Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 64. Письма, 1887-1889

Осипа (помните), у него жена родила, а я кошу. Нынче после обеда еду сеять.

Калуженский опять пишет, чтоб прислать ему письмо его.4 Если у вас, найдите. Есть много статей и книг хороших из Америки5 и Арнольда 17-го века история церквей замечательная. Напишу, когда будет свободнее. —

Сам всё работаю над повестью о браке.6 —

Маша живет очень хорошо. Прощайте, милый друг. Целую вас. Передайте мой привет Вар[варе] Вас[ильевне].

Л. Т.

Датируется на основании пометы Бирюкова на письме: «август 1889», записи в Дневнике Толстого 6 августа о получении писем П. И. Бирюкова и Г. П. Калужинского (см. т. 50) и слов: «после обеда поеду сеять».

1 Так Толстой называл в отличие от «темных» (последователей его религиозно-нравственного учения, происходивших обычно не из высших классов общества) всех прочих посетителей и обитателей Ясной Поляны.

2 В ночь с 27 на 28 июля в Дорогобужской общине (Шевелеве) Арк. В. Алехина был произведен обыск. Однако никто из общинников арестован не был, и община продолжала свое существование.

3 Письма В. Г. Черткова от 22 июля и 1 августа 1889 г. о смерти дочери Ольги. См. т. 86, стр. 248—249 и 250—251.

4 Письмо Г. П. Калужинского от 3 августа 1889 г.

5 Сочинения Баллу. См. письмо № 391. В Дневнике 1 августа Толстой отметил также получение американского религиозно-спиритического журнала «The world’s advance thought». См. т. 50, стр. 478—479.

6 «Крейцеровой сонатой».

* 409. Е. С. Дэвису (E. S. Davis).

1889 г. Августа 20. Я. П.

Пишите мне о медицине без лекарств. Это важное дело, и я почти согласен с последователями Christian science, от которых получаю часто письма и книги.

Печатается по копии. Дата копии.

На копии это письмо обозначено как письмо к неизвестному. Однако оно несомненно адресовано Е. С. Дэвису, стороннику американской секты «Христианское учение» («Christian science»), приславшему Толстому письмо от 3 августа 1889 г., получение которого Толстой отметил в Дневнике 19 августа (см. т. 50). Очевидно, это копия с черновика для ответа на английском языке.

410. В. Г. Черткову от 21 августа 1889 г.

411. Е. П. Свешниковой.

1889 г. Августа 21. Я. П.

Благодарю вас, уважаемая Лизавета Петровна (если я ошибся, пожалуйста, простите), за сообщение адреса М. Фрей.1 На памятник я посылать денег не буду, но хотел воспользоваться адресом написать ей, прося сведений о жизни ее мужа, глубоко уважаемого и горячо любимого мною человека, о к[отором], если буду жив, напишу, как умею, с тем, чтобы познакомить русских людей с одним из замечательнейших людей нашего и не только нашего времени, по самым редким нравственным качествам. До сих пор не было времени, но осенью надеюсь это сделать, п[отому] ч[то] это дело лежит у меня на совести, и я за него возьмусь2 прежде многого другого. Затем до свиданья. Желаю вам успеха и радости в вашей прекрасной деятельности.

Любящий вас Л. Толстой.

Впервые опубликовано в журнале «Минувшие годы» 1908, 9, стр. 91. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 21 августа (см. т. 50).

Письмо Е. П. Свешниковой, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Мария Евстафьевна, рожд. Славинская, с 1868 г. жена В. Фрея.

2 Этого намерения Толстой не исполнил.

412. Н. Я. Гроту.

1889 г. Августа 21. Я. П.

Дорогой Николай Яковлевич! И получил я ваше письмо поздно, в конце июля, и ответ промедлил, так что пишу в Кочеток,1 в который вы, вероятно, вернулись полны парижскими впечатлениями.2 На выраженные вами положения о воле и ее свободе не стану делать замечаний. Это невозможно в письме. Я понял вас, и многое мне понравилось; но всё рассуждение слишком обще и требует постановки точек на і, что мы и сделаем при личном свидании, если бог велит. Мы, говорят, пробудем зиму в деревне. Это не помешает нам видеться, потому что вы, кажется, мимо едете и, верно, заедете. Мы все живы и здоровы; я и в поле работаю и на письменном столе; но ничего еще не кончил; надеюсь сделать это осенью. Наши вам кланяются. Передайте мой привет вашей жене.

Любящий вас Л. Толстой.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в сборнике «Н. Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах», 1911, стр. 212. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 21 августа (см. т. 50).

Ответ на письмо от 9 июля 1889 г., в котором Н. Я. Грот писал, что принялся за переработку своего реферата «О свободе воли», и сообщал Толстому свои мысли по этому вопросу.

1 Кочеток, село близ г. Чугуева, Харьковской губ., где было имение Грота.

2 Н. Я. Грот ездил в Париж на Всемирный психологический конгресс и пробыл там с 23 июля по 5 августа 1889 г.

413. Л. Ф. Анненковой.

1889 г. Августа 22. Я. П.

Благодарствуйте, дорогая Леонила Фоминична, за ваши носки и платки и полотенца: всё превосходно и всего так много, что, вероятно, не успею до смерти износить их. Пишу вам несколько слов, п[отому] ч[то] устал нынче писать, а откладывать не хочется. Хочется вас попрекнуть за то, что пишете, что кроме Маши никто не будет рад вашему приезду. Я наверно рад.

Всё, что вы пишете про Медведевых, очень радостно, помогай им бог. Мы живем хорошо, и умирать мне хочется только очень редко, и я всегда себя браню за это. У меня теперь гостит Ге старший,1 и нам очень хорошо вместе. Радуюсь, что ваша жизнь идет хорошо и что вы всё недовольны ею.

Любящий вас Л. Толстой.

На конверте:

Курской губ[ернии]. Льгов. Леониле Фоминичне Анненковой.

Впервые опубликовано в ПТС, II, № 375. Датируется на основании почтовых штемпелей.

Письмо Л. Ф. Анненковой, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Н. Н. Ге пробыл в Ясной Поляне с 20 августа до 2 сентября.

414. А. В. Алехину.

1889 г. Августа 22. Я. П.

Вчера получил ваше письмо, дорогие друзья, и рад был очень тому духу, в котором оно написано. Это тот дух, которым мы живы и которым мы живим друг друга. Такое оживление и подъем я почувствовал от вашего письма. Кроме того, я просто рад общению с вами, которое прошу поддерживать. Р[угин], спасибо ему, не то что сблизил, а знаете, по сухому провел мокрым, и потекло по этому месту. Я последнее время часто думал об одном давно известном соображении, но которое с особенной живостью мне приходит всё это время в голову и бодрит меня, а именно: Если выразить только одним наипростейшим и яснейшим предложением — смысл, сущность, цель жизни, то я для себя ее выражаю так, как сказано Ин. VI, 38 и в особенности 39, возрастить в себе, довести ее до высшей возможной степени божественности ту искру, то разумение, которое дано, поручено мне, как дитя няньке. Это определение смысла жизни шире всех других, включает все другие.

Что же нужно для того, чтобы исполнить это, возрастить это дитя? Не нега, а труд, борьба, лишения, страдания, унижения, гонения, то самое, что сказано много раз в Евангелии. И вот оно самое, то, что нужно нам и посылается нам в самых разнообразных формах и в малых и больших размерах. Только бы мы умели принять это, как следует, как нужно нам, а потому радостную работу, а не как нечто досадное, нарушающее нашу, столь хорошо устроенную жизнь. Помогай бог вам всем именно так принять не столько то посещение,1 но и то, если бы вас разогнали и нарушили бы вашу столь радостную для меня и для всех нас хорошую жизнь. Обыкновенно в этих случаях делается такая ошибка — говорят: «вот обстоятельства, которые нарушают или грозят нарушить нашу хорошую жизнь; надо как-нибудь поскорее обойти, превозмочь эти обстоятельства, с тем, чтобы продолжать свою хорошую жизнь». В действительности же надо смотреть на дело совершенно обратно: «Вот была жизнь, которую мы установили с большой внутренней борьбой и трудами, и жизнь эта удовлетворяла нашим нравственным требованиям, но вот являются новые обстоятельства, заявляющие новые нравственные требования: давайте же постараемся ответить наилучшим образом на эти требования». Эти обстоятельства не случайность, которую можно устранить, но требования новых форм жизни, в которых я должен испытать себя и к которым должен приготовить себя, как я готовил себя к предшествующей форме жизни. Я говорю про ту возможность, что вас разгонят, запрут, сошлют (хотя это не может быть). Впрочем, вы всё это знаете так же, как я. Как только центр один, то и все радиусы совпадают, я это много раз замечал. Пишу это потому, что люблю всех вас и хочу наибольшего с вами общения. Напишите, кто составляет ваши 15 человек. Напишите и то, как идут работы.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в Б, III, изд. 1-е, стр. 127—128. Дата копии совпадает с записью в Дневнике Толстого 22 августа (см. т. 50).

Аркадий Васильевич Алехин (1854—1918) — из богатой купеческой семьи в Курске, бывший студент Петровской сельскохозяйственной академии, одно время увлекшийся религиозно-нравственными взглядами Толстого. Весной 1889 г., совместно с своими братьями Митрофаном и Алексеем, организовал земледельческую общину в Шевелеве, Дорогобужского уезда Смоленской губ., которая, просуществовав около двух лет, распалась. С Толстым познакомился в 1889 г. в Ясной Поляне. В 1892—1893 гг. работал с Толстым, оказывая помощь голодающим крестьянам. Позднее, в 1905—1914 гг., был курским городским головой.

1 См. прим. 2 к письму № 408.

415. В. И. Алексееву.

1889 г. Августа 22. Я. П.

Спасибо вам, дорогой друг Василий Иванович, что написали о себе и о своей жизни. Часто и всегда с большою любовью думаю о вас. — Вы говорите, что вы как будто плачетесь на жизнь. Нет, вы не плачетесь, а вы недовольны — не ею, — но собою в ней, как и я всегда в хорошие минуты недоволен. А вы всегда недовольны, п[отому] ч[то] всегда стремитесь к лучшему и с одной ступени всегда переставляете ногу на другую. И помогай вам бог. Только на днях приехал один бывший морской офицер Ругин, друг и товарищ теперь по жизни Бирюкова и рассказывал про Алехинскую общину в Смоленской губ[ернии], Дорогоб[ужского] уезда. Живут они там 15 человек — 8 мужчин, 7 женщин — прекрасно, трудолюбиво, воздержно — картофель, горох, снятое молоко не всегда, а чай два раза в неделю, и чисто и любовно, помогая окрестным бедным, но одно не совсем хорошо, это то, что некот[орые] из них думают и говорят, что христианину нет другой жизни, как в общине, что во всякой другой жизни, н[а]п[ример], такой, как вы, как я, мы участвуем в людоедстве — сработаем на 30 к., съедим на рубль. И мне это нравится — нравится то яркое выставление

Скачать:TXTPDF

Осипа (помните), у него жена родила, а я кошу. Нынче после обеда еду сеять. Калуженский опять пишет, чтоб прислать ему письмо его.4 Если у вас, найдите. Есть много статей и