— очень умный и хороший старик. У него есть хлопоты в Петербурге, и мне пришло в голову направить его к вам. Мне кажется, что вы более всех моих знакомых сумеете обратить его, куда следует, и более других охотно похлопочете с ним. — Если же вам не знакомы люди его типа, то он может быть вам и интересен. Желал бы только, чтобы письмо это застало [вас] в Петербурге здоровым и спокойным духом. Простите пожалуйста, если письмо это попадет не во-время. Я жив, здоров и всё понемножку копаюсь. Прошу верить моему уважению и дружбе.
Л. Толстой.
На конверте:
В Петербург. В Публичной библиотеке. Его высокоблагородию Владимиру Васильевичу Стасову.
Впервые опубликовано в книге «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906», изд. «Прибой», Л. 1929, стр. 41—42. Дата определяется пометкой В. В. Стасова на конверте: «Из Тулы. Получено 4 августа 79».
1 Василий Петрович Щеголенков или Щеголенок (1806—1880) — сказитель былин, крестьянин деревни Боярщины Петрозаводского уезда Олонецкой губ. Со слов его записано много былин П. Н. Рыбниковым, А. Ф. Гильфердингом и М. Гурьевым (по заданию Е. В. Барсова). См. о нем заметку в «Русском биографическом словаре» и статью Ю. М. Соколова «Лев Толстой и сказитель Щеголенок» («Летописи Государственного Литературного музея», кн. 12, М. 1948, стр. 200—207). Толстой познакомился с Щеголенком в Москве в марте 1879 г. и зазвал его к себе погостить в Ясную Поляну, где записал с его слов много легенд. См. т. 48. Некоторые из легенд были положены им впоследствии в основу рассказов: «Чем люди живы?», «Два старика», «Три старца», «Корней Васильев» и др.
Стасов отвечал 12 августа и подробно описывал впечатление, произведенное на него Щеголенком. См. «Лев Толстой и Стасов. Переписка», стр. 42—43.
524. А. А. Толстой.
1879 г. Августа 13…15? Я. П.
Простите, милый друг, что не пишу вам теперь длинно. У меня полон дом народа, репетиции для театра. И более чуждым всему этому человека трудно себе представить. Не могу оставить без выражения сердечного отклика ваше грустное письмо. Всей душой скорблю за вас и за Софью милую. Поминаю на молитве и вашу мать, и Илью. Много есть более близких, кот[орых] не поминаю, а их поминаю. Только и хотел сказать, что и люблю и жалею вас и желаю вам добра душевного, только душевного. У нас всё по-старому. Я счастлив женой и не несчастлив детьми. Целую ваши руки и Софье.
Ваш Л. Толстой.
Впервые опубликовано в ПТ, стр. 323, с датой: «Август 1879». Датируется по письму А. А. Толстой от 11 августа 1879 г. из Петербурга, с сообщением о смерти 21 июля в Кларане, в Швейцарии, ее брата Ильи Андреевича Толстого.
525. Д. Н. Набокову.
1879 г. Августа 20. Я. П.
Ваше высокопревосходительство, милостивый государь
Дмитрий Николаевич,
Начав исторический труд из времен конца XVI и начала XVII века,1 я просил г-на министра иностранных дел об исходатайствовании мне высочайшего разрешения для работ в архивах по «секретным делам», кое и получил; но, к сожалению, разрешение это не относится до архива министерства юстиции, и я поставлен в необходимость утруждать Ваше высокопревосходительство покорнейшей просьбой об исходатайствовании для меня разрешения на пользование «секретными делами» архива министерства юстиции. Буду считать себя много обязанным Вашему превосходительству, если через него получу это разрешение.
С истинным уважением и преданностью имею честь быть Вашего высокопревосходительства покорный слуга
20 августа 1879.
Тула, графу Льву Николаевичу Толстому.
Печатается по автографу, хранящемуся в Ленинградском центральном историческом архиве. Впервые опубликовано в «Красном архиве», 1927, 3(22), стр. 248.
Дмитрий Николаевич Набоков (1827—1904) — в 1878—1885 гг. министр юстиции.
1 Описка, вместо: «конца XVII и начала XVIII века».
Ответ Д. Н. Набокова неизвестен, но разрешение было получено. В книге записи выдаваемых документов в Московском архиве министерства юстиции имеются сведения о выдаче Толстому секретных столбцов и дел Преображенского приказа дважды: 8 октября (возвращены 12 октября) и 18 октября (возвращены 20 октября. Дело 1880 г. № 20). Но так как никаких расписок Толстого в соответствующей графе книги записей о получении им этих дел нет, а также нет и никаких сведений о поездках его в эти дни в Москву, то надо думать, что лично он этих дел не брал, а поручал делать из них нужные выписки архивисту И. Н. Николеву, который и прислал Толстому целый ряд выписок из дел Преображенского приказа. Подробнее об этом см. в т. 17, стр. 635—636 и 676—679.
* 526. A. A. Фету.
1879 г. Августа 30…31. Я. П.
Дорогой Афанасий Афанасьевич.
Разумеется, я опять виноват перед вами,1 но, разумеется, не от недостатка любви к вам и памяти о вас. Мы с Страховым то и дело говорили про вас: судили и рядили, как мы все судим друг о друге и как дай бог, чтобы обо мне судили. Страхов очень доволен пребыванием у вас и еще больше вашим переводом.2 На задирающие пункты вашего письма об убийстве Г. Энгиенского3 не буду отвечать, потому что думаю, что вы неправы и знаете это лучше меня. Мне удалось вам рекомендовать чтение 1001 ночи и Паскаля: и то и другое вам не то что понравилось, а пришлось по вас; теперь имею предложить книгу, которую еще никто не читал и я на днях прочел в первый раз и продолжаю читать и ахать от радости; надеюсь, что и эта придется вам по сердцу — тем более, что имеет много общего с Шопенгауером, это Саломона Притчи, Эклезиаст и Книга премудрости.4 Новее этого трудно что-нибудь прочесть; но если будете читать, то читайте по-славянски. У меня есть новый русский перевод. Перевод этот (совестно называть это переводом) интересен тем, что показывает очевидно беспутность, невежество и наглость наших попов. Английский перевод также дурен. Если бы у вас был греческий, вы бы увидали, чтó это такое. Поклонитесь от меня Пете Борисову и посоветуйте ему от меня почитать по-гречески и сличить с переводами. — Я сейчас ходил гулять и думал о Пете. Не знаю, чему ему надо еще учиться, но знаю, что с его знаниями я могу на выбор предложить ему дела четыре такие, на которые нужно посвятить жизнь, и успех, хотя неполный, заслужит навеки благодарность всякого русского, пока будут русские. —
У нас после приезда Страхова были гость на госте, театр и дым коромыслом. 34 простыни были в ходу для гостей, и обедало 30 человек, и всё сошло благополучно и всем, и мне в том числе, было весело. —
Наш душевный привет Марье Петровне.
Когда есть надежда увидеть вас и как ваше здоровье.
Ваш Л. Толстой.
Впервые опубликовано, с пропусками и даже с пересказом некоторых мест своими словами, Фетом в «Моих воспоминаниях», ч. II, М. 1890, стр. 368, с датой: «31 августа 1879 года».
1 Толстой не ответил на письмо Фета от 31 июля и очень запаздывал ответом на письмо от 10 августа.
2 Речь идет о переводе Фетом книги Шопенгауера «Мир как воля и представление». См. письмо Страхова к Толстому от 21 июля 1879 г. (ПС, стр. 227).
3 Герцог Энгиенский (1772—1804) — принц французского королевского дома Бурбонов, казненный Наполеоном. 10 августа 1879 г. Фет писал Толстому: «Меня постоянно возмущала беззаконная смерть герц. Энгиенского. На днях я прочел записки m-me Remusat, которая обвиняет Наполеона, а между тем между строками светит последовательность Бонапарта: или убить почти невинного, или бить каждый день затем тысячи виновных». Толстой упоминает о герцоге Энгиенском в «Войне и мире», см. т. 12, стр. 425.
4 «Книга притчей Соломоновых», «Экклесиаст» и «Книга премудрости Соломоновой» — поздние (III — I веков до н. э.) произведения иудейской религиозной письменности, включенные в состав библии.
527. В. А. Иславину.
1879 г. Сентября 4…5. Я. П.
Письмо твое1 очень обрадовало меня, милый друг; лошади будут высланы за тобой к тому поезду, который ты назначишь, в Тулу или в Козловку (в Тулу — если с курьерским, в Козловку — если с другими). Я не отвечал тебе тотчас, потому что был в отъезде.2
Еще меня радует то, что пишешь: «Мы приедем». Если ты не от сознания своих важных чинов только пишешь «мы», то это значит, что ты с кем-нибудь из семейных. Этому-то мы рады. Лошадей я вышлю к курьерскому поезду 11-го. Но если тебе неудобно, то телеграфируй в Козловку. Итак, до свидания, передай наш привет твоим и приезжай, да подольше пробудь, да привези побольше своих.
На конверте рукой С. А. Толстой:
Петербург
Его превосходительству
Владимиру Александровичу Иславину,
Члену Совета государственных имуществ.
Офицерская, д. № 3, кв. 8.
Впервые опубликовано в «Летописях Государственного Литературного музея», кн. 2, М. 1938, стр. 58. Датируется на основании штемпеля на конверте: «Ясенковская кн. 2 с. 5 сент. 1879».
1 Письмо В. А. Иславина неизвестно.
2 О поездках Толстого в августе и начале сентября нет никаких сведений.
528—530. C. A. Толстой от 27, 28 и 30 сентября 1879 г.
531. H. Н. Страхову.
1879 г. Октября 4. Я. П.
Простите, милый Николай Николаич, что не писал вам, а с такой радостью прочел ваше письмо — бодрое и доброе. Ваши доводы, что надо писать, недостаточны. Надо прежде решить, что сообщение моих чувств и мыслей есть благо. А кто это решит?
Вчера приехал из Москвы.1 По вашему совету и по разговору с Хомяковым (сыном)2 о церкви был в Москве и у Троицы3 и беседовал с викарием Алексеем,4 митрополитом Макарием5 и Леонидом Кавелиным. Все трое прекрасные люди и умные, но я больше еще укрепился в своем убеждении. Волнуюсь, метусь и борюсь духом и страдаю; но благодарю бога за это состояние. Советовался о теле своем с Захарьиным, он велел есть скоромное, дал лекарства. Я буду исполнять. Не пеняйте на меня, не переставайте любить и пишите.
Ваш Л. Толстой.
Впервые опубликовано в ПС, стр. 233—234. Датируется на основании пометки H. Н. Страхова на автографе: «4 окт. 1879. Ясн.», а также слов письма: «вчера приехал из Москвы». Ответ на письмо Страхова от 14 сентября 1874 г. См. ПС, стр. 230—233.
1 Толстой уехал в Москву 27 сентября и вернулся в Ясную Поляну 3 октября.
2 Дмитрий Алексеевич Хомяков.
3 Толстой ездил в Троице-Сергиеву лавру 1 октября, вернулся в Москву 2 октября. См. письмо № 543.
4 Алексей (Александр Федорович Лавров-Платонов, 1829—1890) — в 1878—1883 гг. епископ Можайский, до того — профессор Московской духовной академии.
5 Макарий (Михаил Петрович Булгаков, 1816—1882) — церковный историк и богослов, с 1879 г. митрополит Московский, автор «Истории русской церкви» (13 томов, 1846—1883). Разбору его «Руководства по изучению христианского православно-догматического богословия» и пятитомного «Догматического богословия» посвящена «Критика догматического богословия»