Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 63. Письма, 1880-1886

и ему было бы и легче и, думаю, приятнее всецело отдаться одному делу в двух формах, чем, как теперь, двум совершенно самостоятельным и бессвязным между собой делам» (АТБ).

394. В. Г. Черткову от 13—14 июля 1885 г.

395. Кн. Л. Д. Урусову.

1885 г. Июля 14? Я. П.

Какъ все прекрасно. Вамъ лучше и Княгиня съ дѣтьми ѣдетъ къ намъ. Теперь ужъ я не выдержу, и такъ какъ не пошелъ пѣшкомъ, а васъ еще не пускаютъ, то пріѣду къ вамъ поскорѣе, разумѣется, послѣ Княгининаго посѣщенія насъ. Книжки,1 представьте, я такъ и забылъ послать другой разъ. Но теперь пришлю ихъ вамъ съ двумя еще новыми разсказами, к[оторые] мнѣ очень нравятся. Я все занятъ своей статьей, главой или главами о деньгахъ.2 Все это разростается и приводить къ такимъ удивительнымъ для самаго меня выводамъ — къ старымъ и знакомымъ вамъ выводамъ, но съ другой стороны съ большей ясностью выраженнымъ.

Вчера получилъ статью того молоканина,3 про к[оторую] помните говоритъ Успенскій,4 о первородномъ законѣ труда въ потѣ лица, к[оторый] забытъ человѣчествомъ — одной частью. Удивительно сильно. Вся наука экономическая ничего подобнаго не сказала. Я перепишу для васъ и пришлю съ Княгиней.

Воображаю какъ вамъ тяжелы тѣ разныя денежныя операціи, к[оторыя] производятся вокругъ васъ и к[оторымъ] приписывается такое несвойственное имъ значеніе. Прощайте, милый другъ, до свиданья.

Л. Т.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Впервые опубликовано А. Б. Грузинским в «Вестнике Европы» 1915, 2, стр. 21—22. Датируется на основании пометки кн. Л. Д. Урусова: «Получено в Дятькове 16-го июля 1885 г.».

Письмо кн. Л. Д. Урусова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Вероятно рассказы Толстого: «Два старика» и «Свечка».

2 Речь идет о статье Толстого «Так что же нам делать?», где главы XVII—XX посвящены вопросу о деньгах.

3 «Молоканин» — Тимофей Михайлович Бондарев (1820—1898).

Толстой ошибочно называет его молоканином, — он был «субботником». См. прим. к письму № 396.

4 Глеб Иванович Успенский (1840—1902) — писатель: поместил в «Русской мысли» за 1884 г. в № 11 статью о Т. М. Бондареве: «Трудами рук своих».

На это письмо Толстого кн. Л. Д. Урусов отвечал письмом (без даты), в котором читаем: «Я получил Ваше письмо. Какая радость! Приезжайте вместе с женой и привозите Лелю…. С каким нетерпением ожидаю обещанные книги и особенно последние два рассказа. «Мартына» тоже хотелось бы прочесть в оконченном виде. Ради бога не забудьте всего обещанного. Рукопись молоканина замечательна. Этот первобытный закон, пожалуй, скрывает в себе развитие разумной общественной жизни. Странно, что в Евангелии почти не говорится о нем. А впрочем, может быть Вы ошибаетесь, и я за Вами. Труд в поте лица для себя, для добывания благ себе не выражает вечного закона. Вы это знаете и сказали это в рассказе «Два брата» (АТБ).

396. Т. М. Бондареву.

1885 г. Июля 15—20? Я. П.

Доставили мнѣ на дняхъ вашу рукопись — сокращенное изложеніе вашего ученія,1 я прежде читалъ изъ нея извлеченія2 и меня они очень поразили тѣмъ, что все это правда и хорошо высказано; но прочтя рукопись, я еще больше обрадовался. То, чтò вы говорите, это святая истина, и то, чтò высказали, не пропадетъ даромъ; оно обличитъ неправду людей. Я буду стараться разъяснять то же самое. Дѣло людей, познавшихъ истину, говорить ее людямъ и исполнять, а придется ли имъ увидать плоды своихъ трудовъ — то Богъ одинъ знаетъ…

Черезъ министра внутреннихъ дѣлъ и даже черезъ царя, ничего сдѣлать нельзя, да и не слѣдуетъ.3 Правительство силою заставляетъ людей дѣлать то, чтò оно считаетъ нужнымъ; а первородный законъ Божій люди должны исполнять не по принужденію, а по своей волѣ. Нужно обличать людей и призывать ихъ къ покаянію, какъ дѣлалъ Христосъ, и тогда они сами придутъ къ истинѣ. Дѣло это дѣлается не скоро — вѣками, но не скоро и деревья растутъ, а мы сажаемъ ихъ же и бережемъ, и не мы, такъ другіе дожидаются плода. —

По моему мнѣнію, человѣку и некуда больше употреблять свой разумъ, и слово свое, какъ на то, чтобы узнавать законъ Божій, разъяснять его себѣ и другимъ и исполнять его, и помогать въ этомъ и другимъ. Мѳ. IX, 37. Жатва великая, а рабочихъ мало. Просите Господа, чтобы онъ выслалъ (т. е. умножилъ) рабочихъ. Жатва большая и одному не жать, а хоть бы какъ-нибудь свою дѣлянку выжать и «козы» (т. е. прожнива) не оставить, какъ у насъ въ Тулѣ говорятъ. Да коли каждый такъ-то свое дѣло сдѣлаетъ, то и соберется жатва хозяина, и не оставитъ онъ добраго работника. Только бы не зарывать талантъ въ землю, только бы исполнять волю пославшаго насъ. А воля пославшаго въ томъ, чтобы каждый въ потѣ лица добывалъ хлѣбъ, и это надо толковать людямъ, и они поймутъ это и понимаютъ, потому что совѣсть обличаетъ ихъ.

Желаю вамъ успѣха въ вашемъ дѣлѣ, оно же и мое дѣло, и благодарю васъ за ваше писаніе; оно мнѣ было въ большую пользу и радость.

Левъ Толстой.

Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Впервые опубликовано К. С. Шохор-Троцким в ТЕ, 1913, стр. 47. Датируется на основании слов: «Доставили мне на днях вашу рукопись» (см. прим. 1). Об этом же Толстой писал кн. Л. Д. Урусову от 14? июля 1885 г. (см. письмо № 395).

Тимофей Михайлович Бондарев (р. 1820 г. — ум. в октябре 1898 г.) — крестьянин, родом из Области войска донского, крепостной, отданный помещиком в солдаты. Под влиянием сектантов «субботников» — иудействующих — перешел в эту секту, совершив обряд обрезания и переменив свое имя на «Давида Абрамова». За отпадение от православия был судим в 1867 году и сослан в село Иудино, Бейской вол., Минусинского у., Енисейской губ., где и оставался до конца своей жизни. В ссылке написал сочинение: «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», в котором доказывал обязательность выполнения первородной заповеди о хлебном труде для всех людей без различия, основанной на библейском изречении: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Труд свой писал он пять лет; окончив, отправил рукопись в Минусинский городской музей, откуда она, вероятно, заведующим музеем была переслана Г. И. Успенскому, написавшему о ней статью: «Трудами рук своих» («Русская мысль» 1884, 11). Статья эта сильно заинтересовала Толстого, вступившего в переписку с Т. М. Бондаревым через политических ссыльных В. С. Лебедева и Л. Н. Жебунева, живших в Минусинске.

Труд Т. М. Бондарева и переписка с ним имели большое влияние на взгляды Толстого, подтверждая и укрепляя его в том направлении, которое его мысли приняли со времени его духовного переворота. К Бондареву, как и к Сютаеву, Толстой относился не только как к своим единомышленникам, но как к любимым «учителям». Сам он так определяет их влияние на его духовное развитие: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники, — это были два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу крестьяне: Сютаев и Бондарев» («Так что же нам делать?» — Бир. РС, т. XIII, стр. 212).

Толстой посвятил Т. М. Бондареву две статьи: «Предисловие к сочинению Бондарева» — «Русское дело» 1888, 13, стр. 11—13; «О Бондареве» (для словаря С. А. Венгерова). — См. т. 25.

Подробные сведения см. в статье К. С. Шохор-Троцкого «Сютаев и Бондарев. Биографические данные и материалы к их характеристике». ТЕ, 1913 (к статье приложена библиография о Т. М. Бондареве).

1 Статья Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца». По этому поводу Л. Н. Жебунев писал Толстому 13 января 1886 г.: «Прочитав внимательно ваше письмо к Бондареву, я заметил, что Вы извещаете его о получении «сокращенного изложения» его учения, тогда как я послал Вам в мае 1885 г. через редакцию «Русской мысли» полное изложение учения Бондарева» (АТБ).

2 Вероятно выдержки из статьи Т. М. Бондарева, приводимые Г. И. Успенским в своей статье «Трудами рук своих» («Русская мысль» 1884, 11).

3 Труд свой Бондарев переписывал и рассылал разным высокопоставленным лицам. Так в 1883 г. он послал свою рукопись министру внутренних дел, приложив при ней свое прошение, в котором писал: «Я изобрел и написал до 250 вопросов, под названием «Торжество земледельца», это настолько сильное и полезное для них врачество, что если довести его до сведения всякого человека, то не более как через четыре года, без понесения трудов и без напряжения сил, избавятся все они от тяжкой нищеты и от нестерпимого убожества: тогда глупый сделается умным, лентяй — трудолюбивым, пьяница — трезвым, бедный — богатым, бездомник —прочным хозяином, злодей — честным человеком, и будет как на них, так и на столе их велик-день, и без всякого противления или закоснелости сольется вся вселенная в одну веру в бога!» (К. С. Шохор-Троцкий, «Сютаев и Бондарев» ТЕ, 1913). В 1884 г., не дождавшись ответа, он послал вторичное прошение, один экземпляр которого направил лично государю. Лишь 22 июня 1888 г. он получил ответ от «командующего императорской главною квартирою по канцелярии для принятия прошений, на высочайшее имя приносимых». Вот что писал Бондарев об этом: «На поданное мною в прошедшем феврале сего же года на высочайшее имя прошение получил ответ такой (кроме всех тамошних бесполезных для нас протяжениев): «На ходатайство Бондарева чтобы отпечатать его сочинение о трудолюбии и тунеядстве соизволения не последовало, по причине неосновательности его ходатайства. Отобрать от Бондарева подписку (так пишет он Красноярскому губернатору) и хранить это при делах Вашего превосходительства впредь до востребования». На этом и кончилось» (из письма Т. М. Бондарева к Толстому от 2 августа 1888 г. АТБ).

397. Кн. Л. Д. Урусову.

1885 г. Июля 20? Я. П.

Пишу вамъ, милый другъ, хоть нѣсколько словъ подъ больше чѣмъ пріятнымъ впечатлѣніемъ, которое оставляютъ намъ ваши.1 Такъ радостно чувствовать, что сердцемъ любишь тѣхъ, кот[орыхъ] хочется любить. Стасю2 я разобралъ меньше всѣхъ, но она по внѣшности очень мила; но больше всѣхъ мнѣ полюбилась Мери.3 Она серьезный хорошій человѣкъ будетъ, Богь дастъ. Очень мила и характерна Ира.4 Съ Княгиней мы много говорили и очень хорошо. Она такъ все хорошо понимаетъ и новаго для меня, сердечнаго, я нашелъ въ ней много.

Посылаю вамъ кое-какія книги и переводъ Ученія 12-ти Апостоловъ.5 —

Arnold’а6 и рукопись молоканина7 привезу вамъ самъ или жена. До свиданья. Благодарю васъ за посѣщеніе вашихъ. Рѣдко бываетъ, что бы столько лицъ оставили на

Скачать:TXTPDF

и ему было бы и легче и, думаю, приятнее всецело отдаться одному делу в двух формах, чем, как теперь, двум совершенно самостоятельным и бессвязным между собой делам» (АТБ). 394. В.