Ясной Поляны.
2 Вслед за подписью сделано примечание переписчика: «Целая линейка в письме зачеркнута».
337—342. С. А. Толстой от 22, 24, 25, 27, 29 марта и 1 апреля 1889 г.
* 343. Т. Л. Толстой.
1889 г. Апреля 2. Спасское.
Спасибо, голубчик Таня, за присылку всего. Американцы были,1 и князю было очень, кажется, приятно. Они хороши, только водку очень пьют. Особенно плешивый кн[язю] понравился. Поправлял коректуру, напутал и не кончил.
Получил нынче письма и объявления посылаю. Maмà письмо2 меня очень, очень порадовало. Это лучшее лекарство от живота. Кстати он и не болит. Поцелуй мамà и всех. Не на словах, возьми, да поцелуй. «Ударь дважды тою».
Правда, что гимназистка3 мила. Надо ответить.
Л. Т.
Как груди мама? А ты всё в струне. Это хорошо.
На конверте:
Москва. Хамовники, д[ом] гр. Толстого. Татьяне Львовне Толстой.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
Ответ на письмо T. Л. Толстой от 26 марта 1889 г., в котором она между прочим писала: «Посылаю тебе заказное письмо, два объявления и очень трогательное письмо одной девочки».
1 Речь идет об американцах пасторах Вильяме Вильберфорсе Ньютоне (Newton) и Кёрриле и писателе Батчельдере Грине. Они были направлены к Толстому А. А. Толстой. Об этом посещении В. Ньютон напечатал воспоминания: «А run through Russia, or the story of a visit to count Tolstoy» (отд. изд. Student C°, Harpford 1894). См. также т. 50.
2 От 28 марта. См. С. А. Толстая, «Письма к Л. Н. Толстому, 1862—1910», изд. «Academia», М. — Л. 1936, стр. 431—432.
3 О ком здесь идет речь, неизвестно.
* 344. Л. Е. Оболенскому.
1889 г. Апреля 2. Спасское.
Получил коректуру,1 перечел и убедился, что в таком виде печатать невозможно. Начал поправлять, но не кончил; если кончу, то пришлю. В этом же виде, пожалуйста, не печатайте. Простите за беспокойство.
Л. Толстой.
Две страницы письма к С. Т. Семенову от 10 апреля 1889 г.
На обратной стороне открытки:
Петербург. Редакция Русского Богатства. Леониду Егоровичу Оболенскому.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
1 Имеется в виду статья Толстого «Об искусстве». См. т. 30.
345. Л. Е. Оболенскому.
1889 г. Апреля 4. Спасское.
Я изменил всё, как кажется, значительно к лучшему, но не посылаю, п[отому] ч[то] некому переписать.1 Я к субботе буду в Москве и оттуда на святой2 пришлю. Если не поспеет к этому №, то не беда к следующему.
Л. Т.
Впервые опубликовано в «Биржевых ведомостях» 1908, № 10675 (утр. вып.) от 27 августа. Датируется на основании почтовых штемпелей.
1 Статью «Об искусстве». См. письма №№ 352 и 375.
2 Пасхальная неделя.
* 346. С. Т. Семенову.
1889 г. Апреля. 10. Москва.
Дорогой Сергей Терентьевич,
Получил оба ваши хорошие письма с последними рукописями,1 я их еще не прочел, прочтя пошлю их Ч[ерткову] и напишу вам, теперь же, главное, хочу ответить на ваш вопрос о деньгах и семье. Напрасно вы меня, друг мой, спрашиваете о том, ответ на что для вас столь же доступен, сколько и для меня; ответ находится в учении истины, в учении Христа. Ведь, кажется, не может быть для вас сомнения в том, что деньги есть средство пользования трудами других людей, есть безличное рабство, и потому для христианина, желающего жить и трудиться для других, не может не быть тяжелым и мучительным (противоречие с его основой жизни) пользование деньгами. И потому христианин старается уменьшить свои потребности, сделать себя нужным для других, так чтобы его малые потребности удовлетворялись бы без денег или при наименьшем посредстве денег. Так это для одного, но так ли это для христианина, имеющего семью? Я думаю, что семья нисколько не изменяет этого. Как одиноким я старался уменьшить свои потребности и сделать себя нужным и приятным другим, так и семейным я буду стараться делать то же самое, внушая то же моей семье. Но семья моя не хочет уменьшать своих потребностей, хочет увеличивать их и не хочет делать себя нужной и полезной другим, а хочет деньгами, т. е. силой заставить других служить себе. Что мне делать? На этот вопрос ответить может только тот, кому он поставлен, и то не на словах, а делом, п[отому] ч[то] только тот, перед кем стоит этот вопрос, знает, с одной стороны, силу своей веры в учение истины и с другой — силу своей личной привязанности к семье и к ее требованиям. Из этих двух, почти противуположных сил выйдет среднее. Вот так: если за две веревки тянуть что-нибудь, например [см. вклейку между стр. 240 и 241], то, что тянут, пойдет посредине вот так [см. вклейку между стр. 240 и 241]. Так будет в действительности. Если же вы спрашиваете меня, как поступать, то я не могу ответить о том, как подготовить себя к наилучшему поступку. И отвечаю так: сила привязанности личности, мирская сила соблазна не может быть сама собой уменьшена, она дана нам с рождением и воспитанием, но другая сила — сила веры или разумного сознания, может быть увеличена обращением силы жизни на нее. И вот это-то надо делать. Надо стараться делать так, чтобы эта сила так увеличилась, чтобы другая стала ничтожна в сравнении с ней и чтобы направление поступка приблизилось к первой линии так [см. вклейку между стр. 240 и 241]. Вы говорите: бросить ли семью и работать на других? Не знаю. Думаю, что бросать семью не нужно, но решить это можете только вы сами, и то только тогда, когда вы всей душой будете стремиться к тому, чтобы исполнить волю бога вполне. Никто из живых людей никогда не исполнит волю б[ога] вполне. Но из того, что мы будем видеть и знать, что вполне воля б[ога] не исполняется, не следует то, что надо вперед задаваться мыслью исполнять волю б[ога] не вполне, а отчасти (это самый и обычный и ужасный грех людской), а напротив, постоянно и всегда стремиться к тому, чтобы исполнить ее вполне. Ищите ц[арствия] б[ожия] и правды его, а остальное приложится. Знаю, что семейный человек всегда между двух зол: одно зло, исполняя требования семьи, добывать деньги для нее, для прихотей, суеверий; другое зло — нарушить любовь семьи, не исполняя этого. Выбрать средний путь нельзя вперед, можно одно в этой задаче: искать одного, исполнения своей жизнью воли бога. В этих задачах мне всегда помогала мысль о том, как бы я разрешил это затруднение, если бы я знал наверное, что нынче умру.
Л. Т.
Рукописи я ваши прочел. Немилая жена лучше, но еще грубо. Другая тоже имеет этот же недостаток и вся слабее. Я их посылаю обе Черткову.2
Датируется содержанием и записью в Дневнике Толстого 10 апреля (см. т. 50).
Письма С. Т. Семенова, на которые отвечает Толстой, неизвестны.
1 Повести С. Т. Семенова: «Немилая жена» (издана «Посредником». М. 1891) и «Назар Ходаков» (напечатана не была).
2 См. т. 86, № 220.
347. П. И. Бирюкову.
1889 г. Апреля 10. Москва.
Спасибо за письмо, милый друг, главное — за побуждение письма. Мне б[ыло] оч[ень] радостно получить его. Я пробыл у Ур[усова] больше 2-х недель, и мне б[ыло] оч[ень] хорошо. Я много писал — едва ли хорошо, но много;1 и теперь, 3-го дня вернувшись в Москву, продолжаю быть в том же пишущем настроении. М[аша] осталась на неопределен[ное] время в Пирогове], и я радуюсь за нее. У нас всё хорошо.
Л. Т.
На обратной стороне открытки:
Костромского уезда. В имение Бирюкова. Павлу Ивановичу Бирюкову.
Впервые опубликовано в Б, III, изд. 1-е, стр. 97. Датируется на основании почтовых штемпелей и записи в Дневнике Толстого 10 апреля (см. т. 50).
Ответ на письмо П. И. Бирюкова без даты, с пометой: «апрель 1889».
1 В Спасском Толстой работал над комедией «Исхитрилась» («Плоды просвещения»), статьей об искусстве (в корректуре) и «Крейцеровой сонатой».
* 348. П. И. Бирюкову.
1889 г. Апреля 10. Москва.
Узнав ваш почерк, распечатал письмо Тани1 и отвечаю. Я в Москве с субботы страстной.2 Маша всё еще в деревне. Таня уехала к Олсуфьевым. Думаю, что М[аша] скоро приедет. Я живу и ничего не предпринимаю. Хорошо бы было дожить до приезда В[арвары] В[асильевны].3 Целую вас.
Л. Т.
На обратной стороне открытки:
Кострома. Павлу Ивановичу Бирюкову.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
1 Письмо П. И. Бирюкова к Т. Л. Толстой неизвестно.
2 В 1889 г. «страстная» суббота приходилась на 8 апреля.
3 В. В. Бирюкова, мать П. И. Бирюкова.
349. Е. И. Попову.
1889 г. Апреля 10. Москва.
Физический труд, как разрешение вопроса жизни, — разумеется, что это нелепость, разумеется, что не род труда, не самый труд даже, а то, во имя чего трудишься, разрешает вопрос. Вы говорите: во имя сострадания, любви. Но и тут сами себе возражаете и видите возможность такого положения, при котором некого жалеть, любить, не на кого трудиться, или есть кого жалеть и любить и нельзя трудиться. Стало быть, может быть положение, в котором жизнь бессмысленна, и есть бесцельное страдание, от которого разумно избавиться, как и говорили стоики. Всё это совершенно справедливо, но только при определении смысла жизни в труде во имя любви. Но это не полное и не Христово определение. Христово определение есть исполнение воли Отца; исполнение этой воли при условиях чистоты, смирения и любви.
В чем воля? На этот вопрос иногда, когда человек ясно сознает ту роль, которую он играет в содействии установления царства божия на земле, есть прямо несомненный ответ в душе; иногда, когда нет такого ответа, стоит только соблюдать условия чистоты, смирения и любви (т. е. не предаваться похотям всякого рода, не искать одобрения людей и не иметь враждебного чувства ни к кому) и сама жизнь — сама плотская жизнь в труде или вынужденной праздности будет исполнение воли бога. И потому-то освобождение от плотской жизни есть поступок, несогласный с учением истины. Трудовая же жизнь есть не пустяки, а есть одно из условий чистоты.
Отрывок письма, печатается по копии. Впервые опубликовано в ПТС, I, № 143. Датируется на основании даты на копии и записи в Дневнике Толстого 10 апреля (см. т. 50).
Письмо Е. И. Попова, на которое отвечает Толстой, неизвестно. О получении его Толстой записал в Дневнике 9 апреля (см. т. 50).
350. С. С. Урусову.
1889 г. Апреля 10. Москва.
Исполняя обещание, пишу вам, милый друг, хотя Соня, вероятно, всё написала.1 Нынче отдал письмо Ал. Аф.2 через человека, но сам не вошел. Увидал очень много верхних одежд гостей и убоялся. У нас хорошо; но так хорошо, духовно хорошо, как было у вас, уже не будет. Редко проводил так хорошо время, спокойно, серьезно, любовно, как то, что провел у вас, и очень вас благодарю. Радостно тоже,