Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

у которого песок… сыплется, влюбляется и описывает это в стихах, то это только отвратительно!..»

563. 406—7. два Японца….. европ[ейской] цивилизацией. — Приводим выдержку из Записок Д. П. Маковицкого от 19 апреля о посещении Ясной поляны двумя японцами: Харадой и Каджу Мидзутаки: «Приехали два японца. Старший — Харада, из самураев [самураи — члены военной касты в Японии], около пятидесяти лет, христианин, получивший образование в Америке, директор самого первого (в 1864 г. основанного) училища в Японии. До 1864 г. японцам было запрещено выезжать из Японии, смертная казнь налагалась на таких, которые уезжали. Основатель же этой школы выехал. По плану этой школы устроены и прочие. Он говорил долго с Львом Николаевичем наедине. Знает учение Льва Николаевича, но не признает его взглядов на непротивление и государство. Но уезжал с тем, что учение Льва Николаевича для него сделалось теперь проблемой. Другой японец, Каджу Мидзутаки, около двадцати семи лет, дома окончивший университет, теперь слушатель Народного университета в Москве, послан правительством изучать русский язык и технику русской промышленности… Христианин-японец был продолжительное время в Китае и Индии. Лев Николаевич расспрашивал его про Китай, Индию, Японию, главное, про религиозно-нравственную сторону жизни». Об этом же см. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 153, 154 и 155.

564. 408—5. от Индуса книга и письмо…. всей негодности ее. — Толстой отмечает получение книги: а) «Indian Ноmе Rule» by М. К. Gandhi. Being а Translation of Hid Swarâj (Indian Ноmе Rule) published in the Gujarati columns of Indian Opinion 11-th and 12-th Dec. 1909.— The International Printing Press Phenix, Natal 1910, б) и письма̀ к Ганди от 4 апреля нов. ст. 1910 г. См. ответ Толстого Ганди от 25 апреля 1910 г., т. 81 и прим. 578. Мохандас Карамшанд Ганди, по прозванию Махатма (великая душа) (р. 1869 г.) — национальный вождь индусского народа в борьбе против владычества англичан. Основным методом борьбы, руководимой Ганди, является непротивление злу насилием и пассивное сопротивление. Ганди окончил курс в Лондонской школе правоведения. С 1893 г. до 1914 г. жил в Южной Африке, защищая в качестве адвоката индусов от их притеснителей. В1909 г. Ганди ездил в Лондон и оттуда прислал первое письмо к Толстому (см. т. 80). В 1914 г. он переселился к себе на родину в Индию, где сразу занял положение индусского национального вождя, организуя движение на основе пассивного сопротивления и бойкота английских товаров. Ганди неоднократно сидел в тюрьме. Приводим примечание Ромена Роллана об отношении Ганди к Толстому, помещенное в русском издании его книги «Махатма Ганди», изд. «Сеятель», Л. 1924, стр. 31: «Брошюра «Hid Swarâj» содержит в конце составленный Ганди перечень произведений Толстого, которые он рекомендует прочесть, а именно: «Царство божие внутри вас», «Что такое искусство?», «Что делать?» — Он говорит Джозефу Ж. Доку о глубоком влиянии, которое имел на него Толстой. Но он добавляет, что не является последователем его политических идей. — На поставленный ему в 1921 г. вопрос: «Каковы ваши отношения с графом Толстым?» Ганди отвечал в «Young India» (25 октября 1921 г.): «Отношения преданного почитателя, который обязан ему во многом в жизни».

О Ганди и об отношении его к Толстому, кроме вышеупомянутой книги Ромеи Роллана, см. Paul Birukoff, «Tolstoi und der Orient», Rotapfel Verlag, Zürich und Leipzig, 1925.

565. 4014—18. 2) Да, движение….. какие были нынче. — Ср. запись № 1 от 20 апреля. О последних словах записи см. прим. 561.

566. 4019. Плясали, народ. — 19 апреля вечером Толстой вместе с гостившими в Ясной поляне И. И. Горбуновым-Посадовым, японцами Харадой и Мидзутаки (см. прим. 563) и В. Ф. Булгаковым ходили на деревню, где около библиотеки пускали граммофон. Как сообщает Булгаков в своем Дневнике, стр. 155, «ставили оркестр и пение В. Паниной и балалайку Трояновского. Балалайка особенно понравилась. Под гопак устроили пляску, которую Лев Николаевич все время наблюдал с живым интересом. Он вообще был очень подвижен и общителен. Ходил среди публики, разговаривал с крестьянами, знакомил их с японцами, рассказывал тем и другим друг о друге, объяснял мужикам устройство граммофона, читал им либретто песен, поощрял плясунов».

567. 4020. Простился с Японцами. — См. прим. 563.

568. 4021. Простился с милой Таней. — 20 апреля утром уехала из Ясной поляны Т. Л. Сухотина с дочерью.

20 апреля, стр. 40—41.

560. 4023. занимали муравьи. — Д. П. Маковицкий в своих Записках 22 апреля 1910 г. отмечает, что Толстой рассказывал про жизнь муравьев и что он прочел в словаре Брокгауза статью о муравьях. (Н. Книпович, «Муравьи» — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 39, стр. 196—202.)

570. 4023—24. Опять полковник с, очевидно, недобрым чувством ко мне. — К Толстому дважды 18 и 20 апреля приезжал отставной полковник, по фамилии Троцкий-Сенютович. Д. П. Маковицкий в своих Записках от 18 апреля сообщает об его посещении: ,,Сегодня был старичек, приверженец православия и самодержавия, подполковник, весь в орденах, наивный. Ездит по частям войск, обучает солдат грамоте. Лев Николаевич долго с ним беседовал. Вышедши от Льва Николаевича, он сказал Татьяне Львовне, что у него секрет и долго мялся, наконец рассказал, что он написал стихи против Льва Николаевича за его отступничество от православной веры и против государственности. Показал один листок и сказал: «Что мне теперь с ними делать? Придется сжечь их, а я только что напечатал две тысячи»“. Через день 20 апреля полковник Троцкий-Сенютович вновь посетил Ясную поляну и упорно добивался свидания с Толстым. Во время беседы он вновь обличал Толстого и упрекал в том, что он катается верхом. О посещении Троцкого-Сенютовича см. Дневник Булгакова, стр. 150—151, 155—156, 161.

571. 4025—27. Поправил две книжечки по коррект[урам]: Грехи, собл[азны], суев[ерия] и Тщеславие. — Главы 6 и 16 сборника «Путь жизни». См. записи от 8 и 27 февраля и 10 и 17 марта.

572. 4027. Ездил с Булг[аковым].—Поездка верхом 20 апреля по лесу «Засеке», по железнодорожным насыпям и глубоким оврагам, подробно описана В. Ф. Булгаковым в его Дневнике (стр. 156—159). Эта поездка была последней перед перерывом до 11 мая. Булгаков на стр, 161 сообщает, что Толстой решил прекратить свои поездки верхом, так как, говорил он, «это возбуждает недобрые чувства в людях. Мне говорят это. Вот у крестьян нет лошадей, а я на хорошей лошади езжу. И офицер вчерашний мне тоже говорил». (См. прим. 570.) Но под влиянием уговоров, главным образом В. Г. Черткова, он отменил свое решение и возобновил 11 мая в Кочетах свои почти ежедневные верховые поездки, которые продолжались вплоть до его ухода — до 27 октября. См. письмо к Толстому В. Г. Черткова от 3 мая 1910 г., т. 89, записи А. Б. Гольденвейзера, 2, стр. 14—15, Дневник Булгакова, стр. 193 и 198.

573. 4028—29. Канди о цивилизации. Оч[ень] хорошо. — Ошибка Толстого, следует: Ганди. См. прим. 564.

574. 4030—36. 1) Движение вперед….. революционеры следующих поколений. — Эта мысль со слов Толстого записана В. Ф. Булгаковым в его Дневнике, стр. 154—155. Ср. записи от 19 апреля № 1, от 10 октября № 3.

575. 411—4. 2) Японцы….. в цивилизации? — Запись сделана, повидимому, под впечатлением разговора с японцами Харадой и Мидвутаки. См. прим. 563.

21 апреля, стр. 41.

576. 4111—12. Крестьянин о земле. — Какой крестьянин был у Толстого 21 апреля не известно.

577. 4113. Потом дама с дочерьми. — Антонина Михайловна Щеглова, предварительно писавшая Толстому длинное письмо о своей семейной жизни и о дурных характерах своих двух дочерей, пятнадцати и тринадцати лет, унаследованных от отца-алкоголика, с которым она разошлась уже 13 лет тому назад, — привозила к Толстому своих дочерей, чтобы он поговорил с ними и повлиял на исправление их характеров. Об этом посещении и отношении к нему Толстого см. А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», 2, стр. 16 и Фельетон Мистер-Рэя, «Леонид Андреев у Л. Н. Толстого». — «Утро России» 1910, № 134 от 29 апреля.

578. 4113—14. Читал книгу о Gandhi. Оч[ень]. важная. Надо написать ему.— Книга о Ганди, см. прим. 564, которую читал Толстой в это время, была биография Ганди с изложением его взглядов и деятельности в Южной Африке, составленная Джозефом Ж. Доком: «М. К. Gandhi. An Indian Patriot in South Africa» by Joseph J. Doke, Baptist Minister, Johannesburg. With an Introduction by Lord Ampthill G. E. S. L. G. C. S. E. etc. etc. Published by The London Indian Chronicle 164 High Road Iford, London, 1909. Книга эта с собственноручными пометками Толстого находится на полке в его кабинете в Ясной поляне. В письмах к В. Г. Черткову от 22 апреля 1910 г. Толстой писал: «Сейчас и вчера вечером читал присланную мне с письмом книгу (одну раньше) [Д. Дока], другую после [«The Indian Home Rule»] одного индусского мыслителя и борца против английского владычества Gandhi, борющегося посредством Passive Resistance [пассивного сопротивления]. Очень он близкий нам, мне человек. Он читал мои писанья и перевел на индусский яэык мое письмо Индусу, его же книга «Indian Home Rule» по-индусски была запрещена британским правительством. Он просит моего мнения об его книге. Мне хочется подробно написать ему» (т. 89).

579. 4114. Миш[а]. — Михаил Львович Толстой (р. 1879 г.) — младший сын Толстого, приезжавший в Ясную поляну на два дня. См. о нем Дневник 1884 г., т. 49,

580. 4115—16. Андреев….. Мало серьезен. — Леонид Николаевич Андреев (9 августа 1871 г. — 12 сентября 1919 г.) — писатель-беллетрист, драматург. Андреев окончил юридический факультет Московского университета в 1897 г., недолгое время был помощником присяжного поверенного. Начал свою литературную деятельность в конце 1890 гг. в московской газете «Курьер» и журнале «Жизнь». В 1901 г. вышла первая книга рассказов Андреева. После 1905 г. стоял во главе литературных сборников: «Шиповник», «Знание», «Весы». Во время войны 1914—1918 гг. принимал участие в редактировании газеты «Русская воля». Умер в Финляндии. См. Дневник 1901 г., т. 53.

27 октября 1911 г. Андреев написал воспоминания о своем пребывании у Толстого под заглавием «За полгода до смерти» — см. «Солнце России», Спб., 1911, Ноябрь, № 53 (93), стр. 2—3. Приводим часть их:

«Важен день, когда впервые увидишь человека, да когда этот первый раз по воле судьбы останется и единственным: налагает свою печать природа. И Лев Николаевич Толстой, которого я видел один и единственный раз, навсегда останется для меня в ореоле чудесного апрельского дня, в весеннем сиянии солнца, в ласковых перекатах и благодушном

Скачать:TXTPDF

у которого песок... сыплется, влюбляется и описывает это в стихах, то это только отвратительно!..» 563. 406—7. два Японца..... европ[ейской] цивилизацией. — Приводим выдержку из Записок Д. П. Маковицкого от 19