Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

умѣю,2 какъ вы. Вспоминаю о васъ, когда обрываюсь на этомъ.3 — Рѣдко могу быть такимъ — я горячъ, сержусь, негодую и недоволенъ собой. — Есть и здѣсь люди. И мнѣ далъ Богъ сойтись съ двумя. Орловъ4 одинъ, другой и главный Николай Ѳедоров[ичъ] Ѳедоровъ.5 Это библіотекарь Румянцовской библіотеки. Помните я вамъ разсказывалъ. Онъ составилъ планъ общаго дѣла всего человѣчества, имѣющаго цѣлью воскрешеніе всѣхъ людей во плоти. Вопервыхъ, это не такъ безумно, какъ кажется. (Не бойтесь, я не раздѣляю и не раздѣлялъ никогда его взглядовъ, но я такъ понялъ ихъ, что чувствую себя въ силахъ защитить эти взгляды передъ всякимъ другимъ вѣрованіемъ, имѣющимъ внѣшнюю цѣль.) Во вторыхъ и главное, благодаря этому вѣрованію онъ по жизни самый чистый христіанинъ. Когда я ему говорю объ исполненіи Христова ученія, онъ говорить: да это разумѣется, и я знаю, что онъ исполняетъ его. — Ему 60 лѣтъ, онъ нищій и все отдаетъ, всегда веселъ и кротокъ. — Орловъ, пострадавшій — 2 года сидѣлъ по дѣлу Нечаева6 и болезненный, тоже аскетъ по жизни, и кормитъ 9 душъ, и живетъ хорошо. Онъ учитель въ желѣзнодорожной школѣ.

Соловьевъ7 здѣсь. Но онъ головной. — Еще былъ я у Сютаева.8 Тоже христіанинъ и на дѣлѣ. Книгу мою — Краткое изложеніе9 читали и Орловъ, и Ѳедоровъ и мы единомышленны. Съ Сютаевымъ во всемъ до малѣйшихъ подробностей. Ну казалось бы хорошо. Кромѣ того пишу разсказы, въ кот[орыхъ] хочу выразить мои мысли. Казалось бы хорошо, но нѣтъ, нѣтъ спокойствія. Торжество, равнодушіе, приличіе, привычность зла и обмана давятъ. Сижу я все дома, утромъ пытаюсь работать — плохо идетъ, часа въ 2, 3 иду за Москву рѣку пилить дрова. И когда есть сила и охота подняться, это освѣжаетъ меня, придаетъ силы, — видишь жизнь настоящую и хоть урывками въ нее окунешься и освѣжишься. Но когда не хожу. Тому назадъ недѣли 3 я ослабѣлъ и пересталъ ходить, и совсѣмъ было опустился — раздраженіе, тоска. Вечеромъ сижу дома и одолѣваютъ гости. Хоть и интересные, но пустые разговоры и теперь хочу затвориться отъ нихъ.

Пишите, пожалуйста, почаще. Поцѣлуйте за меня Лизавету Александровну,10 Лизу,11 Колю.12 Лиза прекрасное письмо написала и ей и Л[изаветѣ] А[лександровнѣ] вѣрно кажется скучно, а я какъ позавидовалъ вашей жизни.

Перечелъ письмо и вижу, что оно ужасно безтолково, но боюсь не съумѣю написать лучше и посылаю. —

Напишу непремѣнно получше другой разъ.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Впервые опубликовано в Б II, изд. 1, стр. 191—192 (почти полностью). Год написания письма явствует из слов Толстого: «был у Сютаева», которого он посетил в сентябре 1881 г. Датируется на основании, упоминания о В.С. Соловьеве и слов, что Толстой в Москве живет более двух месяцев.

Василий Иванович Алексеев (р.15 декабря 1848 г. — ум. 11 августа 1919 г.) происходил из тамбовских дворян; родился в Псковской губернии в поместье отца своего «Подсосково». В 1869 г. окончил Псковскую гимназию, а в 1873 году Петербургский университет по физико-математическому факультету. Еще в университете сошелся с близким ему по взглядам (впоследствии известным политическим деятелем) Н. В. Чайковским, примкнув к его кружку, который ставил своей целью «служение народу» и распространение знаний среди рабочих и крестьян. По окончании университета В. И. Алексеев начал вести занятия с фабричными рабочими в Петербурге, занимаясь наряду с естественными и общественными науками и разбором Евангелия. В это же приблизительно время он познакомился с А. К. Маликовым и его учением, оказавшим на В. И. Алексеева громадное влияние. Осенью 1875 г. вместе с Н. В. Чайковским, А. К. Маликовым, В. Ф. Орловым и др. эмигрировал в Америку, где в штате Канзас они организовали земледельческую общину. Однако, просуществовав до 1877 г., община распалась, и летом того года В. И. Алексеев возвратился в Россию. В конце лета 1877 г. поступил к Толстым в качестве учителя их старшего сына Сергея Львовича, и прожил у них четыре года. За это время близко сошелся со Львом Николаевичем, который заинтересовался его личностью, жизнью и взглядами, во многом сочувственными и сходными с тогдашними мыслями Толстого. Всегда поддерживая Льва Николаевича в его исканиях правды и смысла жизни и являясь почти единственным человеком, сочувствующим его религиозно-этическим верованиям, В. И. Алексеев стал для Толстого близким и дорогим. Однако это сближение его со Львом Николаевичем вызвало неудовольствие со стороны Софьи Андреевны, со временем перешедшее в явную вражду. Вследствие этого 2 июня 1881 г. В. И. Алексеев вынужден был покинуть дом Толстых. По предложению Льва Николаевича он поселился в их Самарском имении, где управляющим был его давнишний знакомый А. А. Бибиков. Там В. И. Алексееву был отведен участок земли. Но спустя четыре года, после нового столкновения с Софьей Андреевной на почве хозяйственной (в переписке), он уехал и поступил домашним учителем к Д. И. Воейкову в его Симбирском имении. В 1891 г. служил в качестве контролера Харьковско-Азовской железной дороги. В 1894 г. был назначен инспектором сельско-хозяйственного ремесленного училища имени Чижова, близ Чухломы, Костромской губ. В 1900 г. был приглашен в Нижний-Новгород на место директора вновь открытого Коммерческого училища, где и оставался до своей смерти. — В течение всей своей жизни В. И. Алексеев не переставал интересоваться Толстым и не прерывал с ним сношений; об этом свидетельствует их переписка. Помимо этого он несколько раз наезжал к Толстым и в Москву, и в Ясную поляну.

В. И. Алексеевым оставлены «Воспоминания» о его знакомстве с Толстым, еще не напечатанные. Копия их хранится в ГТМ.

Письмо, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Канзас — один из Северо-Американских Соединенных штатов.

2 Слова: все еще не умѣю написаны поверх зачеркнутых: не могу.

3 Слова: обрываюсь на этомъ написаны поверх зачеркнутых: этаго хочу.

4 Владимир Федорович Орлов (1843—1898). Привлекался по делу Нечаева. С Толстым познакомился в 1881 году, в бытность свою учителем одной железнодорожной школы. Лев Николаевич высоко ценил его выдающийся ум, самобытность, независимость характера и взглядов. Жизнь же его, настоящего пролетария, всегда внушала Толстому безграничное уважение. О нем подробнее см. в прим. к письмам Толстого к нему, т. 64.

5 Николай Федорович Федоров (1824—1903), философ, библиотекарь Румянцовского музея; автор большого труда «Философия общего дела. Статьи и письма», т. 1. Верный. 1906. Не для продажи; т. 2, М. 1913. В его статьях много высказываний против Толстого. Был известен своей праведной, строго-ригорической жизнью. О нем Ант. Гинкен в своей статье «Идеальный библиотекарь Н. Ф. Федоров» («Библиотекарь» вып. I 1911) говорил, как о человеке «совершенно феноменального бескорыстия и аскетического презрения к деньгам и ко всем матерьяльным благам». В. А. Кожевников писал о его жизни: «Из своего ничтожного заработка он отдавал всё, что можно было отдать, оставляя лишь столько, сколько требовалось для уплаты за тесный угол жилья, да за пропитание, настолько скудное, что ему приходилось по долгим месяцам обходиться без горячей пищи. У него не было ни матраса, ни подушки, ни шубы; он не признавал иного платья, кроме сильно поношенного и служившего ему до тех пор, пока оно не превращалось в лохмотья. Никакой обстановки! При каждом перемещении с квартиры раздавались последние жалкие вещи…. из бюджета даже в 17 р. 50 к. в месяц (пенсия) оказывались остатки, которые все шли на помощь просившим и не просившим. И, несмотря на это довольство столь малым, всё еще какая-то нервная боязнь денег, как чего-то ядовитого, заразного, мерзкого. — Как ни трать их, а они всё еще остаются проклятые! — восклицал он с неподдельным испугом, когда находился какой-нибудь забытый грош в кармане» (В. А. Кожевников, «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам». М. 1908). — Толстой глубоко уважал его за его жизнь и ставил ее для себя примером.

6 Сергей Геннадьевич Нечаев (1847—1883) — революционер. В начале 1869 г. был одним из руководителей «студенческих беспорядков». Затем организовал несколько тайных революционных кружков, объединенных в одно общество под названием «Народная расправа». Осенью 1869 г. Нечаев, заподозрив в отступничестве в одном из главных московских кружков некоего студента Иванова, отдал приказание от лица комитета общества убить Иванова, что и было исполнено при его участии. После этого Нечаев уехал за границу. В России же начались аресты, поведшие к так называемому «Нечаевскому делу», в котором привлекалось восемьдесят семь человек. В 1872 г. Нечаев был выдан швейцарским правительством, как уголовный преступник. При помощи шпиона Степковского был схвачен и отправлен в Россию, где был судим судом присяжных и приговорен к двадцати годам каторги, но был тайно посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там же умер от общей водянки 21 ноября 1882 г. — Библиографию о С. Г. Нечаеве см.: «Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь», изд. Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно поселенцев, М. 1928, I, ч. вторая, стр. 267—268.

7 Владимир Сергеевич Соловьев. В Дневнике от 5 октября 1881 г. Толстой записывает о Соловьеве: «Соловьев бедный, не разобрав христианства, осудил его и хочет выдумать лучше. Болтовня, болтовня без конца» (см. т. 49).

8 Василий Кириллович Сютаев (1819—1892) — самобытный народный религиозный мыслитель; крестьянин дер. Шевелино, Новоторжского у. Тверской губ. Имел огромное влияние на Толстого в период определения его религиозных взглядов. Лев Николаевич всегда говорил о Сютаеве, как об одном из главных своих учителей. О посещении Толстым В. К. Сютаева см. Б, II, изд. 4, стр. 190—191; о В. К. Сютаеве см. также Л. Н. Толстой, «Так что же нам делать?», гл. XIV; К. С. Шохор-Троцкий, «Сютаев и Бондарев» — ТБ 1913 г.

9 «Краткое изложение Евангелия». См. прим. 7 к письму № 61.

10 Елизавета Александровна — жена В. И. Алексеева.

11 Елизавета Александровна— дочь А. К. Маликова и Елизаветы Александровны.

12 Николай Васильевич — сын В. И. Алексеева.

* 80. С. А. Рачинскому.

1881 г. Ноября 15 — декабрь? Москва.

Дорогой Сергѣй Александровичъ

Видно не суждено мнѣ было въ тотъ разъ доѣхать до васъ,1 но надѣюсь и очень хочу видѣть васъ и ваше дѣло. Ради Бога не разлюбите меня. Но богатому красть — старому лгать. — Ваши статьи въ Руси2 мнѣ не понравились. Есть неопредѣленно-православное направленіе, — которое есть нетолько признаніе факта требованій народа, но къ которому, къ православію, выражается ваше сочувствіе. Сочувствіе же ваше не непосредственное и вмѣстѣ съ тѣмъ не разъясненное. —

Чтобы не ходить около, скажу вамъ прямо, чѣмъ я себя считаю: Я считаю себя христіаниномъ. Ученіе Христа есть основа моей

Скачать:TXTPDF

умѣю,2 какъ вы. Вспоминаю о васъ, когда обрываюсь на этомъ.3 — Рѣдко могу быть такимъ — я горячъ, сержусь, негодую и недоволенъ собой. — Есть и здѣсь люди. И мнѣ