что есть время, место и люди, среди которых вы не можете быть вполне хорошей и потому вполне счастливой. Я знаю это давно, но постоянно всё больше и больше приучаюсь к тому, чтобы не предпочитать никаких одних внешних условий другим и не заботиться о них, а заботиться о том, чтобы в данных условиях соблюсти данную мне божественную искру и исполнить всю волю Отца. Этого же желаю вам, потому что знаю, что в этом одном и успокоение и разрешение всех и отвлеченных и самых практических задач, как, например, так представляется вам теперь: уезжать ли с Кавказа или оставаться? Напишите нам, пожалуйста, еще и поскорее и попросите о том же Ольгу Алексеевну, которой передайте мою любовь и тот же, как и вам, совет: как можно меньше действовать. Чем затруднительнее кажется положение, тем меньше надо действовать. Действиями-то мы обыкновенно и портим начинающие складываться наилучшим для нас образом условия. Пожалуйста, Ольга Алексеевна, напишите мне, и поподробнее, о вашем положении, намерениях и финансовых условиях. Вас это не должно интересовать, а я имею право этим интересоваться. — Про себя, кроме хорошего, ничего не могу сказать. С каждым днем становится радостнее жить и по внутреннему улучшающемуся состоянию и по внешним самым радостным условиям. Дня не проходит, чтобы я не получал доказательства распространения того огня, который Христос зажег на земле. И у нас, и в Америке, откуда вчера получил удивительное письмо и статьи,3 которые непременно переведу и постараюсь распространить. — Три условия исполнения воли Отца, по-моему, такие: 1) Чистота, т. е. отсутствие всего того, что оскверняет человека — объядение, пьянство, роскошь, всякая похоть. 2) Смирение, т. е. отсутствие заботы о том, как обо мне будут судить люди, даже готовность прослыть между ними за шута или дурака, и 3) доброжелательство, т. е. отсутствие враждебного чувства к кому-либо, недовольства на что-либо. Если человек соблюдает эти три, то, что бы он ни делал, он будет делать волю бога.
Лев Толстой.
Печатается по копии. Отрывок впервые опубликован в «Голосе минувшего» 1919, 5, стр. 176—177; полностью в кн. Е. Е. Горбуновой-Посадовой «Друг Толстого Мария Александровна Шмидт», М. 1929, стр. 29—30.
Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 23 июня (см. т. 50).
Письмо М. А. Шмидт, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
1 В 1888 г. М. А. Шмидт со своей подругой Ольгой Алексеевной Баршевой (ум. 1893) поселились в Уч-Дере (близ Сочи) и занялись садоводством.
2 Старк, швед, управляющий одного имения в Уч-Дере, знакомый М. А. Шмидт.
3 См. письма №№ 391 и 396.
* 396. Т. Ван Нессу (Van Ness). Черновое.
1889 г. Июня конец. Я. П.
Van Ness’у написать, что с удовольствием вспоминаю о его приезде и очень бы одобрил его описание, если бы оно не было преувеличено в похвалах. Радуюсь очень тому, что вы пишете о распространяющемся более истинном понимании учения Хр[иста]. Книг, к большому сожалению, о non-resis[tance] не получил. Получил от Вильсона книги Balou и б[ыл] очень рад им. Но это вероятно другое.
Конспект для ответа, написанный на конверте письма Е. Романовой к Толстому от 31 мая 1889 г. Датируется на основании упоминания о получении книг от Вильсона о Баллу.
Томас Ван Несс (Thomas Van Ness) — американский пастор-унитарьянец. Письмо его было переслано Толстому через Е. Романову (сведений о ней нет), которая сообщала, что Ван Несс писал о посылке ей книг для Толстого, которые она, однако, не получила и думает, что они пропали в пути.
397. С. Т. Семенову.
1889 г. Май — июнь. Я. П.
Получил ваше письмо и рукописи, Сергей Терентьич. Помогай вам бог жить так, как вы намереваетесь. Помощь от общения с людьми и чтения книг, разумеется, есть, но всё ничто, если нет в душе источника воды живой. То наборная вода, а то ключевая. И потому я всегда того мнения, что если можно иметь общение и книги, то это очень хорошо и надо пользоваться этим, но важности в этом нет. Важно одно — это внутренняя работа над собой, состоящая, главное, в соблюдении чистоты своей жизни, в избавлении себя от всякого рода пьянства — вина, женщин, тщеславия, и всякой суеты, в соблюдении себя чистым сосудом. Если только душа человека чиста, то бог поселяется в ней. Бог наполняет всё, и если вынешь из души то, что не божье, то бог наполнит ее, и наполнит в той мере, в к[оторой] вынуто не божье. Книга «В ч[ем] м[оя] в[ера]?» у меня есть, но я боюсь вам посылать ее. Как бы не подпасть вам ответственности из-за этого. Подумайте. А то теперь везде делают обыски. Повесть ваша совсем слаба. Мысль хорошая, но она не выражена художественно. Не видно, какие силы перемогли для молод[ого] человека удовольствие женитьбы на чистой девушке, не видно всех тех страданий душевных, к[оторые] он должен б[ыл] перенести, женившись на той. Вообще не хорошо. Сцена же не дурна, но однообразна. Сцену я пошлю Черткову, а повесть советую совсем уничтожить. —
Напишите, когда будете писать, как живется у вас в семье. —
Прощайте. Укрепи вас бог на том добром пути, на к[отором] стоите.
Л. Толстой.
Впервые опубликовано в книге С. Т. Семенова «Воспоминания о Л. Н. Толстом», СПб. 1912, стр. 21—22. Датируется на основании письма С. Т. Семенова, на которое отвечает Толстой; письмо Семенова без даты, но, судя по содержанию, оно было написано между письмами от 18 апреля и 2 июля 1889 г.
Семенов писал о своей жизни и общении с местными крестьянами; просил выслать ему «В чем моя вера?». При письме посылал два своих новых произведения: повесть (заглавие ее неизвестно) и комедию «Престольный праздник» (напечатана не была).
*398. Е. И. Попову.
1889 г. Июнь. Я. П.
….скажите, что всякие недоразумения, противоречия, неясности происходят только оттого, что люди хотят нечто совершить хорошее, нечто узнать, понять истину. — Этого ничего не нужно. Так мне показал мой разум и опыт. Нужно жить, отвечая на все заявляемые ко мне потребности наилучшим образом, не стараться совершить нечто хорошее, а стараться только не делать дурного, и не стараться понять истину, а только не лгать….
Отрывок письма (полный текст неизвестен), печатается по копии. Дата копии.
399. Л. Е. Оболенскому.
1889 г. Июнь. Я. П.
Дорогой Леонид Егорович,
Посылаю вам статью крестьянина молоканина Ф. Желтова.1 Я знаю этого Желтова. Он человек очень хороший и очень оригинальный по своему развитию — крестьянин, христианин, удержавший всю нравственную твердость и вместе с тем усвоивший литературный склад мысли и речи. В статье есть много недостатков, но есть и хорошее, настоящее. — Сделайте с нею, что найдете нужным, и войдите с ним в сношение по его адресу. Он может быть вам интересным сотрудником и без неприятного условия необходимости гонорара (мне кажется). Очень, очень вам благодарен, дорогой Леонид Егорыч, за ваше последнее письмо,2 простите, что не ответил. Я отвыкаю совсем от пера. Что дольше живу, то больше и больше сближаюсь с вами, хотя и не виж[у].
Любящий вас Лев Толстой.
Впервые опубликовано в «Биржевых ведомостях» 1908, № 10675 (утр. вып.) от 27 августа. Дата первой публикации.
1 Ф. А. Желтов, «Как я колол дрова и что из того вышло». Статья эта напечатана не была.
2 Какое письмо Оболенского имеет в виду Толстой, неизвестно.
400. Л. Е. Оболенскому.
1889 г. Июнь. Я. П.
Дорогой Леонид Егорович! Верьте, что очень бы хотел помочь вам, не разбирая, на пользу для вас эта помощь или нет, а просто по сердцу хочется сделать то, чего вы желаете, кроме того, правда, что журнал хороший и, кажется, полезный, но никак не могу теперь, сейчас. Я не знаю, что будет через неделю, через день, но редко я бывал в столь отдаленном от всякого писания состоянии, как теперь. Я имел в виду, если напишу что-нибудь художественное, отдать вам, и теперь сделаю, если придет возможность.
Напишу ли, или не напишу я для вас, будет или не будет существовать ваш журнал, это неважно; важно то, чтобы с вами мы любили друг друга. И затем я и пишу. Писал совсем другое письмо и вспомнил о вас, оторвал[ся] и вот написал. Так, пожалуйста, не то что не сердитесь, а будьте добры ко мне. Целую вас.
Л. Толстой.
Впервые опубликовано в «Биржевых ведомостях» 1908, № 10675 (утр. вып.) от 27 августа. Дата первой публикации.
В письме (без даты) Л. Е. Оболенский просил Толстого дать какую-нибудь статью в его журнал, сообщая, что журналу угрожает закрытие из-за отсутствия средств.
401. В. Г. Черткову от 17 июля 1889 г.
* 402. П. И. Бирюкову.
1889 г. Июля 21. Я. П.
Ах, на совести у меня письмо вам, милый друг Поша; да то очень зарабатывался, а то нездоровится. Но дело в том, что не переставая думаю о вас и люблю. Получил прежде всего милого Ругина.1 Не только я, но все мы были поражены его сходством с вами — приемами, отчасти и характером. Я полюбил его, человек без лукавства. — Мы с ним славно прожили, и уехал он с Романовым2 к Алехину. Интересные были разговоры с Романовым,3 повторение тех, к[оторые] б[ыли] с Файнерм[аном]. В разговорах этих мне очень уяснилась ошибка этих общинников. Я бы никогда не вздумал разыскивать их отступления, если бы они не были так строги к другим. — Коренное дело для верующего христианина — это не только не употреблять насилия, но и не пользоваться насилием других, а потому, как неизбежное следствие этого, не приобретать собственности и не удерживать приобретенную или признаваемую другими моею. Это основная обязанность и на нее должна быть направлена вся энергия, а не на то, чтобы стать в положение кормящегося своими трудами земледельца. Первое, т. е. отречение от собственности, ведет к положению чернорабочего и земледельца, но положение обеспеченного земледельца не только не ведет к отрицанию собственности, но часто напротив — к утверждению ее. Главное же дело в осуждении. Я всей душой радуюсь на жизнь общинников и на жизнь вашу и Чер[ткова], а они осуждают. Ром[анов], кажется, понял. Второе, что я получил от вас, это письма крест[ьянина] Сам[арского]4 и Дужкина.5 Дужкина очень хорошие письма. Еще большое спасибо за варианты об искус[стве].6 Они мне б[ыли] полезны очень и будут. Напишите мне подробнее о том, чем кончился эпизод с девицами.7 Надеюсь, что они не уехали и, главное, что Вар[вара] Вас[ильевна] успокоилась. Вы, верно, знаете о горе Чертк[овых], о том, что их девочка умерла от кровавого поноса или тифа, продолжавшегося 9 дней — жар и ничего не