Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

из Троицкой окружной психиатрической лечебницы три врача: Сафонов, Зайцев и Сотин с приглашением осмотреть больницу и присутствовать на кинематографическом сеансе 20 июня, который устраивался для больных один раз в неделю. «Лев Николаевич говорил с ними на террасе, расспрашивал, как распределяют больных по отделениям. Они отвечали, что на беспокойных и спокойных. Лев Николаевич говорил о том, что нельзя ставить границу между сумасшествием и здоровьем. В Троицком более беспокойные больные, чем в Мещерском. Поэтому, чтобы в Мещерской больнице можно было проводить более свободный режим, беспокойных больных переводят в Троицкое». О посещении Толстого Троицкой окружной больницы упоминает в своих воспоминаниях врач Е. А. Геника (см. прим. 844).

864. 672. шахматы. — Постоянным партнером Толстого в шахматы в Отрадном был Анатолий Дионисиевич Радынский (р. 188? г.), инженер, один из помощников В. Г. Черткова, живший вместе с ним и в то время близкий по взглядам к Толстому (Дневник Булгакова, стр. 232).

865. 672. Написал Соне. — Письмо к С. А. Толстой от 18 июня, в котором Толстой сообщает о своем благополучном пребывании у Чертковых; в ответ на ее телеграфный вопрос. См. т. 84.

866. 673. хорошее письмо. — Какое именно письмо имел в виду Толстой, не установлено.

19 июня, стр. 67.

867. 674—5. важное изменение в Предисл[овии]. — В. Ф. Булгаков сообщает, что 19 июня Толстой решил в предисловии к «Пути жизни» выражение «любовь к Богу» заменить выражением «сознание Бога» (Дневник Булгакова, стр. 236). Рукопись, где им были внесены эти поправки, сохранилась. См. т. 45, описание рукописей Предисловия к «Пути жизни».

868. 675. кончил письмо в Слав[янский] съезд. — См. прим. 858.

869. 677—15. 1) Ужасно не единичное….. 2) Паскаль говорил,….. что безумная, а что разумная жизнь. — Обе эти мысли стоят в непосредственной связи с общением Толстого с душевно-больными и развиты в статье «О безумии» (см. прим. 451, 654 и 870). Об отношении Толстого к душевным болезням см. записи в Дневнике от 27 июня №№ 2—8, от 4 сентября № 2, «Дневник для одного себя» от 7 и 28 августа, прим. 871; о сне и смерти — прим. 236.

Блэз Паскаль (1623—1662) — французский ученый и мыслитель. Автор книги «Pensées», переведенной на русский язык под заглавием «Мысли», «Мысли о религии». Толстой высоко ценил Паскаля и многие мысли его включил в сборники: «Круг чтения», «На каждый день» и «Путь жизни». См. записи в Дневнике от 17 июля, от 3 августа. Мысль Паскаля о сновидениях взята Толстым из книги Паскаля «Мысли о религии». Перевод с французского С. Долгова, изд. 2, М. 1902, стр. 39—40. См. т. 56, Дневник 1908 г., прим. к записи от 13 января.

870. 6721—28. Ездил с Ч[ертковым] в Троицкое….. экспроприатор, защищавший насилие….. женщин, испытуемых и беспокойных. — Приводим рассказ Толстого о впечатлениях, полученных от посещения Троицкой окружной психиатрической больницы, по записи А. Б. Гольденвейзера: «Самое тяжелое — это в Троицкой больнице разряд испытуемых. Это большею частью преступники и преимущественно политические. Один, например (Федоров), присужден был к смертной казни зa убийство и ему смягчили наказание на двадцать лет каторги. Их испытывают, так как среди них подозреваются симулянты. Я с одним беседовал. Он очень умный революционер [Попов] и очевидно развитой человек. Он спорил со мной, опровергал мои доводы, отлично знает то, что я писал. Доктор мне тихо сказал:— «Спросите его, кто он?». — Я спросил. Он нехотя пробормотал: — Я — Петр великий. — Очевидно ему стыдно было это мне сказать, потому что похоже, что он здоров и симулирует сумасшествие». («Вблизи Толстого», 2, стр. 66—67.) См. также прим. 850.

Один из врачей Троицкой больницы, В. В. Люстрицкий, подробно описал посещение Толстым больницы и впечатление на врачей и больных этого посещения в своей статье: «Лев Николаевич Толстой в Московской окружной лечебнице для душевно больных». — «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», Спб., 1910, 12, стр. 726—732. Приводим отдельные выдержки из этой статьи: «В мужском отделении наиболее долго он говорил с испытуемым Поповым (paranoia chronica) и заболевшим психически арестантом Федоровым (также рагадоіа chronica). Между прочим первый из этих больных спросил Льва Николаевича, придет ли на земле бессмертное царство и скоро ли оно придет… На этот вопрос Лев Николаевич ответил: «Такая жизнь несомненно наступит на земле… мы не знаем, когда она наступит, но она наступит; каждый человек должен стараться, чтобы такая жизнь наступила скорее, а для этого каждый должен жить хорошей нравственной жизнью» (стр. 728). Далее Попов начал говорить, что он Петр великий и живет уже 200 лет. Лев Николаевич просил его «так не говорить», добавив: «вы так хорошо начали говорить, а теперь говорите другое». Федоров был присужден к смертной казни, которая ему заменена бессрочной каторгой (стр. 729). На женской половине в наблюдательном отделении Льва Николаевича увидела больная Аннина (dementia paranoides) и стала его всячески бранить, правильно называя его по имени и фамилии. Лев Николаевич заметил: «чтó она имеет против меня?» и прошел дальше. В том же отделении одна больная при виде проходивших обнажилась. Лев Николаевич сказал, обращаясь к сопровождавшему его Черткову: «заметили ли вы, что сделала эта женщина?» и тут же добавил слова, повидимому относящиеся к душевно больным: «женщины циничнее мужчин» (стр. 729). В женском беспокойном отделении он был сразу окружен шумливыми беспокойными больными. Кто просил о выписке, кто пятачек, кто, чтобы пускали в церковь, были и такие, которые просто бесцельно кричали. Уходя из этого отделения, Лев Николаевич спросил о религиозных больных: получив ответ, что многие больные, особенно эпилептики, религиозны, он поинтересовался, каким образом удовлетворяются религиозные потребности больных. Затем он сказал, что душевно больные несчастны, что врачам психиатрам нелегко видеть страдания их и что психиатры вероятно долго не могут привыкнуть смотреть на своих больных, как на больничный материал. Осмотр лечебницы продолжался около 2 часов. После него Лев Николаевич во дворе лечебницы снялся вместе со всеми врачами (стр. 730). Его отношение к душевно-больным можно характеризовать следующим образом: во-первых, полное отсутствие боязни и тревоги в обращении с любым душевно-больным. Несмотря на предупреждения, несмотря на то, что в беспокойных отделениях Московской окружной лечебницы собраны из центральных, губерний самые опасные больные, он совершенно свободно разговаривал и убеждал таких больных, ведя беседу между прочим с самым агрессивным из таких больных — Абрамовым… Эта черта, могущая быть кратко охарактеризована словами: обращения с душевно больными, как с душевноздоровыми, — у Льва Николаевича явилась резко выраженной и производила сильное впечатление. Мало того: Лев Николаевич был не прочь начать переубеждать больного в его бредовых и нелепых идеях, галлюцинациях и иллюзиях, столь часто аффектирующих больных». (Стр. 731.)

Подытоживая впечатления от посещения Мещерской и Троицкой психиатрических больниц в своей статье «О безумии» (см. т. 38), Толстой пишет: «То же, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью, это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, чтò есть.

Ha-днях мне случилось посетить два огромных учреждения душевно больных, и впечатление, которое я вынес, было то, что я видел учреждения, устроенные душевно-больными, одной общей повальной формы сумасшествия, для больных разнообразными, неподходящими под общую повальную форму, формами сумасшествия. Все эти разнообразные формы сумасшествия подразделяются теми, которые одержимы одной повальной формой сумасшествия, на множество разных классов, отделов и видов… В сущности есть только одно ясное и понятное деление больных в больницах, и определяется то или другое обращение с ними. Деление это такое: 1) беспокойные (прежде они назывались буйными), 2) полубеспокойные, 3) спокойные и 4) испытуемые.

И это самое деление вполне точно относится ко всему огромному количеству людей, одержимых безумием, так называемой, культурой нашего времени». См. прим. 869.

871. 6729—30. Дома извест[ие] приезда матери, — В. Г. Чертков, которому был запрещен въезд в Тульскую губернию (см. прим. 41 и 646), 19 июня 1910 г. получил письмо от М. А. Стаховича, что запрещение это снято Столыпиным на время пребывания в Телятинках матери Черткова, Елизаветы Ивановны Чертковой, которая намеревалась летом 1910 г. приехать в Телятинки и хлопотала в Петербурге о разрешении ее сыну находиться с нею в Телятинках. См. прим. 1212.

Д. П. Маковицкий в своих Записках от 19 июня писал, что В. Г. Чертков, сообщая Толстому о полученной возможности приехать в Телятинки, прибавил, «что этому решению очень содействовали посещения Львом Николаевичем их. Это действует. Им стыдно подвергать Льва Николаевича неудобствам и опасностям путешествия. Лев Николаевич не мог удержаться, чтобы не посмеяться над глупостью правительства: ограничивать людей, где им жить».

872. 6730. Песни — Саша. — В. Ф. Булгаков в своем Дневнике (стр. 237) записал, что он пел под аккомпанемент Александры Львовны с хором русские песни: «Вот мчится тройка удалая», «Последний нонешний денечек» и, по просьбе Толстого, «Барыню».

20 июня, стр. 67—68.

873. 6731. и Славяна[м] — См. Письмо Славянскому съезду в Софии, прим. 858.

874. 6732. Детскую мудрость. — Под этим заглавием следует подразумевать рассказ «Нечаянно». См. прим. 792. По поводу написания этого рассказа Д. П. Маковицкий в своих Записках от 20 июня пишет: «Лев Николаевич в половине девятого вернулся с прогулки. В десять я вошел к нему… Лев Николаевич пил кофе и писал, он был в самом разгаре работы. Писал новую художественную статью, которую вечером и прочел вслух. После озаглавил ее «Нечаянно». Дети, в ней описанные, это: Танечка — дочь Татьяны Львовны, прямо скопированная, и Ваня — сын Михаила Львовича, у которого тоже есть сестра Таня, описанное происшествие действительно было с ними… Булгаков просил прочесть. Александра Львовна не дала, а то Лев Николаевич, если узнает, может бросить». В. Ф. Булгаков, рассказывая в Дневнике (стр. 237) о написании «Нечаянно», пишет, что, когда Лев Николаевич, находясь в веселом и оживленном состоянии, написал этот рассказ, он «приходит… на балкон, вручает рукопись… и декламирует:

Сочинитель сочинял,

А в углу сундук стоял.

Сочинитель не видал,

Спотыкнулся и упал.

Сам смеется»…

Ваня и Таня, упоминаемые Д. П. Маковицким — внуки Толстого: сын Михаила Львовича: Иван Михайлович Толстой (р. 10 декабря 1901 г.) и Татьяна Михайловна Сухотина (по мужу Альбертини), см. прим. 218.

875. 6732—34. Хочу попытаться сознательно 6оротъ[ся] с Соней добром, любовью….. вблизи исполнить. — Данная запись Толстого явилась впоследствии одним из тех поводов раздражения С. А. Толстой, которое не прекращалось вплоть до его ухода. Прочитав 26 июня эту запись в Дневнике Льва Николаевича, она пришла в крайнее возбуждение. См. прим. 919.

876. 6735. Молитва благодарности yжe не так действует. — См.

Скачать:TXTPDF

из Троицкой окружной психиатрической лечебницы три врача: Сафонов, Зайцев и Сотин с приглашением осмотреть больницу и присутствовать на кинематографическом сеансе 20 июня, который устраивался для больных один раз в неделю.