Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

время, что всё стало открыто, тайн в жизни больше не было, но сама жизнь начала терять свой смысл. В это же время я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записки того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошел тогда. Это было и мучительное, и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И всё, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением. Я не могу иначе. Из 2 лет умственной работы я нашел простую, старую вещь, но которую я знаю так, как никто не знает, — я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того чтобы быть счастливым вечно. Эти открытия удивили меня сходством с христианской религией, и я вместо того, чтобы открывать сам, стал искать их в Евангелии, но нашел мало. Я не нашел ни бога, ни искупителя, ни таинств, ничего; а искал всеми, всеми, всеми силами души, и плакал, и мучался, и ничего не желал, кроме истины. Ради бога, не думайте, чтобы вы могли чуть-чуть понять из моих слов всю истину и сосредоточенность тогдашнего моего исканья. Это одна из тех тайн души, которые есть у каждого из нас; но могу сказать, что редко я встречал в людях такую страсть к истине, какая была в то время во мне. Так и остался с своей религией, и мне хорошо было жить с ней».

«Трубой» Толстой иронически называл царский и великокняжеский двор.

Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) — писатель, один из родоначальников прогрессивного направления русской интеллигенции 1840-х и последующих годов, известного под названием «западничества». В своем письме Толстой имел в виду выдержки из писем Станкевича, которые он читал в книге П. В. Анненкова: «Н. В. Станкевич и его переписка». СПБ. 1857. (H. Н. Гусев, «Толстой в молодости», изд. «Толстовский музей». М. 1927, стр. 416.)

384. 258—19. Книга о Браманизме…. 1) О том, как важно понятие бога….. 2) О том, какое обратное движение…… и по времени и пространству. — Как видно из записок Д. П. Маковицкого, данная запись Толстого относится к чтению английской книги, присланной индусом Рама Дева (Rama Deva), издателем журнала «The Vedic Magazine» в гор. Хорварде: «Light of Truth» or an English translation of the Satyarth Prakasa by Swomi Dayanand Sarasawanti. Lagore 1906. Браманизм — древнее индусское религиозное учение, утвердившееся в Индии за несколько веков до н. эры, выросшее из Ведаизма. Пройдя путь обрядового жертвоприношения личному богу, браманивм постепенно философски развивает учение о боге — духовном начале всего.

Д. П. Маковицкий в «Яснополянских записках» от 12 марта, излагая мысли Толстого, записанные под 1 и 2, сообщает, что мысли эти явились у него под влиянием чтения книги «Light of Truth», и приводит следующие его слова, сказанные Александре Львовне: «Эта книга доставила мне большое удовольствие. Я первый paз понял, что мы привыкли считать богом бога-творца, бога Христа, бога Магомета, который летал на небо, а тот бог, который есть начало всего, он нам даром достался, так как только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого… в тишине и простоте… А что сидя в Лондоне и Париже с автомобилями и аэропланами, люди никогда бы но додумались до этого». Далее Маковицкий сообщает, что Лев Николаевич вышел в залу и заговорил о том же.

Развитие мысли, записанной под № 2 см. в записи № 6 от 17 марта.

385. 2516. Зороастр. — Зороастр (660—583 г. до н. э.) — основатель древней персидской религии зороастрийства или маздеизма, господствовавшей на Иране и в Персии до VII в. Последователи Зороастра имеются на Востоке до настоящего времени.

13 марта, стр. 25.

386. 2522. продиктовал необдуманно. — Вероятно, первоначально письмо Японцу было продиктовано А. Л. Толстой, которая записала его стенографически. Этой записи не сохранилось.

387. 2523. «Книжку» — «Усилие». — «Усилие» — девятнадцатая глава сборника «Путь жизни».

388. 2524. к Мар[ье] Ал[ександровне]. — Толстой ездил к М. А. Шмидт в Овсянниково.

[17 марта], стр. 25—27.

389. 2528. предисловием к Н[а] К[аждый] Д[енъ]. — В этой своей работе Толстой стремился в сжатой форме изложить всё свое миросозерцание. Он начал работу над Предисловием в 1907 г. и закончил в октябре 1910 г. Работа эта переделывалась свыше ста раз. См. H. H. Гусев, ,,История писания предисловия к «Пути жизни»“, т. 45.

390. 2529. XVI книгу. — «Тщеславие». См. прим. 368.

391. 2529. Алекс[андр] Стахов[ич]. — Александр Александрович Стахович-младший (1858—1915), старший брат М. А. и С. А. Стаховичей. Елецкий уездный предводитель дворянства, член Государственной думы второго созыва.

392. 2533. Молочников арестован. — Владимир Аифалович Молочников (р. 1871 г.) — слесарь из Новгорода, единомышленник Толстого. Автор воспоминаний о Толстом под заглавием «Свет и тени», первая часть которых опубликована в сборнике ТТ 3, стр. 55—128. См. Дневник 1907 г. т. 56.

В. А. Молочников в 1908—1909 г. отбыл годичное тюремное заключение за распространение запрещенных произведений Толстого. 11 марта 1910 г. был вновь арестован по обвинению в «совращении» к отказу от военной службы двух солдат Самуила Ивановича Смирнова (см. прим. 160) и Александра Николаевича Соловьева (1887? — 1911). Просидев в Новгородской тюрьме до суда три месяца, Молочников постановлением судебной палаты был оправдан и освобожден. Толстой близко принял к сердцу вторичный арест Молочникова и много хлопотал по его делу. См. письма В. А. Молочникову 1910 г., томы 81 и 82.

393. 2533. Переводников. — Федор Семенович Перевозников (р. 1886 г.?), слесарь, работал близ Тулы, до знакомства с Толстым принимал участие в революционных кружках. 1909—1911 гг. жил у Чертковых в Телятинках и в Крекшине. От «толстовства» вновь вернулся к революционному мировоззрению. В настоящее время (1932 г. ) работает в Саратове. Ф. С. Перевозников, посетивший Толстого 16 марта 1910 г., сообщил ему, что В. Г. Чертков на лето предполагает переехать под Серпухов, чтобы быть ближе к Толстому.

394. 261. Написал Ч[ерткову]. — См. письмо к В. Г. Черткову от 15 марта 1910 г., т. 89.

395. 261. предисловие. — Предисловие к «Пути жизни». См. прим. 389.

396. 262. Молочников пишет. — 15 марта Толстой получил письмо от В. А. Молочникова из тюрьмы, написанное 11 марта, на которое немедленно ответил. См. т. 81.

397. 262—4. Кажется предисловие лучше Вообще гадко. — В этой записи говорится о предисловии к «Пути жизни» и обо всей работе над этим произведением.

398. 266. Ал[ександры] Андр[еевны]. — Гр. А. А. Толстой. См. прим. 383.

399. 266. мыслей Лескова. — Николай Семенович Лесков, литературный псевдоним М. Стебницкий (1831—1895) — писатель-беллетрист, под конец жизни приближавшийся к религиозно-философским взглядам Толстого. Об отношениях Лескова и Толстого см.: А. И. Фаресов, «Против течений», Спб. 1904; Н. Гудзий, «Толстой и Лесков» — «Искусство», 1928, IV, кн. 1—2, стр. 95—128; Письма Н. С. Лескова к Л. Н. Толстому под редакцией С. П. Шестерикова — «Труды Публичной библиотеки имени В. И. Ленина», Гиз. М. — Л. 1928, стр. 60—189. С. П. Шестериков, «Толстовские материалы из архива Н. С. Лескова» — «Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник» 1928, стр. 323—331; Дневник 1888 г., т. 50. Кроме того в AЧ хранится ряд писем Лескова к Черткову, связанных с Толстым. В записи Дневника говорится о чтении присланной П. А. Сергеенко машинописной тетради афоризмов, собранных Лесковым. Как сообщает В. Ф. Булгаков, при ближайшем рассмотрении этих мыслей, оказалось, что большинство их принадлежит самому Толстому. «Лесков, — рассказывает в поименованной ниже статье П. А. Сергеенко, — только собрал и сгруппировал их вместе, пользуясь записями из бесед, писем и дневников Толстого». Эти мысли П. А. Сергеенко опубликовал в своей статье «Из передуманного Л. Н. Толстым и Н. С. Лесковым (Посмертная рукопись Н. С. Лескова)» — «Пробуждение», 1915, 22, 23, 24. См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 110, 132 и 134. Некоторые мысли, взятые из тетради, присланной П. А. Сергеенко, Толстой включил в «Путь жизни». См. Записная книжка, стр. 163 и прим. 1804.

400. 267—17. 1) Если бы человек….. и искусство. — Эта запись опубликована в изложении В. Ф. Булгакова в его Дневнике, стр. 112. Развитие той же мысли см. записи: № 6 от 17 марта, № 2 от 26 марта и 3 апреля.

401. 2621—27. 3 )Дали человеку….. Дали бабе холст — говорит: толст, дали тоне — говорит: дай боле….. а ты говоришь: нехорошо. — Эту мысль и сравнение Толстой развил в своем письме о самоубийстве к Р. С. Лабковской от 19—25 марта 1910 г., т. 81 и в статье «О безумии», т. 38. См. запись от 28 марта, прим. 451.

402. 2628—2715. 4) (15-го м. ) Для того, чтобы понять какой бы то ни б[ыло] вещественный предмет,…. чего нибудъ духовного, объясняют жизнь — Та же мысль см. прим. 81.

403. 2724—36. 6) Бог — Творец, Бог Брама, Вишну, Сива, Бог Юпитер,….. с 30 этажными дом[ами]. — Брама, Вишну и Сива — существа обожествляемые индусской религией «браманизмом», так называемая «индусская тройца». Юпитер (Зевс, Зевес) — языческий древне-римский и греческий бог.

19 марта, стр. 28.

404. 281. Вчера пропустил. — Толстой отмечает, что накануне ничего не записывал в Дневник.

405. 281. Здоровье все хуже. — В. Ф. Булгаков на стр. 112 своего Дневника записал 19 марта: «Льву Николаевичу сегодня нездоровится: он простужен и говорит сильно в нос, басом».

406. 283. Все переделываю предисловие. — Предисловие к «Пути жизни». См. прим. 389.

407. 284. письмо Японцу — плохое. — См. прим. 358.

408. 284—5. письмо Бодянского. Тяжело ответить отказом. — Упоминается о письме Ивана Александровича Бодянского, сына старого знакомого Толстого, Александра Михайловича Бодянского. Письма̀ И. А. Бодянского не сохранилось, но из ответа Толстого видно, что Бодянский присылал Толстому свою статью с просьбой рекомендовать издателя. См. письмо к И. А. Бодянскому от 18 марта 1910 г., т. 81.

409. 285—7. Ездил к Прокофию….. Его суде. — Прокофий Власович Власов — крестьянин из Ясной поляны, бывший ученик яснополянской школы Толстого. Он находился с ним в долголетних дружественных отношениях, снят с Толстым на косьбе в 1886 г. См. далее прим. 789. Поводом для записи в Дневнике послужил эпизод, записанный Маковицким 18 марта 1910

Скачать:TXTPDF

время, что всё стало открыто, тайн в жизни больше не было, но сама жизнь начала терять свой смысл. В это же время я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе.