не хотимъ быть такими, а потому что за нами виситъ нашъ балластъ прошедшихъ годовъ и привычекъ заблужденія.
Это я отвѣчаю на вашъ вопросъ: мучаться ли и молчать, или мучаться и искать лекарства? Мучиться, коли мы не выучились еще радоваться и учиться радоваться. Это отвѣчаетъ, помоему, на всѣ три вопроса.
Нынче получилъ извѣстіе, что М[арья] А[лександровна] уѣхала съ О[льгой] Алексеевной].1 Вамъ стало одиночнѣе. Жалко. Одно еще хотѣлось написать вамъ тогда еще при полученiи вашего письма. Именно то, что въ послѣднее время меня сильно занимало. Люди не могутъ жить безъ того, чтобы не устраивать себѣ формы жизни, и формы, сообразной съ своею степенью нравственности. Вы избрали форму, напр[имѣръ], по-моему наилучшую; но всякая форма жизни, отъ лорда англійскаго до вашей, сама по себѣ есть не только мертвечина, но помѣха истинной жизни. Изъ этого не слѣдуетъ, что нужно жить безъ формы определенной, плана жизни — безъ этого не можетъ человѣкъ — но слѣдуетъ то, что не только дорожить ею не должно, но бояться ее, какъ огня. Жизнь истинная только въ отношеніяхъ между людьми. Въ мірской же жизни все въ форме, и отношенія къ людямъ жертвуются вполне форме. Но и въ самой нравственной формѣ жизни искушеніе это всегда сопутствуетъ человеку. Я хочу кончить письмо, а пришелъ рекрутъ прощаться. Кончить до конца, это — форма, планъ, а рекрутъ, это — человѣкъ, и отношенія съ нимъ, это — истинная жизнь. Вѣдь это не помѣшаетъ мнѣ кончить письмо, коли буду живъ и т. п. Оглянусь на свою жизнь: сколько разнообразныхъ формъ жизни я устраивалъ себѣ! Что изъ нихъ осталось? Ничего. А что осталось въ прошедшей жизни — отношеній съ людьми? И во всю сороколѣтнюю мірскую жизнь я отношеній почти никакихъ не устраивалъ съ людьми, п[отому] ч[то] жилъ для формы. А въ короткіе года, когда жилъ безъ формы, сколько дорогихъ отношеній, съ которыми и жить, и умирать радостно!
Обнимаю васъ, милый другъ, и всѣхъ друзей нашихъ.
Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Местонахождение автографа неизвестно. Публикуется впервые. Дата копии.
Письмо Н. Л. Озмидова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
1 М. А. Шмидт и О. А. Баршева уехали от Озмидовых в Харьков.
575. И. Б. Файнерману.
1886 г. Ноября 14—20? Я. П.
Какъ это вы не пишете мнѣ своего адреса, милый другъ И[саакъ] Б[орисовичъ]. — Дойдетъ ли это письмо? Спасибо, что написали мнѣ. Жду чѣмъ кончатся ваши мытарства.1 Пожалуйста, извѣстите. Могу только повторить то же. Поступайте тогда только, когда не можете не поступить извѣстнымъ образомъ. Это кажется очень условно, но не для васъ. Не можетъ человѣкъ не поступить извѣстнымъ образомъ только тогда, когда онъ чувствуетъ, что иначе онъ убиваетъ себя, свое разумное божеское существо. Во всемъ же остальномъ нельзя быть достаточно уступчивымъ, чтобы «не соблазнить ихъ». Помогай вамъ Богъ. У насъ все хорошо. Всѣ васъ помнятъ и любятъ. Петръ и Никита2 отправляются съ коробомъ.
Я кончилъ драму3 и затѣялъ календарь съ пословицами4 и текстомъ Евангелія. Цѣлую васъ. Передайте поклонъ вашимъ.
Л. Толстой.
Печатается по копии, хранящейся в AЧ. Местонахождение автографа неизвестно. Впервые опубликовано в «Елисаветградских новостях» 1903, № 2 от 16 ноября, стр. 3. По содержанию письма («кончил драму») относим его к концу 1886 г. Слова же: «Петр и Никита отправляются с коробом» (см. п. № 573) дают основание предположить, что письмо было написано около 14—15 ноября, но во всяком случае не позднее 20 ноября, так как 21 ноября Толстой уже был в Москве; письмо же очевидно написано из Ясной поляны.
Исаак Борисович Файнерман (р. 186Зг. — ум. 14 декабря 1925г.) — в 1883 г. окончил Киевскую гимназию; в начале лета 1885 г., увлекшись взглядами Толстого, поселился среди крестьян Ясной поляны. Желая поступить на должность сельского учителя и тем самым ближе подойти к народу и быть ему полезным, перешел из иудейства в православие, приняв в августе того года крещение. Но учителем в Яснополянской школе ему пришлось пробыть недолго (до середины октября 1885 г.), так как он не был утвержден попечителем. После этого работал и жил у одного яснополянского крестьянина. Потом переехал в Кременчуг (на родину); работал у столяра. В 1903 г. окончил зубоврачебные курсы в Киеве и в 1903—1904 гг. работал в качестве зубного врача в Киеве и Елисаветграде.
Впоследствии занялся журнальной деятельностью (писал под псевдонимом «Тенеромо») и значительно изменил свои взгляды. О Толстом им написано: «Л. Н. Толстой о евреях», изд. «Время», Спб. 1908; «Жизнь и речи Л. Н. Толстого», изд. «Посев», Спб. 1909; «Живые слова Л. Н. Толстого (за последние 25 лет его жизни)», изд. К. И. Тихомирова, М. 1912 г.; «Воспоминания о Л. Н. Толстом и его письма», изд. ред. «Образование», S. а.; «Друзья Толстого» — «Международный Толстовский альманах» 1909; «Завещание Л. Н. Толстого» — «Всемирная панорама» 1911, 112, стр. 1—4; «Из жизни Льва Толстого. По личным воспоминаниям» — «Ежемесячные литературные приложения к журналу Нива» 1908, 9, стр. 103—116; «Из летописи Ясной поляны» — «Огонек» 1908, 33; «Из летописи Ясной поляны. Попытка опроститься» — «Всемирная панорама» 1910, 82, стр. 1—3; «Как крестьяне помогали Л. Н. Толстому писать» — «Всемирная панорама» 1911, 97—98, стр. 1—3; „«К истории «Живого трупа»“ — «Всемирная панорама» 1911, 130, стр. 1 — 5; «Книгоноши Ясной поляны» — «Всемирная панорама» 1911, 133, стр. 1—4; «Л. Н. Толстой и съезд «толстовцев» — «Всемирная панорама» 1911, 90, стр. 1—4; «Л. Н. Толстой пастух» — «Исторический вестник» 1915, 1, стр. 91—104; «Л. Н. Толстой о врачах и фельдшерах» — «Фельдшер» 1908, 20, стр. 609—613; «Как почтить память Л. Н. Толстого» — «Жизнь для всех» 1911, 1, стр. 124—128. «Л. Н. Толстой и голод» — «Голос земли» 1912, от 22 февраля и др.
Кроме того им написан ряд легенд и рассказов, якобы записанных со слов Толстого: «Легенда о злых людях» — «Всемирная панорама» 1912, от 17 января; «Легенда о пасхе» — «Литературные вечера», 1912, 3, стр. 129—134; «Рассказ солдата» — «Литературные вечера», 1912, 8, стр. 528—538; «Рождественская легенда» — «Наш край» 1912, № от 25 декабря; «Слезы человека» — «Волгарь» 1912, № от 22 февраля.
К писаниям И. Б. Файнермана о Толстом нужно подходить осторожно, так как автор зачастую приписывает Толстому свои собственные мысли. В письме к К. П. Стукман от 25 октября 1908 г. Д. П. Маковицкий по просьбе Толстого дает отзыв об одном из сборников («Л. Н. Толстой о евреях»), составленных И. Б. Файнерманом. Вот что мы узнаем из него: «Лев Николаевич получил присланную вами книжку «Л. Н. Толстой о евреях. И. Тенеромо»…. О книжке Тенеромо Толстой поручил мне написать вам, что в ней ничего справедливого нет, всё выдумки». Кроме того к этому месту в письме Д. П. Маковицкий сделал примечание: «Лев Николаевич добавил еще: «всё вранье». Этого я Стукману не написал» (АТБ).
1 Осенью 1886 г. И. Б. Файнерман был призван для отбывания воинской повинности, для чего отправился на родину в Кременчуг. По своим убеждениям он был противником военной службы и предполагал отказаться от нее. Но впоследствии обошлось без этого. Он был зачислен в ратники ополчения по первой льготе.
2 Петр Егоров и Никита Минаев (см. прим. 1 к письму № 573). И. Б. Файнерман сдружился с ними за свое пребывание в Ясной поляне.
3 «Власть тьмы».
4 См. прим. 1 к письму № 576.
* 576. И. Д. Сытину.
1886 г. Ноября 24? Москва.
Иванъ Дмитріевичъ!
Дайте знать, пожалуйста, о календарѣ.1 Я въ Москвѣ и радъ буду васъ видѣть, если пріѣдете.
Л. Толстой.
На обороте:
Москва. У Ильинскихъ воротъ. Книжная торговля Сытина. Ивану Дмитріевичу Сытину.
Печатается по автографу (письмо открытое), хранящемуся в ГИМ, в бумагах А. П. Бахрушина. Публикуется впервые. Датируется на основании почтового штемпеля: Москва 24 ноября 1886.
Иван Дмитриевич Сытин (род. в начале января 1851 г.) — книгопродавец и издатель; родился в селе Гнездникове Костромской губ., Солигаличского у., в семье волостного писаря. Учился в сельской школе. С малых лет ходил со своим дядей в отхожие промыслы. 13 сентября 1866 г. приехал в Москву, где поступил (по протекции одного коломенского купца, у которого он работал на Нижегородской ярмарке в меховой лавке) «мальчиком» в книжную лавку Петра Николаевича Шарапова, находившуюся у Ильинских ворот. Через четыре года был переведен на должность приказчика. Благодаря своему природному уму и предприимчивости, он скоро выдвинулся на этой работе, сумев развить дело распространения лубочной литературы и картин для народа, бывшее одной из самых доходных областей тогдашнего книжного дела. В 1876 г. организовал собственную литографию (в кредит, с поручительством хозяина, на половину стоимости). В 1883 г. в товариществе с Д. А. Варопаевым, В. А. Нечаевым и И. И. Соколовым открыл свою книжную торговлю на Старой площади, в небольшой лавочке. В ноябре 1884 г. по предложению В. Г. Черткова занялся изданием книжек «Посредника», тогда еще только организующегося. Успех этих изданий (чему способствовали как идейность содержания, так и дешевизна их) среди народа и среди наиболее передовой интеллигенции доставил Сытину широкую известность. В первые четыре года было распространено около двенадцати миллионов брошюр. Первоначальный успех этого дела помог и его дальнейшему расширению, дошедшему впоследствии до грандиозных размеров. В 1884 году Товарищество открыло уже вторую книжную торговлю в Москве на Никольской улице. В 1885 году приобрело собственную типографию, которую устроило вместе со своей литографией на Пятницкой улице (в Москве). В 1888 г. Товарищество открыло книжную торговлю в Петербурге на Садовой улице, в здании Гостиного двора. В 1893 году приобрело типолитографию в Москве на Валовой улице; открыло новые отделения в Москве, в доме «Славянского базара» и в Киеве на Подоле. В 1899 г. — в Екатеринбурге, в Одессе и Воронеже; в 1903 г. — в Харькове; в 1904 г. — в Иркутске и Ростове на Дону; в 1907 г. — в Москве на Тверской улице; в 1908 г. — в Петербурге, на Невском; в 1911 г. — в Софии (Болгария).
Начавши свою деятельность с грошевых операций, в последние годы т-во И. Д. Сытина исчисляло свои обороты в десятках миллионов рублей. На ряду с лубочной литературой, стали появляться и более капитальные издания, по всем отраслям литературы и науки. Издаются классики, как собраниями сочинений, так и отдельными изданиями. Много книг выходит по вопросам педагогики, общественно-юридическим и политико-экономическим, по вопросам промышленного образования и сельского хозяйства. Громадный отдел книг для детского чтения. Особую отрасль составило издание народного календаря, распространявшегося в последние