 марта № 4, 1 апреля №№ 1 и 2, 4 апреля №№ 1 и 2, 11 апреля № 2, 20 мая №№ 1 и 3, 7 августа № 5, 12 августа № 2, 29 сентября № 1, 2 октября №№ 1 и 3, 6 октября № 1, 10 октября № 2, 19 октября №№

Скачать:TXTPDF

школе по книжкам «На каждый день» (прим. 86). 112. 108—9. письма мало интересн[ые]. — От 19 января редакции известно лишь одно письмо к Вере Михайловне Зацепиной, о передаче религиозного учения