Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 58. Дневники и записные книжки, 1910 г.

Гольденвейзер, все замолчали (2, стр. 93).

965. 7612—14. Жизнь есть стремление…. совершенством. — Ср. с другими записями о жизни (прим. 477).

6 июля, стр. 76.

966. 7615—16. Простился с Мар[ьей] Алекс[андровной]. — М. А. Шмидт четыре ночи ночевала в Ясной поляне и 6 июля уехала в Овсянниково.

967. 7618. к Звегинце[вой]. Жалко. — Анна Евгеньевна Звегинцева, соседняя помещица, влиятельная в петербургских бюрократических кругах. См. о ней Дневник 1907 г., т. 56. В. М. Феокритова, передавая слова С. А. Толстой, пишет в своих Записках 6 июня, что Софья Андреевна ездила просить Звегинцеву хлопотать перед петербургскими властями о новой высылке В. Г. Черткова из пределов Тульской губ. Вернувшись от Звегинцевой, Софья Андреевна, — пишет В. М. Феокритова, — «прямо начала рассказывать с того, что Звегинцева была очень удивлена, что Черткова вернули, что она этим рассержена, т. е. не рассержена, а взволнована, — поправилась Софья Андреевна, и что, конечно, она примет все меры, чтобы его отсюда убрали. Урядник прямо сказал, что народ стал неузнаваем после Черткова, и что все в отчаянии, что его вернули… За обедом она рассказывала Льву Николаевичу о разных светских тайнах, слышанных ею, и упомянула даже вскользь про урядника, который находит, что народ лучше стал без Черткова. Лев Николаевич засмеялся и сказал: «По чему же ему это известно, и по чему он судит?» — Уж я не знаю, ему лучше знать, он ближе к народу, — ответила Софья Андреевна. Но визит этот, по-моему, еще более настроил ее против Черткова, потому что она как будто те дни была спокойнее, хотя и ни разу не упомянула добром Черткова».

968. 7618—19. Сутковой. Хороший разговор с ним. — Разговор этот подробно записан А. Б. Гольденвейзером. Приводим отдельные выдержки по его записям (2, стр. 96—100): „Сутковой. — Добролюбов говорит, что не надо бороться с мелкими страстями, а нужно освободить бога в себе, а если божественное начало во мне проявится, то мелкие страсти и соблазны сами отпадут. Лев Николаевич. — Аминь, аминь… Это с другой стороны то самое, чтò я говорю. — …Потом Лев Николаевич прибавил: «Сознание своего я — это сознание божественного начала в пределах. Сознание божественного начала вне моего я — это бог». Сутковой сказал: «Добролюбов разделяет людей на таких, которые в религиозной области перехватывают, и таких, которые недохватывают. Первые — это церковники, а ко вторым он причисляет вас, Лев Николаевич. У Добролюбова главное — молитва. Лев Николаевич: — Зачем молитва? Это мистицизмМистицизм состоит в том, чтобы оперировать над тем, что есть основание жизни». Далее беседа коснулась взгляда Добролюбова о значении молчания: словà часто бывают недостаточны для выражения чувств, и возможное полное духовное общение между живыми людьми без слов, при помощи менее грубого орудия, чем слово. Лев Николаевич, горячо отстаивая значение слова, сказал: «Да отчего же? Да ведь слово, когда я скажу: это сахарница, — никто не подумает, что это корова. Драгоценна эта точность слова… Суеверие не только в причастии, а и в том, чтобы собраться вместе и молчать или молиться. Нужна не вера, а сознание»“. В этой беседе с Толстым помимо Н. Г. Суткового принимали участие: В. Г. Чертков, С. Д. Николаев, С. А. Толстая и А. Б. Гольденвейзер. (См. «Вблизи Толстого», 2, стр. 96—100.) Ср. запись о молчании от 8 июля, прим. 974 и от 30 июля прим. 1114.

7 июля, стр. 76.

969. 7623. коррек[туру] — Корректура «Пути жизни».

970. 7625—26. С[офъю] А[ндреевну] никак в раздражении не мог успокоить. — По этому поводу 7 июля Д. П. Маковицкий записал: „Лев Николаевич ездил в дождь в Телятинки. Софья Андреевна сделала ему сцену за то, что был у Черткова. Лев Николаевич терпеливо переносит, но сегодня сказал Александре Львовне: «Она меня доканает»“.

971. 7726. Вечером читал. — Вечером 7 июля Толстой читал вслух Софье Андреевне и Льву Львовичу рассказ французского писателя Пьера Милля: «La Biche écrasée». Calmann Levi. 1909.

A. Б. Гольденвейзер в записи от 7 июля (2, стр. 102—103) отметил, что Лев Николаевич восхищался рассказом и в кратких словах передавал его содержание. Книга рассказов Пьера Милля была прислана Толстому автором вместе с письмом от 13 апреля нов. ст. 1910 г., которое приводим полностью в переводе на русский язык: «Великий и почитаемый учитель, когда человек достиг вашего возраста и вашей высоты гения, то посылать ему книгу без его просьбы может показаться недостатком уважения к нему: душа и мысль его заняты лучшим, нежели чтение. И все же несколько лиц, имеющих счастье знать вас, сказали мне, что «La Biche écrasée» может вам понравиться. Что касается меня, то единственное желание мое, чтоб в идее рассказа вы нашли, хотя бы отдаленно, ту честность мысли и сострадание, которые свойственны вашим произведениям. Еще одно должен я сказать вам: что я не переживал ни одного душевного кризиса, не испытывая потребности написать вам, и сейчас я краснею от стыда, что исполняю это только сегодня и лишь для того, чтоб послать вам нечто столь незначительное, как книгу. Я прошу вас, великий и почитаемый учитель, благосклонно принять выражение моего глубокого почтения. Pierre Mille».

Подлинник письма хранится в ГТМ. На конверте письма Милля — автограф Толстого от 5 апреля 1910 г.: «Ответить, когда получится книга». Несмотря на это, повидимому, письмо Милля осталось без ответа. См. далее, прим. 980.

972. 7627. Соня с ним объяснялась и не успокоилась. — Когда В. Г. Чертков и А. Б. Гольденвейзер собрались уезжать домой, С. А. Толстая через сына Льва Львовича позвала Черткова и объяснялась с ним наедине. Описывая этот день, А. Б. Гольденвейзер на стр. 103 своей книги сообщает: «Владимир Григорьевич пошел в ремингтонную к Софье Андреевне, и разговор их продолжался довольно долго. Под конец он вышел, и она за ним, и строгим голосом сказал ей: «Если вы начнете обсуждать выгоды и невыгоды убийства своего мужа, я прекращаю разговор. Я готов продолжать его, когда вы будете в лучшем настроении». Софья Андреевна стала опять говорить о своей обиде. Владимир Григорьевич сказал ей, что если ей показались обидными его слова, — он очень жалеет, но что она его неверно поняла; а то, что он сказал, что если бы он был ее мужем, то давно бы бросил ее, он берет назад и готов извиниться. Софья Андреевна сказала: «Благодарю вас». Расстались сравнительно мирно». Об этом же записали в своих Записках 7 июля Д. П. Маковицкий и В. М. Феокритова.

973. 7628. хорошо с ней поговорил. — Об этом разговоре С. А. Толстая записала в своем «Ежедневнике» 7 июля: «Вечером трогательное и счастливое объяснение с мужем»; 8 июля: «Я стала спокойнее после вчерашнего ласкового объяснения с мужем».

8 июля, стр. 76—77.

974. 7631. молчания. — А. Б. Гольденвейзер приводит слова Толстого о молчании, сказанные ему 8 июля: «Надо молчать. Какая это роскошьмолчать… Как хотелось бы ее себе позволить».

975. 7632. с Булг[аковым] к М[арье] А[лександровне]. — Описание этой верховой поездки в Овсянниково см. Дневник Булгакова, стр. 258—259.

976. 7633. Саша хворает. — «Александра Львовна нездорова, простуда». (Дневник Булгакова, стр. 258.)

977. 7634. Вечер читал. — Повидимому, упоминается о чтении сборника рассказов Пьера Милля (см. прим. 971).

978. 7635. Хорошо. — Очевидно, относится к посещению В. Г. Черткова.

979. 7636. во что можно не верить. — Толстой говорил Сутковому, что нужна не вера, а «сознание божественного начала в себе; а понятие вера — опасное». (А. Б. Гольденвейзер, 2, стр. 108.) См. Дневник, запись № 1 от 10 июля.

980. 771. Mille, «Repos Hebdomadaire» [«Еженедельный отдых»] — одно место из рассказа Пьера Милля «La Biche écrasée», стр. 101 (см. прим. 971). Шарль Саломон (см. прим. 990), приехавший в Ясную поляну 10 июля в своем письме (на французском языке) на имя главного редактора от 4 апреля 1932 г. пишет: «La Biche écrasée имела большой успех, особенно одно место, которое Толстой заставлял меня читать и перечитывать на второй и на третий день перед новыми гостями. Это место я помню. «Repos hebdomadaire»… Я тотчас же написал Пьеру Миллю. Я перечел его. Выходило, что Толстой через мое посредство давал ему литературные советы».

9 июля, стр. 77.

981. 774. пяти книжек. — Корректуры пяти выпусков «Пути жизни».

982. 774—5. с Львом….. Волнение. — Описание поездки Толстого верхом под дождем с сыном Л. Л. Толстым помещено последним в его воспоминаниях «Правда о моем отце», стр. 104—105. Запись Толстого: «Держусь» — относится к тяжелым отношениям между Толстым и его сыном. (См. прим. 955.)

983. 775. Николаев, — С. Д. Николаев. См. прим. 30.

984. 776. Тяжело. Держусь. — Эта запись, очевидно, является отражением тяжелого настроения Льва Николаевича в последние дни вследствие раздраженного состояния С. А. Толстой. Последнее слово: «Держусь» — может быть, относится к решению Толстого молча и безропотно переносить раздражительность своей жены. См. запись от 8 июля (начало), мысли, записанные 11 июля (1—3) и Записи А. Б. Гольденвейзера, 2, стр. 108.

10 июля, стр. 77.

985. 778. к Копылову. — Иван Родионович Копылов (1843—1922) — яснополянский крестьянин, находившийся в бедственном положении, получивший позднее фамилию Кондауров, по прозвищу «Ручкин», из-за того, что был однорукий.

986. 779—12. Прошел мимо Николаева….. нe нужна христианину — Этою записью Толстой отмечает продолжение своего разговора с С. Д. Николаевым, бывшего накануне.

987. 7715—16. письмо рабочему….. объ «Ед[инственном] Ср[едстве]».— См. письмо к железно-дорожному рабочему И. Неклюдову от 10 июля 1910 г., т. 82. В этом письме Толстой отвечал на вопросы И. Неклюдова, возникшие у него после прочтения статьи Толстого «Единственное средство» (написана в 1901 г., см. т. 34). Заканчивая свое письмо, Толстой писал: «Теперь же на ваш вопрос о том, что делать рабочему, когда ему предлагают сбить цены, отвечаю: если он религиозный человек, и живо чувствует свою связь с братьями рабочими и грех содействия их угнетению, — отказываться от работы, какие бы ни были последствия. Если же он слаб и не чувствует живо свою связь с братьями рабочими и своего греха содействия их угнетению, то принять предложение хозяина, но знать и чувствовать свой грех и искупить его».

988. 7712. Давыдов, — Николай Васильевич Давыдов (1848—1920) — старый знакомый семьи Толстых; приват-доцент Московского университета по кафедре уголовного судоустройства и судопроизводства; председатель Московского окружного суда. С Н. В. Давыдовым Толстого связывала долголетняя дружба, познакомились в 1878 г. К Давыдову часто обращался Толстой по разного рода ходатайствам, преимущественно по крестьянским

Скачать:TXTPDF

Гольденвейзер, все замолчали (2, стр. 93). 965. 7612—14. Жизнь есть стремление.... совершенством. — Ср. с другими записями о жизни (прим. 477). 6 июля, стр. 76. 966. 7615—16. Простился с Мар[ьей]