Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

радостный, блаженный трудъ, если человѣкъ пойметъ, что это его задача жизни. Радостный трудъ потому, что каждый шагъ на этомъ пути плодотворенъ, приближаетъ къ цѣли, къ царству Божію и къ Богу. Я испытываю это уже нѣсколько лѣтъ. Я (такъ же, какъ и вы) находился въ самыхъ ложныхъ условіяхъ жизни и (такъ же, какъ и вы) искалъ средствъ освободиться сразу отъ зла и, не находя ихъ, страдалъ отъ этого, но теперь, когда я вижу, что задача моей жизни въ томъ, чтобы освобождаться отъ соблазновъ, я по мѣрѣ силъ своихъ освобождаюсь отъ нихъ и, хотя теперь продолжаю жить въ соблазнахъ, я чувствую спокойствіе, имѣю опредѣленную цѣль въ жизни и чувствую радость, оглядываясь назадъ на то зло, отъ котораго я уже освободился.

Для васъ теперь первый вопросъ — военная служба. Разумѣется, нельзя продолжать служить, и вы выйдете изъ службы, если вы искренни; но жизнь ваша не можетъ никогда устроиться такъ, чтобы вы были внѣ зла — явятся другіе соблазны: брачной жизни, собственности, съ которыми вы опять будете бороться и отъ которыхъ вы также освободитесь, если вы искренній человѣкъ, и требованія истины для васъ также ясны относительно этихъ соблазновъ, какъ и относительно военной службы. Если вы будете писать мнѣ, адресуйте въ Тулу. Очень радъ буду полученію вашего письма и очень желалъ бы узнать васъ ближе.

Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Впервые опубликовано А. К. Чертковой в TT, I, стр. 40—41. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого от 6/18 июня 1884 г. (об этом см. ниже).

Личность адресата выяснить не удалось. Письмо, на которое здесь отвечает Толстой, неизвестно. В дневнике Толстого 5 июня 1884 г. есть упоминание о письме офицера: «Письмо Черткова и офицера». Возможно, что об этом письме и говорится здесь. В письме Толстого к В. Г. Черткову от 6? июня 1884 г. также есть упоминание об этом письме (хотя и косвенное): «Вчера вместе с вашим письмом получил письмо, которое вам посылаю…. Письмо очень хорошее, простое, ясное. Одно, что я по письму не могу вполне понять человека (по личному общению я могу всегда решить главный вопрос искренности). Если вам можно, повидайте его. Я сейчас попытаюсь написать ему» (AЧ). Что здесь речь идет именно о письме офицера, явствует из ответного письма В. Г. Черткова от 15 июня 1884 г. (Лондон), где последний писал: «Сегодня получил от вас письмо (с письмом к вам от стрелкового прапорщика) и как раз кстати…. Письмо прапорщика действительно отрадное, и я уверен, что таких людей должно постепенно набираться много и много. В Петербурге непременно с ним познакомлюсь» (AЧ).

В дневнике от 6/18 июня 1884 г. Толстой уже записывает: «писал письма…. к офицеру — не послал» (AЧ).

* 230. Гр. А. А. Толстой. Неотправленное.

1884 г. Июня 6? Я. П.

Получилъ ваше письмо карандашомъ, милый другъ, и очень пожалѣлъ о вашей боли. — Странно, что письма ваши всегда возбуждаютъ во мнѣ желаніе возраженія. Я считаю это хорошимъ признакомъ — именно, что я серьезно отношусь къ вашимъ мыслямъ. Возраженіе кот[орое] мнѣ теперь хочется вамъ сдѣлать, слѣдующее: Собственно это не возраженіе, а выраженіе желанія мира, согласія и любви въ отвѣтъ на ваше (простите, пожалуйста) желаніе спора и несогласія.

Вы пишете, что мое, будто бы, желаніе добра вамъ сочувственно, но несогласны со мной, что человѣкъ можетъ дѣлать добро своими силами.1 Замѣтьте, я ничего подобнаго никогда не говорилъ. Такъ съ чѣмъ же вы несогласны? Если разбирать, какою силою человѣкъ дѣлаетъ добро, то само собою разумѣется, что всякой мыслящій человѣкъ скажетъ, что человѣкъ дѣлаетъ это той силою божескою, кот[орая] есть въ немъ, и кот[орую] вызвалъ въ2 немъ, даль ему Христосъ. Мужики говорятъ: это по божески сдѣлано. Или — въ тебѣ Бога нѣтъ. Все доброе въ человѣкѣ отъ Бога и отъ Христа. — Положимъ вы скажете: это такъ, да не такъ. Вы не признаете искупленія. Милый другъ, и искупленіе признаю, и все, чтò хотите признаю, только бы люди любили добро, т. е. Бога, и дѣлали бы добро, т. е. божескія дѣла. И это я не фразу говорю. Истинно признаю и искупленіе, и воскресеніе, и причастіе, разумѣется, придавая имъ такой смыслъ, кот[орый] бы не оскорблялъ моего, Богомъ же даннаго разума, — то самое, чтò дѣлаете и вы, и всѣ вѣрующіе; и прошу только снисхожденія къ особенностямъ моего пониманія, прошу, чтобъ не ставили слишкомъ les points sur les i,3 и, главное, допускаю и уважаю, и понимаю всякое другое толкованіе всѣхъ этихъ таинственныхъ предметовъ; но выговариваю одно — любить Бога и ближняго и дѣлать дѣла Божьи, т. е. добро ближнему, и дѣлатъ его точно, по настоящему, не на словахъ, а на дѣлѣ. — И при этомъ прошу, чтобы, дѣлая это добро, не говорить всякій разъ, что это дѣлаетъ во мнѣ Богъ, — не говорить это для того, что это уже разъ рѣшенный вопросъ, въ кот[оромъ] всѣ согласны, и что приговаривать это при каждомъ дѣлѣ очень неудобно и затруднительно. Въ родѣ того, какъ затруднительно бы было приговаривать при каждомъ движеніи, что это не я4 протягиваю руку и сжимаю, а такой то5 нервъ передаетъ такому то мускулу, и мускулъ сокращается и т. д. Вѣдь это было бы неудобно, да и некогда. Также неудобно приговаривать при каждомъ поступкѣ, что это дѣлаетъ Богъ. Это уже рѣшено: дурное дѣлаю я. Доброе дѣлаетъ во мнѣ Богъ, Христосъ. Но для удобства рѣчи мы все таки будемъ говорить: онъ протянулъ руку и онъ сдѣлалъ дурное или доброе. Дѣло въ томъ, чтобы дѣлать доброе и знать, чтò доброе и чтò злое, т. е. чтò божеское и чтò небожеское. Такъ вотъ, видите ли, спорить намъ не о чемъ, а разсуждать о томъ, чтò божеское и чтò небожеское, необходимо нужно для того, чтобы знать, когда я съ Нимъ и когда въ розь. Самое страшное то, чтобы вообразить себѣ, что я съ Нимъ, когда я въ розь. И еще страшнѣе быть очень довольнымъ, когда я съ Нимъ, и вообразить, что я отъ этаго сдѣлался очень хорошъ, тогда какъ я только, только былъ не отвратителенъ, а обрадовавшись своему совершенству, сдѣлался отврати[те]ленъ. —

Такъ видите, я всегда согласенъ съ вами; вы только хотите несоглашаться со мной въ какихъ то тонкостяхъ; въ томъ же, что тѣ люди, кот[орые] мучаютъ другихъ людей, не знаютъ Христа, и что имъ надо помогать, въ этомъ вы бы и хотѣли, но не можете не согласиться со мной.

Желаю вамъ хорошаго. Крѣпко жму вашу руку.

Вашъ Л. Т.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. По содержанию своему оно является ответом на письмо гр. А. А. Толстой от 31 мая 1884 г. (см. ПТ, № 148). Вероятно, о нем говорит Толстой в Дневнике 1884 г. 6 июня: «Писал письма, Толстой, и офицеру, не послал». На этом основании и помечаем его указанной выше датой. Письмо это послано не было.

1 Гр. Александра Андреевна в письме от 31 мая 1884 года, на которое отвечает Толстой, писала: «Недавно А. М. Кузминский напомнил мне как то о Паскале. Я, бывало, знала его почти наизусть, но вот уже довольно долго не читала, а теперь опять взялась за него и должна сознаться, после вашей книги это для меня успокоительное наслаждение, хотя я с ним не во всем согласна, но фундамент верований один и тот же — это главное. Возможное спасение только через жертву и воскресение Христа. Сами спастись не можем, потому что своими силами не можем исполнить то, что сами считали за самое лучшее и святое». (см. ПТ, № 148).

2 Слова: вызвал въ зачеркнуты и восстановлены точками.

3 Точки над і.

4 Зачеркнуто: дѣлаю, a дѣлаютъ

5 Зач.: составъ передъ

231. Гр. А. А. Толстой.

1884 г. Июня 7—8? Я. П.

Очень вамъ благодаренъ, милый другъ, за участіе1 и знаю (чувствую это по тону письма), что вы сдѣлаете все возможное и сдѣлаете отъ сердца. Очень люблю васъ за это. Но замѣтьте, я, по своей дурной, ложной, соблазнительной вѣрѣ, я — хотя и гораздо менѣе добрый по сердцу человѣкъ, чѣмъ вы, но я по своей дурной, дьявольской вѣрѣ, ничего кромѣ добраго и любовнаго къ вамъ не чувствую и не говорю; а вы, по своей хорошей вѣрѣ, несмотря на вашу истинную доброту, на любовь ко мнѣ, на мои мольбы не обращать меня (т. е. учтиво выражаясь, не говорить мнѣ непріятностей), вы не можете воздержаться отъ того, чтобы не сказать тотчасъ же самаго больнаго и оскорбительнаго, чтò только можно сказать человѣку, именно, что то, чтò есть его святыня, — есть адская гордость.2 —

Я вашу вѣру люблю и уважаю, я не люблю только зло, — и вы тоже должны бы были не любить.

Жду съ нетерпѣніемъ вашихъ указаній3 и очень благодарю и люблю васъ; но ради всего святаго для васъ поймите, что и для другихъ есть святое.

Вашъ Л. Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано В. И. Срезневским в ПТ, № 149. По содержанию своему оно является ответом на письмо гр. А. А. Толстой от 31 мая 1884 г. (см. ПТ, № 148). Вероятно Толстой, написав письмо, датированное нами 6? июня 1884 г. и не послав его в виду резкости тона, написал настоящее, которое мы и датируем: 7—8? июня 1884 г.

1 За участие в деле Н. А. Армфельдт. См. прим. к письму № 212.

2 На что здесь отвечает Толстой, раскрывается из письма гр. А. А. Толстой от 31 мая 1884 г. См. прим. 1 к письму № 230.

3 По делу Н. А. Армфельдт.

232. Гр. А. А. Толстой.

1884 г. Июня 8—9? Я. П.

Вчера написалъ вамъ письмо, милый другъ, и вспоминая его, боюсь, что въ немъ есть то, чтò огорчитъ васъ.

Забудьте это и простите меня. Очень, очень благодарю васъ и люблю за все, чтò вы дѣлали для Армфельдъ. Я живо себѣ представилъ ваши труды и ваше разочарованье,1 и мнѣ стало совѣстно, что я этому причиной и не выразилъ вамъ своего участія. Благодарю васъ отъ всей души. Пожалуйста, забудьте то, чтò могло огорчить васъ.

Вашъ Л. Т.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано В. И. Срезневским в ПТ, № 150. По содержанию оно является дополнением к письму Толстого к гр. А. А. Толстой от 7—8? июня 1884 г., о котором Толстой в настоящем письме говорит: «Вчера написал вам письмо». Эта фраза и

Скачать:TXTPDF

радостный, блаженный трудъ, если человѣкъ пойметъ, что это его задача жизни. Радостный трудъ потому, что каждый шагъ на этомъ пути плодотворенъ, приближаетъ къ цѣли, къ царству Божію и къ Богу.