Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

благо и прямо требуют для этого блага ограничения эгоизма, пожертвования некоторою его долею. Это понятно, это логично, и достижимо, и выполняется в огромных размерах. Злоупотребления не вытекают из самого принципа государства и церкви, точно также как и добрые чувства отрицателей не вытекают из принципа эгоизма…. Итак мир и мирское для меня имеют такое же низкое значение, как и для Вас; но Вы, отвергая мир, находите что-то подобное своему отвержению в том, в чем я вижу только крайнее выражение мирского начала; Вы думаете, что мир добивается жизни, а я думаю, что он идет к смерти, что он доводит развитие своих начал до того, что сам себя убьет и только этим убедится в ложности этих начал. Мечты человеколюбия, обновления, благополучия не имеют правильного источника, правильной цели и потому приведут к убійству, к хаосу и страданию. Весь вопрос, как Вы справедливо говорите, заключается в том, какое безобразие больше, то ли, которое Вы отрицаете, или то, которое я; но я твердо убежден, что то, что я отрицаю, есть несомненное безобразие» (см. ПС, № 173).

1 Н. Н. Страхов ехал тогда в отпуск, намереваясь посетить Москву, а потом погостить в Ясной поляне, у А. А. Фета в Воробьевке и, наконец, у Н. Я. Данилевского в Мшатке — в Крыму (см. «Русский вестник» 1901, 2, стр. 457—459).

2 Конфуций — Кун-фу-цзы (551—479 до н. э.) — китайский философ, основатель религии, известной под именем конфуцианства. Толстой очень интересовался его учением и многие мысли его взял для «Круга чтения» и «Пути жизни». Кроме того под редакцией Толстого была составлена брошюра П. А. Буланже «Жизнь и учение Конфуция» и издана в «Посреднике» со статьею Толстого: «Изложение китайского учения».

* 117. К. Д. Кавелину.

1882 г. Июль—август? Я. П.

Многоуважаемый Константинъ Дмитріевичъ!

Письмо ваше я получилъ такъ недавно, что не могъ бы успѣть отвѣтить вамъ въ Павловскъ.1 Извините меня, пожалуйста, что я и потомъ промѣшкалъ отвѣтомъ. Признаюсь отвѣтъ затруднялъ меня. Нѣтъ для меня ничего на свѣтѣ мучительнѣе, какъ разногласіе въ мнѣніяхъ; и послѣднее время я пришелъ къ убѣжденію, что разногласія въ сужденіяхь2 — нѣтъ и не бываетъ, а бываетъ только разногласіе въ желаніяхъ, пристрастіяхъ, привычкахъ. Сколько я знаю васъ и могу судить по вашему письму, вы любите истинную истину и ищете ее для себя; про себя я знаю, что я въ томъ же положеніи. Истину же я не могу иначе мыслить, какъ единою. Какже мы можемъ съ вами быть несогласны и спорить. Это можетъ случиться только въ томъ случаѣ, что или кто нибудь изъ насъ не будетъ желать видѣть истины (и въ этомъ случаѣ никакія доказательства убѣдить не могутъ) или, что истинъ двѣ (и въ такомъ случаѣ опять убѣжденія не нужны).

Разногласіе бываетъ только тогда, когда человѣкъ не соглашается, потому что защищаетъ не мысль, а3 свое положеніе, или потому что ему очень дороги тѣ ходы мысли, которыми онъ долго ходилъ и которые онъ усвоилъ и полюбилъ. Я надѣюсь не погрѣшить ни въ томъ, ни въ другомъ: защищать мнѣ нечего, пот[ому] ч[то] мое положеніе мнѣ до глубины души вмѣстѣ со мною — отвратительно; а излюбленныхъ, цѣлой жизнью выработанныхъ ходовъ мысли у меня тоже нѣтъ, Я вижу истину въ старомъ, всѣмъ извѣстномъ христіанскомъ объясненіи смысла жизни, какъ я его понимаю, но держусь этаго объясненiя не потому, что оно сошло съ неба, а потому, что оно безъ всякаго сравненія разумнѣе и яснѣе всѣхъ тѣхъ, которыя я знаю. Такъ что, если завтра кто нибудь дастъ мнѣ объясненіе болѣе разумное, я тотчасъ же съ восторгомъ отброшу то, которое имѣю, и приму новое. — И потому мнѣ очень интересно знать тѣ выводы, къ которымъ вы пришли, и то, чтò вамъ показалось невѣрнымъ и ошибочнымъ въ моей статьѣ.4 —

Статьи моей у меня теперь одинъ экземпляръ, который жена не отдаетъ мнѣ, и я не могу послать ее вамъ. Какъ бы хорошо было, если бы вы проѣздомъ назадъ изъ деревни заѣхали ко мнѣ. Я виноватъ и не виноватъ передъ вами. Тогда въ П[етер]б[ур]гѣ я ужасно желалъ видѣться съ вами у Стасюлевича,5 но не пріѣхалъ, пот[ому] ч[то] такъ растрепался нервами, что помню рѣшилъ, что не способенъ къ бесѣдѣ съ вами. Такъ вы не помня зла, если бы заѣхали ко мнѣ, сдѣлали бы мнѣ большое удовольствіе. А можетъ быть въ Москвѣ, если вы мнѣ напишете гдѣ и когда вы будете. —

Можетъ быть до свиданія.

Искренно уважающій васъ

Левъ Толстой.

Адресъ мой: Тула.

Телеграфировать: Козловка — Засѣка.

Туда бы я выслалъ экипажъ. Отъ меня 3 версты.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Публикуется впервые. Датируется приблизительно, на основании упоминания о «статье» (очевидно, речь идет об «Исповеди», напечатанной в майской книжке «Русской мысли» за 1882 г. и вырезанной цензурой, но однако получившей в то время широкое распространение) и указания адреса: Тула. Несомненно письмо написано было летом, когда Толстые жили в Ясной поляне.

Константин Дмитриевич Кавелин (р. 4 ноября 1818 г. — ум. 3 мая 1885 г.) — ученый и публицист. Происходил из дворянской семьи. До 1835 г. воспитывался дома под руководством гувернеров и учителей. (В 1834 г. одним из учителей его был В. Г. Белинский.) В 1835 г. Кавелин поступил на философский факультет Московского университета, а в ноябре того же года перешел на юридический (где читали лекции только что вернувшиеся из-за границы молодые профессора Крылов, Редкин, Крюков и др.). В 1839 г. окончил курс, получив золотую медаль за сочинение: «О римском владении». В мае 1844 г. назначен и. д. адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. Однако весной 1848 г., вследствие резких столкновений его с проф. Крыловым, Кавелину пришлось оставить университет. Переехав в Петербург, поступил сначала в министерство внутренних дел — в хозяйственный департамент, затем (в 1850 г.) перешел начальником учебного отделения в штаб военно-учебных заведений, а в 1853 г. — начальником отделения канцелярии комитета министров. В середине 1850-х годов принимал близкое (хотя и неофициальное) участие в проведении так называемых «великих реформ». В 1857 г. получил кафедру гражданского права в Петербургском университете; одновременно преподавал правоведение (до 1858 г.) наследнику Николаю Александровичу. В конце 1861 г. после студенческих волнений в Петербургском университете, вместе с А. Н. Пыпиным, М. М. Стасюлевичем, Утиным и др. оставил университет. В начале 1862 г. командирован за границу для изучения положения западно-европейских университетов. Командировка длилась до ноября 1864 г. С сентября 1878 г. получил кафедру гражданского права в военно-юридической академии. В 1883 г. — президент вольно-экономического общества. — Научно-литературная деятельность К. Д. Кавелина обнимает собой целый ряд областей знания. Благодаря своим выдающимся дарованиям, Кавелин приобрел известность как историк, цивилист, этнограф и философ. — Свою литературную деятельность К. Д. Кавелин начал с 1841 г. Писал по самым различным вопросам литературы и науки. Сотрудничал во многих журналах: «Современнике», «Отечественных записках», «Вестнике Европы», «Северном вестнике», «Журнале министерства юстиции» и др. Подробную библиографию о нем см. Д. Д. Языков, «Учено-литературная деятельность К. Д. Кавелина» — «Вестник Европы», 1885, 6.

С Толстым К. Д. Кавелин познакомился в апреле 1856 г. Толстой ездил к Кавелину по делу об освобождении крестьян. Об этом Толстой в Дневнике от 23 апреля 1856 г. записывает: «Вечер у Кавелина. Прелестный ум и натура. Вопрос о крепостных уясняется. Приехал от него веселый, надежный, счастливый. Поеду в деревню с готовым, писанным проектом». И 24 апреля 1856 г.: «Набросал проекты и конспекты. Слушая прелестный проект Кавелина».

Письмо К. Д. Кавелина, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Павловск, город Петербургской губ., в двадцати пяти верстах от Петербурга, с которым соединен Царскосельской железной дорогой.

2 Слово сужденіяхъ написано поверх зачеркнутого мнѣніяхъ

3 Слово а написано поверх зачеркнутого или

4 Очевидно, речь идет о статье Толстого «Исповедь» (1879—1880).

5 Вероятно, Толстой имеет в виду свою поездку в Петербург по делам печатания четвертого издания Собрания своих сочинений. См. прим. 1 к письму № 1.

118—126. С. А. Толстой от 11, 12, 13, 14, 14, 15, 16, 17 и 18 сентября 1882 г.

* 127. Гр. С. Н. Толстому.

1882 г. Сентября 18. Москва.

Суб. 18 Сент.

Не могу придти въ себя отъ восторга; а восторгъ отъ квартиры, кот[орую] я тебѣ нашелъ.1 Въ Денежномъ переулкѣ домъ Роговича рядомъ съ нашимъ бывшимъ Волк[онскимъ] домомъ.2 Квартиру сдаетъ Вышеславцевъ. Я выторговалъ на 7 мѣсяцевъ за 109 р. въ мѣс[яцъ]. — Зала огромная, гостиная, спальня, кабинетъ, комната Вѣрочки3 и двѣ дѣтскія, или одна дѣтская, одна дѣвичья. — Ватерклозеты, вода, кухня, людская, сараи, конюшни, чистота, тепло, сухо и даже роскошь и хорошій вкусъ. — Я бѣгалъ два дня и ничего близко подходящаго не нашелъ. Я далъ задатку 50 р. Вышеславцевы еще живутъ, но къ 1-му Октября будетъ очищено.

Есть у нихъ мебель въ залѣ и гостиной; мебель роскошная и завтра они дадутъ мнѣ отвѣтъ, что возьмутъ за прокатъ мебели. Это Богъ помогъ найти такую рѣдкость. У жильцовъ были маленькія дѣти, все обдумано для тепла. Дворъ красивый, чистый, отъ насъ близко и мѣсто лучше нашего и Зубовскаго4 несравненно. —

Такъ вотъ собирайся и пріѣзжай.

Цѣлую всѣхъ твоихъ и тебя и не боюсь, чтобы меня самые приве[ре]дливые люди попрекнули за эту квартиру.

Л. Т.

Нынче пріѣхалъ Илюша — поправляется.5 Я въ понедѣльникъ поѣду въ Ясную дня на три.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. Дата не полная. Год написания письма определяется его содержанием и днем недели.

1 Вероятно, по просьбе гр. С. Н. Толстого Лев Николаевич подыскивал для него на зиму квартиру в Москве. В Денежном переулке, в доме Роговича, С. Н. Толстой с семьей жили с середины октября 1882 г. до весны 1883 г.

2 Дом № 3 кн. Волконского по Денежному (ныне Мал. Левшинскому) переулку в Москве, где Толстые жили с осени 1881 г. до весны 1882 г.

3 Гр. Вера Сергеевна Толстая (1865—1923), дочь гр. Сергея Николаевича Толстого.

4 Очевидно, Толстой имеет в виду какой-нибудь дом в районе Зубовской площади или бульвара (в Москве).

5 Илья Львович был болен тифом.

128—135. С. А. Толстой от 19, 28, 29 сентября, 1, 2, 2—3, 5 и 6 октября 1882 г.

136. Н. Н. Страхову.

1882 г. Октября 11. Москва.

11 октября.

Дорогой Николай Николаевичъ!

Давно у меня на совѣсти ваше письмо. Я даже не поблагодарилъ за книги.1 Я тотчасъ же сталъ читать «Отцовъ»2 и очень многое пріобрѣлъ отъ этаго чтенія. — Нынѣшній годъ я все лѣто не переставая занимался и только осенью сталъ ничего

Скачать:TXTPDF

благо и прямо требуют для этого блага ограничения эгоизма, пожертвования некоторою его долею. Это понятно, это логично, и достижимо, и выполняется в огромных размерах. Злоупотребления не вытекают из самого принципа