Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

и высылки А. С. Бутурлина в Сибирь.

200. В. Г. Черткову от конца февраля 1884 г.

* 201. М. П. Щепкину.

1883 г. Декабрь — 1884 г. Февраль.

Вотъ послѣдніе листы.1 Я просмотрѣлъ то, чтò самое для меня важное. Если милость ваша будетъ — прочтите и пришлите ко мнѣ съ извощикомъ — когда кончите.

Хочется сказать, какъ я вамъ благодаренъ, да не умѣю.

Вашъ Л. Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. Датируется по содержанию, касающемуся печатания статьи Толстого «В чем моя вера».

Митрофан Павлович Щепкин (1832—1908) — общественный деятель и публицист; образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в звании магистранта политической экономии и статистики; по окончании поступил на службу в московское городское самоуправление и был одним из главных деятелей по проведению в жизнь «Городового положения» 1863 г. В 1865 г. занял кафедру политической экономии в Петровской академии, где однако оставался недолго. (Причиной его ухода было напечатание им в «Русской летописи» некролога А. И. Герцена.) В 1870—1878 гг. был гласным Московской городской думы и вместе с тем около пяти лет ее секретарем. Вторично был избран гласным в 1889 г., но уже в 1891 г. вынужден был отказаться, не соглашаясь с приемами ведения городского хозяйства тогдашним городским головой Н. А. Алексеевым. В 1896—1906 гг. был гласным Коломенского уездного и Московского губернского земских собраний. В 1905 г. принимал видное участие в создании к.-д. партии. — Публицистическую деятельность начал непосредственно после окончания университета. Сотрудничал в «Русском вестнике», «Атенее», «Московских ведомостях» (где был редактором до перехода газеты в руки М. Н. Каткова), в «Русских ведомостях» (1866—1869 гг. и 1880—1908 гг.), в «Известиях московской городской думы» и др. В 1870 г. основал газету «Русская летопись» (вскоре закрытую цензурой); в 1906—1907 гг. издавал журнал «Самоуправление». Писал преимущественно по общественным и экономическим вопросам и вопросам городского самоуправления. Перечень его статей приводится в брошюре: «Митрофан Павлович Щепкин» М. 1910. Помимо этого см. юбилейный сборник «Русские ведомости. 1863—1913» М. 1913, стр. 208.

О знакомстве М. П. Щепкина с Толстым читаем в записке его сына Д. М. Щепкина: «Первоначальное знакомство Щепкина с Львом Николаевичем относится к концу 1850-х годов, когда они вместе занимались гимнастическими упражнениями, которыми в то время в Москве было большое увлечение. В дальнейшие годы встречи Щепкина с Львом Николаевичем носили случайный характер. Щепкин имел хорошие, дружеские отношения с рядом семей в московском обществе, родственных и близких Толстым. В переломный период жизни Льва Николаевича — конец 1870-х и половина 1880-х годов — он ближе сошелся с Щепкиным. Лев Николаевич был частым его посетителем, интересовался его суждениями и советами, посвящал его в свои работы и начинания. Щепкин передавал, что он первый, зная умонастроение Льва Николаевича того времени, обратил его внимание на сектанта Сютаева, учением которого Лев Николаевич был так заинтересован. При посредстве Щепкина Лев Николаевич получил доступ к судебному производству по делам Сютаева, раскрывавшим его учение.

Участие Льва Николаевича в Московской переписи в январе 1882 г. было осуществлено по предложению и при ближайшем содействии Щепкина. Последний в качестве гласного Московской городской думы и основателя статистического ее отделения являлся одним из организаторов этой переписи. В этом же 1882 г., задумав для постоянного обоснования семьи в Москве купить дом, Лев Николаевич обращался к содействию Щепкина. При его помощи и участии был отыскан и куплен Хамовнический дом. Пользуясь положением и влиянием Щепкина, как видного московского деятеля, Лев Николаевич прибегал к его помощи в деле поддержания и устройства людей, в судьбе которых Лев Николаевич принимал участие. Об этом говорят несколько уцелевших записок и писем Льва Николаевича. — В 1882—1884 гг. Лев Николаевич был занят писанием своего труда «В чем моя вера». Этот период отмечен особо близкими отношениями Льва Николаевича с Щепкиным. Лев Николаевич посвящал его в свою работу, часто во время пребывания в Москве его посещал. Как рассказывал Щепкин, многие переделки различных частей работы были осуществлены Львом Николаевичем по совместному их обсуждению. Печатание «В чем моя вера», начавшееся в конце 1888 г., Лев Николаевич осуществил при помощи Щепкина, который держал корректуры всего издания. Уже в корректуре работа подверглась частичным и общим переделкам, по которым между Львом Николаевичем и Щепкиным происходил оживленный обмен мнений. В эти же годы Лев Николаевич задумал образовать общество по изданию книг для народного чтения. Он приступил к подготовке этого дела при ближайшем участии Щепкина. Намечались пути осуществления этого дела, обсуждался круг лиц, которых предполагалось привлечь в такое общество, а также возможная программа его деятельности. У Льва Николаевича в Хамовниках было созвано несколько совещаний для обсуждения вопроса. Для одного из таких совещаний Лев Николаевич написал краткие свои соображения о направлении издательства по народному чтению. Щепкин, имевший ряд возражений против установки дела, предлагаемой Львом Николаевичем, изложил свои соображения в подробном к нему письме. Расхождение во взглядах на направление этого задуманного предприятия было началом охлаждения отношений между Львом Николаевичем и Щепкиным, которые постепенно к началу 1890-х годов совсем прекратились. Здесь необходимо также указать, что в деле охлаждения тех близких отношений, которые были между ними, имело значение то обстоятельство, что Щепкин не разделял того жизненного миропонимания Л. Н. Толстого, как оно сложилось к вышеуказанным годам» (ГТМ).

1 Корректурные листы статьи «В чем моя вера».

202. Н. Н. Ге (отцу).

1884 г. Марта 2—3? Москва.

Дорогой Николай Николаевичъ.

Очень порадовали меня своимъ письмомъ. Мы живемъ по старому, съ тою только разницею, что у меня нѣтъ такой пристальной работы, к[акая] была при васъ1 и отъ этаго я спокойнее переношу ту нелѣпую жизнь, к[оторая] идетъ вокругъ меня. Я занятъ другимъ дѣломъ,2 о к[оторомъ] скажу послѣ, — такимъ, к[оторое] не требуетъ такого напряженія. Книгу мою, вмѣсто того, чтобы сжечь,3 какъ слѣдовало по ихъ законамъ, увезли въ Петерб[ургъ] и здѣсь разобрали экземпляры по начальству. Я очень радъ этому. Авось кто нибудь и пойметъ. О портретѣ4 вашемъ слышалъ только отъ однаго пріѣзжаго изъ Пет[ербурга], что онъ стоить въ особой комнатѣ съ портретомъ Майкова Крамского,5 и что двери въ эту комнату закрыты и многіе не заходятъ туда. Сужденій никакихъ еще не слыхалъ. —

Нарисованное вами6 мнѣ понятно. Правда, что, фигурно говоря, мы переживаемъ не періодъ проповѣди Христа, не періодъ воскресенія, a періодъ распинанія. Ни за что не повѣрю, что онъ воскресъ въ тѣлѣ, но никогда не потеряю вѣры, что онъ воскреснетъ въ своемъ ученіи. Смерть есть рожденіе, и мы дожили до смерти ученія,7 стало быть вотъ вотъ рожденіе — при дверяхъ. Душевный привѣтъ Аннѣ Петровнѣ8 отъ меня и всѣхъ нашихъ. Рѣдко приходится писать эти слова такъ правдиво. Поцѣлуйте отъ меня вашу внучку.9

Вашъ Л. Толстой.

Экземпляръ пришлю вамъ какъ только освободится. Напишите какъ переслать.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано в ТГ, стр. 59—60. Датируется на основании пометки карандашом рукой не Толстого: «6 марта 1884». Эти и другие пометки, поставленные на письмах Толстого к Н. Н. Ге (отцу), судя по письму от 30 апреля 1884 г. (см. прим. к п. № 215), надо полагать означают дату получения письма. Дату написания мы определяем отчислением трех — четырех дней, взяв за основание время от написания до получения письма адресатом, по письму № 215 и предполагая возможность колебания в доставке и получении письма в один — два дня.

Николай Николаевич Ге (р. 15 февраля 1831 г. — ум. 2 июня 1894 г.) — художник. Воспитывался в Киевской гимназии, по окончании которой поступил сначала в Киевский, а затем в Петербургский университет; на второй год оставил университет и перешел в Академию художеств (1850 г.). За картину «Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула» получил золотую медаль и был послан за границу, где пробыл с 1857 г. по 1863 г. По возвращении в Россию выставил первую картину «Тайная вечеря». За нею последовал ряд картин из евангельской жизни. В 1870 году написал три картины исторического содержания, сразу доставивших ему широкую известность: «Петр Великий и царевич Алексей», «Екатерина II у гроба Елизаветы» и «Пушкин в Михайловском». В 1882 г., прочитав статью Толстого «О переписи» и найдя в ней много близких и дорогих ему мыслей, отправился к Толстому в Москву, чтобы «обнять этого великого человека и работать ему». Так состоялось их знакомство, имевшее для обоих громадное значение. Н. Н. Ге очень скоро стал пламенным почитателем и последователем религиозных взглядов Толстого, изменивших как его жизнь, так и характер его художественного творчества. Стремление к физическому труду и общему опрощению жизни было характерно для Н. Н. Ге того периода. Содержание его картин того времени взято — из жизни Христа. Из них наиболее известны: «Распятие», «Что есть истина?», «Выход с тайной вечери», «Совесть». Толстой высоко ценил Ге и как художника, и как человека, своего друга и единомышленника. Он как-то сказал о Н. Н. Ге: «Если меня нет в комнате, то Николай Николаевич может вам ответить: он скажет то же, что я». Н. Н. Ге часто бывал у Толстых и в Москве и в Ясной поляне. Подробнее о нем см.: В. В. Стасов, «Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка» изд. «Посредника», М. 1904; П. И. Бирюков, «Биография Л. Н. Толстого»; «Письма Н. Н. Ге» — «Письма Толстого и к Толстому. Труды публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», М. 1928, стр. 33—55; «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка», со вступительной статьей С. П. Яремича: «Знакомство Н. Н. Ге с Л. Н. Толстым», изд. «Academia», М.—Л. 1930.

Н. Н. Ге иллюстрировал рассказ Толстого: «Чем люди живы». Иллюстрации с текстом Толстого изданы М. Пановым в виде альбома: «Чем люди живы» Л. Н. Толстого с рисунками Н. Н. Ге», М. 1886.

Письмо Ге, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Н. Н. Ге был у Толстых в январе 1884 г. Лев Николаевич в то время заканчивал свою статью «В чем моя вера».

2 Толстой занят был чтением и переводом китайских философов: Лаотзе, Конфуция и др. Здесь у него впервые возникла мысль о создании «Круга чтения» из мыслей мудрецов всего мира. В Дневнике его 1884 г. от 15 марта читаем: «Надо себе составить «Круг чтения»: Эпиктет, Марк Аврелий, Лао-тсе, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно. Это не молитва, а причащение».

3 «В чем моя вера». См. прим. 1 к письму № 199.

4 Портрет Толстого за работой, который Н. Н.

Скачать:TXTPDF

и высылки А. С. Бутурлина в Сибирь. 200. В. Г. Черткову от конца февраля 1884 г. * 201. М. П. Щепкину. 1883 г. Декабрь — 1884 г. Февраль. Вотъ послѣдніе