Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 62. Письма, 1873-1879 гг.

Толстого, к работе над которой он приступил в декабре 1879 г.

О своих разговорах со столпами официальной церкви Толстой писал в начатой вскоре после этого «Исповеди».

* 532. А. А. Фету.

1879 г. Октября 10…20. Я. П.

Перчатки и книги1 тогда же получил. Очень благодарен, очень виноват. Радовался, что вы вернулись благополучно.2 Приезжайте к нам. Жене родить около начала декабря,3 но это никогда не мешает, нельзя знать вперед и не надо рассчитывать. Голова болит, устал, но надо было написать хоть два слова. Не забывайте и любите попрежнему, как и мы вас.

Л. Толстой.

Дата определяется письмом Фета от 9 октября 1879 г., на которое Толстой отвечает.

1 В письме от 9 октября 1879 г. Фет уведомлял о посылке Толстому через кондуктора на Козловку 14-го и 16-го томов библии, во французском переводе с комментариями Рейса (Париж, 1874—1881).

2 Фет вернулся 8 октября из поездки в Крым.

3 20 декабря у Толстых родился сын Михаил.

533. H. Н. Страхову.

1879 г. Ноября 1…2. Я. П.

Получил деньги и письмо1 и очень благодарю за письмо. Напишите свою жизнь; я всё хочу то же сделать.2 Но только надо поставитьвозбудить к своей жизни отвращение всех читателей. Я очень занят, но не скажу, что пишу,3 но здоровье лучше. Будьте вы здоровы.

Ваш Л. Толстой.

Впервые опубликовано в ПС, стр. 237. Датируется на основании пометки H. Н. Страхова на автографе: «2 ноября 1879 г.»

1 Письмо Страхова от 23 октября 1879 г., в котором он посылал 280 рублей от М. М. Стасюлевича за IX выпуск «Русской библиотеки» (ПС, стр. 236—237).

2 Первой попыткой Толстого написать свою автобиографию является начатая им в мае 1878 г. «Моя жизнь» (написанный отрывок печатается под заглавием «Первые воспоминания»). В конце 1879 г. намерение описать свою жизнь было осуществлено в работе над «Исповедью», законченной в 1882 г.

3 Толстой был занят в это время планами больших религиозных сочинений. От этой работы остались в Записной книжке наброски плана сочинения, начинавшегося словами: «Церковь, начиная с конца и до III века — ряд лжей, жестокостей, обманов» (см. т. 48). 31 октября или 1 ноября Толстой начал статью «Я вырос, состарился и оглянулся на свою жизнь».

534. Н. М. Нагорнову.

1879 г.? Ноября 16. Я. П.

Получил от вас счеты и деньги, любезный Николай Михайлович, и очень вам благодарен. — Соня же благодарит Варю очень за кошелек. Я на днях буду в Москве и увижусь с вами и обо всем переговорю. Пока до свиданья.

Ваш Л. Толстой.

16 ноября.

Впервые опубликовано в «Сборнике Государственного Толстовского музея», М. 1937, стр. 209. Датируется предположительно 1879 годом, на основании слов: «Я на днях буду в Москве», так как в этом году Толстой 23—24 ноября ездил в Москву.

* 535. H. Н. Страхову. Неотправленное.

1879 г. Ноября 19…22. Я. П.

Дорогой Николай Николаевич.

Вы пишете мне, как бы вызывая меня. Да я и знаю, что вы дорожите моим мнением, как я вашим, и потому скажу всё, что думаю. Только прошу, не слушайте моих слов, как живого человека, с которым могут быть счеты, отношения, соревнования — возможность быть оскорбленным моими словами или польщенным, — смотрите как на сочувственный любовный отголосок души человеческой, страдавшей и страдающей, не скажу, не меньше, но свое. Чужое виднее. И мне вы ясны. Письмо ваше очень огорчило меня. Я много перечувствовал и передумал о нем. По-моему, вы больны духовно. И ваша болезнь вот какая: в нас две природы — духовная и плотская. Есть люди, живущие одной плотью и не понимающие того, как можно центр тяжести свой переносить в духовную жизнь. Я называю переносить центр тяжести в духовную жизнь то, чтобы вся деятельность руководилась духовными целями. Есть люди, живущие плотью и понимающие — только понимающие духовную жизнь. Есть люди счастливые — наш народ, буддисты, помните, о к[оторых] вы говорили, кот[орые] до 50 лет живут полной плотской жизнью и потом вдруг переступают на другую ногу, духовную, и стоят на ней. Есть еще более счастливые, для которых творить волю Отца есть истинный хлеб и истинное питье и к[оторые] смолоду стали на эту ногу духовную. Но есть такие несчастные, как мы с вами, у ко[торых] центр тяжести в середине и они разучились ходить и стоять. Всё в том мире, в котором мы жили, так перепутано — всё плотское так одето в духовный наряд, всё духовное так облеплено плотским, что трудно разобрать. Я хуже вас и потому счастливее в этом горе. Во мне плотские страсти были сильны и мне легче раскачнуться и разобрать, где то, где другое, но вы совсем спутаны. Вы хотите добра, а жалеете, что в вас мало зла; что в вас нет страстей. Вы хотите истины, а жалеете и как будто завидуете, что у вас нет ничего хищного. Да чтó же хорошо, чтó дурно? Вы очевидно не знаете так, чтобы не бояться ошибиться, делая добро. —

И вам писать свою жизнь нельзя. Вы не знаете, чтó хорошо, чтó дурно было в ней. А надо знать. Если вы умели ходить прежде когда-нибудь в детстве, если другие ходят, то вы должны ходить, а если не ходите, то вы пьяны, больны, надо отрезвиться, лечиться. По тому пути, по кот[орому] вы идете, вы ни к чему не можете прийти, кроме как к отчаянию, стало быть дорога не та и надо вернуться назад.

В учении Христа я нашел одну особенную черту, отличающую его от всех учений. Он учит, толкует, почему смысл нашей жизни тот, кот[орый] он дает ей. Но притом всегда говорит, что надо исполнять то, что он говорит, и тогда увидишь, правда ли то, что он говорит. Или: свет дан миру, но они полюбили тьму, потому что дела их злы. Или: кто верит в сына человеческого, тот и будет делать дела божьи. Тут метафизический узел. И он не развязывается разумом, но всей жизнью.

Верьте, перенесите центр тяжести в мир духовный, все цели вашей жизни, все желания ваши выходили бы из него, и тогда вы найдете покой в жизни. Делайте дела божии, исполняйте волю отца, и тогда вы увидите свет и поймете. —

Признак истины не в разуме, а в истинности истины всей жизни. Переносите усиленно, сознательно свою жизнь на духовную, одну духовную сторону, и вы найдете покой душам вашим, и бремя пресыщения и перегрузка свалится с вас, и вам станет легко.

Должно быть, не помню это. Я очень занят работой для себя, кот[орой] никогда не напечатаю.1

Простите.

Дата определяется письмом H. Н. Страхова от 17 ноября 1879 г. и следующим письмом к Страхову от 22…23 ноября, написанным взамен этого, непосланного.

Ответ на длинное письмо-исповедь от 17 ноября, которым Страхов отозвался на предложение Толстого (см. письмо № 533) «написать свою жизнь». См. ПС, стр. 238—241.

1 См. письмо № 539, прим. 3.

536. А. А. Фету.

1879 г. Ноября 22. Я. П.

Ясная По[лян]а1

Виноват.2

Дорогой Афанасий Афанасьевич.

Я очень занят. Из занятия моего ничего не выйдет, кроме моего удовлетворения, но все-таки очень занят. Завтра еду в Москву на два дня.3 Как бы хорошо, коли бы вы к нам заехали в декабре. Много-много хочется с вами поговорить. У нас всё слава богу здорово. Жена ходит еще и легко. Мы ждем в конце месяца или начале декабря. Наш поклон Марье Петровне. От всей души обнимаю вас.

Л. Толстой.

Впервые опубликовано в «Литературном наследстве», т. 37-38, стр. 229. Дата «22 ноября 1879 г.», поставленная вверху письма рукой Фета, подтверждается содержанием и ответным письмом Фета от 25 ноября 1879 г.

1 Край письма оборван. От второго слова осталось окончание «а».

2 Толстой здесь выполняет свое шутливое обещание Фету начинать все свои письма со слова «виноват» (то есть виноват в задержке ответов) — см. письмо № 473.

3 23—24 ноября Толстой был в Москве по издательским делам. См. прим. 3 к письму № 429.

537. H. Н. Страхову.

1879 г. Ноября 22…23. Я. П.

Написал вам длинное письмо,1 дорогой Николай Николаич, и не посылаю его. Я очень занят, очень взволнован своей работой. Работа не художественная и не для печати. И ваше письмо очень опечалило и взволновало меня. —

Письмо ваше нехорошо и душевное состояние ваше нехорошо. И писать вам свою жизнь нельзя. Вы не знаете, чтó хорошо, чтó дурно.

Вы, живущий добро и для добра, тужите, что в вас нет страстей — зла. Дай вам бог пересилить всю наросшую ложь ваших представлений — я снял часть этой коры и знаю отчасти толщину ее — и полюбить себя, вашу жизнь добра саму в себе, которую я люблю в вас, в себе, в боге, и кот[орую] одну можно любить и в которой одной2 можно жить. Простите меня. От души люблю вас и надеюсь, что вы найдете иго, к[оторое] легко, и бремя, к[оторое] добро, и найдете покой душе ваш[ей].

Ваш Л. Толстой.

Впервые опубликовано в ПС, стр. 241. Датируется на основании пометки H. Н. Страхова на автографе: «23 ноября 1879. Ясн.».

1 См. письмо № 535.

2 В автографе: в которую одну

* 538. В. К. Истомину.

1879 г. Ноябрь. Я. П.

Благодарю вас, любезный Владимир Константинович, за известие1 от Глебова.2 Я пишу Пете3 и советую принять, — хоть что-нибудь для начала. Во всяком случае попросите Глебова подождать ответа Берса. Напомните, пожалуйста, Перфильеву его обещание съездить к Трунину4 о Пете же.

Обнимаю вас и кланяюсь куме и целую славных детей.

Ваш Л. Толстой.

На автографе пометка В. К. Истомина: «От графа Льва Николаевича Толстого. Ноябрь 1879». Дата подтверждается письмом П. А. Берса от 9октября 1879 г., в котором он просил Толстого похлопотать о предоставлении ему места.

1 Письмо В. К. Истомина неизвестно.

2 Владимир Петрович Глебов (1850—1906)—тульский помещик, акционер нескольких предприятий в Москве. П. А. Берс в 1880-х годах служил у Глебова.

3 Письмо неизвестно.

4 Павел Викторович Трунин — инженер, управляющий Московско-Брестской железной дорогой, позднее — член Московской городской управы.

539. H. Н. Страхову.

1879 г. Декабря 11…12. Я. П.

Дорогой Николай Николаич.

Письмо к вам затерял,1 да оно не стоило того. Я лучше вам всё скажу, когда бог даст свидеться. Милый Николай Николаич, я очень благодарен вам за ваше письмо — первое длинное. Я дорожу вашим доверием ко мне. Я рад был заглянуть вам в душу так, как вы открыли; но меня огорчило то, что вы так несчастливы, неспокойны. Я не ожидал этого. — И признаюсь, никак не могу помириться с мыслью, что вы не знаете, зачем вы живете и чтó хорошо и чтó дурно. Мне не только

Скачать:TXTPDF

Толстого, к работе над которой он приступил в декабре 1879 г. О своих разговорах со столпами официальной церкви Толстой писал в начатой вскоре после этого «Исповеди». * 532. А. А.