Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

чего неизвестно в чем состояло, выраженное Толстому, желание Суворова и отчего у Толстого возникло чувство досады. О В. В. Суворове см. Дневник 1908 г., т. 56 и «Солнце России», 1911, № 53 (93), стр. 8.

546. 3831—32. учитель с юга. Совсем близкий человек. — Василий Петрович Мазурин (р. 25 декабря 1872 г.) — бывший народный учитель, с 1902 по 1910 гг. служил преподавателем труда в местечке Новый Буг, Херсонской губ., с 1910 г. по настоящее время живет в Москве. У Толстого был три раза: в 1892 г. в Ясной поляне, в 1899 г. в Москве и 16 апреля 1910 г. в Ясной поляне. Свое последнее свидание с Толстым описал в воспоминаниях: Петрович, «Памяти Л. Н. Толстого (Из записок народного учителя)» — «Трудовая копейка» 1915, № 256 от 7 ноября, и в переработанном виде под другим названием, под своей фамилией: «Посещение Л. Н. Толстого в Ясной поляне» — «Истинная свобода», 1920, 5, стр. 6—8. В связи с посещением Ясной поляны В. П. Мазуриным, Д. П. Маковицкий в своих Записках от 17 апреля 1910 г. сообщает, что был из Херсонской губ. преподаватель труда, т. е. ремесел столярного и др. в учительской семинарии. В детстве он работал у мясника, с тринадцати лет ему опротивело мясничество — резание телят, тогда он перешел к хлебному торговцу. Тут обмеривание и обвешивание: когда покупают, утряхивают меру. Лев Николаевич сказал, что он подробно расспросил, как это делается и понял, что он, учитель, этого делать не может».

547. 3834—35. К стыду своему б[ыло] неприятно Меньшиковское рассуждение обо мне. — Михаил Осипович Меньшиков (1854—1918) одно время (1880—1890-ые гг.) был лично знаком с Толстыми, сочувствовал его взглядам. Впоследствии совершенно переменил свои убеждения и, сделавшись постоянным сотрудником реакционной газеты «Новое время», помещал там враждебные Толстому статьи и пасквили. В данном случае Толстой отмечает статью Меньшикова «Страдает ли гр. Л. Н. Толстой?» — «Новое время», № 12244 от 13 апреля, написанную по поводу статьи Адлера в финской газете «Hufvudstadbladet» об отношении Толстого к финскому вопросу (см. прим. 467). Приводим слова Толстого, записанные Адлером в вышеупомянутой статье, вызвавшие статью Меньшикова: «Скажу вам: нет пожалуй ни одного финляндца, который страдает за Финляндию столько, сколько я. Но я страдаю не только за Финляндию, но и за поляков, литовцев и евреев, судьба которых доставляет мне мученье. Страдаю за всё, что проповедует Меньшиков и проводит Столыпин. Чувствую себя как бы участником в злодействах этих людей». Д. П. Маковицкий по поводу первой фразы этой цитаты передает следующую реплику Толстого: «Это подтасовка. Я страдаю казнями и другими действиями правительства, а между прочим и против Финляндии». — А о статье Меньшикова Лев Николаевич сказал: «Всё очень умно, но так придумано ловко». Меньшиков в своей длинной статье пишет: „«Гр. Толстому приходится страдать от отсутствия страданий. К страданиям же его применима русская пословица: «с жиру бесится»“. Заканчивая свою статью, он задает читателю вопрос: «Итак, гр. Л. Н. Толстой не страдает вовсе?» — и сам на него отвечает: «Этого нельзя сказать. Вместе со всеми анархистами он должен страдать именно той ужасной злобой, какую питают все отступники к предмету прежней веры. Он страдает ненавистью к существующему во имя воображаемого, ненавистью к природе общества, которая создана не по его плану. Ближайший предмет этой ненависти — Россия, как ближайшая среда, из которой вышел отрицатель. Раздражает его до потери всякого равновесия бесконечное могущество природы и пренебрежение ее к гг. теоретикам. В бессильном раздражении против своего отечества Толстой безотчетно вступает в коалицию со всеми ее врагами: правы они или неправы, виновата во всяком случае Россия. Осужденная им на разрушение, она не хочет, видите ли, быть разрушенной. Как не страдать от этого современному пророку? И с комической и с трагической точки зрения это страдание довольно жалкое».

В. Г. Чертков писал Толстому из Петербурга 16 апреля 1910 г. относительно этой статьи Меньшикова: «Читал те ушаты помоев, которые Меньшиков вывалил вам на голову. Хотелось бы также узнать от вас, что вы не были этим огорчены. Одно из лучших подтверждений того, что государство есть зло и что вы правы, это именно то, что Меньшиковы распинаются за государство и клевещут на вас, стараясь сметать вас с грязью». Толстой отвечал В. Г. Черткову 22 апреля 1910 г. (см. т. 89): «Меньшикова прочел, и Лев Николаевич огорчился, но когда Он узнал об этом, то очень скоро успокоил Льва Николаевича и, без прибавления, довел его до того, что Лев Николаевич пожалел Меньшикова, а за себя, именно вследствие этого порадовался».

548. З836. С Булг[аковым] ездил в Телятин[ки]: Приятно говорил с ним. — Разговор касался вопросов о крестьянской нужде, о церкви, о боге. Поездка эта и беседа описана Булгаковым в Дневнике, стр. 144—146.

549. 391. изречения Талмуда. — Талмуд — древне-еврейская книга, составленная во II—V веке, признаваемая еврейской религией за священную. По всем вероятиям, Толстой читал книгу, составленную О. Я. Гурвичем: «Живая мораль, или сокровищница талмудической этики», Вильно, 1901; она хранится в яснополянской библиотеке. Кроме того, в начале 1910 г. Толстого снабжал талмудической литературой виленский публицист и педагог Файвель-Меер Бенцелович Гец. См. письма к нему от 12 января и 17 марта 1910 г., т. 81 и Дневник 1890 г. т., 51.

550. 395. Досев — Христо Федосьевич Досев. См. прим. 333.

551. 395. киевский студент, — Б. С. Манджос. См. прим. 256.

552. 395—8.1) Не помню кто….. Это хорошо. Юродство. — Письма Досева с упреками Толстому не найдено. Письма Манджоса от 14 и 20 февраля (см. прим. к письму Толстого к Манджосу от 17 февраля 1910 г., т. 81) не носят того резкого характера, который приводится Толстым в дневниковой записи.

553. 3911—12. 3) Вера….. по новому. — Ср. запись № 4 от 27 марта и Записная книжка от 16 апреля, стр. 172.

17 апреля, стр. 39.

554. 3017—18. Хорошее письмо от Ч[ерткова]. — Толстой отмечает получение письма В. Г. Черткова от 13 апреля 1910 г., в котором Чертков отвечает на предыдущие письма Толстого. См. письмо В. Г. Черткову от 17 апреля 1910 г., т. 89.

555. 3918. журнал китайской передовой прогрессистской партии. —17 апреля 1910 г. Толстой получил журнал прогрессивной китайской молодежи на английском языке: «The World’s Chinese Student’s Journal». BiMonthly. Illustrated. Shangai, 1910; 4. Он прочел в этом журнале ряд статей и, по сообщению Д. П. Маковицкого, «в статье «The Civilisation of Сhinа» сделал на стр. 219 и 220 отметки. Между прочим он отметил следующее изречение: «Adultery is the worst of vices but filiality is the noblest of all acts». [«Прелюбодеяниесамый худший из пороков, а любовь к предкам — самый благородный из всех поступков»]. Этот номер журнала с отметками Толстого хранится в яснополянской библиотеке. Заинтересовавшись им, по словам Маковицкого и Булгакова (см. его Дневник, стр. 148), Лев Николаевич сказал: «Если бы я был молод, то поехал бы в Китай».

556. 3920. книжечки. Надо все изменить, — Д. П. Маковицкий отметил, что Толстой просматривал сверстанные корректуры выпусков «Пути жизни»: «О душе» (гл. 3), «Бог» (гл. 2) и еще три, в которых по записи В. Ф. Булгакова в его Дневнике (стр. 148 и 151) «нашел много лишнего и требующего сокращения».

19 апреля, стр. 39—40.

557. 3925. М[ысли] О Ж[изни]. И недурно. — В. Ф. Булгаков на стр. 151 своего Дневника передает слова Толстого о работе 18 апреля над «Мыслями о жизни» («Путь жизни»): «Хорошо работал… из «Веры» [«О вере»], «Души», «Единения» выкинул всё о боге. Как я могу говорить о боге, когда еще не определил его? (Книжка «Бог» следует по порядку после упомянутых)…»

558. З925. Был в Овсянникове. — 18 апреля Толстой ездил верхом в Овсянниково с Д. П. Маковицким. Приводим описание этой поездки по Запискам последнего: «18 апреля. Праздник светлого воскресенья. Со Львом Николаевичем к Марье Александровне через Ливенцевское имение, через лес. Через ручей пришлось слезать, самим перепрыгнуть и провести лошадей. Я пугнул Дэлира, он чуть не наскочил на ноги Льву Николаевичу. Я удивлялся силе и ловкости Льва Николаевича. Потом из леса через поле помчались в Овсянниково. (Я все время галопом за Дэлиром.) Иван Иванович [Горбунов-Посадов] спросил Льва Николаевича, отчего у него сапоги в грязи. Лев Николаевич ответил, что ехали прямо через лес, и дорога тут по пословице: в объезд — до обеда, а прямо — дай бог до вечера».

559. 3926. корректуру. — Корректура Пути жизни».

560. 3927—30. шпион…… попов бранит. — В своем Дневнике на стр. 149 В. Ф. Булгаков рассказывает, что 17 апреля часа в 2, «в дом явился красивый юноша, поляк, одетый в гимназическую форму, который заявил мне, что он желает переговорить непосредственно с самим Львом Николаевичем по важному вопросу… Я передал о его желании Льву Николаевичу и Лев Николаевич спустился на террасу, где поджидал юноша. Что же оказалось? Вернувшись, Лев Николаевич, с выражением ужаса на лице, сообщил, что юноша этот признался ему, что он шпион, шпион, состоящий на службе у правительства и доносящий властям о действиях революционных кружков, с которыми он близок. Нелепее всего то, что молодой человек ожидал от Толстого одобрения своей деятельности, зачем и приезжал к нему. Лев Николаевич ответил этому необычайному посетителю, что доносить на своих товарищей за деньги он считает ужасным, нехорошим делом».

561. 3932—35. Сейчас, нынче два юноши….. без иронии обойтись с ними. — Приводим выдержку из Дневника В. Ф. Булгакова о посещении двух юношей на стр. 154: ,,Были ещё посетители, — студент духовной академии и революционер; первый приезжал, чтобы укорить Толстого за то, что он передал родным право собственности на свои сочинения до 1881 г., второй — чтобы увещевать Толстого «п+роповедывать истину револьвером» (как он сам после говорил). Этих двух Лев Николаевич поблагодарил за их наставления, «без которых он жил так долго до сих пор»“.

562. 401—5. Вчера интересный разговор о любви….. исключительной. — В. Ф. Булгаков на стр. 152 в своем Дневнике приводит слова Толстого из этого разговора: «Если есть духовная жизнь, то любовь представляется падением. Любовь ко всем поглощает чувство исключительной любви. Начинается чувство исключительной любви бессознательно, но затем возможно разное отношение к нему. Всё дело в мыслях: можно или останавливать себя или подхлестывать. И такое подхлестывание — описания всех Тургеневых, Тютчевых, которые изображают любовь, как какое-то высокое, поэтическое чувство. Да, когда старик Тютчев,

Скачать:TXTPDF

чего неизвестно в чем состояло, выраженное Толстому, желание Суворова и отчего у Толстого возникло чувство досады. О В. В. Суворове см. Дневник 1908 г., т. 56 и «Солнце России», 1911,