Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

paroles précises et en actions».

Дальше он говорил: «La philosophie nouvelle, la seule positive, est la négation de toute philosophie d’école, de qualité abstraite, scolastique, mystique… elle n’a pas de langue particulière, de nom ou de principe particulier, elle est l’homme pensant lui même, — l’homme qui est et se sait l’essence consciente de la nature… La philosophie du passé avait une double vérité: la vérité en elle même, qui ne s’inquiétait nullement de l’homme et la vérité à l’usage de l’homme — les religions. La philosophie nouvelle n’a qu’une seule vérité, la vérité réelle, devenue chair et sang, С. à. d. la pensée de l’homme conscient» (АТБ).

[Идеал христианства есть ничто иное, как символ единения человечества и, как таковой, воспринимается человеческим сознанием. Христос был воплощением этой идеи, т. е. тем человеком, который претворил ее в определенные слова и действия…. Новая и единственная положительная философия заключает в себе отрицание какой-либо научной философии с ее отвлеченными, схоластическими и мистическими чертами… ни особого названия, языка и принципа она не имеет, — она сосредоточена в самом человеке, т. е. в том, что он сознает себя мыслящей сущностью природы… Философия прошлого заключала в себе две истины: отвлеченную истину, не связанную с человеком, и истину им познаваемую, т. е. религии. Новая философия владеет только одной и настоящей истиной, ставшей плотью и кровью, а именно — мыслью сознательного человека].

355—357. В. Г. Черткову от 2, 7, и 8 мая 1885 г.

358. К. М. Сибирякову.

1885 г. Мая 8. Москва.

К[онстантинъ] М[ихайловичъ],

Программу журнала1 я прочелъ и нахожу, что она составлена хорошо. Въ ней есть что-то новое, свѣжее. Если бы удалось выполнить хотя малую часть ея, чтò не возможно, то было бы большое дѣло.

Чертковъ проситъ меня высказать вамъ мое мнѣніе объ Оболенскомъ и его журналѣ; насколько я знаю Оболенскаго, я считаю его за человѣка съ самыми нравственными убѣжденіями и искренняго. Журналъ же его нравится мнѣ по своему направленію больше всѣхъ существующихъ. Направленіе его опредѣленнѣе другихъ и шире вмѣстѣ съ тѣмъ, такъ какъ основа его есть христіанское ученіе. Если народный журналъ создастся, я буду стараться какъ можно больше работать въ немъ, хорошо бы было увидаться съ вами и переговорить. —

Левъ Толстой.

Печатается по рукописной копии в тетради «Письма о журнале для народа» (стр. 52), хранящейся у К. С. Шохор-Троцкого. Первый абзац и обращение впервые опубликованы Ю. О. Якубовским в «Жизни для всех» 1911, 7, стр. 885. В письме Толстого к В. Г. Черткову от 9-го мая 1885 г. читаем: «Программу и ваше письмо [Сибирякову. Ред.] я прочел. Программа прекрасна…. Постараюсь написать Сибирякову». И в конце письма приписывает: «Написал Сибирякову».

1 Программа народного журнала была составлена при участии Л. Е. Оболенского и других лиц. В. Г. Чертков писал Толстому 5 мая 1885 г.: «Посылаю вам свое письмо к Сибирякову вместе с программою народной газеты, составленной у Оболенского, и его письмо к Сибирякову» (AЧ).

В тетради «Письма о журнале для народа», хранящейся в архиве К. С. Шохор-Троцкого, имеется текст программы:

Программа газеты.

(Не для оффициального представления, а как идеал, выполнение которого желательно).

1. Руководящие статьи выясняют содержание всего номера и дают освещение его фактическому материалу в духе христианской морали.

2. Внутренние известия, посвященные изложению законодательных, земских, административных мер и постановлений, касающихся жизни народа, как сельской, так и фабричной городской. Меры и постановления должны излагаться в общедоступных выражениях («своими словами»), простым наглядным языком, сопровождаясь, по возможности, разъяснениями и критикой.

3. Нужды народные: Небольшие, но разработанные с точными данными, фактами и цифрами, вопросы, возникающие в жизни народной, как в местных районах, так и в целом. Этот отдел должен иметь двоякую цель: с одной стороны уяснять и доводить до полного и отчетливого сознания народа те его потребности и нужды, которые смутно или незаконченно сознаются им самим, и указывать ему решение этих вопросов, наиболее осуществимое, а с другой стороны выяснять власти эти потребности, а также и всякие другие нужды, назревшие в народе. Подспорьем для этого отдела со стороны указаний самой действительности должен служить следующий четвертый отдел.

4. Вести с родины: текущая сельская и фабричная жизнь, в форме сообщений (корреспонденций) чисто фактических о всех выдающихся явлениях, нуждах, недоразумениях, притеснениях, тяготах и т. п., которыми страдает жизнь масс.

5. Беллетристический фельетон: Рассказы бытовые, исторические и нравственно-религиозные.

6. Теоретические беседы: о Боге, природе и людях, имеющие целью, главным образом, разоблачать при свете мысли и чистого христианского миросозерцания те народные суеверия и предрассудки, которые в нем господствуют отчасти как остаток древнего язычества, отчасти как последствие чисто формального и обрядового, так называемого, православия. Сюда же могут войти, как подспорье для первой цели и как почва для следующего восьмого отдела, краткие, но цельные элементарные этюды по географии, метеорологии (о предсказании погоды и т. п.), ботанике, зоологии, отчасти физике и химии, гигиене и домашнему врачеванию и т. п. Этот отдел может удовлетворять сразу двум целям: рассеянию языческого миросозерцания, и как подспорье в усовершенствованиях хозяйства, скотоводства, техники кустарных производств и т. п. В виду этого, не должно сообщать в нем бесцельных научных фактов, бесполезных для народной жизни, или каких-либо теоретических умствований поверхностно знакомящих с, так называемыми, «последними словами», и желательно лишь строгое выполнение двух вышепоставленных целей.

7. Судебный отдел: передача выдающихся явлений жизни, выступающих перед судом, с нравственно-христианской их оценкой.

8. Смесь: О выставках (ремесленных и сельско-хозяйственных), о кустарных промыслах, переселениях, хлебном сбыте, открытии навигации, о росписаниях и ценах железных дорог, спрос и цены на труд в различных местах, технические и земледельческие открытия и изобретения в разных областях, напр. в ветеринарии, скотоводстве и т. п.

9. Новые книги: Краткое изложение и разбор народных книг и газет с одобрением или же указанием на вред и шарлатанство.

10. Заграничные вести: Важнейшие законодательные меры относительно народа в чужих странах, учебное дело, очерки и факты экономической, юридической и политической жизни там.

11. Почтовый ящик: беседы с читателями по их вопросам, советы, указания, справки.

12. Бесплатные объявления о труде («Письма о журнале для народа», стр. 54—57).

359—361. В. Г. Черткову от 9, 10—11 и 10—11 мая 1885 г.

362. В. В. Стасову.

1885 г. Мая 12? Москва.

Владиміръ Васильевичъ.

Податель сего Ершовъ, братъ несчастнаго студента Петр[овской] Академіи,1 взятаго по очень не важному дѣлу, но сидящаго цѣлую зиму въ тюрьмѣ. Онъ теперь боленъ и лежитъ съ опухающими ногами въ острожной больницѣ — хлопочатъ его взять хоть на поруки, если не выручить. Голубчикъ, помогите и для себя, и для него, и для меня. Обнимаю васъ

Л. Толстой.

На конверте:

Петербургъ. Публичная библіотека. Владиміру Васильевичу Стасову.

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано В. Д. Комаровой и Б. Л. Модзалевским в ТС, стр. 69. Датируется на основании пометки В. В. Стасова на письме: «Получено 14 мая 1885».

1 Вероятно, Константин Ершов — студент Петровско-Разумовской академии, член центрального народовольческого кружка с 1883 г. Арестован 3 ноября 1884 г. В начале июня 1885 г. выпущен на поруки. Умер в Кременчуге 11 ноября 1885 г. от чахотки (из материалов Словаря революционных деятелей). О брате К. Ершова сведений не имеется. — В письме к В. Г. Черткову от 12—14 мая 1885 г. Толстой повторяет свою просьбу о Ершове: «Податель сего Ершов, брат несчастного студента Петровской Академии, взятого по очень неважному делу, но сидящего целую зиму в остроге. Он теперь болен и лежит с опухающими ногами в острожной больнице — хлопочат его взять хоть на поруки, если не выручить. Помогите как можете. Если нельзя через ваших, то нельзя ли через Шаховского, попросите его от меня. А я напишу ему, если надо» (АЧ). — В. Г. Чертков отвечал на это письмо: «Насчет Ершова. Вчера я виделся с Треповым сыном. Он говорит, что его отец охотно взялся бы хлопотать, да он в Киеве. Дело затянулось бы. Решился оставить этот путь в запасе. Сегодня утром был у Черевина. Он оказался за границей. Был у правителя его канцелярии, который обещался навести справки и согласен замолвить слово Оржевскому, от которого всё зависит, но он советует заручиться авторитетом более влиятельного лица для влияния на Оржевского. Завтра утром отправляюсь к Воронцову. Сообщу о результате. Ершов брат заходит каждое утро. Ужасно его жаль, а главное, разумеется, заключенного» (из письма В. Г. Черткова от 16 мая 1885 г. АТБ). — «У Воронцова я был сегодня три раза. Застал его дома только в третий раз. Но он не мог принять и назначил прийти к нему в понедельник. Я однако написал ему подробно в чем дело, на случай, если ему удастся поговорить с Оржевским до того. Ершов брат сегодня хотел вернуться в Москву. Он симпатичен» (из письма В. Г. Черткова от 17 мая 1885 г. АТБ). Ответ Толстого В. Г. Черткову на эти письма последовал уже после освобождения Ершова. В письме от 9—10 июня 1884 г. Толстой писал: «Радуюсь тоже вашему успеху по делу Ершова. Не мог удержаться от чувства враждебного к тем людям, которые мучают этих несчастных, при известии о том, что Ершова освободили. Из этого и прежде бывших случаев ясно, что большинство сидящих, сидят так, что стоит напомнить о них, чтобы прекратить их страдания и грех тех, которые их мучают. «Заключенного посетите». Всё Он сказал» (АЧ).

363—365. В. Г. Черткову от 13—14, 13—14 и 15 мая 1885 г.

* 366. А. М. Калмыковой.

1885 г. Мая 14?—16? Москва.

Получилъ рукопись.1 Нынче цѣлый день занимался ею. — Хотѣлось бы сдѣлать все, чтò умѣю для улучшенія формы. Содержаніе очень хорошо. — Желаю бодрости и досуга для работы. — Когда отдамъ набирать, напишу.

Л. Т.

Письмо это пролежало два дня. Хочется много поправлять.2 Согласны ли вы?

На обороте:

Харьковъ. Рымарская № 30. Александрѣ Михайловнѣ Калмыковой.

Печатается по автографу (письмо открытое), хранящемуся в ИЛ. Публикуется впервые. Датируется на основании почтовых штемпелей: Москва 16 мая 1885, Харьков 18 мая 1885 и слов Толстого, что письмо это пролежало два дня.

Письмо Калмыковой, на которое отвечает Толстой, датировано 9 мая 1885 г. В нем она извещает о посылке ею рукописи «Сократа».

1 Рукопись книжки о Сократе.

2 Рукопись о Сократе.

367—368. В. Г. Черткову от 16 и 17 мая 1885 г.

369. Н. Н. Ге (отцу).

1885? г. Мая 20? Я. П.

Спасибо за письмо, дорогой Николай Николаевичъ. Радуюсь, что у васъ все хорошо и вы за своей работой.1 Хорошо и косить, и пахать, но нѣтъ лучше, какъ въ своемъ ремеслѣ привычномъ удается работать на пользу людямъ. Количку встрѣтилъ

Скачать:TXTPDF

paroles précises et en actions». Дальше он говорил: «La philosophie nouvelle, la seule positive, est la négation de toute philosophie d’école, de qualité abstraite, scolastique, mystique... elle n’a pas de