отъ того дурно сплю, и отъ того не могу хорошо связно выражать все то, чтò — много — набралось въ головѣ и сердцѣ. Поцѣлуйте отъ меня Симона.5 Что онъ? Что научный отдѣлъ?6 Хорошо бы, кабы вы взялись за него. —
Л. Т.
Благодарю Симона за его письмо, выражающее его хорошее душевное состояніе. Мы всѣ очень полюбили Лиз[авету] Федоровну.7 Началъ ли онъ работать.8 Его начало метеорологіи9 хорошо по чувству, по отношенію къ предмету, но мнѣ все кажется, что нужно строго научное, т. е. изложеніе въ сжатой, понятной формѣ всего того, чтò каждый изъ насъ знаетъ по своему предмету, въ болѣе правильномъ изложеніи, чѣмъ то, въ к[оторомъ] мы ихъ воспринимали. И потому не пониженіе тона, a повышеніе его. — Въ естественныхъ наукахъ: химіи, физикѣ, ботаникѣ и др. мнѣ представляется, что изложеніе распадается на 3 части. 1) Основы науки, установленіе взгляда на явленія съ точки зрѣнія извѣстной науки; 2) тѣ соображенія, предположенія, аналогіи, полузаконы (въ химіи), которые можно выводить изъ основныхъ законовъ, и 3) приложеніе науки къ жизни. — Я неясно выражаюсь, но вы отчасти поймете, и, Б[огъ] дастъ, само дѣло покажетъ и разъяснитъ. Я знаю, тоже, что требованія такія огромны. — Но вѣдь развѣ нужно сразу достигнуть совершенства или все бросить. Надо дѣлать — пытаться. Мнѣ представляется возможнымъ: арифм[етика], алгебра, геометрія, химія,10 исторія и древняя, и средняя, и русской церкви. — Но я увѣренъ, что всѣ науки возможны, п[отому] ч[то] настолько наука — наука, насколько она ясно и просто можетъ быть изложена.
Л. Т.
Печатается по автографу, хранящемуся в БЛ. Впервые опубликовано А. К. Чертковой в ТЕ, 1913, стр. 115 (одна строка); в Б, III, изд. 2-е, стр. 53—54. Датируется на основании письма П. И. Бирюкова от 10 октября 1886 г., на которое отвечает Толстой.
1 О Н. Ф. Джунковском П. И. Бирюков писал Толстому: «Посылаю вам копию с письма, полученного мною от того офицера, о котором, помните, я говорил вам. Он выходит в отставку и поселяется в деревне со своим товарищем, также бывшим военным, Хилковым, который отдал всю свою землю крестьянам, оставив себе только надел в три десятины. Этот Хилков человек замечательный. Он был лейб-гусаром, служил одно время на Кавказе, познакомился там с учением духоборцев; оно понравилось ему. Он его изложил так, как понял и как хотел ему следовать. Затем он увидал «Ma religion» [«В чем моя вера»] — русского экземпляра до него не дошло — прочел его и нашел, что он во всем согласен с вами, нашел у вас конечно много для него нового и разъясняющего. Он перевел сам на русский язык «Ma religion», переписал в двенадцати экземплярах и разослал своим друзьям с условием прочесть, переписать и отослать дальше. С тех пор он старается, насколько может, исполнять учение Христа и прилагаемое письмо показывает, как он освободился от земельной собственности» (из письма П. И. Бирюкова к Толстому от 10 октября 1886 г. АТБ).
2 Зачеркнуто: самъ посвятилъ свою
3 Анатолий Петрович Залюбовский. См. прим. к письму № 448.
4 Алексей Петрович Залюбовский. См. прим. 1 к письму № 448.
5 Федор Павлович Симон — студент Лесного института, поселившийся летом 1886 г. со своей женой и ребенком в Ясной поляне. Вступив в общение с Толстым, Симон подпал под влияние его взглядов и сделался на некоторое время горячим сторонником идей Толстого. Письмо Ф. П. Симона к Толстому неизвестно. — См. тт. 64 и 65.
6 Под «научным отделом» Толстой разумеет издание «Посредником» популярно-научных книг.
7 Толстой ошибся: мать Симона звали — Елизавета Антоновна.
8 Симон предполагал заняться составлением популярно-научных книжек для «Посредника». Однако ни одна из начатых его работ окончена не была.
9 В подлиннике: метероологии.
10 Зачеркнуто: механи
554. М. А. Новоселову.
1886 г. Октября 12—13? Я. П.
Не знаю, успѣю ли отвѣтить вамъ по всѣмъ пунктамъ, дорогой М[ихаилъ] А[лександровичъ], но хоть по нѣкоторымъ. Самый важный и занимающій меня, — это преподаваніе исторіи.1 Мы только о томъ и думаемъ, чтобы открыть въ «Посредникѣ» отдѣлъ научный, для народа, т. е. для большой серьезной публики. О другихъ отдѣлахъ не буду говорить, но исторія…2 Это то самое, чтò вы говорите. Только излагайте хорошимъ языкомъ, понятнымъ, русскимъ и точно такъ, какъ вы говорите. Вы убьете двухъ зайцевъ. Составьте записки для преподаванія и книжки въ «Посредникѣ». Вы говорите про средніе вѣка, a мнѣ ясно, какъ Римская и особенно Греческая исторія могутъ составить иллюстрацію зарожденія…3 зла и борьбы его съ истиной. Попытайтесь. Напишите какую-нибудь одну эпоху. Не хорошо будетъ, другой разъ сдѣлаете лучше. Мнѣніе ваше4 о томъ, что добро въ народѣ независимо отъ наградъ и наказаній, не только справедливо, но удивительно, какъ могутъ люди не видѣть того, что понятіе о наградахъ и наказаніяхъ есть не что иное, какъ образная форма выраженья того, что добро не можетъ имѣть реальной дѣйствительной награды. Правда, что дѣти и грубые сердечно люди понимаютъ это прямо, и тогда невѣроятно, но какъ только человѣкъ позналъ добро, онъ дѣлаетъ его для добра и не имѣя никакого разсудочнаго объясненія для чего онъ дѣлаетъ., охотно беретъ то, которое ему представляется. Дѣятельность, избранная вами и та, которая должна выйти изъ быта вашей вѣры и другихъ силъ, дѣйствующихъ на нее, деятельность хорошая, т. е. такая, какъ и всякая не прямо злая, въ которой можно служить Богу, т. е. истинѣ.
Рукописей у меня нѣтъ,5 ни Бондарева, ни другихъ…6 П—ъ же7 —это замѣтки, набросанныя и не имѣющія никакого значенія, кромѣ раздражающаго. Лучшимъ сочиненіемъ по критикѣ текстовъ свящ[еннаго] Писанія я считаю переводъ съ комментаріями Reuss’А. По исторіи церкви Пресансе. Впрочемъ не совѣтую вамъ углубляться въ эти занятія.8 Тотъ, кто въ Евангеліи не съумѣетъ отдѣлить сердцемъ основного, тотъ никакимъ изученіемъ критики не узнаетъ этого. А кто умѣетъ отличать, тому не нужно. Умѣетъ же отличать тотъ, кому нужно руководство Евангелія для жизни, а не для мудствованія.9
Здоровье мое поправляется. Духомъ же почти всегда радуюсь, потому что со всѣхъ сторонъ вижу жнецовъ, выходящихъ на жатву. Вижу, что вы ищете этого блага и увѣренъ, что найдете его.
Любящій васъ Л. Т.
Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Местонахождение автографа неизвестно. Впервые опубликовано в журн. «Новый путь» 1903, I, стр. 150—151. Датируется на основании письма М. А. Новоселова от 9 октября 1886 г., на которое отвечает Толстой.
Михаил Александрович Новоселов (р. 1 июля 1864 г.) — окончил Московский университет; по окончании учительствовал в одной из московских гимназий. В середине 1880-х годов, увлеченный идеями Толстого, бросил город, уехал в деревню, решив «сесть на землю». В конце 1880-х годов организовал в Тверской губернии (Дугино) толстовскую земледельческую колонию. Одно время принимал участие в издании сочинений Толстого и распространении запрещенных его писаний в гектографированном виде, за что (за распространение статьи «Николай Палкин») был посажен в тюрьму. В 1891—1892 гг. работал с Толстым на голоде. Позднее вернулся к православию. См. М. А. Новоселов, «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановления святейшего синода», Вышний-Волочек. 1902. — См. о нем в тт. 50, 51, 52, 58, 65.
1 Новоселов писал о своем решении поступить преподавателем в учительскую семинарию и высказывал свои соображения по этому поводу: «Особенно много вопросов ставит преподавание истории. Как сделать преподавание этого предмета целесообразным? Больше всего, конечно, хотелось бы внести в преподавание истории моральную точку зрения. Но как она уживается с программой? Бесспорно воспитанники должны будут усвоить требуемое разного рода инструкциями, чтобы кончить курс. Требуются же факты и не в малом количестве — как выбросить их? Пока мне представляется дело так: выдвигать вперед лица с той стороны, которую обыкновенно игнорируют ученые—историки, увлекаясь своими научными построениями. Мне хотелось бы, чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятие о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христа…. Средневековая история особенно поучительна в этом отношении: отрицательная деятельность пап и королей так и бьет в глаза…. Словом, начиная с аристократизации христианства, пойдет ряд самых поучительных примеров отступничества» (из письма М. А. Новоселова к Толстому от 9 октября 1886 г. АТБ).
2, 3 Пропуск в копии.
4 Здесь Толстой отвечает на следующий вопрос М. А. Новоселова: «Существуют ли в нашем деревенском люде какие-либо нравственные принципы помимо строго религиозных? Иначе, руководствуется ли народ в своих действиях исключительно соображением о наказании или наградах в будущей жизни, или он отмечает доброе от худого на основании чистой морали, не имеющей той подкладки, какую дает нравственности церковное учение, обещающее ад и рай в загробном существовании? Очень бы хотелось знать Ваше мнение об этом предмете. Пока я остаюсь одиноким сторонником последнего мнения, находя что единственным стимулом к добрым деяниям нельзя признать боязни будущих мук и желания награды. На основании некоторых наблюдений я готов даже усомниться в прочности веры в загробную жизнь. Разумею не какую-либо секту, а массу народа» (из письма М. А. Новоселова к Толстому от 9 октября 1886 г. АТБ).
5 М. А. Новоселов просил для гектографирования несколько из последних неизданных религиозно-философских писаний Толстого («Исповедь», «В чем моя вера» и др.), а также и статью Т. М. Бондарева, которого он в письме называл «субботником».
6 Пропуск в копии.
7 Так в копии, имеющейся в распоряжении редакции. Следует читать: Палкин (статья Толстого «Николай Палкин», относящаяся к тому же году).
8 В письме своем М. А. Новоселов выражал желание заняться изучением истории христианства и в связи с этим просил Толстого дать указания к его работе. — Эдуард Рейсс (Reuss) (1844—1891) — протестантский богослов, профессор страсбургского университета. Толстой разумеет здесь его книгу: «La Bible, traduction nouvelle avec introductions et corn mentaires» (1875—1881). — О Пресансе см. прим. 6 к письму № 176.
9 Абзац редактора.
* 555. А. И. Эртелю.
1886 г. Октября 12—13!? Я. П.
Поступите такъ, какъ найдете лучшимъ, ни разрешать, ни запрещать я ничего не могу и не хочу.— Работа же ваша, мнѣ кажется, полезна и потому желаю вамъ въ ней успѣха и всего хорошаго.
Л. Т.
На обороте: Тверь. Скорбящая, д. Житникова. Эртелю.
Печатается по автографу (письмо открытое), хранящемуся в ГТМ. Публикуется впервые. Датируется на основании почтовых штемпелей: Москва, Николаевская ж. д. 13 октября 1886 и Тверь 13 октября 1886.
Письмо А. И. Эртеля, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
* 556. Н. Н. Ге (сыну).
1886 г. Октября 14. Я. П.
Милый другъ Количка, получилъ сейчасъ, послѣ отъѣзда Сер[ежи]1 и Ч[ерткова] письмо прилагаемое отъ Панова. Очень огорчительно, что онъ сердится. Ради Бога