Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

креста, который Христосъ признаваль необходимымъ условіемъ жизни своего ученика. Ученіе Христа такъ же просто, ясно и несомнѣнно, какъ и то, что всѣ прямые углы равны между собою, но я видѣлъ человѣка, построившаго кривой домъ и потому отрицавшаго эту истину. — Чтобы принять ученіе Христа, надо прежде всего сказать себѣ, что то, чтò я изучаю, это высшій законъ, законъ Бога, и что потому я этимъ закономъ мѣряю всѣ другіе законы, какіе я знаю; а не наоборотъ: отыскивать въ законѣ Бога то, чтò подтверждаетъ нашъ человѣческій законъ, впередъ уже признавъ ихъ священными. Только тотъ пойметъ ученіе Христа, кто прежде изученія его ясно установить въ своей душѣ значеніе того, чего онъ ищетъ, тотъ, кто признаетъ священнымъ только свою душу, какъ душу человѣческую и ея отношенія къ Богу. — Насъ пріучили къ тому, что мы можемъ быть христіанами, такъ, само собой, съ крещенія, т. е., почти съ рожденія, безъ труда, безъ отреченія отъ себя. Христосъ сказалъ: «Л. 14, 33. — Кто не отрѣшится отъ всего, чтò имѣетъ, не можетъ быть моимъ ученикомъ». Но такихъ христіанъ не было, не бываетъ, и не можетъ быть. Царство Божіе нудится, силою берется всегда, и иначе не можетъ быть. Нельзя служить Богу и маммону, нельзя быть немножко христіаниномъ, держаться христіанства для удобства, для приличія, для утѣшенія въ тяжелыя минуты въ жизни. Христіанство есть ученіе о жизни истинной. Христосъ говоритъ: вѣрующій въ меня получитъ жизнь. Не вѣрующій не имѣетъ жизни. И потому вѣра въ Христа измѣняетъ всю жизнь человѣка и налагаетъ на него то, чтò Христосъ называетъ крестомъ. Крестъ этотъ представляется чѣмъ-то тяжелымъ и страшнымъ для людей невѣрующихъ. Для вѣрующихъ-же крестъ этотъ тотчасъ же становится благомъ. Не знаю, сказалъ ли я что-нибудь нужное вамъ; боюсь, что нѣтъ. Я очень желалъ бы, потому что полюбилъ васъ по вашему письму. Я думаю, что вы достанете нѣкоторыя мои писанія о религіозныхъ вопросахъ и тогда вамъ можетъ уясниться то, чтò непонятно теперь. Ищите и найдете. Вѣдь это такъ просто. Всѣ потребности, заложенныя въ человѣкѣ, получаютъ удовлетвореніе. Какъ же можетъ быть, чтобы высшая потребность вѣры не имѣла его? Стоитъ только откинуть ложныя представленія.

Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Впервые опубликовано во «Всемирном вестнике» 1907, 6, стр. 114—119. Датируется, предположительно, на основании пометки на копии: «1886?».

Личности адресата выяснить не удалось. Письмо, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Судя по русскому переводу в скобках, Толстой имеет в виду место из Евангелия от Матфея гл. 7, стих 29. Слово это — ῏εξονσίαν (власть, мощь, свобода, право); но Толстой опускает следующее за ним слово ἔχων (имеющий), поэтому текст получается бессмысленный, т. к. слово «власть» стоит вне контекста, в винительном падеже. Либо по смыслу следовало бы поставить скобку после слова «власть», а не после «имеющий» — тогда оно просто является переводом греческого слова (прим. М. Е. Грабарь-Пассек).

* 599. Н. Н. Ге (сыну).

1886? г. Я. П.

Эти двѣ книги1 взяты мною въ Румянц[овскомъ] музеѣ2 и меня очень мучитъ за нихъ совѣсть: не понадобились бы онѣ кому-нибудь. А мнѣ нужны, и потому спросите, пож[алуйста], спрашивали ли ихъ и есть ли у нихъ другое изданіе. Тогда бы я ихъ подержалъ пока вы купите мнѣ эти 2 книги. Взятыя же вами вновь посылаю съ Лелей3 (Религ[іи] востока4 и Gil Blas5). Спрашивая Готье6 о 5 филос[офахъ]7 вы не ошиблись, но безъ нихъ я обойдусь. Данила Ачинскаго8 пришлите. Обо мнѣ физическомъ вамъ вѣрно пишетъ жена,9 духовный же я все такой же, какъ прежде — желающій быть сильнѣе и недовольный собой и потому совершенно довольный внѣшними условіями. О васъ вспоминаю безпрестанно и всегда съ внутренней улыбкой радости. Цѣлую милаго друга Илью.10 Хорошо ли ему? Напишу ему другой разъ. Хочется съ нимъ по душѣ поговорить. Пускай онъ начнетъ. А не онъ — я начну. — Работъ въ головѣ много, 4 очень опредѣленныя. Все перебираю ихъ и пытаюсь уяснить. Настоящія ли или нѣтъ, не знаю.

Л. Т.

Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Публикуется впервые. Дата копии.

1 О каких книгах идет здесь речь, выяснить не удалось.

2 Румянцовский музей в Москве, ныне Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Толстой много пользовался библиотекой музея.

3 Лев Львович Толстой.

4 Какую книгу здесь имеет в виду Толстой, в точности выяснить не удалось. Наиболее известными и распространенными по этому вопросу считались: В. Васильев, «Религии востока. Конфуцианство, буддизм, таосизм» Спб. 1873 и Хрисанф, «Религии древнего мира в их отношении к христианству» 3 тома, Спб. 1873—1878.

5 «Gil Blas» роман французского писателя Лесажа (1668—1747).

6 Владимир Гаврилович Готье (1843—1896), московский книгопродавец. Имел магазин французских и английских книг на Кузнецком мосту в д. Торлецкого.

7 О чем именно здесь идет речь, выяснить не удалось.

8 См. прим. к письму 529.

9 Письмо С. А. Толстой к Н. Н. Ге неизвестно.

10 Илья Львович Толстой.

600. И. Л. Толстому.

1886? г. Я. П.

Написалъ тебѣ сейчасъ, милый другъ Илья, письмо1 правдивое по моему чувству, но, боюсь, несправедливое, и не послалъ. Я говорилъ тамъ непріятности, но я не имѣю на это права. Я не знаю тебя, какъ хотѣлъ бы и какъ нужно мнѣ тебя знать. И въ этомъ виноватъ я. И хочу это поправить. Многое я знаю въ тебѣ, что мнѣ не нравится, но не знаю всего. Насчетъ поѣздки твоей думаю, что въ вашемъ положеніи учащихся — не въ одной гимназіи, но въ возрастѣ учащагося — лучше меньше суетиться, потомъ всякіе денежные безполезные расходы, отъ которыхъ легко воздержаться — безнравственны, по моему мнѣнію, и по твоему, если только ты подумаешь. Если пріѣдешь, я для себя буду радъ, если только ты не будешь неразлученъ съ Г[оловинымъ].2

Такъ дѣлай, какъ знаешь. А работать тебѣ надо и головой — думать, читать, — и сердцемъ, т. е. разбираться въ томъ, чтò точно хорошо и чтò дурно, хотя и кажется, что хорошо. Цѣлую тебя Л. Т.

Печатается по тексту, напечатанному в кн. И. Л. Толстой, «Мои воспоминания» М. 1914, стр. 204—205. Впервые опубликовано в «Русском слове» 1913, № 273 от 27 ноября, стр. 4, столб. 2-3. По содержанию его относим к 1886 г.

1 Оно неизвестно.

2 Яков Иванович Головин (см. прим. 13 к письму № 246).

М. Л. Толстой.

1886—1887 гг. См. письма Толстого за 1887 г., т. 64.

————

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

* 601. Смотрителю Ясенковской станции.

1882 г. Марта 3. Я. П.

Господину Смотрителю Ясенковской станціи.

Покорно прошу поданное мною письмо въ Петербургь Графинѣ Толстойвозвратить мнѣ назадъ черезъ сего посланнаго.

Графъ Левъ Толстой.

3 Марта 1882.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые.

Это заявление Толстого касалось его письма к гр. А. А. Толстой от 3 марта 1882 г. (см. № 94). Просьба Толстого была удовлетворена и письмо ему было возвращено.

* 602. С. П. Арбузову.

1884 г. Февраля 5. Москва.

Сергѣй Петровичъ Арбузовъ, извѣстный мнѣ съ его дѣтства своей ловкостью, смѣтливостью и очень добрымъ нравомъ, служилъ у меня впослѣдствіи болѣе десяти лѣтъ, въ продолженіи которыхъ велъ себя очень хорошо и былъ прекраснымъ слугою. 1884 года, 5-го Февраля.

Графъ Левъ Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ (куда поступил от дочери С. П. Арбузова В. С. Ляпуновой). Публикуется впервые.

Сергей Петрович Арбузов (1849—1904) — сын няни Толстых Марьи Афанасьевны и Петра Федоровича Арбузова крепостного крестьянина помещика Крапивенского уезда П. А. Воейкова. Был много лет слугою у Толстых; знал столярное ремесло; был хорошо грамотен. Сопровождал Толстого в его поездке в Пензенскую губернию в 1869 г. и ходил с ним в Оптину пустынь в 1881 г. (см. прим. 3 к письму № 54). Автор воспоминаний о Толстом: «Гр. Л. Н. Толстой. Воспоминания С. П. Арбузова, бывшего слуги графа Л. Н. Толстого». М. 1904. (Впервые печатались без подписи автора, как запись с его слов: „«Ясная поляна» о Л. Н. Толстом“, изд. журн. «Развлечение» М. 1900). В 1908 г. переизданы в переработанном и дополненном виде.

603. М. А. Стаховичу.

1886 г. Апреля 9?

Удостовѣреніе

Предъявитель сего Губернскій Секретарь Михаилъ Александровичъ Стаховичъ, жительство имѣющій въ своемъ имѣніи Елецкого уѣзда, Орловской губерніи, селѣ Пальнѣ, въ чемъ и удостовѣряемъ своей подписью и приложеніемъ печати.

Графъ Левъ Толстой.

Рукой не Толстого:

Дворянинъ Василій Александровичъ Писаренко.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано в «Солнце России» 1912, № 145 (46) от 7 ноября (только факсимиле). Датируется на основании пометки рукой не Толстого на гербовой марке, приклеенной в левом углу листа.

1 Удостоверение это написано Толстым М. А. Стаховичу (забывшему паспорт) по дороге из Москвы в Тулу, куда Лев Николаевич вместе с Н. Н. Ге(сыном) и М. А. Стаховичем отправился 6 апреля 1886 г. пешком.

2 В. А. Писаренко, из елецких (Орловской губ.) дворян; друг М. С Громеки. Последний и познакомил его с Толстым. См. прим. к письму № 142.

————

ДОПОЛНЕНИЕ.

* 604. Гр. П. С. Уваровой.

1882 г. Февраля 1—5? Москва.

Любезнѣйшая Графиня!

Очень сожалѣю, что не могу исполнить вашего желанія; не могу, потому что я никогда не читалъ публично и считаю это для себя неприличнымъ, во вторыхъ, потому что поставилъ себѣ за правило не принимать участія въ филантропическихъ увеселеніяхъ и въ третьихъ, потому что несчастіе 1-го Марта1 есть по моему мнѣнію такое событіе, которое еще не пришло время обсуждать. —

Пожалуйста, извините меня, Графиня, и примите увѣреніе искренняго уваженія и преданности.

Вашъ Л. Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГИМ. Публикуется впервые. Датируется на основании письма гр. П. С. Уваровой от 9 февраля 1882 г., на которое отвечает Толстой.

Гр. Прасковья Сергеевна Уварова (1840—1924), рожд. кж. Щербатова, жена гр. А. С. Уварова; деятельница по русской археологии; по смерти мужа — председатель Московского археологического общества. Подробнее о ней см. в т. 60.

Толстой отвечает на письмо гр. П. С. Уваровой от 9 февраля 1882 г.: «Помогите мне помочь ближнему, а вместе с тем помянуть добрым словом память покойного государя, который сделал так много для России. Дело в том, что мне хочется устроить накануне рокового первого марта духовный концерт (в пользу сирот Можайского приюта), при чем я надеюсь, что автор «Чем жив человек» благоволит в теплых словах рассказать слушателям, что сделал покойный для всего человечества, что потеряла Россия вместе с ним, чем виноваты мы все в совершившемся преступлении. Вы скажете, может быть, чтo вы не историк, но я отвечу вам наперед, что историка для этого дела не надо, а что нужен человек, человек с чистой, любящей душой. Жду ответа и чем скорей, тем лучше. Приехала бы сама за ним, да

Скачать:TXTPDF

креста, который Христосъ признаваль необходимымъ условіемъ жизни своего ученика. Ученіе Христа такъ же просто, ясно и несомнѣнно, какъ и то, что всѣ прямые углы равны между собою, но я видѣлъ