Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 62. Письма, 1873-1879 гг.

В письме от 20 декабря В. А. Иславин извещал об успешном ходе своих переговоров с Бистромом (ср. письмо № 366).

2 По преданиям, сохранившимся в семье Иславиных, В. А. Иславину случилось однажды — в 1849 г. — заплатить биллиардный проигрыш Толстого маркеру, которой иначе не выпускал его из ресторана.

3 Адуев — действующее лицо в романе Гончарова «Обыкновенная история», тип самодовольного и преуспевающего чиновника и дельца.

374. В. А. Иславину.

1877 г. Декабря 29. Москва.

Отправив письмо1 решил короче согласен на предложенье только другую половину денег при купчей марте. Толстой.

Впервые опубликовано в «Летописях Государственного литературного музея», кн. 2, М. 1938, стр. 54.

Телеграмма. Как значится на бланке, была отправлена из Москвы в 10 часов 16 минут дня 29 декабря 1877 г.

1 См. письмо № 373.

1878

375. C. C. Урусову.

1878 г. Января 1…3? Я. П.

Приехав в Тулу, нашел ваше письмо заказное у кучера, тотчас, преодолев любопытство, разорвал его на клочки и дорогой разбросал. Дома нашел все благополучно и отдыхаю после сумбура московского. Нет ничего более вредного для работы, как споры с равнодушными. Дай бог вам спокойствия душевного и, пожалуйста, любите меня и прозревайте хорошенько, тогда во мне ничего не увидите, кроме радости о восстановлении нашей дружбы. Передайте наш поклон княгине.

Л. Т.

Впервые опубликовано в «Вестнике Европы», 1915, 1, стр. 13, с неверной датой «1876». Датируется на основании ответного письма С. С. Урусова. Так как письмо было написано, как видно из содержания, вскоре по возвращении из Москвы, где Толстой был 28—30 декабря, а ответ С. С. Урусова помечен «субботой», т. е. приходится, очевидно, на 6 января 1878 г., датируется предположительно 1—3 января 1878 г.

С. С. Урусов, обиженный, что его не известили о таком важном событии в семье Толстого, как рождение сына, вспылив, написал резкое письмо которое, объяснившись при свидании в Москве, просил разорвать не читая, как он сам пишет об этом в ответном письме от 6? января 1878 г.

376. П. И. Бартеневу.

1878 г. Января 3. Я. П.

Петр Иванович!

Очень обяжете меня, если пришлете нумера Архива, где записки Даля о Хив[инском] походе;1 я у себя не найду. Если что вспомните из того, о чем мы говорили,2 или вообще из времен Николая характерное, вспомните вашего искренне[го] приятеля Л. Толстого.

3 января.

Впервые опубликовано в «Сборнике Государственного Толстовского музея», М. 1937, стр. 181. Год определяется связанной с работой над «Декабристами» (см. прим. 1 к письму № 356) просьбой материалов о Хивинском походе.

1 В. И. Даль в качестве военного врача принимал участие в Хивинском походе. Его «Письма к друзьям из похода в Хиву 1839 г.» были напечатаны в «Русском архиве», 1867, №№ 3 и 4.

Поход для завоевания Хивы (Хорезма) был предпринят в 1839 г., во главе с В. А. Перовским, но окончился неудачно — тяжелым отступлением зимой, через пустыню, и громадными потерями в войсковом составе.

2 Толстой был в Москве около 28—30 декабря 1877 г. и, вероятно, в один из этих дней виделся с П. И. Бартеневым.

* 377. В. К. Истомину.

1878 г. Января 3? Я. П.

Дорогой кум!

Пользуюсь вашим разрешением просить вас о деле с гувернером. Вот в чем моя просьба. Увидать г-на Жерара1 (на Тверском бульваре, дом Лазарика, меблированные комнаты) и сказать ему, что я, согласно обещания — дать ему ответ 5-го числа,2 имею сообщить ему следующее: я, рассчитывая на г-на Жерара, отказал нашему гувернеру нынче, но неожиданно встретил в этом гувернере желание остаться в доме как можно дольше, до тех пор, пока он найдет себе место; и что поэтому я вынужден дожидаться законом положенные две недели;3 поэтому прошу г-на Жерара ответить мне, согласен ли он подождать до 17-го, или нет? Если он не согласен, то прошу его немедленно о том уведомить. Притом считаю нужным сказать, что я полагаю, что г-н Ре соберется уехать раньше и что я этому буду содействовать, отыскивая ему место, и как скоро он уедет, так извещу о том Жерара. Если бы г-н Жерар знал какое-нибудь место гувернера, хотя бы и на жалованье менее 1000 р., то не будет ли он так добр сообщить мне о том. Я рекомендовать г-на Ре могу с самой хорошей стороны. Ну, не сердитесь на меня, пожалуйста, за это скучное поручение и не потяготитесь сделать его, а главное дайте мне случай лично благодарить вас, приехав в Ясную. Мой племянник Толстой хотел приехать 5-го и привезти с собой собиравшихся к нам — сестру и Нагорновых.4 Хорошо бы было, если бы вы присоединились к ним. Мой душевный привет милой куме.5 Как ее здоровье и маленького?

Ваш Л. Толстой.

Да нет ли в Лицее или у кого-нибудь знакомых нужды в учителе и гувернере.

На автографе пометка В. К. Истомина: «1878 г.», подтверждаемая упоминанием о Жераре, с которым Толстой вел переговоры в январе этого года; более точная дата определяется на основании слов письма: «согласно обещания — дать ему ответ 5-го числа».

1 Во время посещения Москвы в конце декабря 1877 г. Толстой сговорился с неким Жераром, которого он предполагал пригласить гувернером к старшим сыновьям вместо швейцарца Рея. Однако Рей уехал только 17 января. Жерар не согласился так долго дожидаться. Кончилось тем, что в гувернеры был приглашен Ньеф (см. о нем письмо № 392, прим. 3).

2 Зачеркнуто: хотя я этого не заявил гувернеру, я решился

3 Зач: но что после этого срока, т. е. 17-го, я откажу ему, и если г-н Жерар согласен отложить до 17-го, то пришлю за ним.

4 Николай Валерианович Толстой приезжал в Ясную Поляну 14 января вместе с H. М. и В. В. Нагорновыми.

5 Жене В. К. Истомина. Толстой крестил сына Истоминых, родившегося 24 декабря 1874 г., и потому называет их иногда в письмах «кум» и «кума».

378. H. H. Страхову.

1878 г. Января 3. Я. П.

Письмо ваше, дорогой Николай Николаевич, пришло в то время, как я был в Москве, и по возвращении моем жена мне сообщила, как одну из радостных новостей, что есть длинное письмо от вас «и такое милое».1 И я благодарю вас за это. За ужасный и огромный труд (что бы вы ни говорили) коректур моего романа я не благодарю, потому что слишком не соответствуют тому, что вы для меня этим сделали, всякие слова благодарности. — Постараюсь только не забывать этого. У нас всё, слава богу, хорошо. Маленького окрестили Степа с моей Таней и на праздниках кроме своих никого не было. Здоровье мое, которое всё было дурно, теперь как будто поправляется, и начатая работа2 перебита праздниками, но не остановлена. — Вчера был у нас Фет и несколько раз принимался делать планы о том, как он увезет вас от нас и как я за вами приеду. Вы и не думаете о нас, а мы уже делим ваше время. —

Критику чистого практического разума3 я приобрел. Нынче посылаю для получения по нем объявления от вас. Впрочем, теперь у меня книг и матерьялов по двум разнородным предметам4 так много, что я в них теряюсь.

Соловьева статью в Гражданине5 пришлите, пожалуйста. Заглавие очень для меня заманчиво. Вера, знание и опыт. Встретился в Москве с Б. Чичериным. Он пишет сочинение о знании и вере.6 У меня живет учителем математики кандидат Петерб[ургского] университета,7 проживший два года в Канзасе в Америке в русской колонии коммунистов. Благодаря ему я познакомился с тремя лучшими представителями крайних социалистов8 — тех самых, которые судятся теперь.9 Ну и эти люди пришли к необходимости остановиться в преобразовательной деятельности и прежде поискать религиозной основы. — Со всех сторон (не вспомню теперь кто) все умы обращаются на то самое, что мне не дает покоя.

С нетерпением жду вашей статьи.10 Одна фраза вашего письма мне сделала больно. Вы пишете —отослал последние коректуры и взялся за свою статью. Вы нечаянно признались, что эта пустая работа мешала вашей.

Смерть Некрасова поразила меня.11 Мне жалко было его не как поэта, тем менее как руководителя общественного мнения, но как характер, который и не попытаюсь выразить словами, но понимаю совершенно и даже люблю не любовью, а любованьем.

Нынче пережил тяжелую минуту — должен был отказать нашему швейцарцу — он сделался невыносим своею грубостью и дурным характером.12

————

Есть ли в монгольской древней религии что-нибудь настолько же разработанное, как Веды,13 Трипитака14 и Зенд-Авеста,15 и дошли ли в этой религии до настоящего, т. е. высокого?

Откуда вы мне приводили слова Лаотцы?16 —

Обнимаю вас от всей души, дорогой друг, и желаю вам в этом году того, о чем молюсь каждый день, спокойствия в труде.

Ваш Л. Толстой.

О 2-х экз[емплярах]17 пишу с этой почтой.

3 генварь

1878

Отрывок (со слов: «Встретился в Москве с Бакуниным» — вместо «Чичериным») впервые опубликован в Б, II, М. 1908, стр. 304; полностью, с автографа — в ПС, стр. 139—141.

1 Письмо Страхова от 24…27 декабря 1877 г. См. ПС, стр. 137—138.

2 Вероятно, над диалогом «Собеседники» (см. т. 17), начатым 20 декабря 1877 г. и продолженным в ближайшие дни.

3 «Критику практического разума» Канта; речь идет о только что вышедшем переводе Н. Смирнова.

4 По истории царствования Николая I и восстания декабристов и о религиях. Ср. письмо № 362.

5 Речь идет о статье Вл. С. Соловьева «Вера, разум и опыт», напечатанной в «Гражданине», 1877, №41—44 от 25 декабря, стр. 886—888.

6 Книга эта вышла в Москве в 1879 г. под заглавием «Наука и религия».

7 Василий Иванович Алексеев (1848—1919). См. о нем в т. 63, стр. 81—82.

8 Кроме В. И. Алексеева, Толстой имеет в виду здесь его двух ближайших друзей: Александра Капитоновича Маликова и Алексея Алексеевича Бибикова. См. о них т. 63, стр. 76—77.

9 Процес «193-х», разбиравшийся в Сенате с 18 октября 1877 г. по 23 января 1878 г.

10 «Об основных понятиях психологии».

11 Н. А. Некрасов скончался 27 декабря 1877 г. Об отношении Толстого к Некрасову см. в тт. 47 и 59.

12 Речь идет о гувернере-швейцарце Жюле Рее.

13 Веды — древние религиозные книги индусов.

14 Трипитака — собрание канонических книг буддийской религии.

15 Зенд-Авеста — религиозная книга древних иранцев, содержащая учение Заратустры.

16 Лao-цзы, или Лаоси (VI век до н. э.) — китайский философ, основатель даосийской религии, которому приписывается книга «Тао-те-кинг» (см. т. 55, прим. 139). Вопрос Толстого вызван фразой в письме Страхова от 27 декабря: «Несказанное, немыслимое есть одно истинно сущее, как признают буддисты и китайский Лаоцзы». 20 января Страхов ответил: «Лаоцзы я привел из книги St. Julien, Le livre de la voie et

Скачать:TXTPDF

В письме от 20 декабря В. А. Иславин извещал об успешном ходе своих переговоров с Бистромом (ср. письмо № 366). 2 По преданиям, сохранившимся в семье Иславиных, В. А. Иславину