Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

освѣщать себѣ жизнь внѣшнимъ свѣтомъ, а самому быть свѣчой, свѣтить и горѣть. Говоря безъ сравненій — одно средство жить радостно — это быть апостоломъ. — Не въ томъ смыслѣ только, чтобы ходить и говорить языкомъ, а въ томъ чтобы и руками, и ногами, и брюхомъ, и боками, и языкомъ, между прочимъ, служить истинѣ (въ той мѣрѣ, въ какой я знаю ее) и распространенiю ея — вселенію ея въ другихъ, нетолько людей, но въ весь міръ внѣшній — главной цѣлью своей жизни сдѣлать это дѣло и служить ему. Только тогда никогда не будетъ тоски и неудовлетворенія, только тогда можно умереть радостно, зная, что смерть моя содѣйствуетъ моей цѣли жизни, пот[ому] что всякій, кто пробовалъ служить истинѣ, знаетъ, какъ его личность мѣшаетъ, точно на дорогѣ стоить тѣмъ, к[оторыхъ] онъ зоветъ идти за собой. Какъ и Хр[истосъ] говорилъ: всѣмъ лучше будетъ, когда я уйду. Только тотъ, кто сдѣлалъ дѣломъ жизни — служеніе истинѣ, можетъ сказать это и желать умереть, когда придетъ смерть, пот[ому] ч[то] только такой человѣкъ знаетъ, что его тѣлесная смерть нетолько не прерываетъ того, чтò было его жизнью, но содѣйствуетъ тому самому, чтò онъ сдѣлалъ своей жизнью. Только тотъ, кто отдастъ жизнь, будетъ имѣть ее. — И это отвѣчаетъ на все то, чтò тяжело поразило меня въ вашемъ письмѣ.

Что такое значить условность добра и — учиться добру. Это значить только то, что мы лжемъ передъ собою. У каждаго всегда есть знаніе, въ извѣстной степени, истины, общей божеской истины (я говорю общей божеской, чтобы не смѣшивать ее съ практической истиной). Пусть человѣкъ только сольетъ свою жизнь съ этой истиной и не обманывая самъ себя служитъ вселенію этой истины въ міръ. Если это соблазнъ, а не истина, онъ не будетъ въ силахъ служить ей всей жизнью, а будетъ только разговаривать. И тогда пусть ищетъ такую истину, к[оторой] можетъ отдать жизнь. Мы съ вами знаемъ эту истину и можемъ отдать ей жизнь, такъ и сдѣлаемъ, такъ и тѣ, кто сдѣлаютъ также, будутъ всѣ вмѣстѣ. — Это же и отвѣчаетъ на ваше отвращеніе къ собиранію долговъ3 и денежнымъ дѣламъ. Если жизнь ваша въ служеніи истинѣ, и явится при поѣздкѣ въ Патровку дилеммасобрать долгъ, или отречься отъ того, въ чемъ моя жизнь — вселеніе въ другихъ истины, то сомнѣнія и непріятнаго быть не можетъ, а будетъ одно радостное, которому никто и ничто помѣшать не можетъ. Это же относится и къ вашему обязательству къ землѣ, называемой моею. Вы знаете также, какъ и я, что всѣ эти мои земли и имущество суть мои и чужіе грѣхи, соблазнявшіе меня и теперь пытающіеся спутать меня. Ни для меня, ни для васъ слова: государство, церковь, собственность не могутъ имѣть никакого значенія. Если цѣль жизни ваша служеніе истинѣ, то не можетъ для васъ имѣть значеніе то, какъ посмотрятъ на вашь костюмъ или на ваши денежныя отношенія. Если надъ вами смѣются и васъ ругаютъ, тѣмъ лучше для васъ — вы тогда уже навѣрное знаете, что вы служите не людямъ, a себѣ или Богу. Какъ въ вопросахъ костюма или обязательства собственности одно, чтò можетъ и должно руководить человѣкомъ, служащимъ истинѣ, это боязнь оскорбить людей относительно того, чтò они еще считаютъ собственностью, вызвать въ нихъ злое чувство. И потому4 всѣ эти обязательства не должны стѣснять васъ при служеніи истинѣ, вы должны только избирать тотъ путь, при к[оторомъ] вы менѣе оскорбляете людей въ ихъ воображаемыхъ правахъ на собственность.5 Собственность есть самый прочный и страшный соблазнъ — я постоянно о немъ думаю и борюсь съ его хитростями. Мнѣ кажется, что противъ этаго соблазна и всѣхъ безконечныхъ усложненій, связанныхъ съ нимъ, есть только одно средство: совершенное непризнаваніе его въ принципѣ и потому избѣганіе всякихъ поступковъ, подтверждающихъ его и основанныхъ на немъ — до мелочей, и при этомъ стремленіе къ сведенію своихъ потребностей до minimum’a и6 своей работы до maximum’а. Это, я знаю, вы дѣлаете и дѣлали, и потому удивляюсь вашему недовольству собой. Я написалъ это и долго сидѣлъ думалъ. Я теперь печатаю статью (ее не пропустятъ) о собственности и не переставая думаю объ этомъ. Я написалъ невѣрно, что есть средство. Средства нѣтъ и не можетъ быть противъ соблазна, противъ фикціи, кромѣ яснаго отрицанія и доведенія этого отрицанія до послѣднихъ выводовъ безъ всякихъ компромисовъ, по русски безъ лжи. А то горе въ томъ, что мы не признающіе собственности, лжемъ передъ собой. Мы отрицаемъ собственность въ ея крупно уродливыхъ проявленіяхъ, а допускаемъ ее законность въ тѣхъ ея формахъ, к[оторыя] намъ на руку. Мы теоретически отрицаемъ собственность, а практически признаемъ. Я отрицаю собственность земли, а признаю собственность кафтана. А то и другое одинаково. Сютаевъ7 вѣрно поставилъ дѣло — чтобъ замковъ не было и чтобъ не было — мое и твое въ сознаніи моемъ, а что я буду пользоваться8 трудомъ другихъ людей — этаго я не миную. Если нечего ѣсть мнѣ, я буду побираться, и, если и теперь я пользуюсь чужими трудами, когда не могу поступить иначе, я тоже что побираюсь, и долженъ знать это. — Я вотъ что хочу сказать: на9 пользованіе чужимъ трудомъ я долженъ смотрѣть всегда, какъ на печальную необходимость, какъ на то, чтобы побираться и потому на всякую собственность, какъ на стыдъ. — Я неясно высказалъ все вамъ, но въ душѣ у меня ясно. И, можетъ быть, послѣ скажу лучше. Главное же то, что надо смотрѣть на всю жизнь свою, какъ на посланничество, — это ясно и правда, и утѣшительно, и, надѣюсь, что поддержитъ васъ. — Я вамъ не пишу часто, а васъ очень высоко цѣню и люблю, и вѣрю, что ваша жизнь не пройдетъ даромъ. — Только надо точить ножъ, когда затупится. Обнимаю васъ

Л. Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. Датируется на основании слов Толстого в этом письме: «Я теперь печатаю статью (ее не пропустят) о собственности и не переставая думаю об этом». «Статья о собственности» — вероятно «Так что же нам делать?», которую в конце 1884 г. Толстой кончал для январской (1885 г.) книжки «Русской мысли» и в декабре сдал в набор.

Письмо В. И. Алексеева, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Иван Дмитриевич Кудрин — один из богатых молокан села Патровки, Бузулукского у., Самарской губернии.

2 Исправлено из: другой далее оставлено неисправленным: освѣщаетъ

3 См. прим. 1 к письму № 238.

4 Зачеркнуто: знаю

5 Эта фраза написана поверх вымаранной.

6 Зачеркнуто: наибольшая физическая работа около себя и своихъ близкихъ.

7 См. прим. 8 к письму № 79.

8 Зач.: добромъ

9 Зач.: соб

* 287. М. П. Щепкину.

1882—1884? гг.

Митрофанъ Павловичъ.

Мой хорошій знакомый Алекс[андръ] Капитоновичъ Маликовъ1 (вы вѣрно его знаете по имени) желаетъ занять мѣсто школьнаго учителя въ одной изъ имѣющихъ быть открытыми Думой двухъ школъ и проситъ меня рекомендовать его вамъ съ тѣмъ, чтобы замолвили о немъ слово кому слѣдуетъ. Я исполняю его желаніе съ особеннымъ удовольствіемъ, потому что знаю вопервыхъ Маликова за очень хорошаго человѣка, вовторыхъ, потому что его званіе Кандидата университета и искреннее религіозное, вполнѣ православное направленіе дѣлаютъ его желательнымъ для Думской школы учителемъ. Очень обяжете, если исполните мою просьбу.

Вашъ Левъ Толстой.

Инспекторъ училищъ Некрасовъ2 знаетъ его и ничего не имѣетъ противъ него.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. Датируется по содержанию, касающемуся хлопот за А. К. Маликова. В данном письме Толстой указывает на «вполне православное направление» его. Известно, что к православию А. К. Маликов пришел к 1882—1884 гг. Эта дата определяет время раннего написания письма Толстого. Очевидно также, что оно было написано близко по времени к указанному периоду, так как уже в дальнейшие годы следует охлаждение отношений Толстого с А. К. Маликовым и почти полное прекращение сношений.

1 См. прим. 1 к письму № 49.

2 Иван Юльевич Некрасов (ум. 1893 г.), инспектор народных училищ Московской губернии и член московского городского училищного совета.

288. Н. Н. Страхову.

1883—1884? гг.

Дорогой Николай Николаевичъ.

Письмо это вамъ передастъ Алексѣй Алексѣевичъ, вамъ извѣстный, Гатцукъ,1 мой добрый знакомый. Онъ ѣдетъ въ П[етер]б[ур]гъ хлопотать о своихъ дѣлахъ по цензурнымъ запрещеніямъ. Мнѣ кажется, что вы можете помочь ему совѣтомъ, и знаю, что вы это захотите и можете сдѣлать.

Любящій васъ Л. Толстой.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано Б. Л. Модзалевским в СМ 12, стр. 398. Даты Толстого нет. Относим его приблизительно к 1883—1884 гг., имея в виду упоминание о «делах по цензурным запрещениям» Гатцука. В 1883 г. за «вредное направление» была запрещена розничная продажа газеты Гатцука; кроме того, в 1884 г. было получено два предостережения (см. распоряжение Министерства внутренних дел: от 31 Марта 1884 г. в № 13 и от 22 апреля 1884 г. в № 16 «Газеты Гатцука»). Запрещение было снято лишь 16 декабря 1886 г.

1 Алексей Алексеевич Гатцук (1832—1891) — археолог и публицист, издатель «Газеты Гатцука» и «Крестного календаря».

289. С. А. Толстой от 1883—1884 гг.

* 290. Л. Л. Толстому.

1884 г.

Милый другъ Лева!

Мама мнѣ сказала, будто ты сказалъ, что я сказалъ, что я буду очень огорченъ, ежели ты выдержишь экзаменъ или чтò то подобное, — однимъ словомъ такое, чтò имѣло смыслъ того, что я поощряю тебя къ тому, чтобы не держать экзамены и не учиться. — Тутъ недоразумѣніе. Я не могу сказать этаго. Гимназистъ, кот[орый] пріѣзжалъ ко мнѣ, спрашивалъ: выдти ли ему изъ гимназіи и настаивалъ на томъ, что онъ хочетъ выдти. Я отсовѣтовалъ ему. Мое мнѣніе то, что человѣку никогда не надо перемѣнять свое внѣшнее положеніе, а надо постоянно стараться перемѣнять свое внутреннее состояніе, т. е. постоянно становиться лучше. (А лучше — значить быть болѣе полезнымъ и пріятнымъ другимъ). И что, когда перемѣнится внутреннее состояніе, тогда только само собою измѣнится и внѣшнее состояніе, т. е. если бы у тебя было въ виду дѣло болѣе полезное другимъ, чѣмъ гимназія, и ты бы ужъ началъ его и зналъ, что оно хорошо и не могъ бы отстать отъ него, тогда бы ты могъ бросить гимназію. А такъ какъ у тебя (къ сожалѣнію) нѣтъ другаго дѣла, и даже представленія о другомъ дѣлѣ кромѣ своего plaisir’a, то самое лучшее для тебя есть гимназія. Она, вопервыхъ удовлетворяеть требованіямъ отъ тебя мама, а вовторыхъ даетъ трудъ и хотя нѣкоторыя знанія, которыя могутъ быть полезны другимъ. — Для того же, чтобы дѣлать то дѣло, кот[орое]

Скачать:TXTPDF

освѣщать себѣ жизнь внѣшнимъ свѣтомъ, а самому быть свѣчой, свѣтить и горѣть. Говоря безъ сравненій — одно средство жить радостно — это быть апостоломъ. — Не въ томъ смыслѣ только,