Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 60. Письма, 1856-1862 гг.

самой образованной страны, — самая сущность дела говорит за себя. Ежели бы правительство бросило все дела, закрыло бы все департаменты и комиссии (и прекрасно бы сделало) и занялось бы одним народным воспитанием, и тогда едва ли бы оно успело, — потому что механизм, усвоенный правительством, помешал бы ему, и, главное, потому, что интересы его кажутся отдаленными (в сущности, это один его интерес) от народного образования. Общество же должно успеть, потому что интересы его непосредственно связаны с степенью образования народа, потому что лишенные всех насильственных средств действия общества будут сообразовываться только с потребностью народа, которая выразится в филантропическом или денежном успехе предприятия, в степени удовлетворения народной потребности будут постоянно иметь поверку своих действий. Но я опять, кажется, доказывал дважды два. Вопрос может быть только в том, существует ли потребность образовывать и образовываться. Для меня это вопрос решенный. Полгода моей школы породили три таких же в околодке, и везде успех был одинаковый. Дело вот в чем: что скажет правительство, ежели ему представить следующий проэкт:

«Общество народного образования (или более скромное название) имеет целью распространение образования в народе.

Средства Общества будут состоять из взноса членов по 100 или % рублей, из платы учеников (где это возможно), из выручек за издания Общества и из пожертвований.

Действия Общества будут состоять:

1) В издании журнала, состоящего из отдела собственно педагогического (о законах и способах первоначального преподавания), отдела первоначальных руководств для учителей и чтений для учеников и отдела сведений о действиях Общества.

2) В учреждении школ в тех местах, где их нет и где чувствуется в них потребность.

3) В составлении курса преподавания, в назначении учителей, в надзоре за преподаванием, за хозяйственным учетом вообще, за управлением таких школ.

4) В надзоре за преподаванием в тех школах, где учредители того пожелают».

До сих пор общество это составляю я один. Но говорю вам без фразы, что, возможно будет или нет такое общество, я положу всё, что могу, и все свои силы на исполнение этой программы. Нечего говорить, что наверное мои мысли односторонни, и что Общество, занявшись им, многое изменит и прибавит. Но ежели бы это могло только собрать силы многих к одной цели. Вы-то помогите мне, любезный друг, Егор Петрович. Я на дурном счету у правительства. От меня это никак не должно идти, а говорите или составьте из этого получше записку и покажите Евграфу Петровичу.7 (Я вам прямо задаю дело потому, что знаю вперед, что не можете всей душой не сочувствовать этому). Ежели бы я знал наверно, что правительство разрешит это общество, то я бы поработал серьезнее над составлением самого проэкта и подал бы его от другого лица.8 Есть в Туле директор гимназии Гаярин9 (ваш брат его знает), замечательный человек, которому я нынче сказал о моем намерении. Я надеюсь, что он не отказался бы подать от себя. Во всяком случае, у вас дело в хороших руках. Подайте ли прямо, переписав и переделав эту записку (об обществе), или посондируйте, где следует, и напишите мне, рассказав, как надо поступать; одно только, на обыкновенную удочку правительства заставить подробно изложить проект, курс преподавания и т. д. и потом сказатьнельзя, я на эту удочку не поддамся. Мне мое время дорого (и с гордостью могу сказать, дорого и для 100 мальчиков). Кроме школы у себя, у брата, я готовлю большую статью о педагогии, которая не будет годиться в проэкт для правительства. Позволят или нет, а я хоть один, а всё буду составлять тайное общество народного образования. Нет, без шуток, ежели бы общество оказалось невозможным, то я все-таки намерен издавать журнал, о котором пишу в проэкте общества.10 Посондируйте почву и об этом напишите, пожалуйста. Разрешат ли журнал с моим именем, как Редактора? И как, в какой форме, кому нужно подать об этом, и что такое? Как мне ни нужно теперь быть здесь, я бы приехал в Петербург, ежели для успеха дела мое присутствие могло бы быть необходимо. И как подумаешь, что почти наверно вы мне ответите: «видно, что вы, Л. H., сидите в деревне, что с такими проэктами суетесь», как подумаешь — отчаянье находит. И чего может бояться правительство? Разве можно в свободной школе учить тому, чего не следует знать. У меня бы ни одного человека не было в школе, ежели бы я заикнулся о том, что мощи не есть такая же святыня, как сам Бог. Но это не мешает им знать, что земля шар и что 2 × 2 = 4. Ну, что будет, то будет; только поскорее, как можно поскорее, известите меня. Будьте здоровы, не грустите, и дай Бог вам всего лучшего. От души жму вам руку.

Ваш Л. Толстой.

12 Марта.

Ясная Поляна.

Адрес мой: в Тулу.

Впервые опубликовано в Б. I, 1, стр. 458—463.

О Егоре Петровиче Ковалевском см. вступ. прим. к п. № 26.

1 Е. П. Ковалевский был первым председателем Литературного фонда. См. сборник Литературного фонда «XXV лет», М. 1884.

2 Аристократический Английский клуб в Москве, существовавший с времен Екатерины II до революции (1917), славился в былые времена своей кухней. Толстой неоднократно его описывал в «Войне и мире», в «Декабристах», «Анне Карениной» и других своих произведениях.

3 [и всей шумихой,]

4 Наполеон III (1808—1873) — французский император.

5 Виллафранкский мир был заключен 11 июля 1859 г. Мир этот положил начало национальному объединению Италии под главенством Пьемонта.

Виллафранка — город в итальянской провинции Вероне, на реке Татаро. Его окрестности часто служили театром войны во время борьбы Италии с Австрией за независимость.

6 Савойя — бывшее герцогство на границах Швейцарии, Пьемонта и Франции. Самая возвышенная страна Европы (вершина Монблан).

7 Евграф Петрович Ковалевский, в то время министр народного просвещения. См. п. № 178.

8 Это общество разрешено не было.

9 Иван Федорович Гаярин (1827—1890) — педагог и писатель. В 1849—1858 гг. учительствовал в Москве; в 1859 г. был назначен инспектором Тульской гимназии, а через несколько лет директором училищ Тульской губернии. С конца 1860-х: гг. — окружной инспектор Московского учебного округа; впоследствии член совета военно-учебных заведений. Автор ряда педагогических трудов, в 1864 г. редактор «Тульских губернских ведомостей».

10 Издание педагогического журнала («Ясная Поляна») Толстому удалось осуществить в 1862 г.; журнал просуществовал только один год. См. т. 8.

* 166. А. А. Фету и И. П. Борисову.

1860 г. Марта 23. Я. П.

23 Марта.

Чувствую, что я в отношении вас свинья, любезный дядинька Афанасий Афанасьевичь и Иван Петровичь. На письмо не отвечаю акуратно, а когда мне нужно, пишу; но что станешь делать? То дело, то лень помешают, а приспичит дело, к вам обращаешься. Успокоивает меня одно, что, будь я на вашем месте, я бы не рассердился. Я осмелился послать на ваше имя мешки с семенами Тимоф[еевской] травы 54 пуда. Получив их, велите сложить их где-нибудь в сарай, а то и просто на дворе и пошлите образчики оной в семенные лавки, к Финтельману,1 Мееру на Лубянку и в Русские лавки против Василья Блаженного. Кто больше даст, тому велите отдать и взять деньги и на деньги купите мне ланцет, коновальский инструмент, банки с настойками, а остальные привезите. Продажу эту, дабы она вам не надоела, поручите какому-нибудь сводчику или просто своему дворнику, обещав и дав ему за эти хлопоты от 5 до 10 р. сер.

Всё это я пишу в случае, ежели сам не приеду. Имею же я намеренье, под предлогом Тимофеевой травы, приехать сам в конце этого месяца. Мои занятия школой принимают в моей голове большие размеры. Об этом поговорю с вами при свиданьи. — До свиданья, жму ваши руки и Марье Петровне низко кланяюсь. Решительно вам нельзя поручать брата, в Козюлькине ли, в Москве ли — вы завладеваете им. —

Ваш Л. Толстой.

Напишите, пожалуйста, словечко про Николиньку. Что он? и приедет ли когда нибудь?

1 Федор Васильевич Финтельман (ум. в 1861 г.) — ученый садовник, известный распланированием Петровского парка в Москве.

167. A. A. Фету.

1860 г. Марта 27. Я. П.

27 Марта.

Как вы обрадовали меня вашими планами, любезный дядинька, не могу вам сказать. Но обрадовали не одного меня, но и всех наших, начиная от тетушки до пьяного монаха.1 — Трепещу только об одном, чтобы из-за какого-нибудь вздора это не расстроилось. Вещественные условия возможности вашего пребывания в Ясной все, мне кажется, — естьжелание мое, чтобы оно было, так сильно, что я бы сделал эти условия — ежели бы их не было, пробил бы еще три стены и сам бы жил на трубе, стало быть, это должно быть. Разумеется, тут пропасть маленьких условий, которые нужно определить. В каком доме и в каких комнатах лучше захочет [жить] Марья Петровна, куда будет входить и выходить Марьюшка2 и т. д. Да еще, куда поставить лошадей, в особую ли конюшню, на двор ли к мужику за три версты, или к брату в Пирогово. Короста еще есть, и хотя я своих чистых лошадей ставлю в Ясной, ваших лошадей надо будет устроить иначе. Но вообще обо всем надо переговорить. Приезжайте непременно, когда поедете в Серпухов.3 Как мы будем гулять с Марьей Петровной — она останется довольна садом. — Как и о каких славных делах, как-то: педагогии, хозяйстве и пускай хоть и поэзии — мы будем беседовать с вами и Фирдуси.4 Но ничего, ничего, молчание…5 Жду вас или вашего ответа.6 Целую руку Марьи Петровны и прошу ее в случае затруднений разрешать их на манер Гордиевых узлов, по женски. В Москву теперь я, должно быть, не приеду. До свидан[ия].

Л. Толстой.

Впервые опубликовано А. А. Фетом в «Русском обозрении», 1890, I, стр. 28, и затем в «Моих воспоминаниях», I, стр. 324—325.

1 Николай Сергеевич Воейков.

2 Марьюшка — горничная у Фетов.

3 Фет хотел приобрести под Серпуховом небольшое именье и уже платил жалованье будущему приказчику, но покупка эта не состоялась.

4 H. Н. Толстой.

5 Фраза из «Записок сумасшедшего» Гоголя.

6 Возвращаясь на лошадях из Москвы в Новоселки, Фет с женой обещали заехать к Толстому в Ясную Поляну, что и выполнили. Пробыв в Ясной Поляне два дня, Фет продолжал свой путь, пригласив с собой и H. Н. Толстого (А. Фет, «Мои воспоминания», I, М. 1890, стр. 325).

168. И. П. Борисову.

1860 г. Апреля 5. Я. П.

5 Апреля.

Как я вам благодарен, любезный Иван Петрович, за ваши письма, только о самом интересном для меня вы всегда умалчиваете — о себе. Как больная, есть ли надежда

Скачать:TXTPDF

самой образованной страны, — самая сущность дела говорит за себя. Ежели бы правительство бросило все дела, закрыло бы все департаменты и комиссии (и прекрасно бы сделало) и занялось бы одним